Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Сущность семьи и семейных отношений 6
1.1. Понятие и функции семьи 6
1.2. Структура семьи 9
Глава 2. Психологические особенности супружеских конфликтов 14
2.1. Проблемы возникновения супружеских конфликтов 14
2.2. Способы разрешения семейных конфликтов 16
Заключение 20
Глоссарий22
Библиографический список 24
Приложение социометрия25
Выдержка из текста работы
Тема данной работы – это особенности проявления и специфика протекания семейных конфликтов. Актуальность данного исследования заключается в том, что семейный конфликт в современном обществе является одним из наиболее часто встречающихся конфликтов. Семья – основа общества и каждый человек стремится к созданию и сохранению благополучия в своей семье. Необходимо также отметить и практическую значимость данной работы, которая может быть полезна социальному психологу, который занимается консультированием конфликтных семей, а также любому другому человеку, так как в работе раскрываются такие важные вопросы как способы разрешения семейных конфликтов. На наш взгляд каждый уважающий себя и свою семью человек должен знать как особенности протекания, а главное способы предупреждения конфликтных ситуаций.
Целью работы является раскрытие особенностей проявления и протекания семейных конфликтов. В соответствии с целью работы мы поставили следующие задачи:
1. проанализировать теоретический материал по теме;
2. описать сущность семейного конфликта, обозначить его причины, рассмотреть структуру и функции семейного конфликта;
3. рассмотреть динамику семейного конфликта;
4. проанализировать пути разрешения и предотвращения семейных конфликтов.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки информации.
Основная часть
1 Сущность и причины семейных конфликтов
Возникновение семьи предполагает как правило взаимную любовь. При этом многие подвержены иллюзии, что счастливая любовь падает с неба и не требует от человека никаких душевных усилий. Они не отдают себе отчета в том, что даже «любовь с первого взгляда» невозможна без совпадения ранее сформированного идеала с качествами нового знакомого или хотя бы возникновения иллюзии такого совпадения. Как ни странно большинство уверено, что счастье любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы быть способным любить самому. С их точки зрения любить это просто, а вот найти объект любви трудная задача. Они считают главным, чтобы их любили вместе со всеми явными и скрытыми недостатками и достоинствами. Так проявляется одно из заблуждений заключающееся в том, что любовь это нечто, не требующее усилий – «манна небесная». Здесь затушевывается весьма важная мысль любовь — это глагол, а не существительное и суть любви – активное ответственное действие.
Но бывает любовь истинная, которая заставляет забыть о себе. Поэтому сказано «и служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему как несколько дней ибо любил её». Он любил её, а не себя и его любовь прильнула к ней и не докучала ему. Недаром говорят, что в зрелой любви центр тяжести отношений и чувств сконцентрирован не на себе, а на партнере. Человек начинает думать и заботится, прежде всего, о том кого он любит о его удобствах и интересах, а не о себе. Он больше отдает, чем берет. Он хочет счастья и самовыражения любимому и старается всеми силами думать прежде всего о любимом человеке. О его удобствах и интересах, а не о себе. Он хочет счастья и самовыражения любимому и старается всеми силами способствовать развитию его индивидуальности. Умение думать прежде всего о другом человеке — способность получать радость, отдавая это, непременные спутники зрелой любви.
Любовь означает, что скорлупа эгоизма пробита и в сферу «Я» допущен, помещен другой. Можно сказать, что тем самым “Я” произвело самоотрицание эгоцентризма и сделало первые шаги к пониманию других и мира. Понятно, что любовь устраняет эгоистическое чувство, обусловленное любовью к самому себе. Происходят обращения ценностей. Преодолевая свою ограниченность человек становится способным постигать бесконечное. Это приводит к увеличению сознательных интересов и к увеличению поля зрения. Любовь перестраивает личность. Происходит идеализация устранение противоречий в восприятии идеала. Эта перестройка обнаруживается и на психофизиологическом уровне обостряются зрение слух вкус обоняние и осязание, придавая всем ощущениям звонкость и силу.
Процесс зарождения семьи происходит с момента заключения брака до появления первого ребенка. Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе:
— психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга;
— приобретение жилья и совместного имущества;
— формирование отношений с родственниками .
Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.
Рождение и воспитание детей это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально — духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно – эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период.
На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются:
— перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил;
— необходимость перестройки эмоционально духовных отношений .
Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине «разочарования в характере» и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны с воспитательными трудностями.
Семейные конфликты существуют столько, сколько существует семья.
Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую социальную группу и как социальный институт. В первом случае речь может идти о социально-психологическом (эмоционально-психологическом), а во втором – о социологическом (инструментальном) уровнях группового общения. Исходя из этого, первая группа конфликтов будет обусловлена в основном личными качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений. Вторая – влиянием внешних субъективно-объективных условий на супружеские отношения. В повседневной семейной жизни отличить внутренние причины конфликтов от внешних бывает непросто. Одни и те же внешние воздействия могут вызывать порой диаметрально противоположную реакцию у различных супружеских пар. Например, тяжелые финансовые и бытовые условия для одной семьи могут стать причиной постоянных конфликтов и даже развода, а для другой – одним из основных факторов укрепления семейных уз .
Семейный конфликт является разновидностью межличностного конфликта, который, в свою очередь, определяется как открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Семейные конфликты можно разделить на супружеские и на конфликт между родителями и детьми. Рассмотрим особенности каждого из них.
Среди часто встречающихся причин супружеских конфликтов можно выделить такие как: неудовлетворенные потребности, различие взглядов, интересов, вкусов, представлений, норм, нравственных позиций, неадекватные ролевые ожидания, несовместимость характеров и личных качеств супругов.
Браки заключаются по двум основным критериям: по любви и расчету с множеством промежуточных вариантов. Очевидно, идеальным можно считать тот брак, в котором гармонично сочетаются оба эти критерия…………
Заключение
Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.
Семейный конфликт одно из самых частых явлений современной жизни. Несомненно, каким по длительности ни был бы конфликт, он несет больше негативных последствий, которые перетекают в депрессию, стресс, неудовлетворенность жизнью. Таким образом, семейный конфликт лучше предупредить.
Каждый член семьи должен жить и действовать в соответствии с этическими нормами, уважать и любить своих близких и , по возможности, не допускать развития конфликтов, тем более не допускать, чтобы конфликт перешел в «хроническую» стадию.
Исследование данной темы в рамках социальной психологии имеет огромное значение. Социальный психолог призван помочь семьям в разрешении тех конфликтов, которые своими силами разрешить уже не получается, а единственным выходом видится только развод и распадение семьи, что в любом случае является стрессом для всех сторон.
Семья – основа общества и в наших силах сохранить ее.
Глоссарий
№ п/п Понятие Определение
1 Диагностика конфликта исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.
2 Динамика конфликта ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.
3 Компромисс стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
4 Конфликт отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
5 Конфликтная ситуация накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.
6 Межличностные конфликты столкновение личностей в процессе их взаимоотношений, причиной которого является несовместимые (взаимоисключающие) потребности, интересы, ценности, цели или личные антипатии.
7 Объект конфликта конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
8 Переговоры механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.
9 Предконфликтная ситуация рост социальной напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.
Предмет конфликта объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.
11 Разрешение конфликта снятие противоречий, вызвавших конфликт, и установление нормальных отношений между противоборствующими сторонами.
12 Соперничество стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.
13 Сотрудничество кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Список использованных источников
1 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001.
2 Андриенко Е.В. Социальная психология[Электронный ресурс] . –М.: Академия, 2007.
3 Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учеб. пособие. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2001.
4 Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М. : Тандем, 2001.
5 Еникеева, Д. Несчастливый брак / Д. Еникеева. – М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 2007.
6 Леонтьева М.В.; Семья, дети и любовь; «Мир вокруг нас»; Москва; 2007.
7 Психологические тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. А.А. Карелина. — М.: ВЛАДОС, 2003.
8 Сатир, В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога / В. Сатир. – М. : Педагогика-Пресс, 2005.
9 Шуман, С. Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С. Шуман, В. Шуман. – Мн. : Университетское, 2005.
10 Этика и психология семейной жизни / Н. Г. Юркевич [и др.]. – Мн. : Нар. рассвета, 2004.
11 Юрчук , В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. – Мн. : Элайда, 2006.
12 Яковлева В.Г. Семейный конфликт как разновидность социальных конфликтов // Вестник Бурятского университета. Сер. 5. Философия, социология. Вып. 11. – Улан-Удэ 2006.