Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития личности ребенка в сообществе семьи и дошкольного образовательного учреждения в психолого-педагогической литературе6
1.1. Психолого-педагогические основы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в работе по воспитанию детей6
1. 2. Изучение семьи важное звено в работе с родителями11
1.3. Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями16
Глава 2. Эмпирическая часть20
2.1. Анализ сотрудничества родителей и сотрудников ДОУ в воспитании детей20
2.2. Формы работы дошкольного учреждения с родителями24
2.3. Современные подходы к организации взаимодействия семьи дошкольного образовательного учреждения35
Заключение42
Список литературы44
Приложение
Выдержка из текста работы
В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. В указе президента Р.Ф. от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Это подтверждается Законом об Образовании РФ, 1 пункт 18 статьи которого гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Значение семьи в воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, об уровне педагогической культуры родителей как главных воспитателей ребенка.
Проблема повышения психолого-педагогической культуры всегда ш волновала выдающихся педагогов.
В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогв, как П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, А.Н. Острогорский, И.Г. Песталоцци, В.А. Стоюнин, К.Д. Ушинский, ставятся вопросы: о культуре семейных отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; о влиянии — семейного уклада на детей; о пользе Ф педагогической литературы для родителей в плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного воспитания, что говорит о том, что проблемы семьи и семейного воспитания является традиционным для отечественной и мировой педагогики. Каждый новый этап развития обществ вызывает необходимость поиска новых путей их решения. Ф Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в отечественных исследованиях Л. А. Алексеевой, И.В. Гребенникова, Ю.Я. Левкова, Е.И. Наседкиной, Д.А. Петрова, В.Я. Титаренко, С.Н. Токаревой, О.Е.Черствой, О.Н. Урбансой, Т.В. Лодкиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Щербаковой и многих других ученых. Так же данная проблематика рассматривается и в работах западных исследователей: Ибука Масару, Мария Монтессори, Ю. Хямяляйнен, В. Сатир, А. Адлер, Б.Ф. Скиннер, М. К-Холл, Томас Гордон, М. Джеймс, Д. Джонгвард, Т. Харрис и другие. Современные ученые приходят к единому мнению о том, что основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает подготовка, главным образом, отцов и матерей, включающая целенаправленное психолого-педагогическое научное просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание.
Вместе с тем уровень психолого-педагогической культуры основной массы родителей остается невысоким. Так И.В. Гребенников говорит о нем: «…недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей».
В такой ситуации актуальным оказывается вопрос о том, какие общественные институты готовы взять на себя основную тяжесть по формированию педагогической культуры родителей. Первым таким институтом является дошкольное образовательное учреждение.
Таким образом, проблема формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения является актуальной.
Цель исследования: изучить формирование педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: педагогическую культуру родителей возможно сформировать в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты проблемы формирования педагогической культуры родителей.
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень педагогической культуры родителей.
3. Провести эмпирическое исследование проблемы формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: педагогическая культура родителей.
Предмет исследования: формирование педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
База исследования: МДОУ № 77 города Челябинска.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования педагогической культуры родителей
1.1 Взаимодействие семьи и ДОУ
Рассматривая образовательную среду учреждения, Т. П. Колодяжная определил ее как совокупность внешних условий, влияющих на развитие личности, и возможностей, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [27].
Т. Н. Доронова указывает, что одним из компонентов образовательной среды ДОУ является взаимодействие участников педагогического процесса [22]. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями.
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.
В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов [30; 33; 37].
Однако на данное взаимодействие влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.
Для выявления родительских представлений и ожиданий от посещения их ребенком дошкольного учреждения целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания, проблемы и затруднения в вопросах семейного воспитания [54].
На первом этапе знакомства родители не всегда расположены к откровенности, поэтому допускается анонимность при ответе [63]. Анкету можно повторять на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, так как более длительное знакомство и доверие могут изменить картину.
Также для повышения эффективности взаимодействия полезно в конце каждого учебного года проводить опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей [39].
Для выявления представлений воспитателей об их функциях в работе с родителями старшему воспитателю ДОУ (заместителю директора по учебно-воспитательной работе) целесообразно провести опрос педагогов по анкете.
Открытая форма вопросов, предполагающая ответы в свободной форме, позволит выявить представления и ожидания воспитателей от взаимодействия с родителями воспитанников. Анализ результатов опроса поможет администрации дошкольного учреждения увидеть проблемы педагогов в установлении сотрудничества с семьей, эффективно спланировать и осуществить методическую помощь воспитателям по выстраиванию доверительно-делового общения с родителями.
Решение проблемы рассогласования запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей приведут к значительному повышению эффективности их взаимодействия. Ведь сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.
Согласно исследованиям современных ученых (Н.М. Метенова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Н. Селиванова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева) еще одним фактором, влияющим на эффективность взаимодействия детского сада и семьи, является уровень педагогической культуры родителей [30].
Рассмотрим данный фактор более подробно в следующем параграфе.
1.2 Педагогическая культура родителей
Педагогическая культура — это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье [10, с. 5].
Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Согласно В. Н. Гурову, педагогическая культура включает несколько компонентов [15]: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Эти компоненты складывались на протяжении долгой истории человечества, но в настоящее время приобретают новое звучание. Так, на международном уровне ставится вопрос об ответственном родительстве (Конвенция о правах ребенка, 1989). В законодательных акт…
**************************************************************