Содержание
Введение………………………………………………………………..….…3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР………………………..…..5
1.1.Особенности психического развития у детей с ЗПР и ММД………5
1.2.Особенности психического развития у детей с ЗПР………………13
ГЛАВА 2. Практическое исследование психического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР (на базе коррекционного детского сада с ОНР)…………………………………………………………………..27
2.1. Организация и ход исследования………………………………………..27
2.2.Упражнения на развитие мышления дошкольников …………………….37
2.2. Анализ результатов эксперимента……………………………………41
Заключение…………………………………………………………………..51
Библиография………………………………………………………………..55
.
Выдержка из текста работы
Глава 1 Теоретические аспекты формирования психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….9
1.1 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему формирования психологической готовности к школьному обучению……..9
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………14
1.3 Компоненты психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..29
Выводы по I главе……………………………………………………………….41
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………41
2.1 Анализ уровня психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста………………………………………41
Введение
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания, хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Вопросы готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Божович Л.И., Венгер Л.А., Венгер А.Л., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Керн А., Лурия А.Р., Мухин В.С., Рубинштейн С.Я., Смирнова Е.О и многие другие. Авторы дали не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассмотрели вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе. Методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями [5, 10,16,28,38,43,61,63].
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно-трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества.
Перед обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе.
Изучение уровня развития психики детей является основой для организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада [1].
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Формирование психологической готовности к школьному обучению проявляется в развитии основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников, один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [9].
Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением [36].
Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6–7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% – детей в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5–6-летнего возраста [56].
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе.
Адекватное и своевременное определение уровня психологической готовности к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной не успешности.
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Развивающую работу с детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа [35]. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности [44].
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний.
Наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, заключаются в том, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Основным новообразованием дошкольного детства, считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы – в игры с правилами [39].
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности
Таким образом, существует противоречие между психолого-педагогическими требованиями к процессу формирования психологической готовности к школе и традиционным подходом по подготовке старших дошкольников к школе.
Проблема исследования заключается в создании условий для успешного формирования психологической готовности старшего дошкольника к школе.
Актуальность проблемы её практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность позволили сформировать тему исследования
«Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования: психологическая готовность старших дошкольников к школе.
Предмет исследования: формирование психологической готовности старших дошкольников к школе.
Цель исследования: на основе теоретического анализа литературы разработать и внедрить программу формирования психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: определение уровня формирования психологической готовности к школьному обучению позволит разработать и внедрить коррекционно-развивающую программу с детьми, имеющими низкий и средний уровень, что поможет развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.
Задачи исследования:
§1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
§2. Изучить основные компоненты психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
§3. Разработать, внедрить и доказать эффективность программы формирования психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
§4. Провести экспериментальную работу, проанализировать результаты.
Методы исследования
Теоретические:
— анализ теоретических источников проблемы;
Эмпирические:
— основные методы (беседа, тест, эксперимент)
База исследования: МКДОУ детский сад №3, старшая группа.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы к внедрению в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений различных уровней и видов.
Структура исследовательской работы состоит: из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений………
Библиографический список
1. Абраменко, Н. К. Подготовка ребенка к школе [Текст]/ Н.К.Абраменко. – М.,2002.
2. Авраменко, Н.К. Подготовка ребенка к школе. [Текст]/ Авраменко, Н.К М.: Педагогика, 2006. – 48 с
3. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. [Текст]/ Бабанский Ю.К — Москва: Педагогика, 2003.
4. Беседин, А, Н., Липатов. И. И., Тимченко, А. В., Шапарь. В. Б. Книга практического психолога, в 2-х частях [Текст] / А.Н. Беседин, И.И. Липатов, А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь. — Харьков, 2006
5. Божович, Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». [Текст]/ Божович, Л.И М.: Знание, 2008.-306 с.
6. Божович, Л. И. Проблема развитая мотивационной сферы ребенка. [Текст]/ Божович, Л.И Москва. 2001.
7. Бородина, В.Г. Готов ли ребёнок к школе? [Текст]/ В.Г. Бородина //Нач.шк.: плюс — минус, 2002. -№5.-С.4-10;
8. Бугрименко, Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей. [Текст]/ Бугрименко, Е.А., Цукерман Г.А М.: Просвещение, 2007. – 189 с.
9. Буря, Р.С. «Готовим детей к школе. М.: [Текст]/ Буря, Р.С Педагогика, 2007. – 93с.
10. Венгер, Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». [Текст]/ Венгер, Л.А. М.: Знание, 2009. – 189 с
11. Венгер, Л.А., «Домашняя школа» [Текст]/ Венгер, Л.А., М.: Знание, 2009 – 187 с.
12. Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». [Текст]/ Венгер, Л.А. М.: Просвещение, 2009. – 289 с.
13. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. [Текст]/ — М., МГУ, 2001. — 96 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Составитель Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. [Текст]/ — М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 368 с.
15. Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе [Текст]/ Волкова Е.Т // Дошкольное воспитание. 2001. №12. — С. 17-20.
16. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. – [Текст]/ Выготский, Л.С. С-П, 2006.
17. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/ Т.В. Габай. — М.: Академия, 2003. — 240 с.
18. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей [Текст] / Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. // Дошкольное воспитание, 2004, №5, стр.17-25.
19. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной, И.В. [Текст]/ Дубровина, И.В М.: Педагогика, 2005. – 289 с.
20. Готовимся к школе: Книга для родителей, будущих первоклассников. [Текст] / – М.: Олимп, 2000. – 160с.
21. Гуткина, Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование». [Текст] / Гуткина, Н.Н. М.: Знание, 2007. – 235 с.
22. Гуткина, Н.И. «Психологическая готовность к школе». [Текст]/ Гуткина, Н.И М.: Просвещение, 2008.-143 с.
23. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога, под редакцией Дубровиной, И.В. [Текст]/ Дубровина, И.В. М.: «Владос», 2007. – 235 с.
24. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе [Текст]/ Дмитриевская Л.А. // Начальная школа. 2000. №12. — С. 17-20.
25. Дружинин В.Н. Эксперементальная психология. [Текст]/ Дружинин В.Н. С-П. 2006.
26. Ефимова, С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача. [Текст]/ Ефимова, С.П. М.: Просвещение, 2009 – 16с.
27. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов : учебник / О.Ю. Ермолаев. [Текст]/ – Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2002. – 336 с.
28. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики, под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. [Текст]/ М.: Просвещение, 2005.- 980с
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. [Текст]/ И.А. Зимняя — М.: Логос, 2002 -384 с.
30. Ковалёва, Л.В. Готовим детей к шко