Выдержка из текста работы
1.3. Психологическое равновесие вдетско-родительских отношениях. Закон равновесия. 17
Глава II. Разработка программыоптимизации общения в семье на основе знаний о доминантностиполушарий.
2.1.Программа исследования 20
2.2. Разработка программы оптимизацииобщения
в семье на основе знаний о доминантностиполушарий 21
2.3.Программаконсультационной работы 22
2.4.Апробация программы 35
2.5Результаты апробации 40
Заключение 42
Литература: 43
Приложения
Приложение № 1 49
Приложение № 2 50
Приложение № 3 53
Приложение № 4 57
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время отмечается увеличение обращений родителей за помощью впсихологический центр, по поводу детей с нарушениями в развитии, сзатруднениями в обучении, трудностями в адаптации, общения. Для преодоленияимеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний,укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы с членами семьи.
Несмотря на наличие значительного количества данных, относительно влиянияхарактера различных сочетаний доминантности полушарийголовного мозга у членов семьи на качество семейных взаимоотношений этот фактордо сих пор не учитывался в консультативной работе с семьями. Не разработанаметодика консультирования семьи с учетом упомянутых выше детерминант, неоценена ее эффективность.
С доминантностью полушарий связан целый ряд психологическихпротивопоставлений, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление,гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия и т.д. Разная степень выраженности этихпсихических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опорена так называемое «левополушарное» и«правополушарное» мышление с характерными для них способностями,эмоционально-личностными характеристиками, особенностями адаптационных процессов,поведения, общения.
Объект исследования: семьи, члены которых обращались запсихологической помощью в Центр психолого-медико-социальногосопровождения СЗАО Министерства образования РФ. За период с марта 2001 года пофевраль 2002 года было проконсультировано 230 человек. Консультативная работапо разработанной методике проводилась с 12 семьями. В работе детально описана апробация методики на примереработы с 6 семьями.
Предмет исследования: Консультативная работа с семьями.
Цель данной работы: разработать программу консультативной работы ссемьями с учетом доминантности полушарий головногомозга у членов семьи.
Задачи:
1. Проанализировать фактор доминантностиголовного мозга с точки зрения его влияния на характер взаимоотношений в семье.
2. Выявить и описать специфические нарушенияжизнедеятельности семьи, возникающие по причине различных сочетаний доминантности полушарий (П-Л, Л-П) у членов семьи.
3. Разработать программу оптимизации общения в семьяхс нарушениями жизнедеятельности, возникающими по причине различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.
4. Произвести апробацию этой методики и оценитьстепень ее эффективности. Внести в программу необходимые изменения.
После составления и апробации программы, были замечены некоторые измененияв общении между членами семьи: большая открытость, осознание особенностейсвоего поведения. Причины, следствия и взаимосвязь разных событий становитсяболее понятными. Знание особенностей межполушарной активности, помогаетизменить паттерны взаимодействия с членами семьи, лучше адаптироваться кобстоятельствам, изменить условия, в которых протекает общение, создаватьсоциально приемлемые способы выражения своих чувств, желаний.
Глава I. Доминантностьполушарий головного мозга с точки зрения влияния этого фактора на характервзаимоотношений в семье.
В наше время часто меняющиеся социальные условия не могут не отразиться насостоянии семьи. Формирование человека с ранних лет проходит в семье. В нашевремя родители имеют возможность обеспечить ребенку (особенно единственному)очень хорошие условия для его развития. Но нередко под «хорошими условиями»сами родители понимают избыток одежды, игрушек, еды и т.п. То же касается иинформации, знаний: родители стремятся дать как можно больше, «впихнуть» в ребенкамаксимальное количество сведений «обо всем». Стремление родителей сделать изребенка вундеркинда приводит к тому, что у него не происходит переработки иусвоения впечатлений и знаний. Ребенок переполнен ими, часто не понимает, чтоон заучивает и для чего ему подобные сведения могут быть нужны. Как отмечаетЗ.А. Янкова, лучшие достижения в любой деятельности,более прочные семьи и наименьшее количество разводов у тех супругов, родителикоторых осуществляли глубокие эмоциональные контакты с детьми. Разные семьиделают упор в воспитании на разные социальные и ценностные ориентации, средикоторых могут быть и положительные и отрицательные. Жизнь семейной системыподчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостазагласит: всякая система стремится к постоянству, стабильности, а это означает,что семья стремится сохранить status quo. Нарушение этого болезненно для всех членов семьи,несмотря на то, что события могут быть и радостными. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показалиисследования Джей Хейли,благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и темсамым сохранить семейную структуру, родители способны терпеть любоепсихопатологическое поведение подростка к изумлению посторонних. Одновременнодействует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полныйжизненный цикл. Возраст членов семьи меняется все время и меняет семейнуюситуацию. Как показано было Э.Эриксоном, каждомувозрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологическиепотребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняютсяи запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стильобщения, саму семью.
В каждой семье свои особенности, они проявляются в общении; под общениемпонимается любое событие, происходящее в семье. Общение может быть вербальным иневербальным; чаще всего оно бывает и тем и другим одновременно. Всепроисходящее в семье является сообщением. Все игры, описанные Э.Берном – это некоторые стереотипы поведения,представляющие собой формы коммуникации, которые не произносятся, но ясно всемипонимаются.
У каждого человека одна из функций головного мозга является ведущей.Дифференциация функций начинается в раннем детстве. Порой оба полушария головногомозга развиты, что трудно отдать предпочтение при обозначении доминирующегополушария. И все-таки доминирует только одно полушарие головного мозга,поскольку равно независимое вторжение другого полушарий, другой функции измениториентацию, которая, хотя бы отчасти противоречит первой. Жизненное условие длясознательного процесса адаптации — всегда иметь ясные и непротиворечивые цели. Поэтому другая функция полушарийголовного мозга может иметь только вторичное значение, но учитывается иразвивается как вспомогательная, дополнительная. Функции правого и левогополушарий различны, рациональная и иррациональная функции разделены и не могутсоединяться, только дополняют друг друга. Но и нельзя совсем вытеснитьподчиненную функцию, она ранима. Менее всего развитая функция головного мозганазывается подчиненной. Любую функцию можно развить, мобилизовать, улучшить, ноневозможно поменять местами, как ни старайся, но доминантное полушариеголовного мозга не станет подчиненным. Если бы семейные пары осознавали,насколько они разные или одинаковы по доминантностиполушарий головного мозга и их функциям, удалось бы избежать множестватрудностей.
В наше время, причинами конфликтов в семье часто становятсянеудовлетворенные психологические потребности. К таким психологическимпотребностям, влияющим на взаимоотношения членов семей, исследователи относят:
— потребность вобщении, коммуникации;
— потребность впознании (в широком смысле слова);
— потребность истремление играть ту или иную роль в семье (глава семьи, послушный ребенок,хозяйка-жена, заботливый родитель и т.п.
— потребность всамоуважении, в подтверждении другими значимости собственной личности;
— потребность во определенном уровне культуры, этики общения, взаимодействия;
— потребность вдоверии, во взаимоинформированности членов семьи.
Затяжные конфликтывызывают неспособность супругов сотрудничать вместе, то есть понять, что хочетбрачный партнер. Дело в том, что в семье часто поступки одного человека имеют воснове «левополушарные» мотивы, т.е. мыслительные,интеллектуальные, а у другого «правополушарные». В браке, когда речь идет обэмоциональных отношениях, «левополушарный» супругчасто стремиться докопаться до сути. Его чувства часто скрыты. Это не значит,что он не испытывает эмоций или их не имеет, речь идет о том, что он их неможет дифференцировать, выразить адекватно. Скрытые чувства могут проявитьсябессознательно, нередко похожи на детские.
1.1. Использованиеразных моделей и подходов консультирования семьи
Цель одна – выработатьдля каждой семьи оптимальный вариант, модель для оптимизации семейного общения.В.Кемплер писал: «Нет методов, — есть люди». Психологдолжен стать активным участником встречи с семьей, и от него во многом зависитуспех этой встречи. К. Витакер скептически оценивает теоретические модели семьии отдает предпочтение опыту и непосредственному процессу. По его мнению «всетеории плохие». Отсюда следует вывод: рабочий стиль любого психолога,занимающегося семьей, трудно понять и невозможно передать, психологическоеконсультирование семьи – искусство, при создании которого главное –аутентичность и убедительность. (Навайтис).
Вструктурной модели семьи С. Минухин описывает успех семейной жизни вспособностях изменяться, совершенствоваться, перестраивать структуру семьи сучетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи.
В рамках структурного подхода не оцениваласьэффективность учета фактора доминантности полушарийголовного мозга, но Минухин намекает на это: «В структуру семьи входят наборыосознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье.Чтобы этот механизм действовал, необходима система поддержания. Она состоит издвух частей. Первой – генетической, которая имеется во всех семьях.(иерархическая система, где авторитет родителей выше, чем авторитет детей).
Вторая система поддержания– семейные комплиментарные роли (например, если один из родителей болеекомпетентный, другой – более эмоциональный) Иерархия и роли не всегда частоосознаны, нередко причины их появления забыты, но они сбалансированы идополняют друг друга. Если этого нет, семья не функционирует, т.е. фактическираспалась. Успешный выбор ролей парой, согласно С. Минухину,условие благополучного брака и предполагает согласование и приспособление.Потребности ребенка (детей) требуют согласовывать понятия, создавать основаннуюна авторитете семейную иерархию, в которой дети не являются равными сродителями». Через родителей они приобретают умение чувствовать авторитет,учатся сотрудничать. Если оба родителя (невротический вариант) левополушарные, то часто эта доминирующая система, вернеефункция, рождает невнимательное, неэмоциональное отношение к ребенку, близким,к собственным жизненным интересам. Чувства в этом случае пытаютсякомпенсировать мыслительную установку, приобретают глубину, но из-за неадекватностиих выражения проявляется мелочность, агрессивность, недоверчивость к другим.
Структуру семьи по Минухину «образует невидимая сеть требований и функций,формирующая способы взаимодействия в семье». Это постоянное, повторяющееся,поддающееся предсказанию поведение, которое и позволяет судить, функционируетли семья. А для того, чтобы функционировать, она и создает собственнуюструктуру.
Есть детоцентричные семьи (по Э.К. Васильевой)таких семей у нас 80-82% Такие семьи (или большинство из них) основой семейнойжизни, центром интересов и забот считают детей, их воспитание, развитие,здоровье и образование.
Вмодели коммуникационного консультирования семьи (Вацлавик) установлено влияниепротиворечивой коммуникации на психические расстройства, немалая часть семейныхкоммуникаций плохо осознана. Цель психологического консультирования — изменитькоммуникационный стиль дисфункциональной семьи. Напути к этой цели Вацлавик предусматривает четыре ступени: 1.- описать проблемусемьи однозначными, ясными и конкретными терминами. 2.- проанализировать ужеиспользованные семьей способы решения проблемы. 3.- четко и конкретноопределить нужные изменения. 4.- испытать новые коммуникационные формы.
Дажепонимая фактор доминантности полушарий и пониманиеновой ситуации, человек тяготеет к старым привычкам. Поэтому нужны практическиезанятия, тренировки. В. Сатир просто определяет способ работы, методику:рассказать, что видела, спросить, что происходит. Противоречивые коммуникациитрудно определить с помощью тестов, вопросов, поэтому ход работы с семьей можетбыть разным
Задачапсихолога – понять различия индивидуального восприятия и помочь это сделатьвсем членам семьи. Благодаря новой оценке собственного восприятия и осознаниючужого восприятия, они получают возможность более тесного взаимодействия иразвития личности. На пути к данной цели психолог не воспитывает членов семьи,а побуждает смелее продуктивно взаимодействовать и изменять устоявшеесявосприятие ситуации, самое себя, других людей, в этой модели преимуществоотдается личности, а не семье как целому. В силу этого задача личности –интегрироваться в семью, признать и принять других ее членов.
В семье обсуждаются и решаются различные проблемы и вопросы: воспитаниедетей, улучшение быта, проблемы современности, события в стране, нормализацияздоровья, регулирование взаимоотношений в семье, с окружающими, культурасексуальных отношений, источники получения нужных знани.Если люди не говорят о работе, они говорят на какую-либо другую тему изприведенного списка. С этой точки зрения проблемы универсальны для всех икаждого. Меняется лишь их последовательность, место, порядок, которые онизанимают в сознании конкретного человека. То, что для одного значимо и стоит напервом месте, для другого может быть скучно. Заинтересованность одной и той жеили близкими проблемами сближает людей.
В консультационной работе с семьей эффективен трансактныйанализ (Э. Берн) он предоставляет возможность клиенту выйти за рамкинеосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв другую когнитивнуюструктуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.
Учитывая доминирование полушарий головного мозга членов семьи и используясовременные психологические техники и методы можно помочь семье выработатьоптимальный вариант общения в изменяющихся жизненных условиях.
1.1.1. Благополучные и неблагополучные семейныепары.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково…». Высказывание классикалитературы Л.Н. Толстого наводит на размышление. Что выделяет «счастливую»семью, что для нее характерно?
Что общего для всех благополучных семей? Специалистами (Левкович, Зуськова) выделены признаки конфликтных и благополучных,или счастливых, семейных пар. Оказалось, что в благополучных семьях говорят обовсем: о своих отношениях, чувствах, переживаниях, об интересах, о мнениях поповоду…, виденных снах, о работе, природе, о друзьях, родных, планах на будущееи т.п. Причем супругам интересно не только говорить самим, но и слушатьпартнера.
Конфликтные супружеские пары говорят мало и только о самом необходимом.Одна из наиболее частых тем – выяснение отношений, а иногда и без этого. Каждыйпредпочитает действовать в одиночку; при случае стремится обвинить другого.
С точки зрения доминантности полушарий головногомозга, благополучная семья та, которая не проявляет постоянно однонаправленныепризнаки лево или право полушарности. Ребенок должениметь возможность развиваться не однополярно,развиваться не однобоко, компенсируя и стабилизируя бессознательно родителей.Часто родители причину детского нарушения видят только в ребенке.
Развитие в семье должно быть постоянным – без него брачные отношениястановятся неустойчивыми. (Меньшутин В.П.)
Для благополучных семей характерен высокий уровень отношений в целом,высокая степень развития личностных качеств. У них высокая общая успешностьреализации их целей, замыслов. Ведущая потребность благополучных семей –познание и расширение его.
1.1.2. Здоровая и дисфункциональнаясемья.
К. Витакер считает, что здоровая семья та, которая способна себя актуализировать,т.е. развиваться, преодолевая затруднения и разрешая проблемы. «Признакиздоровой семьи: способность воспринимать себя во времени и пространстве;способность осознать свое изменение; способность понять, что роли в семьеизменяются и любая роль в различный момент времени и в различном месте можетбыть исполнена другим членом семьи… В подобной семье есть свобода объединения иобособления. В ней нет одного лица, ответственного за что либо, а тем более –ответственного за все». Понятно, что в здоровой семье тоже возникают проблемы,но она умеет и учится их разрешать.
В процессе работы с семьями, вцентре психолого-медико-социального сопровождения, мысоздали определенную концепцию, основанную на практических данных.
Проводяконсультации в Центре психолого-медико-социальногосопровождения и диагностическоеобследование семейных пар, обратившихся за помощью, имеющих различные проблемыв детско-родительских отношениях, чаще всего работа проходит с дисфункциональными семьями, мы нашли у них много общего.
Хочу подчеркнуть, что обращаются запомощью в центр, семьи с определенной спецификой взаимоотношений. Чаще всегоэто кто-то из членов семьи с просьбой или вопросом: почему ребенок не хочетучить уроки, не хочет идти в школу или сад, избегает общения со сверстниками,родителями, не слушает учителя, убегает из дома, и т.п.
1.2. Правое и левое полушарие в контексте оптимизации семейного общения.Особенности правополушарных и левополушарных людей.
Каждое полушарие головного мозга имеет своиспецифические функции.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организациимозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрииполушарий, выделим три основных типа организации мозга:
Левополушарный тип– доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию иобобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левоеполушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо,счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этоминформация, поступившая в левое полушарие обрабатывается последовательно,линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, памятьпроизвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдениеследующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина,работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребностьв умственной деятельности.
Вситуации информационной перегрузки, невозможности выбора жизненно важногорешения и внутреннего конфликта происходит запредельное повышение активностилевого полушария, сменяющееся его защитным торможением. Торможение происходиттем быстрее, чем более «несвойственно» данное полушарие индивиду, то есть припреобладании естественной для него правополушарной активности. Наоборот, «левополушарные» индивиды более выносливы в планемыслительного напряжения, но и здесь возможен предел, критическая точка, подвлиянием длительно действующих перегрузок и чрезвычайных обстоятельств. Во всехслучаях теряется жизнерадостность, сосредоточенность внимания, появляетсячувство утомления и морального дискомфорта, нежелание что-либо делать,преодолевать препятствия. В то же время психические травмы, жизненные исемейные потрясения, испуги, неприятности и волнения способны перевозбудить активность правого полушария, котороеначинает бесконтрольно (из-за подавленной активности левого полушария)генерировать беспокойство, тревогу, страхи. Перевозбуждениеправого полушария приводит к нарушению биоритмов снаи бодрствования, непомерному расширению сферы неосознанных процессов (кошмарныесны, предчувствия беды). Аффект беспокойства и тревоги искажает присущие левомуполушарию функции сознания и контроля, что делает невозможным анализ и критикупроисходящих событий. Так формируются навязчивые мысли, опасения и страхи. Всвою очередь снижение активности правого полушария проявляется плохимнастроением и печалью, расстройством биоритма сна ибодрствования, ослаблением чувства тела и сексуальных побуждений.
Правополушарный тип –доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству,конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозгаоперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и леко воспринимает пространственные отношения. Считается,что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционированиеобусловливает наглядно-образное мышление, которое связано с целостнымпредставлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить врезультате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальноевосприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработкаинформации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированиемправого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форми цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. «Правополушарные»склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. О лучшеориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира, у нихлучше развита интуиция. Правополушарная активность связана с биоритмами, в том числе сна и бодрствования и с гипнабельностью. (эффективно внушение и релаксация дляактивизации психических резервов организма, мобилизации защитных сил).
Межполушарная активность меняется в зависимости от рода деятельностичеловека, его психического состояния.
Равнополушарный тип – отсутствие ярко выраженного доминированияодного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегиймышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого илевого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Однако врожденные предпосылки – это только исходные условия, а самаасимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влияниемсоциальных контактов, прежде всего семейных.
Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развитияинтеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое.Причем межполушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого слевым. Поэтому при активизации левого полушария, правое быстрее вовлекается вработу. Учитывая эти данные мной выработана программы оптимизации общения всемье. Для оптимального взаимодействия в семье необходимо научитьсяиспользовать тот тип мышления, который является менее успешным.
Ученые установили, что у каждого человека одно из полушария являетсяведущим. Если у человека доминирует правое полушарие, то у него более развитаэмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то аналитичность ума преобладает над эмоциональностью.
У каждого человека доминирует в какой –то степени правое или левоеполушарие, но многие люди не зная своих особенностей, не понимают, почемудругому не нравится то, что нравится ему, почему я могу решить сложную задачу,а другой нет. Превалирование у человека одного из полушарий, специфическимобразом отражается на особенностях поведения, интересов. Нет чистых «левшей» и«правшей», но в определенный момент жизни, ситуациимогут проявляться доминантные функции. Переученный левша, часто не знающий, чтоон левша, в экстремальных условиях за рулем непроизвольно крутить руль левойрукой и попадает под встречный транспорт. (Семенович. А… В.)
Известныеправополушарные люди: Жуков Г.К., Леонардо да Винчи, Ломоносов, Толстой Л.Н.,Чарли Чаплин, Пушкин А.С… Чистых левшей примерно 5-6%. Остальные 50 %населения являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества.
1.3.Психологическое равновесие в детско-родительских отношениях. Закон равновесия.
Человек – не просто биологическая сущность, а существо разумное и общественное.В ходе эволюции, по мере развития интеллекта и чувств, он научилсяруководствоваться не только позывами природы, но и более сложными побуждениями.Человек единственное существо, наделенное духовностью. Чем ниже уровеньдуховности членов семьи, тем с большей легкостью они следуют биологическомупозыву.
Жизнь в семье должна бытьэмоционально насыщенной и психологическикомфортной. Как известно, все в этом мире стремится к равновесию. В любой семьепроисходит уравновешивание, но это может происходитьза счет другого и в ущерб ему. Например, семья может сохранять равновесие,только за счет или во имя ребенка, а может держаться на ком-то еще из членовсемьи.
Вцентры психолого — медико — социального сопровождения г.Москвы в основномобращаются семьи, где нарушено равновесие в общении родителя и ребенка (позицииродителя авторитарные, доминирующие, илипопустительские, гиперопекающие), между членами семьине происходит понимания. Родители, воспитывая ребенка часто хотят получитьопределенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получается полностьюпротивоположная.
Неадекватное,раннее средовое усиление ведущего, пусть и природногополюса латеризации головного мозга при условиинедостаточного, опять же средового, раскрытиявозможностей другого полюса приводит к следующему.
Приодностороннем усилении активности левого полушария мы видим напряженностьпсихомоторных функций организма, неловкость, плохую координацию, недостаточнуюгибкость принимаемых решений и сомнения в правильности своих действий. Этодети, говорящие взрослыми фразами, интеллектуальные, но не способные быстропринимать решения, отказываться от второстепенного, моторнонеловкие и скованные. Ввиду отсутствия непосредственности в контактах инеумения играть, принимать роли, им трудно быть долгое время в группесверстников, к которым они относятся не по возрасту критически. В результатесвои теоретические знания или «левополушарный опыт»они могут использовать только в общении со взрослыми.
Приодностороннем усилении активности правого полушария и недостатке возможностейлевого полушария приходится убеждаться в эмотивности(повышенной эмоциональности) таких детей, предрасположенности к страхам,неустойчивости настроения и импульсивности. Преобладают и не редко все заменяютигровые интересы, спонтанное или «полевое поведение». Обычно они черезнекоторое время хорошо адаптируются в группе сверстников, но им, как правило,не хватает критичности и возрастного анализа своих поступков, как и усидчивостипри обязательных интеллектуально насыщенных занятия.
Если обародителя ориентированы на аналитическое, логическое восприятие (левоеполушарие), то ребенок дабы уравновесить эту структуру, приобретает чертыэмоционально – чувствительные (правое полушарие). Причем эти черты, приригидности семьи усиливаются и как бы компенсируют недостающие у родителейвдвойне. Это случается в семьях, где не совершенствуется структура семьи сучетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи. Если структура семьинегибкая и не способна приспособиться, это приходится осуществлять одному членусемьи. В данной концепции я рассматриваю семьи, которые по разнымобстоятельствам не смогли сбалансировать свои отношения.
Часто происходит так,что родители с добрыми и благородными намерениями вступают со своимидетьми и друг с другом вовзаимоотношения, полные непонимания и эмоциональной боли, противоположные ихожиданиям. Значит, между родителями и их детьми происходит что-то, чтонаходится вне их контроля и осознавания, и этоприводит к разрыву между добрыми намерениями и тем, что получается врезультате. Очень важно найти тот неадекватный момент в общении, который мешаетраскрыть наиболее полно внутренний потенциал каждого ребенка достичь тех целей, которые ставят перед собойродители.
Глава II Разработка программы оптимизации общения всемье на основе знаний о доминантности полушарий.Выявление особенностей общения в семье.
2.1. Программа исследования
Цели: разработать программуконсультативной работы с семьями с учетом доминантностиполушарий головного мозга у членов семьи.
Задачи исследования:
1. Проанализироватьфактор доминантности головного мозга с точки зренияего влияния на характер взаимоотношений в семье.
2. Выявить иописать специфические нарушения жизнедеятельности семьи, возникающие по причинеразличных сочетаний доминантности полушарий (П-Л,Л-П) у членов семьи.
3. Разработатьпрограмму оптимизации общения в семьях с нарушениями жизнедеятельности,возникающими по причине различных сочетаний доминантностиполушарий головного мозга у членов семьи.
4. Произвестиапробацию этой программы и оценить степень ее эффективности. Внести в программунеобходимые изменения
Предмет исследования:Консультативная работа с семьями.
Объект исследования: семьи,члены которых обращались за психологической помощью в Центр психолого-медико-социальногосопровождения СЗАО Министерства образования РФ. За период с марта 2001 года пофевраль 2002 года было проконсультировано 230 человек. Консультативная работапо разработанной методике проводилась с 12 семьями. Вработе детально описана апробация методики на примере работы с 6 семьями. Выборка: полные и неполные семьи
2.2. Разработка программыоптимизации общения в семье на основе знаний о доминантностиполушарий.
В процессенашей работы в психологическом центре, у нас сложилась определенная логикаработы по оптимизации семейного общения с учетом доминантностиполушарий головного мозга у членов семьи. Логика эта в значительной степениопиралась и на осуществленный нами обзор литературы, относительно возможноговлияния доминантности полушарий головного мозга наобщение в семье. Но логику эту оказалось не так просто выявить и изложить вформе программы. Чтобы легче было отобразить нашу логику в форме программы, напервом этапе работы мы сочли необходимым зафиксировать 6 случаев нашей работы ссемьями с учетом доминантности полушарий. Нижеприводим эти случаи.
В современной семье наиболее частоможно встретить два вида ошибок, допускаемых родителями при воспитании детей:
1) Ребенкавоспитывают авторитарно, строго требуя всех указаний со стороны взр