Содержание
Введение3
1.Цели и принципы паллиативной медицины.5
1.1.Исторические данные5
1.2.Цели и принципы паллиативной медицины10
1.3.Забота о семье и близких пациента.18
1.4. Духовные и культурные проблемы.21
2.Аспекты паллиативной помощи и медицины24
2.1.Определение, классификация, этиология, патогенез24
2.2.Вехи развития.27
2.3.Модель сестринского ухода31
2.4.Решение психологических проблем пациента.33
2.5.Новые формы работы сестринского персонала.34
3.Психологическая поддержка онкобольного, поддержка родственников.………………………………………………………………………………36
3.1.Анализ профессиональных и психологических аспектов при оказании помощи больным.39
4.Исследования по качеству сестринского ухода в онкологических отделениях42
Заключение46
Список литературы47
Приложение48
Выдержка из текста работы
Процесс сестринского ухода — это способ организации сестринской деятельности, основанный на научных принципах и состоящий из последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных этапов, которые позволяют медицинской сестре, используя свои профессиональные знания и умения, обеспечивать качественный уход за пациентом. [1] Внедрение процесса сестринского ухода в деятельность лечебно-профилактических учреждений требует значительных усилий со стороны всего медицинского персонала, поэтому решение о реформировании должно быть поддержано большинством медицинских сестер и врачей.
В качестве причины, препятствующей внедрению процесса сестринского ухода, выделяют отсутствие знаний о нем у врачей, и неприятие сестринского процесса врачами. Врачи не только должны знать об изменениях, произошедших в сестринском деле, владеть современной сестринской терминологией, но и являться сторонниками реформ, активно содействовать становлению новой модели работы, при которой медицинская сестра становится равноправным партнером врача, участником команды.
Также очень важна позиция и участие старших медицинских сестер отделений. Именно они, способны создать в коллективе положительный настрой на перемены, вызвать интерес к новой модели деятельности, способствовать успешному внедрению сестринского процесса. [1]
Развитие сестринского дела в стране сдерживается отсутствием совершенной нормативной правовой и финансовой базы, информационной поддержки, научных исследований в сестринском деле. Отмечается несовершенство системы профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс между врачами и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, возрастает нагрузка на сестринский персонал, неудовлетворенность персонала и социальная напряженность. Очевидно, что организация деятельности медицинского персонала в соответствии с профессиональными стандартами выполнения конкретных медицинских услуг способствует повышению качества оказываемой медицинской помощи, служит основой для оценки полноты и качества выполняемых услуг, их стоимости, защиты прав пациента.[3]
В процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается его роль в сторону увеличения самостоятельности и расширение профессиональных компетенций. Однако сложившиеся традиционные подходы к роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе пока отводят им роль исполнителя предписаний врача. В этих условиях при оценке медицинской помощи следует четко представлять, что в конечном результате работы врача заложена немалая доля результата деятельности медицинской сестры. Без медицинских сестер система здравоохранения не способна обеспечить население общедоступной и высококвалифицированной помощью.
Сестринское дело требует от медицинской сестры постоянного повышения уровня профессиональной компетентности и совершенствования знаний, умений и навыков. Медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отражается на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.
Важнейшим элементом управления сестринской деятельностью является обмен опытом с зарубежными коллегами. С одной стороны, западные условия несравнимы с отечественными — организация труда, распределение обязанностей врачебного и сестринского персонала совершенно иные. Но содействовать обмену опытом необходимо на всех уровнях управления здравоохранением. Благодаря этому опыту российские медсестры учатся быть самостоятельными, учатся любить свою профессию, уважать права пациента и его родственников. [2]
Актуальность исследования: На сегодняшний день не осталось сомнений о необходимости реформ в сестринском деле. Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, поэтому оно не может развиваться автономно, его совершенствование возможно только вместе с реформированием системы здравоохранения в целом, которое, как известно, направлено на создание новых форм оказания медицинской помощи, ориентированных на конечный социально значимый результат в охране здоровья населения. Целью начавшегося в 90-х годах реформирования сестринского дела является становление его как самостоятельной специальности и превращение медицинской сестры из простого манипулятора в высокообразованного профессионала, осуществляющего свою деятельность в соответствии с принципами сестринского процесса.
Целью данной работы является изучение возможности внедрения процесса сестринского ухода в практической деятельности медсестры
Задачей данной работы является изучение факторов влияющих на внедрение процесса сестринского ухода в практической деятельности медсестры.
Объект исследования: студенты медицинского училища Петербургского Государственного университета путей сообщения, студенты факультета ВСО академии имени И.И. Мечникова и медсестры ФГУ «ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова Росмедтехнологий», больницы Святого Георгия, ЦМСЧ №122, ГМПБ №2.
Глава 1. Теоретический обзор изучения внедрения процесса сестринского ухода
1.1 Сущность и основные положения изучения процесса сестринского ухода в медицинском училище
Уровень подготовки выпускников медицинских училищ и колледжей в значительной степени определялся квалификацией педагогического состава. К сожалению, долгое время было характерно отсутствие специально подготовленных преподавателей, что принципиально отличало нас от всех зарубежных стран. Преподавательский состав медицинских училищ и колледжей в Российской Федерации был представлен большим числом совместителей, предполагалось, что любой врач может обучить будущую медсестру, фельдшера, акушерку, для этого ему не обязательно знать педагогику и методику преподавания сестринских дисциплин, что отрицательно влияло на качество педагогического процесса. Реформирование среднего медицинского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов, внедрение государственных образовательных стандартов потребовали изменения отношения к преподавательскому составу медицинских училищ и колледжей. [15]
Студенты медицинских училищ и колледжей изучают модели сестринского дела, учатся осуществлять сестринский процесс. На сегодняшний момент при обучении студентов используют учебную сестринскую историю болезни, которая содержит стандартный план обследования.
Разработаны стандартные планы обследования, наблюдения и ухода за пациентами с различными проблемами. Такие стандарты разрабатываются практикующими медсестрами и преподавателями сестринского дела, обсуждаются и внедряются в практическое здравоохранение. Стандарты значительно облегчают работу медсестер, позволяют контролировать качество ухода, служат основой при обучении родственников пациентов. Процесс сестринского ухода предусматривает именно индивидуальный уход за каждым пациентом. [4]
На базе клинической больницы имени Святого Георгия было проведено исследование, задачей которого было выявить отношение выпускников к процессу сестринского ухода. Анкетирование проводилось среди 43 студентов IV курса медицинского училища Петербургского Государственного университета путей сообщения. Анализ анкет показал, что на момент прохождения государственной практики, дальнейшие планы выпускников распределились следующим образом: 11,7% из общего количества планируют поступать в ВУЗ по специальности «Лечебное дело», 24,3% остаются доучиваться еще один год для получения профессии фельдшера, 35,1% студентов уже имеют или планируют получить сертификаты специалистов по косметологии, массажу и другим направлениям в сфере медицины, оставшиеся 10,4% еще не определились с выбором, но ответили точно, что в медицинской отрасли не останутся. (Рисунок 1)
Рисунок 1 Дальнейшие профессиональные планы студентов после окончания медицинского колледжа.
Основная часть студентов категорически отказываются от работы на отделениях стационаров, аргументируя свой ответ тем, что (по их мнению) профессия медсестры абсолютно бесперспективна (70,2%), мало оплачиваемая (92,3%), пользуется неуважением не только со стороны врачей, но и общества в целом (89,7%) и все это на фоне большого объема выполняемой работы (79,3%). (Рисунок 2). В итоге можно сделать вывод, что из 43 выпускников в практической медицине в качестве медсестры останется около 18%, что подтверждает спад престижа профессии и усугубляет кадровый дисбаланс.
Рисунок 2 Факторы, отрицательно влияющие на работу постовой медсестры (по мнению студентов медицинского училища).
В связи с оттоком молодых специалистов из профессии после окончания среднего профессионального медицинского образовательного учреждения экономический ущерб за весь период обучения студентов в средних медицинских образовательных учреждениях составляет около 53% затраченных средств, выделяемых на подготовку сестринского персонала. [8] Выпускники сталкиваются не только с непониманием со стороны врачебного и сестринского персонала, но и с необходимостью заново приобретать технический навык выполнения манипуляций. Студенты на теории учатся выполнять свою работу, основываясь на последовательном выполнении пяти этапов процесса сестринского ухода. Когда же выпускники, а зачастую даже ещё студенты четвертого курса, приходят в ЛПУ на работу или государственную практику, то слышат от медсестер примерно такую фразу: « То, что вам рассказывали в колледже — забудьте. Делать нужно по-другому. » И учат, абсолютно отличным от теории техническим навыкам выполнения манипуляций, что в итоге приводит к непониманию, а в дальнейшем равнодушию к сложившейся ситуации и уходу из профессии.
1.2 Сущность и основные положения изучения процесса сестринского ухода на факультете высшего сестринского образования
В России более 32 медицинских вузов имеют факультеты высшего сестринского образования (ВСО). (ВСО) — одна из ступеней многоуровневой подготовки сестринских кадров. ВСО готовит высококвалифицированные сестринские кадры для клинической практики, педагогической деятельности и управления. [7] Первый в России факультет ВСО был создан в 1991г. на базе Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Его открытие было продиктовано серьезными обстоятельствами: необходимостью повышения качества сестринской помощи; крайне низким уровнем профессионального сестринского образования, его несоответствием современным требованиям; отсутствием профессиональной подготовки педагогических и управленческих сестринских кадров; потребностью в создании базы для научных исследований в области сестринского дело: отсутствием перспектив профессионального роста и возможностей совершенствования в рамках своей профессии; низким престижем профессии и значительным выбыванием из нее. [6]
Вопросы, связанные с развитием сестринского дела, улучшения подготовки медсестер впервые в России подняла профессор Г.М. Перфильева [16], подчеркнувшая, что потребность в качественно новом уровне сестринских услуг влечет за собой качественные преобразования в системе подготовки медсестер, совершенствование управления сестринским делом и развитие научных исследований в данной области. Необходимо научить медсестер аналитически мыслить, готовить их к проведению исследований, способствующих выполнению высокопрофессиональных функций. Университеты и другие высшие учебные заведения располагают такими возможностями. Кроме того, развитие теории сестринского дела по принципам, на которых строится сестринская практика, возможно только в вузе, где научные исследования являются составляющей частью процесса обучения. [5]
Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. [2]
Внедрение в клиническую практику новых организационных форм сестринской деятельности, наличие целого ряда медико-социальных проблем выдвинуло необходимость подготовки специалиста в области управления сестринским делом — менеджера, который, с одной стороны, хорошо разбирается в вопросах сестринского процесса, а с другой — умеет управлять сестринским персоналом как автономной частью всего персонала, осуществляющего лечебно-диагностический процесс, в который входит уход за больными, решение их многообразных проблем, связанных с болезнью. [6]
Управление сестринским персоналом предполагает, — с одной стороны, объединение сестрой-менеджером деятельности врачей, медсестер и санитарок, других служб медицинских учреждений, координацию их действий и согласованность принятых решений, направленных на повышение качества ухода и эффективности лечебно-диагностического процесса, упорядоченность планов наблюдения за больными, а с другой — объединение усилий пациентов и членов их семей с целью достижения соответствующей психологической настроенности на выздоровление, правильного выбора методов обследования, лечения и профилактики. Именно эта категория руководителей, реализуя на практике основные функции управления, стимулируя сестринский персонал к обеспечению в учреждении благоприятных и безопасных условий для лечения и реабилитации пациентов путем улучшения качества деятельности сестринского персонала. [6] Задача менеджмента в сестринском деле — оптимизировать использование человеческих ресурсов медсестер, чтобы повысить эффективность лечения и качество жизни пациентов
Медицинская сестра с высшим образованием — это новый для России, качественно иной подход к профессии. Медицинские сёстры с вузовским дипломом — это особая категория медицинских работников, получивших академическое образование в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики здравоохранения, маркетинга, медицинского права, базовых медицинских дисциплин, — специалисты сестринского дела новой формации, менеджеры. [9] Они готовы к проведению реформ, способны осуществлять обучение сестринского и младшего медицинского персонала, взять на себя управление и контроль сестринской деятельности. Сегодня многие из них реализуют себя на преподавательской стезе. Острейшей проблемой является трудоустройство выпускников факультетов высшего сестринского образования. В практическом здравоохранении не сформирована среда, способная принять медицинских сестер новой формации.
1.3 Сущность и основные положения внедрения процесса сестринского ухода в практической деятельности медсестры
Потребность современного общества в качественной медсестринской помощи подводит к необходимости подготовки дипломированных медсестер с определенными знаниями педагогики для работы в больницах, клиниках, городских и отдаленных районах.
Повышение уровня сестринской деятельности находится в прямой зависимости от квалификации работников, их осведомленности в вопросах современного состояния сестринского дела. В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др.
Медицинским сестрам по роду своей профессиональной деятельности приходится постоянно соприкасаться с проблемами пациента: сопереживать, сострадать, сочувствовать, поэтому работа медицинских сестер сопровождается не только физическими, но и выраженными стрессово — эмоциональными перегрузками. Синдром «эмоционального выгорания» — один из таких механизмов, являясь скрытой проблемой, развиваясь практически незаметно, синдром эмоционального выгорания может приводить к серьезным социальным (снижение качества работы, уход из специальности, рост профессиональных ошибок и др.) и медицинским последствиям (развитие депрессии и др.) [17]
Основные трудности, встречающиеся на пути реформаторов, связаны с чрезмерной нагрузкой на медицинскую сестру, на одну медицинскую сестру приходится 25-30 пациентов, и получается, что каждый больной может рассчитывать максимум на 20 минут общения с медицинской сестрой в сутки. [1] Анализ затрат рабочего времени медсестры в реальных условиях лечебно-профилактических учреждений показал, что более 30% рабочего времени уходит на выполнение вспомогательных работ, не требующих сестринской квалификации. [11]
Увеличивается отток из отрасли молодых специалистов, почти каждая вторая медицинская сестра планирует сменить профессию 44,0 %, из них 12 % это решение приняли окончательно. Почти 30,7% не удовлетворены распределением обязанностей между врачами и медсестрами, 72,8% на свою загруженность медицинской документацией и 27,2% выполнение несвойственной им работы, 29,0% медсестер не удовлетворены распределением рабочего времени, а 40,3% выразили неудовлетворенность организацией рабочего места. [10]
К сожалению, в последнее время отмечается принижение роли сестринского персонала. Его функции сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки, чему в значительной мере способствовало исчезновение категории младших медицинских работников по уходу за больными, обязанности которых вынуждены брать на себя специалисты сестринского дела в ущерб своей профессиональной деятельности.
Современные системы здравоохранения практически во всем мире испытывают недостаток финансовых средств, ограничивающий расширение спектра медицинских услуг населению и препятствующий созданию достойных и безопасных условий работы медицинского персонала. Серьезной проблемой остается критическая нехватка сестринского персонала. Главной причиной этого, является неблагоприятная производственная среда, которая снижает эффективность деятельности медсестер, выполняющих значительный объем работы, и вынуждает их оставлять профессию в поисках более выгодных условий. [12]
Факторами, вызывающими неудовлетворение работой, медсестры считают плохие условия труда, нехватку оборудования для обеспечения должного сестринского ухода, недостаточное обучение на рабочем месте, не укомплектованность штатов. [12] До последнего времени сестринскому делу в нашей стране не уделялось должного внимания, что привело к значительному его отставанию от науки, современных медицинских технологий, явилось причиной ухода из профессии квалифицированных медсестер, повсеместного снижения обеспеченности ими лечебно-профилактических учреждений.
Большое значение для оказания медицинской помощи населению имеет уровень образования медсестер. Они должны быть хорошо обучены и иметь возможность и желание эффективно и добросовестно трудиться. Нельзя забывать и об охране здоровья и социальной защите сестринского персонала. Проблему социальной защиты медицинских работников можно решить путем повышения заработной платы, принятия комплекса мер по улучшению условий труда, повышению мотивации среднего медицинского персонала к работе. Оснащенность рабочего места должна соответствовать стандартам; необходимо соблюдать режим труда и отдыха, нормативы нагрузки, нормы ресурсного обеспечения.
Назрела необходимость в новых формах оказания медицинских услуг населению — в организации отделений и палат сестринского ухода, внедрении в практику лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) инновационных технологий по уходу за пациентами. Однако этот процесс сдерживается отсутствием экономической и социальной мотивации как у населения, так и у руководителей здравоохранения. На сегодня в отчетных документах ЛПУ не фигурируют показатели, по которым можно было бы судить о сестринской помощи. С другой стороны, недостаточно разработано методологическое обеспечение реформирования сестринского дела. [14]
Очевидно, рутинность работы, отсутствие морального и материального удовлетворения приводят к тому, что вместо сочувствия и внимания пациенты нередко сталкиваются с равнодушием и холодностью. По этому пациенты отмечают, что молодые сестры лучше относятся к ним, чем медсестры со стажем.[13]
Целью развития сестринского дела является формирование условий для повышения эффективности использования и усиление роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению. Чтобы её достичь, необходимо решить ряд задач, среди которых важнейшими являются совершенствование нормативно-правовой, организационно-методической и материально-технической базы, улучшение управления сестринской деятельностью, развитие новых организационных форм и технологий. Оказание высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе сестринской, — одно из приоритетных направлений современного здравоохранения. Создание системы управления сестринской деятельностью позволит не только улучшить медицинскую помощь и условия труда медсестер, но и выявить причины кадровых потерь. Только в результате улучшения работы каждой медсестры можно рассчитывать на улучшение медицинской помощи в целом.
Практика показывает, что на фоне роста уровня жизни и совершенствования структуры здравоохранения не отмечается соответствующего улучшения показателей здоровья населения, и средства, вкладываемые в мероприятия по охране здоровья, недостаточно эффективно используются. [11]
При правильном использовании медицинских кадров, оптимальной организации труда можно усовершенствовать основную деятельность сестринского персонала — непосредственную работу с пациентом. Рациональное использование сестринских кадров ведёт к значительному улучшению, повышению доступности и экономичности медицинской помощи, усилению профилактической направленности, поскольку больше внимания уделяется предупреждению заболеваний и укреплению здоровья населения, так как сестринской деятельности присущи разноплановость, ориентированность на отдельного пациента, семью, общественные группы.
Именно этим и определяется необходимость структурной перестройки сестринского дела, которое располагает значительными кадровыми ресурсами и реальной потенциальной возможностью обеспечить потребность населения в доступной и бесплатной медицинской помощи
Руководители здравоохранения полностью осознают, что врачебная деятельность и сестринское дело являются дополняющими друг друга медицинскими профессиями. У врачей и медсестер — общие цели и стратегические задачи, реализующиеся в рамках современных медицинских технологий и в силу полученного образования. По мере возрастания потребностей общества в службе здравоохранения роль среднего медицинского персонала трансформировалась в четкие профессионально-должностные обязанности, в самостоятельный род деятельности. [3]
сестринский уход медицинский
Глава 2. Практическое исследование необходимости внедрения сестринского процесса в практической деятельности медсестры
2.1 Организация исследования
Данное исследование было проведено на базе медицинского училища Петербургского Государственного университета путей сообщения, академии имени И.И.Мечникова среди студентов факультета ФВСО и медсестер ФГУ «ФЦСКЭ им. В.А.Алмазова Росмедтехнологий», больницы Святого Георгия, ЦМСЧ №122, ГМПБ №2.
В анкете указывались следующие вопросы
Анкета
1. Вы: (нужное подчеркнуть)
1) медицинская сестра
2) студент МУ
3) студент ФВСО
2. Ваш возраст:
3. Ваш стаж работы:
4. Имеете ли вы представление о том, что такое сестринский процесс?
1) да
2) неполное
3) нет
5. На Ваш взгляд, процесс сестринского ухода нужен для: (возможен выбор нескольких вариантов)
1) повышения престижа профессии медсестры
2) повышения качества обслуживания пациентов
3) признания статуса медсестры
4) изменения характера отношений с врачебным персоналом
5) изменения характера отношений с коллегами
6) самоорганизации деятельности медсестры
7) на данном этапе развития сестринского дела не нужен
6. Считаете ли Вы внедрение процесса сестринского ухода для дальнейшего развития сестринского дела в РФ:
1) обязательным
2) возможным
3) необязательным
4) вредным
7. Что, на ваш взгляд, нужно изменить для улучшения оказания квалифицированной помощи: (возможен выбор нескольких вариантов)
1) техническое оснащение рабочего места медсестры
2) укомплектованность стационаров рабочими кадрами
3) материальную базу
4) отношение с врачебным персоналом
5) другое
8. Как, на Ваш взгляд, влияет процесс сестринского ухода на качество оказания помощи пациентам:
1) улучшает
2) не влияет
3) мешает
2.2. Результаты исследования.
Респонденты:
Рисунок 3
По результатам исследования следует отметить, что большую часть выборки 39% составили студенты ФВСО, 35% медсестры, 26% студенты медицинского училища.
Возрастной состав:
Рисунок 4
Из представленной на рисунке №4, диаграммы видно, что наибольшее количество 31% составили опрошенные в возрасте 35-45лет, 21% в возрасте 25-35 лет, 27% составили 17-25 лет и 20% старше 45 лет.
Стаж работы:
Рисунок 5
Из представленной на рисунке №5, диаграммы видно, что 41% опрошенных проработали более 10 лет, 21% от 5-10 лет, 12% стаж работы составил до 5 лет, 26% стажа не имею, последнюю категорию составили студенты медицинского училища.
На вопрос имеете ли вы представление о том, что такое сестринский процесс, мнения распределились:
Рисунок 6
Из представленной на рисунке №6, диаграммы видно, что 45% имеют неполное представление о процессе сестринского ухода, 30% ответили да, 25% ответили отрицательно.
На вопрос сестринский уход нужен для: (от большего, к меньшему) мнения респондентов распределились следующим образом:
Таблица 1
Медсестры |
Студенты |
|
самоорганизация деятельности медсестры (77%) |
повышение качества обслуживание пациентов (89%) |
|
изменение характера отношения с коллегами (66%) |
изменение характера отношений с врачами (71%) |
|
повышение качества обслуживание пациентов (55%) |
престиж профессии (62%) |
|
изменение характера отношений с врачами (48%) |
самоорганизация деятельности медсестры (32%) |
|
престиж профессии (25%) |
изменение характера отношения с коллегами (18%) |
|
не нужен (7%) |
не нужен (16%) |
Считаете ли Вы внедрение процесса сестринского ухода для дальнейшего развития сестринского дела в РФ:
Рисунок 7
Из представленной на рисунке №7, диаграммы видно, что 40% считают возможным внедрение процесса сестринского ухода, 35% не обязательным, 20% обязательным, 5% вредным.
На вопрос, что нужно изменить для улучшения оказания квалифицированной помощи (возможен выбор нескольких вариантов) мнения респондентов распределились следующим образом:
Таблица 2
Медсестры |
Студенты МУ |
Студенты ФВСО |
|
техническое оснащение рабочего места медсестры (77%) |
материальная база (89%) |
материальная база (81%) |
|
укомплектованность стационаров рабочими кадрами (70%) |
укомплектованность стационаров рабочими кадрами (71%) |
техническое оснащение рабочего места медсестры (73%) |
|
материальная база (67%) |
техническое оснащение рабочего места медсестры (59%) |
укомплектованность стационаров рабочими кадрами (62%) |
|
отношение с врачебным персоналом (25%) |
отношение с врачебным персоналом (39%) |
отношение с врачебным персоналом (30%) |
На вопрос как, на Ваш взгляд, влияет процесс сестринского ухода на качество оказания помощи пациентам, мнения медсестер и студентов разделились:
Рисунок 8
Медсестры
Из представленной на рисунке №8, диаграммы видно, что 45% медсестер, считают что процесс сестринского ухода не влияет на качество оказания помощи пациентам, 30% считает, что мешает и 25% считает что улучшает.
Рисунок 9
Студенты
Из представленной на рисунке №9, диаграммы видно, что 45% студентов считают, что не влияет и 45% улучшает, 10% ответили что мешает.
Выводы
В ходе исследования с помощью специально разработанной анкеты были опрошены студенты медицинского училища Петербургского Государственного университета путей сообщения, студенты факультета ФВСО академии имени И.И.Мечникова и медсестры ФГУ «ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова Росмедтехнологий», больницы Святого Георгия, ЦМСЧ №122, ГМПБ №2.
Из 158 опрошенных респондентов 26% составляют студенты медицинского училища, которые не имеют стаж работы. На вопрос имеете ли вы представление, что такое процесс сестринского ухода, данная категория респондентов ответила да, также на вопрос для чего нужен процесс сестринского ухода, приоритетными вариантами оказались следующие: для повышения качества обслуживания пациента (89%), для изменения характера отношений с врачебным персоналом (71%) и для повышения престижа профессии медсестры (62%). Следовательно, можно сделать вывод, что студенты, когда закончат обучение и приступят к работе, смогут способствовать внедрению процесса сестринского ухода в практическую деятельность медсестер. Но существует ряд проблем препятствующих осуществлению данной цели, т.к. на вопрос, что на ваш взгляд нужно изменить для улучшения оказания квалифицированной помощи, студенты медицинского училища выделили три основных показателя: улучшение материальной базы (89%), укомплектованность стационаров рабочими кадрами (71%), техническое оснащение рабочего места медсестры (59%) (Таблица 2). Также, на вопрос какие вы видите отрицательные стороны работы постовой медсестры мнения респондентов распределились примерно в равном процентном соотношении между вариантами — большой объем работы (79,3%), не уважение со стороны общественности (89,7%) и бесперспективность (70,2%). Данные показатели в сумме с низкой оплатой труда (92,3%) являются основными причинами миграции выпускников медицинских училищ в коммерческие организации, либо из профессии в целом, что усугубляет дефицит кадров в стационарах. Также 45% студентов на вопрос, как влияет процесс сестринского ухода на оказание помощи пациентам, ответили — улучшает, что также подтверждает готовность к реформам в сестринском деле.
35% от общего количества респондентов составляют практикующие медсестры, 56% из которых имеют стаж работы более 10 лет. На вопрос, имеете ли вы представление, что такое процесс сестринского ухода 57% ответили — нет и 40% дали ответ — не полное. Также, на вопрос, для чего нужен процесс сестринского ухода, мнения распределились следующим образом: для самоорганизации деятельности медсестры (77%), изменение характера отношений с врачебным персоналом (66%), для повышения качества обслуживания пациента(55%) и для изменения характера отношений с врачебным персоналом (48%) (Таблица 1). Эти данные указывают на то, что у медсестер улучшение оказания помощи пациентам, к сожалению, менее важно, чем самоорганизация деятельности медсестры и взаимоотношение с коллегами, что указывает на высокую загруженность и рутинность работы, которую со временем медсестры выполняют автоматически не задумываясь о пациентах и воспринимая их в целом как объект работы, не учитывая индивидуальные особенности каждого. Также 43% медсестер на вопрос о целесообразности внедрения процесса сестринского ухода в практику медсестры, ответили — не обязательно и среди факторов, которые нужно изменить для улучшения оказания помощи пациентам, практически в равных соотношениях указали техническое оснащение рабочего места медсестры (77%), укомплектованность стационаров рабочими кадрами (70%) и улучшение материальной базы (67%), что является причиной неудовлетворения медсестер условиями работы и оттоку специалистов из отрасли в поисках более выгодных условий. Также одним из важных факторов, для осуществления процесса сестринского ухода, является изменение характера отношений с врачебным персоналом, что отметили 25% медсестер и 39% студентов медицинского училища, т.к. оказание помощи пациентам зависит не только от квалификации каждого специалиста в отдельности, но и от способности сотрудников слаженно работать в коллективе, что возможно достигнуть только при взаимном информировании каждой стороны о их действиях. Следовательно, если врач будет в курсе и уверен в знаниях медсестры, то он будет уделять больше времени своей работе, а не выполнять ту, которую должна делать квалифицированная медсестра, что в итоге будет способствовать улучшению оказания помощи пациентам. Следовательно обучение медсестер на рабочем месте приведет к повышению их квалификации, улучшению взаимоотношений с врачебным персоналом и повышению самооценки, что также является не маловажным фактором и предотвращает возникновение синдрома эмоционального выгорания, возникающего при осуществлении монотонной работы.
39% респондентов являются студентами факультета высшего сестринского образования (ФВСО), которые в основной своей массе работают в различных стационарах и 51% из них имеют стаж работы более 10 лет. На вопрос имеете ли вы представление, что такое процесс сестринского ухода основная часть (78%) дали ответ — не полное, что является более адекватной оценкой своих знаний в сравнении с студентами медицинского училища. Также на вопрос для чего нужен процесс сестринского ухода ответы распределились в той же приоритетности, что и у студентов медицинского училища, т.е. для повышения качества обслуживания пациента (91%), для изменение характера отношений с врачебным персоналом (78%), для повышения престижа профессии медсестры (49%) и самоорганизации деятельности медсестры (48%), что еще раз доказывает стремление выпускников медицинских училищ и будущих менеджеров сестринского дела к улучшению оказания помощи пациентам, чему будет способствовать, по мнению студентов ФВСО: улучшение материальной базы (81%), технического оснащения рабочего места медсестры (73%), укомплектованность стационаров рабочими кадрами (62%) и отношение с врачебным персоналом (30%).
На вопрос как, на Ваш взгляд, влияет процесс сестринского ухода на качество оказания помощи пациентам, мнения оказались довольно противоречивыми: студенты медицинского училища и ФВСО в равных соотношениях указали ответы улучшает и не влияет ( по 45%), на что 45% медсестер ответили не влияет.
Заключение
Сестринское дело требует от медицинской сестры постоянного повышения уровня профессиональной компетентности и совершенствования знаний, умений и навыков.
Управление оказанием медицинской помощи— одно из приоритетных направлений современного здравоохранения. Реформирование сестринского дела придает большую значимость деятельности сестринского персонала; позволяет изменить традиционно сложившуюся роль медсестры как помощника врача, определяет ее статус как партнера по медицинской бригаде, позволяет снизить перегрузки, повышает профессиональный и социальный статус, а также престиж профессии, что способствует закреплению специалистов в сестринском деле и в итоге — улучшению оказания медицинской помощи.
Таким образом медицинские сестры, обладая новейшими знаниями, смогут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на качестве и удовлетворенности медицинских сестер своей работой.
Список литературы
1. Грачева И.Г. Сестринский процесс и проблемы его внедрения / И.Г. Грачева // газета МАПО.-2003.-№3.-С.9.
2. Саркисова В.А. Итоги реализации Российско-Шведского проекта по организации и развитию Российской Ассоциации Медицинских Сестер / Саркисова В.А. // Медицинская сестра.-2004.-№4.-С.3.
3. Козак В.С. Контроль сестринского персонала ЛПУ и его роль в улучшении качества медицинской помощи / В.С. Козак.// Главный врач.-2005.-№ 1.-С.9
4. Саркисова В.А. Актуальные проблемы сестринской практики в мире / В.А Саркисова // Вестник ассоциации медсестер России.-2008.-№2.-С.5.
5. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Болонский процесс и высшее сестринское образование / А.Ю. Бражников // Медицинская сестра.-2006.-№6.-С28.
6. Фурсова Т.Н., Камынина Н.Н., Соловьева Н.А., Шубина Л.Б., Соловьева А.В. Методы активного обучения и преподавания дисциплины «Менеджмент и лидерство» / Т.Н. Фурсова // Медицинская сестра.-2007.-№4.-С.39.
7. Лаптева Е.С., Подопригора Г.М. Высшее сестринское образование и современный сестринский процесс / Е.С. Лаптева // Медицинская сестра.-2007.-№5.-С.37.
8. Павлов Ю.И., Холопов А.А Первые итоги и перспективы использования бригад сестринского ухода в условиях реформы сестринского образования // Успехи современного естествознания -2008.- №5.С.6.
9. Глыбочко П.В., Свистунов А.А., Алешкина О.Ю., Тупикин Д.В. Многоуровневая подготовка специалистов в институту сестринского образования / П.В Глыбочко // Медицинская сестра.-2007.-№4.-С.37.
10. Cадраддинова Н.О. Медсестры городских поликлиник о качестве сестринской медицинской помощи населению / Н.О Cадраддинова // Медицинская сестра.-2004.-№3.-С43.
11. Стародубов В.И. Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения / В.И. Стародубов // Медицинская сестра-2005.-№1.-С.44.
12. Камынина Н.Н. взаимосвязь благоприятной производственной среды с условиями для качественного ухода за пациентами / Н.Н. Камынина // Медицинская сестра.-№3.-С.4.
13. Бурлакова А.А. Сестринский процесс глазами медсестер, пациентов и врачей /А.А. Бурлакова // Медицинская сестра.-2004.-№2.-С.40.
14. Шкатова Е.Ю., Салимова Р.Х., Огорельцева Л.А., Борисова В.И. Динамическая карта наблюдения — средство повышения эффективности сестринского процесса / Е.Ю Шкатова // Медицинская сестра.-2003.-№4.-С.17.
15. Малина Н.И. Изучение сестринского процесса в хирургии и реаниматологии / Н.И. Малина // Медицинская сестра.-2001.-№6.-С.31.
16. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально — гигиенический анализ и прогноз). Дисс. докт. Мед. наук.-М., 1995. -С.257.
17. .Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской псохологии общая, клиническая, патопсихология. Ростов Феникс,2003.-С.638.
Размещено на