Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы особенностей педагогического взаимодействия в условиях ЦИПРа5
1.1. Особенности детских объединений и их роль в развитии детей5
1.2 Организация педагогического процесса в условиях ЦИПРа11
1.3 Требования к созданию предметно-развивающей среды в ЦИПРах22
Глава 2. Специфика педагогического взаимодействия в условиях ЦИПРа25
2.1 Создание развивающей среды в ЦИПРе25
2.2 Организация занятий в ЦИПРе в группе детей раннего возраста29
Заключение33
Список литературы37
Выдержка из текста работы
Объект, предмет, цели, задачи педагогики высшей школы. Основные категории педагогики высшей школы: понятие педагогического процесса, обучение и воспитание как способы (механизмы) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе.
Краткая история педагогики высшего образования в России Связь педагогики высшей школы с другими областями педагогики и науками о человеке. Международное сотрудничество по проблемам развития образования. Будапештско-Венская декларация о Европейском пространстве высшего образования. Современные течения в педагогике высшей школы за рубежом. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования. Модернизация высшего образования в России. Типы вузов. Современная многоуровневая система высшего образования в России. Методологический и мировоззренческий компоненты высшего образования. Проблемы интеграции науки и образования в высшей школе. Аксиологические основания высшего образования (В.А. Сластенин).
Методология и методы педагогических исследований. Уровни методологии педагогики: философский общенаучный конкретно-научный, технологический. Методы педагогического исследования: основные и специальные.
Системно-деятельностный подход к учению и содержание образования. Культура как основание содержания образования (А.М. Новиков). Уровни и принципы формирования содержания образования. Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала.Проблемы методов и технологий обучения в высшей школе. Задачный, проблемный, контекстный, личностно ориентированный подходы в обучении. Современные способы активизации обучения. Учебно-методическое пособие в вузовском обучении. Информационные технологии обучения в высшей школе.
Тема 2. Высшее образование: взаимосвязь гуманизации и
Личностного саморазвития будущих специалистов
Проблема утраты ценностного отношения к образованию и социальной неудовлетворенности образованностью человека, завершившего обучение в высшей школе. Сущность понятий «дать образование», «получить образование», «стать образованным человеком». Гуманизация высшего образования: историко-аксиологический анализ понятия. Идея гуманизации образования в экзистенциальной философии и психологии (Ж.-П.Сартр, Н. Аббаньяно, А. Маслоу, К. Роджерс). Отечественная педагогическая мысль о целях, задачах и путях гуманизации (К.Д.Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен). Модернизация и гуманизация современного образования: поиск приоритетов и путей совершенствования.
. Методы, средства воспитания в высшей школе. Образование как социокультурный феномен, выполняющий социокультурные и прогрессообразующие функции. Уровни целей образования: идеальные, стратегические, конструктивные и тактические. Нормативно-правовые основы образования в России. Образованность как проблема уровня знаний и личностных качеств выпускников.
Парадигмальный подход к образованию (М.В. Богуславский, Г.Б.Корнетов, В.Я. Пилиповский и др.): формирующая (традиционная) и личностно-ориентированная (гуманистическая). Традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), гуманитарная и эзотерическая парадигмы в образовании. Смена образовательных парадигм.
Тема 3. Гуманитарные основы высшего профессионального
Образования
Гуманитаризация высшего образования как социально-педагогический резерв дальнейшей динамики культурного развития общества,
Видение мира в его человеческом измерении как сущностная характеристика гуманитаризации. Появление и трактовка термина «гуманитарный» в трудах древнегреческих и восточных философов и в эпоху Возрождения. Современные представления о гуманитарности и гуманитаризации образования.
Традиция русской педагогики трактовать образование как культуросообразный процесс (С.И.Гессен
Педагогический процесс как основополагающая категория педагогики. Понятие целостного педагогического процесса (М.А.Данилов). Основные компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный. Саморазвитие личности обучающегося и обучающего как цель педагогического процесса. Движущие силы и закономерности педагогического процесса.
Онтологические основы гуманитаризации образования (М.Шелер, И.Г.Гердер). Гуманитарное образовательное пространство как человекосообразная форма педагогической реальности и как феномен культуры в образовании.
Тема 4. Особенности педагогического взаимодействия в условиях высшей школы
Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса в высшей школе. Педагогическое воздействие и ответная реакция воспитанника — компоненты педагогического взаимодействия. Виды педагогических взаимодействий (отношений): педагогические (отношения преподавателей и студентов); взаимные (отношения «студент-студент»); предметные (отношения с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Принципы целостного педагогического процесса.
Проблема классификации методов обучения в современной дидактике. Основные типы обучения в высшей школе: сообщающее-иллюстративный, алгоритмическо-програмированный, проблемно-поисковый. Основные формы обучения в высшей школе. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения. Сущность особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе. Активные формы обучения: семинар, учебная экскурсия, учебная конференция. консультация. Формы практической подготовки: лабораторное занятие, практическое занятие. Виды самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа по образцу, домашняя учебная работа. Аудиторные занятия. Разновидности семинарских занятий. Лабораторно-практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения. Сценарный подход к подготовке занятий: его задачи и особенности. Самостоятельная работа студентов в вузе. Учебно-исследовательская работа студентов. Курсовые работы (проекты), выпускные квалификационные работы. Консультирование как особая форма учебной работы в вузе. Практики студентов. Виды практик .Высшее заочное образование. Дистанционное образование. Технологии дистанционного обучения.