Содержание
Введение3
1. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков с девиантным поведением6
1.1. Особенности мотиваций поведения в разные вековые периоды6
1.2. Характеристика поведения подростков с девиантным поведеним8
1.3. Проблема мотивации учебной деятельности подростков11
2. Эмпирическое исследование мотивации подростков с девиантным поведением к учебной деятельности18
2.1. Задание и содержание исследования18
2.2. Исследование мотивации подростков с девиантным поведением к учебной деятельности20
3. Формирование мотивации к образованию у подростков с девиантным поведением31
Заключение35
Список литературы38
Приложение 1
Выдержка из текста работы
Актуальность. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым: или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.
Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рампах психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения.
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения.
Цель исследования: изучить предрасположенность подростков к девиантному поведению
Объект исследования — подростки
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретическое изучение девиантного поведения в психологии.
2. Характеристика подростков с девиантным поведением.
3. Исследовать предрасположенность к девиантному поведению подростков
В данной курсовой работе: используются груды таких авторов: Зманковская Е.В., Клейберг Ю.А., Менделевич В. Д., Р. Солсо и др., также в качестве диагностического материала использовалась методика диагностики склонности к отклоняющему поведению (СОП) Орел А. Н.
Гипотеза нашего исследования — подростки 8 класса имеют предрасположенность к девиантному поведению в силу особенностей их возраста.
Глава I. Теоретическое изучение девиантного поведения в психологии
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии
В зарубежной науке психология девиантного (отклоняющегося) поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение».
Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи — различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т.п.), четвертые — социальное творчество. [8, с 7]
Дело в том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие — аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя» (Б.А. Урванцев, 1991). [8, с 7]
Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а так же способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей.[10,с 8]
Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. [11, с 351]
Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развитие личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения.
Для того чтобы оценить типы, форму и структуру девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять от каких именно норм общества они могут отклоняться. Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К.К. Платонов). Выделяют следующие нормы: — правовые нормы — нравственные нормы — эстетические нормы
Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. В первом случае можно говорить о том, что человек поступает «не по закону», во втором — «не по-людски». Отдельно в рамках каждой из перечисленных выше общественных норм описывают нормы сексуального поведения. Это обусловлено повышенной значимостью сексуального и полоролевого поведения человека, а также частотой девиаций и перверсий именно в этой интимной сфере жизнедеятельности человека. При этом нормы сексуального поведения регулируются как на уровне права, так и на уровне нравственности и эстетики. Кроме того, можно выделить и нормы психологически комфортного самочувствия (переживания), рефлексии, удовлетворенности собой, нарушение которых способно приводить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению так называемых психологических комплексов.
Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное (не девиантное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за соблюдение «писаных» законов, которые предполагают сохранение прав и свобод окружающих его людей, а также «неписаных» норм — традиций и стереотипов поведения, принятых в той или иной микросоциальной среде. Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм. [10, с 11] Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как: — склонность к дезадаптации — тотальность — стабильность
Под склонностью к дезадаптации понимается существование паттернов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействия с окружающими людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной «во вне» (межличностная адаптация), существует внутриличностная дезадаптация, при которой поведение человека отражает неудовлетворенность собой, непринятие себя как целостной и значимой личности. Признак тотальности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, т.е. они проявляются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (психическая) патология может быть обусловлена психопатологическими проявлениями (симптомами и синдромами), а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации. [10, с 11]
Широкая область научного знания охватывает аномальное, отклоняющееся, ненормативное, девиантное поведение человека. Существенным параметром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и не отклоняющимся. Существует представление о том, что девиантные формы поведения — это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой, отсутствие психопатологических симптомов. Однако более адекватным представляется обозначение девиантным любого отклоняющегося от нормы поведенческого стереотипа (как собственно девиантного — без признаков психической патологии, так и поведенческих эквивалентов психических расстройств и заболеваний). [10, с 121
Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту социальную группу подростков: «трудновоспитуемые», «кризисные», «педагогически запущенные», «дезадаптивные», «асоциальные» и др. При этом считается, что поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения. [8, с 16]
При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность. Следует заметить, что существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения. А именно: индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида; педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.
1.2 Влияние социальных условий на поведение подростков
Важным фактором, действующим на поведение личности, являются внешние социальные условия. К ним относятся:
-общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.)
-характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);
-микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди). [7, с 42]
Для формирования индивидуально-психологических качеств человека значимым оказывается как биологическая, так и социальная составляющие развития. Без соответствующего «материального обеспечения», т.е. наличия высокоразвитой нервной системы человеческого мозга, любые попытки, имевшие место в науке, путем соответствующего воспитания и обучения антропоидов добиться очеловечивания оказались безуспешными. Об этом же свидетельствуют и многочисленные клинические примеры, когда наличие врожденного или приобретенного дефекта в структурах мозга является причиной недоразвития или остановки и регресса в развитии психики ребенка и взрослого человека, а также появление личностных аномалий.[11, с 418]
То же касается второго из этих слагаемых — «социального». Выпадение даже самого хорошего «материала» — интактного человеческого мозга — из социума в самом начале его развития (пример, когда маленькие дети отрываются от человеческого сообщества и оказываются среди животных) приводит к полному подавлению развития («очеловечивания») ребенка.
Однако, конкретный ребенок находится не в социуме вообще, а взаимодействует с конкретными людьми, имеющими свой индивидуальный характер, определенную культуру, интеллект и т.д., что нередко называют «социальной микросредой». Даже такое обозначение социальной среды для реальной оценки оказывается явно недостаточным, т.к. в данном случае игнорируется сам ребенок, считается, что он остается неизменным. В процессе развития ребенка к началу каждого возрастного периода между ребенком и окружающей его микросредой складываются исключительные и неповторимые отношения. Эти отношения и есть суть социальной ситуации развития ребенка.[11, с 418]
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять. [7, с 42]
Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций. Среди них социальный подход, который базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемых стандартах поведения, бесконфликтности, конформизме, подчинении личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспособленность к самому себе, принятие себя и отсутствие так называемых психологических комплексов и внутриличностных конфликтов.[10, с 13]
Девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость. Наиболее часто наблюдаются групповые девиации. Их отличительной чертой является облигатность сходных форм девиантного поведения у близкого окружения, идолов, авторитетных лиц в референтной группе. Подавляющее большинство возрастных (особенно подростковых) вариантов отклоняющегося поведения относится к групповым.
Так, например, характерологические и патохарактерологические реакции подростков носят групповой характер. Реакции группирования со сверстниками, эмансипации, имитации, оппозиции, а также такие клинические формы девиантного поведения как спортивный, музыкальный или религиозный фанатизм, коллекционирование и «паранойя здоровья», как правило, формируются не изолированно, а в группе. Часто такие девиации не могут существовать вне группы или коллектива и корригируются изоляцией человека. [10,с 71]
Групповое давление на индивида способно оказывать как референтная группа, так и семья. Семейные разновидности групповых девиаций демонстрируют отклоняющиеся паттерны поведения целой семьи или части ее членов, связанных с процессом группового давления. Это могут быть прямые влияния родителей на ребенка (например, вовлечение его в деятельность тоталитарной секты или оздоровительной группы) или опосредованная трансляция девиантных традиций (например, злоупотребление алкоголем или сверхценные увлечения, стереотипы пищевого поведения).
Возможны и обратные воздействия ребенка с отклоняющимся поведением на родителей (формирование патохарактерологического типа девиантного поведения в виде чрезмерной общественной или иной активности у матерей, дети которых страдают, например, наркоманией). Семейные девиации представляют собой устойчиво поддерживаемый и поощряемый группой (семьей) поведенческий стереотип. Зачастую семьи с девиантными формами группового поведения объединяются на базе этих отклонений и формируют новые группы — метасемьи.
Известны так называемые «шведские семьи», объединяющим моментом которых служит приоритетность в выборе групповых сексуальных взаимодействий. Религиозные коммуны, требующие от своих членов отречься от прежних семей и образовать новую духовную общность, приписывающую себе еще и семейные функции. Нередко лица с девиантными формами поведения строят свою семью на базе сходства отклоняющихся интересов и форм поведения. [10, с 72]
В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему и самому себе, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. Вступление во взрослую жизнь — не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темпы развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще не достаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэтому депривация потребностей в подростковом возрасте наблюдается чаще и выражена значительно сильнее, чем в более младшем возрасте, и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно.
Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т.е. состояние, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется — он остается учащимся и находится на иждивении родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью. В этом и кроется основная психосоциальная причина кризиса подросткового возраста. [11, с 430]
Одним из самых заметных и важных проявлений психологической перестройки подростка является резкое изменение отношения с взрослыми, в частности с родителями. Происходит смена значимых лиц, и подростки во многих жизненных областях ориентируются исключительно на мнение сверстников, почти полностью игнорируя мнение родителей и окружающих взрослых. Как ни велико влияние родителей на формирование личности детей, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни ребенка. В период подросткового возраста претерпевают существенные изменения семейные отношения.
Если в детские годы родитель воспринимался ребенком как источник эмоционального тепла и поддержки, как носитель власти и распределитель благ и наказаний, как старший друг и советчик, то в подростковом возрасте явно ослабевают эмоциональные связи родителей и ребенка. Подросток стремится освободиться от опеки. Расширение прав приводит к тому, что он не пассивно ожидает от родителей каких-либо благ, но наоборот активно предъявляет к родителям завышенные материальные требования. [11, с 431]
Подростковый возраст — это возраст «социального импринтинга» — повышенной впечатлительностью ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию (К. Мак Кэгни, Д. Миллер, С. Смит, Р. Мейер). Первичная девиация это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения). Вторичная девиация — подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение. [8, с 16]
Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью.
Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например, далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности. [7, с 46]
К девиантному поведению подростков и молодежи приводят следующие факторы: а) культ насилия, утвердившийся в современном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен и пр.) и формирующий духовный мир молодежи; б) состояние аномии (падение нравственности), свойственное кризисному обществу (отказ от прежних идеалов); в) осуществляемая социальная политика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеи воспитания, парализация основных для нашего общества рычагов, причем образцы насилия и произвола показывает сама власть); г) неудовлетворенность социальных потребностей; д) отсутствие жизненных перспектив, в то же время у некоторых — завышенные ожидания в материальном плане; е) плохая организация досуга; ж) отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков и т.п.
Конечно, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающих влияет на многих детей, однако далеко не все поставленные в эти условия становятся наркоманами или алкоголиками. В то же время неблагоприятные психофизиологические предпосылки (психопатия, акцентуация характера и поведения) также не являются фатальными сами по себе (т.е. без сочетания с социальными факторами) не могут стать детерминантой девиантности. [8, с 98]
1.3 Психологические особенности подростков с девиантным поведением
В настоящее время к подросткам принято относить детей 12-15 лет, причем период 11-12 лет определяется как препубертатный период, 13-15 лет — как пубертатный.
Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим, однако кризис этого возраста (пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с сочетанным воздействием на подростка целого ряда соматических, психологических и социальных факторов.[11, с 429] В основе бурных и подчас болезненно переживаемых соматических изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Помимо формирования вторичных половых признаков у подростков отмечается изменение взаимоотношений частей тела; туловище — еще детское при быстром развитии конечностей.
Движения при этом становятся угловатыми и неуклюжими. Часто за бурным ростом тела (резкое увеличение мышечной массы и роста) не успевают внутренние органы, что приводит к развитию целого ряда функциональных заболеваний, особенно сердечнососудистой системы. [11,с 429]
По принципу бинарности действия гормонов перестройка эндокринной системы не может протекать без соответствующих изменений в психике. В связи с этим в момент особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности.
Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность к посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя. Аддиктивное поведение традиционно рассматривается клинической психологии и психиатрии как «психическое и поведенческое расстройство вследствие употребления психоактивных веществ».
Аддикция в современной научной литературе определяется как пристрастие к некоторому веществу или роду деятельности, которое включает не поддающееся контролю стремление принимать это вещество или практиковать вид деятельности для достижения желанного психического эффекта. [16, с 45]
Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, не связанные напрямую с перестройкой эндокринной системы. К таким изменениям следует отнести формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных возможностей и способностей.
Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви, причем любовь отнюдь не обусловлена сексуальными потребностями, напротив носит исключительно платонический, духовный характер. [11, с 429] Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности:
-высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
-импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
-кратковременность реакций с критическим выходом;
-низкий уровень стимуляции;
-недифференцированная направленность реагирования; -высокий уровень готовности к девиантным действиям.
Девиантные подростки часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.
Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности, как тревожность, дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни). Можно утверждать, что девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, детерминирующего, направляющего и обеспечивающего реализацию девиантного поведения. Однако содержание и структура этого психологического образования, механизмы реализации девиантного поведения нуждаются в уточнении, что должно стать предметом дальнейших исследований. [8, с 18]
Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает в себя любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. У подростков преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. [7, с 33]
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). Результаты некоторых исследований указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86 % у юношей — это эмансипационные побеги, около 30 % у девушек — демонстративные побеги. [8, с 69] Как показывают некоторые исследования (С.А. Бадмаев, А.Л. Гроисман, В.Ф. Матвеев и др.), повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14-15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются.
Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в этот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающие несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.
Уход из дома может быть вызван импульсивно возникшим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу «готового решения». Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям. [8, с 70]
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени. [7, с 34]
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). [7, с 34]
Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение.
девиантное поведение личность
Глава II. Эмпирическое исследование влияния социальных условий на характерологические особенности подростков с девиантным поведением
2.1 Организация и методы исследования
Наше исследование проводилось на базе общеобразовательной школе № 8. Выборка испытуемых имела следующие особенности: 26 подростков, из них 54% девочки и 46% — мальчики.
Используемая методика СОП является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Данная методика направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения:
агрессивное поведение;
саморазрушающее и самоповреждающее поведение;
аддиктивное поведение;
делинквентное поведение.
В сферу анализа мы включили поведение, направленное на преодоление норм и правил, также измерение склонности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций и для девочек -измерение степени принятия женской социальной роли.
Опросник СОП представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Методика включает два варианта (мужской и женский), содержащие следующие наборы шкал:
Шкала установки на социальную желательность ответов.
Шкала склонности к преодолению норм и правил.
Шкала склонности к аддиктивному поведению.
4.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Шкала склонности к агрессии и насилию.
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
Шкала склонности к делинквентному поведению.
8.Шкала принятия женской социальной роли (только для женской выборки).
В целом мужской вариант опросника содержит 98 неповторяющихся пунктов, а женский — 108 пунктов.
Для повышения внутренней и внешней валидности проводимого исследования мы провели сравнение двух выборок, с использованием математических методов обработки данных, в том числе критерий хи-квадрат и корреляцию Пирсона.
2.2 Особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 8-ом классе
Проведенное изучение склонности подростков к девиантному поведению позволило обнаружить нам следующие результаты, представленные в приложении 1 и таблице 1.
Так установка на социальную желательность была обнаружена 50,01% испытуемых выборки, они стремятся демонстрировать строгое соблюдение даже малозначимых социальных норм, они стремятся показать себя в лучшем свете, при этом процесс диагностики воспринимается настороженно. Предварительное же изучение всех шкал свидетельствует о достоверности полученных результатов.
Таблица 1
Частота встречаемости установки на социальную желательность у подростков
Ниже 50 баллов |
50-60 баллов |
60-70 баллов |
Выше 70 баллов |
||
3, 85 % |
69,03% |
50,01% |
11,55% |
||
м |
1(3,85%) |
5(19,23%) |
7(26,93%) |
1(3,85%) |
|
ж |
0(0%) |
4(15,39%) |
6(23,08%) |
2(7,7%) |
Анализ выборки, набравшей ниже 50 баллов, свидетельствует о том, что только 3,85% подростков не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. При этом можем отметить, что большая искренность в ответах свойственна девушкам.
Умеренная тенденция давать социально-желательные ответы была выявлена у 19,23% юношей и 15,39% девушек.
Таким образом, даже высокие показатели по первой шкале, в совокупности с показателями остальных шкал и при учете возрастных особенностей, свидетельствуют о достоверности результатов, так как даже высокое стремление показать себя с лучшей стороны у подростков младше 14 лет выливается к окончанию процедуры тестирования в искренние ответы. Продолжая изучение особенностей поведения подростков, изучим предрасположенность испытуемых к преодолению норм и правил, к склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Наибольшую разницу в результатах можем отметить в диапазоне между 50-60 и 60-70 баллами, что свидетельствует о выраженности тенденции к преодолению норм и правил у подростков-юношей, чем у подростков-девушек. При этом юноши исследуемой выборки показывают преобладание в их сознании нонконформистских установок, они в большей степени склонны противопоставлять собственные нормы ценностям группы, и характеризуются как «нарушители спокойствия».
Что же касается самых высоких баллов, свидетельствующих о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма, склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, то они в большей степени проявились у девушек данной выборки.
Тогда как среднее значение по изучаемой шкале примерно равно и у девушек (х ср =54,75), и у юношей (х ср =59,38)
Таким образом, анализ второй шкалы показал, что, как и девушки, так и юноши, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации склонны к проявлению негативизма и нонконформизма, при этом если у девушек данная склонность и проявляется, то проявляется в более острой форме, чем у юношей.
Продолжая анализ результатов исследования, определим, проявляется ли у подростков склонность к аддиктивному поведению, Изучение показателей исследования обнаружило, что самых высоких показателей по этой шкале обнаружено не было, что свидетельствует в целом об отсутствии яркой склонности к аддиктивному поведению у этой категории подростков. Остальные результаты представлены графически (рис. 2.).
Рис. 2. Соотношение склонности к аддиктивному поведению у подростков
Отметим, что предрасположенность к уходу от реальности путём изменения психического состояния, наличие склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем проявляется чаше у юношей (11,54%), чем у девушек (7,7%). Успокаивает то, что невыраженная склонность к уходу от реальности посредством изменения психического состояния характерна большей части испытуемых, это 34,62% юношей и 46,16% девушек (всего 80,78%).
Следовательно, полученные результаты говорят о наличии в среде подростков склонности ухода от реальности, причем это в большей степени характерно юношам, нежели девушкам. При этом важно отметить, что ярко выраженного аддиктивного поведения в выборке не отмечено.
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению в исследуемой выборке все-таки была выявлена. Причем среднее значение по женской выборке равно 49,36 баллам, а в мужской — 56.23 баллам. Изучение частоты встречаемости показателей выше и ниже 50 баллов представлено в таблице 2.
Таблица 2
Частота встречаемости склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у подростков
Ниже 50 баллов |
50-70 баллов |
||
всего |
61,54% |
38,47% |
|
М |
8(30,77%) |
4(15,39%) |
|
Ж |
8(30,77%) |
6(23,08%) |
Из таблицы видим, что высокие показатели свойственны юношам (15,39% от числа всей выборки и 23,08% девушек. При этом низкая ценность собственной жизни у этих подростков проявляется в склонности к риску, в выраженной потребности в острых ощущениях, садомазохистских тенденциях. Тогда как 30,77% девушек и столько же 30,77% юношей адекватно воспринимают себя, и также адекватно к себе относятся.
Таким образом, среди испытуемых подростков есть примерно третья часть, которые характеризуются наличием аутоагрессивного поведения и комплекса вины в поведенческих реакциях.
Другое проявление агрессивности, проявляющееся в насилии, также было выявлено в исследуемой выборке (рис. 3.). При этом показатель среднего значения примерно одинаков в обеих выборках, для мужской выборки X ср =58,54, для женской выборки X ср =56,32
Рис. 3. Соотношение склонности к агрессии и насилию у подростков
Изучение представленных результатов показало, что у одинакового количества 26,93% юношей и девушек, проявляется неприемлемость насилия как средства решения проблем, нетипичность агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Тогда как другая часть подростков демонстрируют диаметрально противоположные поведенческие реакции. Так агрессивные тенденции отмечаются у 11,54% юношей и 19,23% девушек.
Агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, стремление использовать унижение партнера по общению как средства стабилизации самооценки, наличие садистических тенденций это характеристики также одинакового количества, выраженного в 7,7% подростков-юношей и подростков-девушек.
Что касается эмоционально-волевого самоконтроля, то наблюдаем следующие результаты, представленные в таблице 3. В целом и у юношей, и у девушек отмечаем одинаковую тенденцию к сформированности эмоционально-волевых качеств.
Таблица 3
Особенности эмоционально-волевого контроля у подростков
Ниже 50 баллов |
60-70 баллов |
||
всего |
61,55% |
38,46% |
|
М |
7 (26,93%) |
5(19,23%) |
|
Ж |
9 (34,62%) |
5(19,23%) |
Согласно представленным результатам 61,55% подростков отличаются жестким самоконтролем при любым поведенческих эмоциональных реакциях. Тогда как у 38,46% испытуемых отмечается слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Им характерна склонность реализовать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных желаний.
К делинквентному поведению, согласно проведенному исследованию склонны почти 38,47% испытуемых (таблица 4).
Таблица 4
Частота встречаемости склонности к делинквентному поведению у подростков
Ниже 50 баллов |
50-60 баллов |
60-70 баллов |
||
всего |
61,54% |
34,62% |
3,85% |
|
М |
8 (30,77%) |
4 (15,39%) |
0 (0%) |
|
Ж |
8 (30,77%) |
5 (19,23%) |
1 (3,85%) |
Изучение представленных результатов показывает, что 61,54% испытуемых, причем этот процент делится пополам между девушками и юношами, не имеют тенденции к делинквентному поведению. У 34,62% испытуемых, среди которых практически в равной степени присутствуют и юноши, и девушки, можем отметить наличие делинквентных тенденций и низкий социальный контроль. Высокая готовность к реализации делинквентного поведения характерна 3,85% испытуемых и важно отметить, что этот процесс выявлен у девушек.
Таким образом, для подростков характерна склонность к делинквентному поведению, повышенной агрессии и склонности к насилию, высокой аутоагрессии при несформированном эмоционально-волевом контроле.
Последним пунктом в диагностике является шкала принятия женской социальной роли, предназначена только женской выборке. При этом высокая готовность к реализации традиционно женских форм полоролевого поведения, непринятие агрессии как способа достижения жизненных целей характерно 3,85% девушек.
Адекватный уровень принятия женской социальной роли, когда сочетается возможность реализовать как специфические женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы отмечены у других 23,08% девушек-подростков.
Для 26,93% испытуемых свойственно — непринятие женской социальной роли, отвержение традиционно женских ценностей. Они готовы к реализации мужских поведенческих стереотипов, принимают мужскую систему ценностей и относительно в высокой степени принимают собственную и чужую агрессию.
Чтобы получить более полную картину о склонности к отклоняющемуся поведению у подростков проведем анализ корреляционной матрицы (таблица 5), обозначение шкал приведено в п.2.1.
Проведенный корреляционный анализ исследуемых параметров у подростков-юношей обнаружил 25,26% достоверных связей с уровнем значимости р=0,05 и р=0,01. Наибольшее количество достоверных связей выявлено у шкалы склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведениию и шкалы, склонности к деликвентному поведениию.
Таблица 5
Матрица корреляционных связей показателей исследования подростков-юношей
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1 |
1 |
|||||||
2 |
-0,14 |
1 |
||||||
3 |
0,02 |
0,28 |
1 |
|||||
4 |
-0,42 |
0,22 |
0,37 |
1 |
||||
5 |
-0,35 |
0,02 |
0,27 |
0,85 |
1 |
|||
6 |
-0,67 |
-0,26 |
0,32 |
0,47 |
0,35 |
1 |
||
7 |
-0,06 |
0,50 |
0,67 |
0,56 |
0,56 |
-0,01 |
1 |
Отмеченные достоверные корреляционные связи свидетельствуют о следующем, чем выше у подростка-юноши готовность представить себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности (г= -0,67), тем существенней контроль за поведенческими проявлениями эмоциональных реакций. Чем выше уровень аутоагрессии, тем чаще проявляется у него склонность к аддиктивному поведению (г=0,85) путем изменения своего психического состояния, причем данный уход начинает доминировать в сознании подростка, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. В этом состоянии подросток не только не решает важных для себя проблем, но и может наблюдаться остановка в своем духовном развитии ребенка. Также повышение аутоагрессии может привести к проявлению нонконформизма и ярко выраженного негативизма (г=0,56). Также можем наблюдать и обратную зависимость, которая показывает, что подросток, адекватно относящийся к себе, также адекватно отражает окружающую действительность, при этом у него развит самоконтроль, он действует согласно установленным правилам и нормам поведения.
Помимо этого отмеченные достоверные связи показывают наличие взаимозависимости между аутоагресиией и склонностью к агрессии и насилию по отношению к другому человеку (г=0,85). Данная связь показывает, что чем ярче у подростка выражены садомазохистские тенденции в поведении, чем больше он нуждается в острых ощущениях, тем больше агрессивной направленности в отношениях с другими людьми можно у него обнаружить. Причем основной чертой поведенческого рисунка ребенка становится насилие, посредством которого решается любая проблема.
Чаще всего, согласно корреляционной матрице, склонность к насилию отмечается у подростков со слабым волевым контролем эмоциональной сферы (г=0,56). Важно отметить, что перечисленные взаимосвязи характерны как юношам, так и девушкам.
Таблица 6
Матрица корреляционных связей показателей исследования подростков-девушек
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
1 |
1 |
||||||||
2 |
-0,47 |
1 |
|||||||
3 |
-0,46 |
0,74 |
1 |
||||||
4 |
-0,31 |
0,53 |
0,51 |
1 |
|||||
5 |
-0,24 |
0,50 |
0,61 |
0,65 |
1 |
||||
6 |
-0,57 |
0,48 |
0,43 |
0,40 |
0,34 |
1 |
|||
7 |
-0,34 |
0,73 |
0,78 |
0,59 |
0,46 |
0,44 |
1 |
||
8 |
-0,22 |
-0,52 |
-0,58 |
-0,51 |
-0,50 |
-0,24 |
-0,37 |
1 |
Отмеченные достоверные корреляционные связи свидетельствуют о следующем, чем выше у подростков-девушек склонностей к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых ценностей, образцов поведения, тем выше склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении (г=0,74). Также повышается склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г=0,53), возрастает склонность к деликвентному поведению (г=0,78) и неприятие своей женской социальной роли (г=-0,52).
Склонность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем приводит к повышению выраженной потребности в острых ощущениях, в садомазохистских тенденциях (г=0,61). А также к повышенной склонности к деликвентному поведению (г=0,78) и непринятию своей женской социальной роли (г=-0,58).
Повышение склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению приводит к возрастанию склонности к агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми (г=0,65), к повышению склонности к делинквентному поведению (г=0,59) и непринятию своей женской социальной роли (г=-0,51)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическое изучение девиантного поведения в психологии позволило выявить, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
При оптимальных условиях воспитания особенности подростков (недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения) могут быть нейтрализованы соответствующей сериально-положительной деятельностью.
При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность. Также мы выявили, что существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения.
А именно: индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида; педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.
Проведенное исследование позволило изучить в выборке подростков, имеющих разное социальное положение, наличие девиантных форм поведения. Мы достигли поставленной цели, что позволило опровергнуть гипотезу о том, что у подростков, выросших в неблагоприятных социальных условиях склонность к девиантному поведению больше, чем у подростков, воспитывавшихся в нормальных социальных условиях.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Результаты можно использовать в практической деятельности психологов и воспитателей школы № 8.
2. Результаты исследования могут стать основой для более детального изучения исследования влияния социальных условий на характерологические особенности подростков с девиантным поведением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства// социальная и клиническая психиатрия.-1996.-№4.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.,1998 З. Гилинский Л.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993.
4.Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты /Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998.
5 .Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков. Многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив/ под ред. Ю.А. Клейберга. Тверь, 2000.
6. Девиантное поведение детей и подростков. Проблемы и пути их решения/ под ред. В.А. Никитина. М., 1996.
7. Т. Зманковская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
8.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
9.Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.-Минск, 1998. Ю.Менделевич В.Д. психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005.-445 с.
I1.Менделевич В.Д. Клиническая психология. Практическое руководство. — М.: «МЕДпресс», 1998.-592 с.
12.Наркомания как форма девиантного поведения/ под ред. М.Е. Поздняковой. М.,1997.
13. Орлова
14.Психология и лечение зависимого поведения/ Под ред. С. Даулинга. — М.,2000.
15.Психотерапия детей и подростков : Пер. с нем./ Под Ред. X. Решмидта. — М., — 2000.
16.Психологический журнал, том 27 № 6 2006 ноябрь — декабрь. Б.Ф. Ломов, чл-корр. АНСССР — основатель и главный редактор с 1980-1988 гг. А.В. Брушлинский, чл-корр. — РАН — главный редактор с 1988-2002 гг.
17. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 2000.
18.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.
19. Солсо Р., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс.-Спб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2002. — 528 с.
20.Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 1989. 21.Экспериментальная психология: Учебник для вузов/В.Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2003.-319 с.
22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Данные диагностики склонности к отклоняющему поведению у подростков
№ и наименование шкалы |
Т- баллы |
||||||||||||
Ниже 50 |
50-60 |
60-70 |
Выше 70 |
||||||||||
У |
Ю |
Д |
У |
Ю |
Д |
У |
Ю |
Д |
У |
Ю |
Д |
||
1. Установка на желательность |
1 |
1 |
0 |
9 |
5 |
4 |
13 |
7 |
6 |
3 |
1 |
2 |
|
2. Склонность к преодолению норм |
20 |
9 |
11 |
6 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3. Склонность к аддиктивному поведению |
21 |
9 |
12 |
5 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
4. Склонность к самоповреждаю-щему поведению |
16 |
8 |
8 |
10 |
4 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5.Склонность к агрессии и насилию |
14 |
7 |
7 |
8 |
3 |
5 |
4 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
|
6.Волевой контроль эмоциональных реакций |
16 |
7 |
9 |
10 |
5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
7. Склонность к делинквентному поведению |
16 |
8 |
8 |
9 |
4 |
5 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
8. Принятие женской социальной роли |
7 |
0 |
7 |
6 |
0 |
6 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Размещено на