Содержание
Введение3
Глава I. Современный подход к проблеме формирования пространственных представлений7
1.1. Пространственные представления, как базовая составляющая психического развития ребёнка и уровни их формирования в онтогенезе7
1.2. Характеристика общего недоразвития речи18
1.3.Пространственные представления детей с ОНР22
ГЛАВА II. Исследование особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР27
2.1. Цель и задачи исследования27
2.2. Содержание методики констатирующего эксперимента28
2.3 Организация исследования30
ГЛАВА III. Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР31
3.1 Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с нормальным речевым развитием31
3.2 Особенности пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР33
3.3 Сравнительный анализ состояния пространственных представлений у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием35
Глава IV. Пути совершенствования развития пространственных представлений в процессе логопедической работы37
4.1. Организация и задачи логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР37
4.2. Содержание логопедической работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР45
Заключение50
Список литературы53
Выдержка из текста работы
Важность изучение пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с ОНР. А данный вопрос очень важен, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими. Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств.
Развитие пространственных восприятий начинает формироваться у ребенка постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым.
В книге отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения». А значит, в первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства.
Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень — расширяются и углубляются пространственные представления.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании ребенку бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом.
Поэтому так актуально вовремя обследовать ребенка и начать коррекционную работу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.3 . Общая характеристика пространственного мышления
Одной из основных задач специальной психологии является изучение закономерностей интеллектуально развития дошкольников с ОНР. Важной стороной этого развития является пространственное мышление, обеспечивающее ориентацию в пространстве, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.
Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т. п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования пространственного мышления у старших дошкольников с ОНР можно сделать следующие выводы.
Наиболее часто встречается нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это выражается:
В затрудненности понимания сторон (левая-правая) у себя и напротив сидящего;
В плохом представлении пространственных и объемных фигур. Эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов;
В перестановке местами букв, в замене одних букв другими, сходными
В математике — обнаруживаются сложности в усвоении места числа в числовом ряду;
Нередко наблюдаются нарушения пространственной организации движений, их последовательности. Детям трудно дается усвоение как игровых, так и трудовых процессов.
Трудности в развитии пространственных представлений у детей данной категории объясняются нарушенной деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, недостаточностью пространственного анализа и синтеза, а особенности последних рассматриваются как следствие нарушения высших корковых функций.
В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной
работы, проводимой с данными детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаева Т.И. Ушкольного порога.- М.: Пр.,1993г.-128с.
2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994.
4. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Пр.,1990г.-239с.
6. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
7. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. -–М.:Пр.,1992г.-94с.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000г.-448с.
9. Симанова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами. – «Дефектология», №4, 1981.
10. Симановский А.Э.. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 1994.
11. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 1999г.-110с.
12. Умственное воспитание дошкольников./Под.ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика,1972г.-288с.
13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
14. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 1980.