Содержание
Введение3
1. Понятие и виды иностранных элементов в российском судопроизводстве5
2. Подсудность дел с участием иностранного элемента в гражданском и арбитражном процессе10
3. Рассмотрение дела по существу с участием иностранного элемента14
Заключение16
Список литературы18
Выдержка из текста работы
Предметом исследования будут служить учебная литература, посвящённая хозяйственному процессуальному праву, а также нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в рассматриваемой области.
Цель работы: рассмотрение правового регулирования порядка рассмотрения хозяйственных (экономических) и иных дел с участием иностранных лиц в хозяйственных судах Республики Беларусь.
При выполнении работы использованы системный и формально-юридический методы.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: исследование порядка рассмотрения хозяйственных споров с участием иностранных лиц, а также изучены вопросы компетенции хозяйственных судов при рассмотрении таких споров и права и обязанности иностранных лиц в хозяйственном процессе.
Элементами научной новизны полученных результатов являются сделанные выводы в ходе написания работы.
Областью возможного практического применения являются отрасли хозяйственного, международного и хозяйственного процессуального права.
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития человеческого общества ни одно государство не может существовать и развиваться в отрыве от других государств. В начале двадцать первого столетия сильнейшее влияние на мировое сообщество оказывают процессы интеграции государств. Для Республики Беларусь вопросы взаимодействия с другими государствами приобрели в последнее десятилетие ещё более важное значение, что связано, в первую очередь, со стремлением создать государство со стабильной рыночной экономикой. Одним из результатов этого стало расширение экономических связей между хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и иностранными коммерческими организациями, что в свою очередь создало необходимость более четкого правового регулирования, как самих внешнеэкономических сделок, так и порядка разрешения хозяйственных споров, возникающих из этих отношений, в хозяйственных судах Республики Беларусь.
Цель данной работы заключается в рассмотрении правового регулирования порядка рассмотрения хозяйственных (экономических) и иных дел с участием иностранных лиц в хозяйственных судах Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе будут решены следующие задачи:
. Необходимо выяснить, какие хозяйственные суды Республики Беларусь и в каких случаях вправе рассматривать хозяйственные (экономические) и иные споры с участием иностранных лиц, т.е. решить вопросы подсудности и компетенции хозяйственных судов.
. Изучить особенности рассмотрения хозяйственных (экономических) и иных споров с участием иностранных лиц.
. Рассмотреть права и обязанности иностранных лиц в хозяйственном процессе.
Объектом курсовой работы будут служить общественные отношения, связанные с порядком рассмотрения хозяйственных (экономических) и иных дел с участием иностранных лиц, регулируемые нормами хозяйственного процессуального законодательства.
Предметом исследования будут служить учебная литература, посвящённая хозяйственному процессуальному праву, а также нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в рассматриваемой области.
При выполнении поставленных задач в работе будут использоваться системный и формально-юридический методы.
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
Международная экономическая интеграция, увеличение объёмов международной торговли, развитие партнерских и деловых связей, кооперирование с неизбежностью вызывают потребность в регулировании вопросов рассмотрения и разрешения споров, возникающих между хозяйствующими субъектами различных государств в торгово-экономической и финансовой сферах [10, с. 192].
В 2011 году в хозяйственные суды Республики Беларусь поступило 1030 (в 2010 году — 1017) заявлений с участием иностранных лиц, в том числе 972 заявления (94%) — в порядке искового, административного производств, 58 заявлений (6%) — в порядке приказного производства.
Судами принято к рассмотрению 816 заявлений (79% поступивших), в том числе 769 заявлений — в порядке искового, административного производств, 47 заявлений — в порядке приказного производства.
За отчётный период рассмотрено 743 дела с участием иностранных лиц (0,8% от общего числа дел, рассмотренных хозяйственными судами в 2011 году), в том числе 697 дел (94%) — в порядке искового, административного производств, 46 дел (6%) — в порядке приказного производства [13].
В первом полугодии 2012 года в хозяйственные суды Республики Беларусь поступило 483 заявления с участием иностранных лиц, в том числе 461 заявление (95%) — в порядке искового, административного производств, 22 заявления (5%) — в порядке приказного производства. Судами принято к рассмотрению 405 заявлений (84% поступивших), в том числе 389 заявлений — в порядке искового, административного производств, 16 заявлений — в порядке приказного производства.
За отчётный период рассмотрено 378 дел с участием иностранных лиц, в том числе 362 дела (96%) — в порядке искового, административного производств, 16 дел (4%) — в порядке приказного производства [12].
Статистика свидетельствует о росте авторитета белорусского правосудия. Всё чаще при заключении внешнеэкономических контрактов местом разрешения споров указываются суды Республики Беларусь, причем имеют место случаи, когда обеими сторонами такого соглашению выступают иностранные субъекты [6, с. 479].
При обращении иностранного лица в белорусский хозяйственный суд за защитой своих прав, либо в случае, когда иностранное лицо выступает в качестве ответчика, возникает вопрос о правомочии белорусского суда рассматривать подобный спор. Данный вопрос разрешается путем определения подсудности споров с участием иностранцев хозяйственным судам Республики Беларусь. Подсудность дел с участием иностранных лиц определяется по общему правилу: если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Республики Беларусь. Исключения из этого правила предусмотрены в статье 236 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года (далее — ХПК) [1, с. 249]. Речь о них пойдёт ниже.
Компетенция хозяйственного суда определяется в соответствии с правилами подведомственности, подсудности, установленными международными договорами, ХПК, постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» от 31 октября 2011 г. № 21. Данная оценка должна быть отражена в описательной части судебного постановления [8].
Международные договоры Республики Беларусь могут содержать иные правила, определяющие компетенцию хозяйственных судов по делам с участием иностранных лиц. В этом случае с учетом части третьей статьи 25 ХПК компетенция хозяйственного суда определяется в соответствии с международным договором [7].
Для определения подсудности споров и применимого права в отношениях с иностранными лицами государств, с которыми у Республики Беларусь имеются двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях, применяются данные договоры, в частности [8]:
. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный 20 октября 1992 года в г. Вильнюсе, − статья 20;
. Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный 21 февраля 1994 года в г. Минске, − статья 18;
. Иные договоры.
Компетенция судов по рассмотрению дел с участием иностранных лиц может быть установлена помимо договоров о правовой помощи и правовых отношениях в международных соглашениях Республики Беларусь, регулирующих правоотношения в определенной сфере экономической деятельности [8].
Так, статьей 14 Конвенции Содружества Независимых Государств о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, подписанной 9 октября 1997 года в г. Бишкеке, установлено, что по всем спорным вопросам, возникающим в связи с перевозкой пассажиров и багажа в международном сообщении, пассажир имеет право в соответствии со статьей 20 Минской Конвенции обратиться в суд государства, на территории которого произошло событие, повлекшее вред либо ущерб, или по юридическому адресу перевозчика или пассажира, а также в пунктах отправления или прибытия пассажира.
Статьей 31 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), подписанной 19 мая 1956 года в г. Женеве, вступившей в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 года, помимо договорной подсудности предусмотрена возможность обращения истца по любым спорам, возникающим по поводу перевозок, к суду страны, на территории которой находятся:) обычное местожительство ответчика, его главная контора или отделение, или агентство, при посредстве которых был заключен договор перевозки, или) место принятия груза к перевозке или место доставки.
Статья 235 ХПК непосредственно устанавливает компетенцию хозяйственных судов в Республике Беларусь по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц.
Хозяйственные суды в Республике Беларусь рассматривают хозяйственные (экономические) споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности с участием иностранных лиц, если [15]:
ответчик находится или проживает на территории Республики Беларусь либо на территории Республики Беларусь находится его имущество;
орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории Республики Беларусь;
спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Республики Беларусь;
требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Республики Беларусь, либо при наступлении вреда на территории Республики Беларусь;
спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Республики Беларусь;
истец по делу о защите деловой репутации находится в Республике Беларусь;
спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Республики Беларусь;
заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Республики Беларусь;
спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и иных объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей Интернет на территории Республики Беларусь;
в иных случаях — при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Республики Беларусь.
Дела о прекращении деятельности филиала или представительства иностранного лица, находящихся на территории Республики Беларусь, рассматриваются хозяйственными судами в Республике Беларусь в случаях, когда это предусмотрено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Хозяйственные суды в Республике Беларусь рассматривают дела по хозяйственным (экономическим) спорам и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности с участием иностранных лиц и отнесенные в соответствии со статьей 236 ХПК к их исключительной компетенции.
Хозяйственные суды в Республике Беларусь рассматривают также дела в соответствии с соглашением сторон, заключенным по правилам, установленным статьей 237 ХПК.
Дело, принятое хозяйственным судом к своему рассмотрению с соблюдением правил, установленных статьей 235 ХПК, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в ходе производства по делу в связи с изменением места нахождения и (или) места жительства лиц, участвующих в деле, либо иными обстоятельствами оно стало относиться к компетенции иностранного суда.
Статья 236 ХПК устанавливает исключительную компетенцию хозяйственных судов в Республике Беларусь по рассмотрению дел с участием иностранных лиц. К исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь относится рассмотрение следующих дел с участием иностранных лиц [15]:
по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Республики Беларусь имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
по спорам, предметом которых является недвижимое имущество, если оно находится на территории Республики Беларусь, в том числе об установлении факта владения недвижимостью или права на нее;
по спорам о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведенных государственным органом Республики Беларусь, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра);
по спорам, связанным с учреждением, регистрацией или ликвидацией на территории Республики Беларусь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обжалованием решений органов этих юридических лиц;
об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, местом нахождения или местом жительства которых является Республика Беларусь;
по спорам об исключении имущества из описи или освобождении его от ареста, если арест имущества проведен соответствующим государственным органом Республики Беларусь;
В исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь находятся также возникающие из административных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и иные дела, предусмотренные статьей 42 ХПК Республики Беларусь, с участием иностранных лиц.
В случае несоблюдения правил подсудности, установленных ХПК, хозяйственный суд вправе возвратить исковое заявление и приложенные к нему документы. Кроме того, последствием несоблюдения правил подсудности, в случае принятия решения хозяйственным судом по существу, может быть полная или частичная отмена судебного постановления [1, с. 250].
ХПК также предусматривает возможность заключения соглашения об определении компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь.
Если стороны, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, заключили соглашение, в котором определено, что хозяйственный суд в Республике Беларусь обладает компетенцией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, связанного с осуществлением ими предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, хозяйственный суд в Республике Беларусь будет обладать исключительной компетенцией по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительной компетенции иностранного суда [15].
Соглашение об определении компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь должно быть заключено в письменной форме.
Стоит также отметить, что по делам с участием иностранных лиц, отнесенным в соответствии с главой 27 ХПК к компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь, хозяйственный суд в Республике Беларусь вправе принять меры по обеспечению иска согласно правилам, установленным главой 9 ХПК Республики Беларусь. К таким мерам в соответствии со статьёй 116 ХПК относятся [15]:
наложение ареста на недвижимость или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;
наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
запрещение ответчику совершать определенные действия;
возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия;
запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению;
приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;
временное ограничение права гражданина или индивидуального предпринимателя, являющихся ответчиками, на выезд из Республики Беларусь;
иные меры, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами.
Хозяйственный суд в Республике Беларусь оставляет иск без рассмотрения согласно правилам, установленным главой 16 ХПК, если в производстве иностранного суда находится на рассмотрении дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, при условии, что рассмотрение данного дела в соответствии со статьей 236 ХПК не относится к исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь.
Хозяйственный суд в Республике Беларусь прекращает производство по делу согласно правилам, установленным главой 15 ХПК, если имеется вступившее в законную силу решение иностранного суда, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, при условии, что рассмотрение данного дела в соответствии со статьей 236 ХПК не относится к исключительной компетенции хозяйственных судов в Республике Беларусь или не имеется оснований в соответствии со статьей 248 ХПК для отказа в признании и приведении в исполнение указанного решения. В хозяйственные суды могут передаваться экономические споры с участием сторон, обладающих особым международно-правовым статусом, определяемым как иммунитет от юрисдикции. Согласно статье 239 ХПК иностранное государство, выступающее в качестве суверена, обладает судебным иммунитетом от предъявленного к нему иска в хозяйственном суде, привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, и принятия по отношению к нему хозяйственным судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на такое имущество в порядке принудительного исполнения судебного постановления допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.
Судебный иммунитет международных организаций определяется международными договорами Республики Беларусь.
Отказ от судебного иммунитета осуществляется в порядке, установленном законодательством соответствующего государства или правилами международной организации. В случае оформления отказа от иммунитета хозяйственный суд в Республике Беларусь рассматривает дело в порядке, установленном ХПК.
О. Прохорчик отмечает, что в ХПК не даётся понятие определения «иностранное государство» и в связи с этим в целях избегания возможных коллизий при правоприменении, он предлагает ввести в ХПК следующее понятие [11, с. 139-140]: «иностранное государство — это государство, составные части государства и органы государственной власти, государственные объединения, учреждения и другие государственные образования, представители государства в той мере, в которой указанные лица правомочны предпринимать действия по осуществлению суверенной власти государства и фактически совершают такие действия».
Таким образом, компетенция хозяйственного суда определяется в соответствии с правилами подведомственности, подсудности, установленными международными договорами, ХПК, постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» от 31 октября 2011 г. № 21. Данная оценка должна быть отражена в описательной части судебного постановления. Нужно не забывать, что международные договоры Республики Беларусь могут содержать иные правила, определяющие компетенцию хозяйственных судов по делам с участием иностранных лиц. В таких случаях компетенция хозяйственного суда определяется в соответствии с международным договором, поскольку в силу статьи 8 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
Особенности производства по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц урегулированы главой 27 <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815D68A95F3314F57CA940014BF5ABE842219442F6F20DA781v5TFQ> ХПК «Производство по рассмотрению хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц». Данная глава хоть и названа «производство», не устанавливает каких-либо отдельных правил, составляющих стадию процесса [9, с. 308]. В ней лишь изложены особенности рассмотрения хозяйственных (экономических) и иных дел с участием иностранных лиц.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами законодательства и соблюдения процессуальных требований при рассмотрении дел с участием иностранных лиц было принято постановление <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815A6EA9593A17A876A1190D49vFT2Q> Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 № 31 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» [16].
Согласно данным судебной статистики за период применения постановления <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815A6EA9593A17A876A1190D49vFT2Q> № 31 хозяйственными судами рассмотрено более трех тысяч дел с участием иностранных лиц в порядке искового, приказного и административного судопроизводства.
Тем не менее, изучение и обобщение судебной практики по рассматриваемой категории дел свидетельствовало о наличии отдельных вопросов, возникающих в работе судей и требующих дополнительного разъяснения для обеспечения правильного и единообразного применения норм международного права и законодательства Республики Беларусь.
В связи с этим на базе постановления <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815A6EA9593A17A876A1190D49vFT2Q> № 31 было разработано и принято постановление <consultantplus://offline/ref=BD3B2937DB65EE7227D9FD3A4EEA7BA372B448E7815D68AF573E15F57CA940014BF5vATBQ> Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц».
Наряду с общими принципами судопроизводства хозяйственные суды при рассмотрении хозяйственных (экономических) и иных дел с участием иностранных лиц руководствуются принципами приоритета международных договоров, соблюдения юрисдикции других иностранных судов и других правоохранительных органов, взаимности [5, с. 218].
В ХПК порядку рассмотрения дел с участием иностранных лиц посвящена всего одна статья, которая устанавливает, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются хозяйственным судом в Республике Беларусь по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь (статья 241 ХПК).
В связи с этим данная глава будет посвящена не самому порядку рассмотрения дел с участием иностранных лиц, поскольку он совпадает с общим порядком рассмотрения дел в хозяйственном процессе, а его особенностям, что, по мнению автора, является более важным.
Итак, по мнению Гальцова В.С. можно выделить следующие особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц [1, с. 251-252]:
. Как отмечалось выше, это рассмотрение дел хозяйственным судом в Республике Беларусь с участием иностранных лиц по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.
. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или органы их управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Республики Беларусь, рассматриваются в сроки, установленные ХПК. Так, дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более семи месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.
. Если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом хозяйственным судом в Республике Беларусь, находятся или проживают за пределами Республики Беларусь, они извещаются о судебном разбирательстве определением хозяйственного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В таких случаях рассмотрение дела продлевается хозяйственным судом на срок, установленный международным договором Республики Беларусь для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — на срок не более шести месяцев.
Для применения в хозяйственном процессе норм главы 27 ХПК первоначально необходимо установить статус иностранного лица [14, с. 54]. Подтверждение статуса участника процесса как иностранного лица может обуславливать применение иностранного права. Иностранное лицо в процессе может выступать как иностранная организация, иностранная фирма, международная организация и как иностранное физическое лицо − предприниматель.
Предоставление хозяйственному суду официальных документов, отвечающих установленным законом требованиям, считается достаточным для удостоверения иностранного происхождения лица − организации.
При этом организации, зарегистрированные в торговом регистре (реестре), по законодательству страны происхождения могут являться юридическими лицами, но в некоторых случаях юридическими лицами не признаваться. Данные обстоятельства влекут различный объем прав, который определяется законодательством страны происхождения лица, что необходимо учитывать при оценке правового статуса участника процесса [8].
Подтверждение иностранного происхождения физического лица − предпринимателя определяется в соответствии с законодательством страны местонахождения, местожительства (домициля) лица. В некоторых странах предприниматели подлежат государственной регистрации в специальном регистре (реестре) либо имеют лицензии на осуществление предпринимательской деятельности. Предоставление хозяйственному суду выписки из регистра (реестра) или лицензии считается в таких случаях достаточным. Если же по законодательству страны иностранного предпринимателя (например, Федеративная Республика Германия) регистрации или выдачи лицензии не предусматривается, оценка представленных физическим лицом доказательств иностранного происхождения производится хозяйственным судом [8].
Хозяйственный суд вправе проводить проверку представленных официальных документов путем направления запросов в компетентные органы иностранных государств в порядке, установленном Конвенцией о получении доказательств за границей по гражданским и торговым делам, подписанной 18 марта 1970 года в г. Гааге.
Немаловажным вопросом является вопрос применимого право при рассмотрении спора с участием иностранных лиц. Ему посвящена глава 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» от 31 октября 2011 г. № 21.
Согласно п. 23 данного постановления, хозяйственный суд при рассмотрении спора, вытекающего из внешнеэкономической сделки, принимает меры к установлению применимого права на основании Конституции Республики Беларусь, ГК, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев.
Если на основании нормативных правовых актов невозможно установить право, подлежащее применению, то применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми отношениями, осложненными иностранным элементом (статья 1093 ГК).
Стороны могут избрать применимое право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Соглашение должно быть явно выражено или должно прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела в их совокупности [7].
В случае, если отсутствует выбор применимого права самими сторонами, хозяйственный суд должен применять коллизионные нормы, установленные международными договорами Республики Беларусь.
Коллизионные нормы состоят из двух частей. В первой части, именуемой объемом, устанавливается соответствующее правоотношение, к которому она применима. Такие правоотношения обозначаются, например, понятиями «права и обязанности по сделке», «право собственности и иные вещные права», «отношения по возмещению вреда» и т.п.
Вторая часть коллизионной нормы, условно именуемая коллизионной привязкой, указывает на закон (правовую систему), который подлежит применению к данному виду правоотношений. Для обозначения коллизионных привязок используются, например, такие понятия, как «закон гражданства», «закон места жительства», «закон места совершения сделки», «закон страны, с которой договор наиболее тесно связан», «закон места неосновательного обогащения» [8].
Если стороны не определили применимое право в договоре и международными договорами не устанавливаются нормы, регулирующие вопросы определения применимого права, то хозяйственный суд определяет применимое право на основании законодательства Республики Беларусь.
П. 24 постановления устанавливает, что при применении иностранного права хозяйственный суд обязан установить содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства (статья 1095 ГК, статья 26 ХПК).
При этом в целях установления содержания норм иностранного права хозяйственный суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением к Министерству юстиции, иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за пределами Республики Беларусь, либо привлечь специалистов.
Хозяйственный суд вправе возложить на стороны обязанность доказывания существования и содержания норм иностранного права по требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности [7].
Лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений (например, тексты нормативных актов, материалы судебной практики и т.д.), и иным образом содействовать хозяйственному суду в установлении содержания этих норм.
В процессе рассмотрения дела хозяйственному суду необходимо оценить представленные сторонами доказательства, в том числе и те, которые характерны и являются специфическими для стороны, являющейся иностранным лицом.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» хозяйственный суд принимает в качестве доказательств документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств, при наличии консульской легализации, выполненной дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь [7].
Консульская легализация официальных документов, составленных на территории иностранного государства и представляемых в хозяйственный суд, производится в порядке, предусмотренном пунктом 14 Консульского устава Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 года N 82 «Об утверждении Консульского устава Республики Беларусь», законодательством Республики Беларусь об административных процедурах, постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 16 августа 2010 года № 16 «Об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь».
Легализация иностранного документа необходима для представления последнего в качестве доказательства в хозяйственном процессе, но не исключает проверки со стороны суда с целью установления правильности содержащихся в нем сведений по существу.
Необходимо отметить, что в силу порядка, установленного рядом международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи, хозяйственный суд вправе принимать иностранные официальные документы из государств, с которыми заключены договоры о правовой помощи, без консульской легализации и апостиля [7].
В силу этого документы, изготовленные на территории одной из стран-участниц либо засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным на то лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные гербовой (официальной) печатью, принимаются на территории другой страны-участницы без какого-либо специального удостоверения.
Документы, которые на территории одной из стран-участниц рассматриваются как официальные, пользуются на территории другой страны-участницы доказательственной силой официальных документов.
Поскольку частью первой статьи 20 ХПК установлено, что судопроизводство в хозяйственном суде ведется на одном из государственных языков Республики Беларусь, хозяйственный суд принимает документы, составленные на языках иностранных государств, только при условии сопровождения их переводом на русский или белорусский язык, который осуществлен компетентным органом (лицом) (например, Торгово-промышленной палатой и др.). В случае несоблюдения этого требования указанные документы не принимаются хозяйственным судом к рассмотрению [7].
Таким образом, дела с участием иностранных лиц рассматриваются хозяйственным судом в Республике Беларусь по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Хозяйственный суд при рассмотрении спора с участием иностранных лиц принимает меры к установлению применимого права на основании Конституции Республики Беларусь, ГК, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев. Документы, выданные компетентным иностранным органом и предоставляемые иностранным лицом в качестве доказательств в хозяйственный суд, нуждаются в легализации, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
иностранный гражданин хозяйственный суд
Согласно статье 242 ХПК, процессуальные права и обязанности иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, равнозначны правам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, т. е. права и обязанности иностранных лиц в хозяйственном процессе определены по принципу национального режима. Распространение на иностранных лиц национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только истцами и ответчиками, но также быть и третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, выступать по делам о банкротстве и об установлении фактов, имеющих юридическое значение, вести дела через представителей [2, с. 144].
Поэтому в соответствии со статьёй 55 ХПК иностранные лица в качестве лиц, участвующих в деле, имеют право [15]:
в порядке, установленном хозяйственным судом, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать за свой счет копии этих материалов;
заявлять отводы;
представлять доказательства, знакомиться до начала судебного разбирательства с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств;
с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле;
заявлять ходатайства, подавать заявления;
давать хозяйственному суду в письменной и устной форме объяснения;
знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против их ходатайств, доводов;
получать копии судебных постановлений, принимаемых в виде отдельного документа;
обжаловать судебные постановления;
знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле;
осуществлять иные процессуальные права, предоставленные им ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Иностранные лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими.
Злоупотребление процессуальными правами иностранными лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Иностранные лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или возложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами наравне с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами Республики Беларусь. Неисполнение процессуальных обязанностей влечет за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах.
Возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут установлены ограничения процессуальных прав белорусских граждан и юридических лиц. В таких случаях Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Республики Беларусь.
Другими словами, в отношении иностранного лица могут быть применены реторсии (ответные ограничения, обременения в процессуальных правах) [1, с. 252].
Иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в хозяйственные суды в Республике Беларусь по правилам подведомственности и подсудности в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, т. е. иностранные и международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства обладают процессуальной правоспособностью [4, с. 85]. Поэтому одним из первых вопросов, который предстоит выяснить судье при рассмотрении дела с участием иностранного лица, является вопрос об установлении его юридического статуса. Это помогает выяснить следующие обстоятельства: является ли сторона юридическим лицом или гражданином-предпринимателем, каков объём её правоспособности, какие требования предъявляются к созданию, реорганизации, прекращению деятельности данного субъекта. Иностранное лицо, участвующее в разбирательстве спора в хозяйственном суде, обязано представить судье доказательство своего юридического статуса [1, с. 253].
При рассмотрении споров следует учитывать, что согласно международным договорам Республики Беларусь юридический статус иностранных участников хозяйственного процесса определяется по их личному закону — коллизионной норме, позволяющей установить, по праву какого государства определяется правовой статус иностранного лица. Как отмечалось выше, юридический статус иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (зарегистрировано или имеет своё основное местонахождение) [3, c. 244].
При этом организации, зарегистрированные в торговом регистре (реестре), по законодательству страны происхождения могут являться юридическими лицами, но в некоторых случаях юридическими лицами не признаваться. Данные обстоятельства влекут различный объём прав, который определяется законодательством страны происхождения лица. Гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, определяется по праву страны, где организация учреждена [1, с. 253].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что процессуальные права и обязанности иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, равнозначны правам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь. Но при этом нужно не забывать, что юридический статус иностранных участников хозяйственного процесса определяется по их личному закону. Также в соответствии с принципами международного права в случае ограничения в какой-либо стране процессуальных прав белорусских граждан и юридических лиц Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
. Компетенция хозяйственного суда определяется в соответствии с правилами подведомственности, подсудности, установленными международными договорами, ХПК, постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» от 31 октября 2011 г. № 21.
. Международные договоры Республики Беларусь могут содержать иные правила, определяющие компетенцию хозяйственных судов по делам с участием иностранных лиц. В таких случаях компетенция хозяйственного суда определяется в соответствии с международным договором.
. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются хозяйственным судом в Республике Беларусь по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных главой 27 ХПК, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.
. Хозяйственный суд при рассмотрении спора с участием иностранных лиц принимает меры к установлению применимого права на основании национального законодательства Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев.
. Документы, выданные компетентным иностранным органом и предоставляемые иностранным лицом в качестве доказательств в хозяйственный суд, нуждаются в легализации, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
. Процессуальные права и обязанности иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, равнозначны правам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, но юридический статус иностранных участников хозяйственного процесса определяется по их личному закону.
. В случае ограничения в какой-либо стране процессуальных прав белорусских граждан и юридических лиц Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Республики Беларусь
Как мы видим после проведённого исследования, правовое регулирование производства по рассмотрению хозяйственных (экономических) и иных дел с участием иностранных лиц, закрепленное в ХПК и ином законодательстве Республики Беларусь создают благоприятную основу для развития внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования нашей страны с остальным миром, что подтверждается растущей статистикой рассмотрения таких дел в хозяйственных судах. ХПК создает весьма благоприятные условия как для белорусских, так и для иностранных лиц для защиты своих нарушенных прав в хозяйственных судах Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Гальцов, В. С. Хозяйственный процесс: учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений по спец. «Правоведение», «Экономическое право» / В. С. Гальцов, А.Г. Сачек, Д.Г. Цыганков. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009.- 272 с.
2.Жандаров, В. В. Хозяйственный процесс: Учеб. пособие / В. В. Жандаров. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. — 340 с.
.Каменков, В. С. Защита интересов юридических лиц и граждан в хозяйственном (арбитражном) процессе / В. С. Каменков. — Минск: Амалфея, 2001. — 400 с.
.Каменков В.С. Хозяйственный суд и процесс в вопросах и ответах: Справ. пособие / В.С. Каменков, В. В. Жандаров. — Минск: «Экоперспектива», 2001. — 96 с.
.Каменков В.С., Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь / В.С. Каменков, В.В. Жандаров. — Минск: Амалфея, 1999. — 224 с.
.Мартыненко, И. Э. Судоустройство и судопроизводство по хозяйственным спорам: учеб. пособие / И.Э. Мартыненко. — Гродно: ГрГУ, 2009. — 599 с.
.О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 21 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.
.Об утверждении методических рекомендаций о рассмотрении хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц: постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 12 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.
.Практикум по хозяйственному процессу / Т.А. Белова, И.И. Верховодно, И.М. Казей и др.; Под общ. ред. И.Н. Колядко, Г.В. Яковлевой.- Минск: Амалфея, 2002. — 336 с.
.Практикум по хозяйственному процессу: учеб.-метод. пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гарновский; Под общ. ред. В.С. Каменкова. — Минск: Амалфея, 2000. — 208 с.
.Прохорчик О. К вопросу о судебном иммунитете иностранного государства в национальном законодательстве / О. Прохорчик // Вестник Верховного хозяйственного суда Республики Беларусь. — 2012. — № 6. — С. 136-141.
.Справка о делах с участием иностранных лиц, рассмотренных хозяйственными судами Республики Беларусь, и практике оказания правовой помощи за первое полугодие 2012 года [Электронный ресурс] / Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: #»justify»>.Справка о делах с участием иностранных лиц, рассмотренных хозяйственными судами Республики Беларусь, и практике оказания правовой помощи за 2011 год [Электронный ресурс] / Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: #»justify»>.Хозяйственный процесс: учеб.-метод. пособие / И. В. Орлова. — Минск: БИП-С Плюс, 2006. — 66 с.
.Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-3: текст по состоянию на 25 ноября 2012 г. — Минск: Амалфея, 2012. — 336 с.