Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
1. Роль и место письма в обучении иностранным языкам5
1.3. Письмо как средство обучения7
1.2. Письменная речевая деятельность10
2. Особенности обучения письменной речи13
2.1. Упражнения для обучения письменной речи13
2.2. Анализ упражнений21
Заключение31
Библиографический список литературы32
Приложение33
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важная роль в решении воспитательных, образовательных и коррекционно – развивающих задач специальной школы принадлежит трудовому обучению умственно отсталых детей. Подключаясь к трудовому процессу, ребенок всецело меняет представление об окружающем его мире и о себе. В процессе овладения новыми знаниями и применением их в своей жизни формируется мировоззрение ребенка. При работе с наглядной опорой на уроках трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе демонстрируются реальные объекты, способы выполнения приемов работы, учебно-наглядные пособия. Именно поэтому анализ проблемы использования наглядного метода обучения в процессе обучения труду в условиях специальной (коррекционной) школы является актуальным, так как результативность процесса трудового обучения зависит от ее организации.
Проблемами трудового обучения умственно отсталых детей в условиях специальной (коррекционной) школы занимались такие ученые, как В. А. Шикаренко, Т.С. Жидкина, С. Л. Мирский, Е. В. Воронова и многие другие.
Учитывая важность и актуальность применения наглядного метода в процессе трудового обучения, тему курсовой работы определили: «Особенности использования наглядных методов на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной коррекционной школе».
Целью исследования является рассмотрение особенностей использования наглядных методов на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной (коррекционной) школе.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить психолого – педагогические особенности умственно отсталых младших школьников;
2. Определить значение уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы;
3. Дать характеристику наглядным методам обучения, применяемым на уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы;
4. Определить значение и особенности наглядного метода обучения на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы;
5. Рассмотреть средства наглядности и приемы работы с ними на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе.
Объектом исследования является процесс работы с наглядностью на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной (коррекционной) школе.
Предметом курсовой работы является использование наглядной опоры на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной (коррекционной) школе.
Методы исследования: метод анализа и обобщения психолого –педагогической и специальной литературы; анализ практики работы дефектологов по теме: «Особенности использования наглядных методов на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной (коррекционной) школе».
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, параграфов, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого – педагогическая характеристика умственно отсталых младших школьников
Проблемы изучения умственно отсталых детей исследовали ученые, педагоги, психологи: Л. С. Выготский, Б. П. Пузанов, В. Г. Петрова, и многие другие.
Термин «умственно отсталый ребенок», используемый в дефектологии, имеет отношение к весьма разнородной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), объединяющее наличие органического поражения головного мозга, который имеет диффузный характер [24].
Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта [19].
Подходы к определению умственной отсталости различны, но имеют такие общие положения, как: стойкое нарушение познавательной деятельности, социальная неадаптированность, расстройство эмоционально-волевой сферы, качественные изменения всей психики [2].
Рассмотрение развития умственно отсталого ребенка невозможно без характеристики его психических процессов. Рассмотрим некоторые особенности учащихся специальных (коррекционных) школ.
Психика умственно отсталого ребенка представляет собой целостную систему, нарушения которой вызывают различные отклонения деятельности в целом или протекающих психических процессов. Это относится и к восприятию. Бегло воспринимая окружающую обстановку, умственно отсталые учащиеся дифференцированно воспринимают меньше объектов, чем дети с сохранным интеллектом. Это встает преградой им на пути знакомства с находящимися в поле зрения предметами, узнавания их и выделения из их числа наиболее значимых для тщательного рассмотрения. Умственно отсталым школьникам свойственно также узкое зрительное восприятие. Особенностью зрительного восприятия умственно отсталых учащихся является также его недостаточная дифференцировка: они не всегда правильно распознают цвет и его оттенки, объект воспринимают глобально, без вычленения характерных для него частей, пропорций и своеобразия строения [18].
Своеобразие личности умственно отсталых детей находится в тесной связи с особенностями их деятельности. В процессе аномального развития у них формируются качественно своеобразные психические процессы и строение деятельности. У умственно отсталых детей наблюдается недостаточно критичное отношение к себе и результатам своей деятельности. Дети не соотносят полученные результаты с требованиями задания, чтобы проверить их правильность, не обращают внимания на их реальное значение. Обнаруживается незрелость мотивационной сферы. Оно состоит в том, что мотивы усваиваются ими формально, не становясь для них собственными стремлениями [7]….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению особенностей работы с наглядной опорой на уроках трудового обучения с умственно отсталыми младшими школьниками в специальной коррекционной школе.
Проанализировав литературу по данной теме были сделаны следующие выводы:
1. К умственной отсталости относят состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, которое вызвано органическим поражением коры головного мозга. Качественные изменения всей психики и личности в целом – это результат перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они в меньшей мере, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании нового.
2. В системе педагогических мер воздействия на психику умственно отсталого школьника труд является одним из важнейших средств коррекции познавательных процессов. Трудовая деятельность способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребенка, формирует эмоционально – волевую сферу, вырабатывает социально значимую трудовую мотивацию, осуществляет его социальную адаптацию;
3. На уроках трудового обучения в младших классах в специальной (коррекционной) школе широко применяются наглядные методы обучения. Сущность данных методов заключается в наглядном представлении школьниками с интеллектуальными нарушениями натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей, изображений;
4. Значение наглядного метода обучения на уроках труда заключается в том, что результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей. Наглядный метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность умственно отсталых школьников, которые обеспечивают усвоение ими содержания образования и тем самым достижение целей обучения. В случае применения наглядного метода обучения достигаются более стойкие результаты, повышая при этом эффективность обучения. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики младших школьников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала.
5. На уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школе демонстрируются различные средства наглядности: пособия, образцы изделий, рисунки, технологические карты, инструменты, модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, учебные фильмы, компьютерные презентации и прочее.
При активном использовании наглядного метода обучения на уроках труда в специальной (коррекционной) образовательной школе достигается высокая эффективность обучения трудовым навыкам и умениям.
Использование наглядных методов обучения на уроках труда помогает активизировать интерес умственно отсталых младших школьников к трудовой деятельности; помогает выработать у школьников эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям; сформировать у них определенные знания, умения и навыки.
Таким образом, использование наглядного метода в процессе трудового обучения значительно повышают умения и навыки младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова, А. А. Учебно-методический комплекс. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. / А. А. Богданова, В. Н. Вовк. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 160 с.
2. Варенова, Т. В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». / Т. В. Варенова. – Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. – 112 с.
3. Васенков, Г. В., Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта. / Г. В. Васенков. – Дефектология №3, 2004, – с.60
4. Войлокова, Е. Ф., Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. – СПб., 2005г.
5. Воронкова, В. В. Коррекционная роль трудового обучения умственно отсталых школьников // Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. – С. 69-75.
6. Воронова, Е. В. Методика преподавания ручного труда : учебно – методическое пособие ; Ряз. гос. унт им. С. А. Есенина. / Е. В. Воронова. – Рязань, 2008. – 128 с.
7. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
8. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей–дефектологов. / В. В. Гладкая. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 112 с.
9. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред В. А. Сластенина. – 2–е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
10. Горина, Е. Н. Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: Учебное пособие. / Е. Н. Горина, Е. Н. Павлова, Ю. В. Селиванова, В. О. Скворцова, О. В. Соловьева, Е. Б. Щетинина. – Саратов, изд-во Саратовского Государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, – 2012, 80 с.
11. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика : учеб. пособие : рек. УМО / А. А. Дмитриев. – М.: Высш. шк., 2010. – 295 с.
12. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / под ред. Епифанцева Т. О.; 2–е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с.
13. Жидкина, Т. С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
14. Калинина, С. Е. Современные подходы к организации трудового обучения детей с нарушением интеллекта различной степени тяжести / С. Е. Калинина, Л. В. Токарская // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии : материалы науч. – практ. конф. Часть 2. – Екатеринбург : ИРРО, 2008. – С. 116-119.
15. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие. / Г. Ф. Кумарина. – М. : Академия, 2003. – 320 с.
16. Кудинова, З. А. Уроки труда в специальной (коррекционной) школе. Учебно – методическое пособие. / З. А. Кудинова. – М. : Академия, 2006, 142 с.
17. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие для вузов / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер. – М.: Академия, 2001. – 314 с.
18. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. / В. В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
19. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
20. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М. : Академия , 2001. – 246 c.
21. Мирский, С. Л. Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы / С. Л. Мирский // Дефектология. – 2003. – № 1. – с. 46-53.
22. Назарова, Н. М. Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
23. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Никуленко – М.: Феникс, 2006. – 382 с.
24. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
25. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Б. П. Пузанов. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
26. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Н. М. Трофимова. – М. ; СПб. ; Нижний Новгород: Питер, 2006. – 304 с.
27. Хохлина, Е. П. Исследование психолого – педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. П. Хохлина // Дефектология. – 2003. – № 2. – С. 25-34.
28. Шинкаренко, В. А. Трудовая подготовка людей с умственными ограничениями / В. А. Шинкаренко, Е. Г. Титова. – Минск, 2011. – 213 с.
29. Шинкаренко, В. А. Урок трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / В. А. Шинкаренко // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 21-25.