Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретическое обоснование работы над метафорой на уроках литературного чтения в начальной школе7
1.1.Определение метафоры. Метафоры в системе тропов7
1.2. Метафора в художественных произведениях17
Выводы по 1 главе26
Глава 2. Методические аспекты работы над метафорой на уроках литературного чтения27
2.1. Анализ языка художественного произведения на уроках литературного чтения27
2.2. Содержание работы над метафорой на уроках литературного чтения36
Выводы по 2 главе52
Глава 3. Экспериментальная часть53
3.1. Констатирующий этап эксперимента54
3.2. Содержание и ход эксперимента60
3.3. Контрольный эксперимент74
Выводы по 3 главе78
Заключение80
Список использованных литературных источников82
Приложения85
Выдержка из текста работы
В настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Проблема формирования познавательных учебных действий рассматривается в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Ш.А. Амонашвили в своей книге «Размышления о гуманной педагогике» говорил о проблеме обучения чтению, в частности о познавательном чтении. Он писал: «Чтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действительности, каким оно и является, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи». Если ребенок не задумается о самом прочитанном, если после прочтения у него не возникают разные ассоциации, если в прочитанном он не осмысливает, не видит саму жизнь, тогда какой смысл в том, что ребенок может прочесть и пересказать прочитанное. Для ребенка трудным является то что : читая слово или предложение, он полностью поглощен самим процессом опознавания и озвучивания букв, а процесс схватывания этого звучания в качестве смыслообразующего слова у него выпадает. Этот процесс, которым суждено быть целостным, единым, для него не становятся целостным. И поэтому проблема формирования познавательных учебных действий является актуальной на сегодняшний день. Целью моей курсовой работы является :теоретически обосновать эффективность выявленных приемов работы со сказками и специфику формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения
Объектом исследования является :Специфика формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет: Приемы, используемые при анализе сказок
Перед работой над курсовой работой я поставлю гипотезу : Процесс развития познавательный УУД будет эффективным, если использовать творческие задания на уроках литературного чтения
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2.Выявить психологические особенности восприятия младшими школьниками литературных произведений;
3. Провести анализ программ и хрестоматий по литературному чтению для начальной школы с позиции темы исследования;
4. Рассмотреть особенности формирования познавательной учебных действий младших школьников
И поэтому проблема формирования познавательных учебных действий является актуальной на сегодняшний день
Глава 1:Теоретические основы изучения сказок на уроках литературного чтения
1.1 Сравнительный анализ видов сказок.
Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности. Их ещё в глубокой древности сочинил народ и, передавая их из уст в уста, бережно пронёс через столетия. Учёные по-разному толковали сказку. Сказкой называли всё, что имело отношение на вымысел. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось». Сказочный мир живой. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.
Классификация сказок.
Сказки можно разделить на две группы: литературные (авторские) и народные. Две эти группы можно разделить на сказки: волшебные, бытовые, сказки про животных и былинные сказки.
По содержанию сказки классифицируются на:
§ Волшебные
§ Сказки о животных
§ Бытовые
§ Богатырские (былины)
Бытовые — описывают быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости. Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».
Волшебные сказки — это сказки в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство…
Заключение
Мною было выявлено, что учащиеся недостаточно хорошо владеют приёмами анализа и интерпретации произведений названных жанров. Причиной этого является использование учителями одних и те же методов и приёмов при работе с произведениями без учёта их родо-жанровой специфики, а также небольшого количества учебного материала для работы в учебниках. Я пришли к выводу о существующем противоречии между необходимостью формирования у младших школьников алгоритмов основных учебных действий по анализу и интерпретации сказок о животных и нехваткой у учителя начальных классов методических умений, направленных на достижение этого метапредметного результата. Соответственно, целью моей исследовательской работы стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности выявленных методических приёмов работы со сказками о животных. Проанализировав теоретический материал по проблеме исследования, я пришла к выводу: Анализ литературы психолого-педагогической направленности показал, что восприятие младшими школьниками произведений имеет свои особенности. Работа над сказкой предполагает особое восприятие, проживание и переработку её нравственного урока, включение творческого воображения ребёнка. Трудности в восприятии младшими школьниками сказок о животных состоит в том, что детям трудно понять и определить содержание и мотивы поступков действующих лиц, сложно оперировать абстрактными понятиями. К тому же, учащиеся не всегда могут выделить главную мысль произведений этих жанров, которая заключена в подтексте. Отсюда следует, что для обеспечения полноценного восприятия младшими школьниками народных сказок о животных, учителю необходимо правильно построить работу на уроке по усвоению главной мысли произведения, формированию способности анализировать и интерпретировать её, используя подходящие для этого приёмы. В ходе анализа программ и учебников (УМК «Гармония» и УМК системы РО Д.Б. Эльконина / В.В.Давыдова) я смогла выявить проблему, заключающуюся: во-первых, в недостаточном количестве учебного материала для того, чтобы учащиеся могли полноценно разбираться в особенностях произведений подобных жанров и для того, чтобы формировать учебные действия анализа и интерпретации; во-вторых, в однообразии заданий к текстам произведений. В целом, цель работы достигнута.
Список использованной литературы
1.Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2013. — 120 с. (Стандарты второго поколения)
2. Асмолова. — М: Просвещение, 2008. — 151 с.
3.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд.,стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 472 с.
4. Колисниченко Л.В., Гайдаренко Е.П., Полонская Е.И., Гамолина А.К. Все произведения школьной программы в кратком изложении: Русская и мировая литература. — Москва: ЗАО «Бао-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2012 — 608 с. [Раздел: Краткий словарь литературоведческих терминов]
5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 464 с.
6. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное учебного пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — 5-е изд., стер. — М.: Изд.центр «Академия», 2011. — 464 с. Матвеева Е.И. Введение в литературное чтение. Где прячется чудо? Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова). 2015
7.Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырёхлетней школы (Система Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 1. Каким бывает слово? — М.: Вита-Пресс, 2015. — 144 с.: ил.
8.Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 1. Мир, созданный автором. — 8-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2015. — 144 с.: ил.
9.Матвеева Е.И. Литературное чтение (1 — 4): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий — М.: Эксмо, 2017. — 288. — (Мастер-класс для учителя)
10 Узорова О.В, Нефедова Е.А Быстрое обучение чтению; – Малыш 2015. – 57 с
11 Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. — 2014. — с. 170-175
12 Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2013. — № 3. — с 23-26.
13 Попова Н.Е., Еремина Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО //Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — с. 139-144
14 Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям //Вестник Самарского государственного университета. — 2013. — № 8-1 (109). — с. 283-287.
15. Журнал «Начальная школа» 2013г. №2
16. >17 .. >18.. wiki
19. > 20 . shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/06/19/poznavatelnye-uud