Содержание
Содержание
Глава 1. Особенности налогообложения банков и кредитных учреждений4
1.1. Состав и структура налоговых платежей банков и кредитных учреждений4
1.2. Налог на прибыль4
1.3. Налог на добавленную стоимость10
1.4. Налог на доходы физических лиц17
1.5. Единый социальный налог, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на страхование от несчастных случаев25
1.6. Налог на имущество34
Глава 2. Расчет налога на имущество и прибыль ЗАО «Вектор-Северозапад»38
2.1. Расчет налога на имущество ЗАО «Вектор-Северозапад»38
2.2. Расчет налога на прибыль ЗАО «Вектор-Северозапад»39
Заключение44
Список литературы46
Приложение 1 Налоговый расчет по налогу на имущество за 1 квартал 2009 года48
Приложение 2 Налоговый расчет по налогу на имущество за 1 полугодие 2009 года51
Приложение 3 Декларация по налогу на прибыль за 2 квартал 2009 года54
Выдержка из текста работы
1.3. Зарубежный опыт налогообложения кредитных организаций……………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ
2.1. Налог на прибыль…………………………………………………………………..19
2.2. Налог на добавленную стоимость…..…………………………………………………..32
2.3. Налог на доходы физических лиц…………….…………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………47
Введение
Данная курсовая работа была посвящена изучению особенностей налогообложения кредитных организаций. Кредитная организация — это понятие, которое является, общим для банков и небанковских кредитных организаций. Банк — это только разновидность кредитной организации.
Определение кредитной организации закреплено в одной статье Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (статья 1). В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под термином «кредитная организация» понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Банки являются опорой налоговой системы, поскольку они не только пополняют бюджет за счет уплаты налогов (как налогоплательщики), но через них ведутся расчеты налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Банки выступают в роли плательщиков налогов, выполняют функции учета и контроля за налогоплательщиками, а также создают новые финансовые технологии, улучшающие сбор налогов и повышающие уровень контроля над финансовыми потоками в стране.
Банки являются налогоплательщиками почти всех установленных Налоговым Кодексом налогов. В отношении некоторых налогов для банков предусмотрены особенности исчисления и уплаты.
Цель данной курсовой работы — изучение особенностей налогообложения кредитных организаций.
Задачи данной работы следующие:
1. Рассмотреть понятие и общую характеристику кредитных организаций;
2. Изучить кредитные организации как участников налоговых отношений;
3. Рассмотреть зарубежный опыт налогообложения кредитных организаций;
4. Изучить особенности налогообложения банков, в частности по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц .
При написании курсовой использованы разнообразные источники информации, в том числе нормативно-правового характера, интернет-ресурсы, статистические данные, учебная литература, а также иные источники.
1. Сущность кредитных организаций
1.1. Понятие и общая характеристика кредитных организаций
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под термином «кредитная организация» понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Рассмотрим другие термины, используемые в статье 1 данного Федерального закона.
Банк представляет собой кредитную организацию, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
К небанковским кредитным организациям относятся:
1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее — небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);
2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России.
(см. текст в предыдущей редакции)
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Кредитная организация — это юридическое лицо. В п. 1 ст. 48 ГК РФ указано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Исходя из определения кредитной организаций, следует, что основная цель кредитной организации — это, прежде всего, извлечение прибыли. Кредитная организация — это коммерческая организация. В п. 1 ст. 50 ГК РФ сказано, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Кредитная организация наделена специальной правоспособностью. Это означает, что она действует на основании своего устава и разрешения (лицензии), выданного Банком России [25]. В соответствии со статьей 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
(см. текст в предыдущей редакции)
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
(см. текст в предыдущей редакции)
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Кредитные организации действуют на основе лицензий, выданных Банком России. В статье 59 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закреплено, что Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
В статье 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусмотрен порядок выдачи банковских лицензий и санкции за работу без такой лицензии.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой настоящей статьи и в Федеральном законе «О национальной платежной системе».
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.
(см. текст в предыдущей редакции)
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным.
(см. текст в предыдущей редакции)
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией и осуществляющая функции центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности», вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, операции, указанные в пункте 6 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, при заключении на бирже договоров о приобретении (об отчуждении) иностранной валюты в целях выполнения функций центрального контрагента.
Кредитная организация осуществляет банковские операции, которые, как сказано в ст. 1 Федерального закона, предусмотрены в этом же Федеральном законе. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Итак, мы охарактеризовали основные признаки кредитной организации, которые содержатся в ее определении, которое закреплено в статье 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В них выражена сама сущность кредитной организации, как такой организации, которая привлекает и размещает от своего имени и за свой счет чужие денежные средства. Далее рассмотрим, что представляет собой кредитная организация как участник налоговых отношений.
1.2. Кредитные организации в налоговых правоотношениях
В любой налоговой системе РФ банки всегда занимают особое положение. Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех направлениях:
— во-первых, непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;
— во-вторых, в качестве посредника между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
— в третьих, как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет) [15].
Следует отметить, что в статье 9 Налогового кодекса РФ банки не выделены в отдельную категорию участников налоговых правоотношений. В соответствии с данной статьей Налогового кодекса РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
(см. текст в предыдущей редакции)
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
Тем не менее, тема взаимоотношений банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов — налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения в установленном порядке требований действующего законодательства.
Налоговым кодексом РФ (НК РФ) на банк, как участника налоговых правоотношений, возлагаются следующие обязанности:
• в пятидневный срок сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии банковского счета организации, индивидуального предпринимателя (ст. 86 НК РФ) — для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах;
•своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ);
• исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. Кредитная организация не вправе осуществлять движение по банковским счетам налогоплательщика при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица;
• исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков;
• выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан-предпринимателей по мотивированному запросу.
Банки обладают специальной правоспособностью и обременены дополнительными обязанностями в налоговых отношениях. Налоговые органы вправе и обязаны контролировать соблюдение налогового законодательства и привлекать к ответственности правонарушителей [16].
Налоговый кодекс РФ содержит ряд специальных обязанностей, установленных исключительно для банков. Специальные налоговые правонарушения именуют иначе налоговыми правонарушениями банков. Банки (кредитные организации) — особые субъекты налогового правонарушения, поскольку:
• с одной стороны, кредитные организации — такие же налогоплательщики, как и другие юридические лица;
• с другой — в национальном хозяйстве страны они выполняют роль финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами.
Поэтому НК РФ возлагает на них кроме общих для всех налогоплательщиков обязанностей по уплате законно установленных налогов и специальные обязанности. Банк должен:
• открывать клиентам банковский счет только после предъявления ими свидетельства о постановке на налоговый учет;
• в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплательщиков и плательщиков сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;
• по решению налоговых органов приостанавливать операции по счетам своего клиента (налогоплательщика или налогового агента);
• в течение одного операционного дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем счете) клиента банка — недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая пеню).
Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена в главе 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение». Предусмотрено следующие виды налоговых правонарушений этих субъектов:
• нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
• неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
• неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;
• непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка и др.
1.3. Зарубежный опыт налогообложения кредитных организаций
В большинстве стран банковская деятельность подпадает под общее налогообложение, но зачастую банковские услуги облагаются налогами отлично от других налогоплательщиков. В некоторых случаях они имеют льготное или выигрышное налогообложение. Так, например, во многих странах большинство финансовых услуг освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Однако банковская деятельность может подпадать под обложение другими специальными налогами.
Налогообложение банков особенно интересно по различным причинам. Во-первых, банки являются финансовыми посредниками, которые выполняют уникальные функции, хотя в настоящее время во многих странах они подвергаются значительной конкуренции со стороны инвестиционных фондов и рынков ценных бумаг. Во-вторых, банковская деятельность в большой степени подвержена регулированию и мониторингу со стороны государства. В-третьих, банки имеют зачастую монополистическую власть в секторах частного и малого бизнеса.
В США налогообложение банков осуществляется в целом по общим правилам налогообложения корпораций, за исключением некоторых особенностей, отраженных в разд. 26 Кодекса США, известного сейчас как Налоговый кодекс 1986 г.
Так, например, налогооблагаемая база должна быть уменьшена на сумму расходов, относящуюся к безнадежным долгам, ставшим полностью или частично обесцененным в течение отчетного года [12]. Однако для банков установлены особые ограничения по изъятию для погашения безнадежных долгов. Банкам с активами менее 500 млн долл. США разрешено переводить в резерв по безнадежным долгам суммы, необходимые для обеспечения контролируемого уровня резерва на кон……..
Список использованных источников и литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (в редакции от 7.05.2013г.) (принят Государственной Думой 16 июля 1998 года) // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (в ред. от 14.06.2012) (принят Государственной Думой 21 октября 1994 года) // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
3. Федеральный закон от 2.12.1990 года № 395-1 (в ред. от 7.05.2013) «О банках и банковской деятельности» // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
4. Федеральный закон от 10.07.2002 года № 86-ФЗ (в ред. от 7.05.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
5. Закон РФ от 29.05.1992 N 2872-1 «О залоге» в ред. от 06.12.2011 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
6. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 29 сентября 2006 г. N 03-04-15/172 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
7. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. N 03-07-05/56 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
8. Письмо Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/104 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
9. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 19 сентября 2007 г. N 03-07-05/57 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
10. Инструкция Центрального Банка РФ «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» от 6.12.1996 г. № 52. // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
11. Постановление ФАС Уральского округа от 09.10.2006 г. № Ф09-8945/06-С2 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
12. Зима О.В. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 6 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
13. Зима О. В. Спорные вопросы отнесения банковских операций к облагаемым и необлагаемым налогом на добавленную стоимость // Налоги.- 2012. — N 5 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М.
14. Игнатова Н. Направления совершенствования налогообложения отдельных операций в кредитных организациях // Финансовая газета. — 2008. — № 40 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
15. Крупнодерова Е.В. Особенности правового положения кредитных организаций банковского типа (коммерческих банков) в налоговой системе Российской Федерации // Налоги и налогообложение. — 2004. — № 11 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
16. Пантюшов О.В. Банк как специальный субъект налоговой ответственности // Адвокат. — 2012. — № 10 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
17. Романова М.В. О признании доходов и расходов банков для целей налогообложения прибыли // Налоговый вестник. — 2007. — №11 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
18. Чеботарева В.В. Арендные отношения кредитных организаций: налоговые аспекты // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. — 2010. — № 11 // Консультант Плюс: Версия проф.: Справочно-правовая система
19. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г.: по состоянию на 28 июля 2012 г. — М.: Проспект, 2012. — 647 с.
20. Данные официального сайта аналитической организации Tax Foundation. URL: taxfoundation.org/taxdata/show/230.html (дата обращения — 11.05.2013).
21. Данные официального сайта Государственного управления Великобритании по налоговым и таможенным сборам. URL: hmrc.gov.uk/rates/corp.htm (дата обращения — 11.05.2013).
22. Данные официального сайта аналитического агентства Bloomberg. URL: bloomberg.com/apps/news?pid=newsarchive&sid=aJyVILkmAUgQ (дата обращения — 11.05.2013).
23. Консультант Плюс [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — URL: base.consultant.ru (дата обращения 14.05.2013).
24. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 г. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения 14.05.2013).
25. Правовое положение кредитных организаций [Электронный ресурс] / URL: yourlib.net/content/view/1767/31/ (дата обращения: 10.05.2013).