Содержание
Введение3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА5
1.1. Понятие памяти в научной литературе5
1.2. Характеристика процесса памяти у дошкольников (норма)10
1.3. Закономерности развития памяти глухих детей дошкольного возраста15
1.4. Возможности развития памяти глухих детей дошкольного возраста20
Выводы по главе I23
ГЛАВА II. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА24
2.1. Методики изучения памяти глухих детей дошкольного возраста24
2.2. Комплекс игр по развитию памяти глухих детей дошкольного возраста28
Выводы по главе II34
Заключение35
Список литературы36
Приложение41
Выдержка из текста работы
Умственное воспитание является неотъемлемой частью гармонически развитой личности. Одна из центральных задач умственного воспитания – развитие познавательных процессов, особое место среди которых занимает память. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, составляют определенный след, сохраняются, закрепляются. А при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Многие исследователи отмечают что, необходимо заниматься изучением особенностей развития памяти у детей. Целенаправленные занятия по развитию памяти способствуют появлению у дошкольников симптомов произвольного запоминания и воспроизведения. В качестве развития памяти предлагаются дидактические игры.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу. Игры являются катализатором для совершенствования интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать все психические процессы и развивать личностные качества. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.
Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Однако не меньшее значение имеет то, что игра является источником умственного, речевого развития. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.
Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.
Таким образом, изучение особенностей памяти детей с нарушенным слухом имеет принципиальное значение для психологии, поскольку именно в этой сфере можно найти ответы на важные вопросы, в частности на такой: в какой мере нарушение слуха (первичное нарушение) и особенности развития речи (вторичные отклонения) оказывают влияние на развитие разных видов памяти?
Цель работы – изучить особенности развития памяти у глухих детей дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие памяти у глухих детей.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития памяти у глухих детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие памяти у глухих детей дошкольного возраста будет эффективным, если занятия будут проводиться в определенной системе и в игровой форме.
Задачи работы:
1. Изучить особенности формирования памяти в норме и у глухих детей.
2. Рассмотреть методики диагностики памяти и пути ее развития.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие памяти в научной литературе
Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие повторное использование его в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память лежит в основе любого психического явления. Без включения ее в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, а ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.
Исследования памяти междисциплинарны, ибо в различных формах память встречается на всех уровнях жизни, включая в себя не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Фронт этих исследований ширится в связи с появлением компьютерных средств накопления и поиска данных [10, с.7].
Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце XIX в. работы немецкого психолога Г.Эббингауза, который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей бессмысленных слогов. Этот подход был продолжен в бихевиористских исследованиях «научения вербального». Почти одновременно началось изучение возможностей памяти фиксировать сложный осмысленный материал. В начале XX в. французский философ А.Бергсон противопоставил «память привычки», формируемую при механическом повторении, и «память духа», фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта…………………..
Заключение
Память — это познавательный психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого.
Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.
Непреднамеренное или непроизвольное запоминание у глухих дошкольников не уступает своим слышащим сверстникам. Образный материал глухие дошкольники непосредственно запоминают более успешнее, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче (зрительное запоминание). Но в то же время можно встретить в литературе данные, что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов.
Преднамеренное или произвольное запоминание (есть задача запомнить материал, усвоить его) имеет ряд особенности у глухих детей. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют использовать прием сравнения.
Глухие значительно хуже запоминают объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком, по сравнению со слышащими сверстниками. Глухим труднее мысленно воссоздавать образ фигуры без непосредственного восприятия целой фигуры. При предъявлении целой фигуры запоминание у глухих не имеет больших отличий от запоминания слышащих.
Список литературы
1. Алов В.В., Алова М.И. Малыш не слышит! — СПб., 1992.
2. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. — М., 1990.
3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. Историк сурдопедагогики. – М., 1984.
4. Бертынъ Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. — 1993. — №4.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
6. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. — М., 1988.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. — М., 1995.
8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение до школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
9. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. — 1998. — №3.
10. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д.Шматко. — М., 1997.
11. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. — М., 1992.
12. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1-4-й классы 2-го отделения). — М., 1976.
13. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
14. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
15. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом / Под ред. М.С.Певзнер, Т.В.Розановой. — М., 1980.
16. Книга для учителя школы слабослышащих: К истории изучения и обучения слабослышащих; Обучение математике; Развитие общебиологических умений, развитие восприятий речи на слух; Ознакомление с окружающим миром: Обучение позднооглохших учащихся и учащихся вспомогательных классов / Под ред. И.М.Гилевич, К.Б.Комарова,Г.Коровина, Л.И.Тиграновой. – Краснодар, 1998.
17. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. — М., 1991.
18. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. — 1994. — №6.
19. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н.М.Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
20. Леонгард Э.И. Неслышашие дети в мире слышащих // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи / Под ред. АА.Цыганок. — М., 1998.
21. Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников // Дефектология. — 1977. — №6.
22. Леонгард Э.И. Реальность и перспективы жизни детей с нарушенным слухом // Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции 24-28 марта 1997 г. — М., 1998. — Вып. 1.
23. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.
24. Леонгард Э.И., Самсонова К.Г. Иванова Е.И. Я не хочу молчать! — М., 1990.
25. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. — 1996. — №1.
26. Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Международного семинара. — СПб., 1996.
27. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. — 1995. — №4.
28. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
29. Назарова Н.М. Сурдопедагог: История, современные проблемы профессиональной подготовки. — М., 1992.
30. Никитина М.И Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. — СПб., 1997.
31. Носкова Л.П. Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. — М., 1993.
32. Певзнер М.С., Бертынъ Г.П., Донская Н.Ю. Клинико-психологическое изучение учащихся вспомогательных классов для школ слабослышащих детей // Дефектология. — 1979. — №3.
33. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах: Инструктивно-методическое письмо. — М., 1990.
34. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. — М.: ВЛАДОС, 2003.
35. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева. — М., 1971.
36. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье: Методические рекомендации для родителей / Под ред. Э.ИЛеонгард. – М., 1985.
37. Развитие способностей глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. — М., 1991.
38. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. — М., 1973.
39. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии детей // Дефектология. — 1995. — №1.
40. Руленкова Л.И. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием верботонального метода // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. — М., 1999.
41. Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса / Под ред. Л.А.Аслановой, М.И.Никитиной. — СПб., 1997.
42. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
43. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В.Андреева, К.А.Волкова, Т.А.Григорьева и др.; Под ред. М.И.Никитиной. — М. Просвещение, 1989.
44. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. ед. учеб. заведений; под ред. Е.Г.Речицкой. — М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2004.
45. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
46. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… — М., 1995.
47. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. — М., 1993.
48. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н.М.Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Приложение
Рис.1.
Рис.2.