Содержание
Введение3
1 Характеристика развития детей старшего дошкольного возраста6
1.1 Морфо-функциональные и двигательные особенности 6
1.2 Особенности развития двигательных возможностей 8
2 Особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
12
2.1 Методика обучения ходьбы12
2.2 Методика обучения бега14
2.3 Методика обучения прыжков 15
2.4 Методика обучения метания19
2.5 Методика обучения ползания и лазанья22
2.6 Методика обучения на открытом воздухе23
2.7 Диагностика физической подготовленности 33
Заключение41
Список использованной литературы44
Выдержка из текста работы
1.1. Особенности освоения «основных движений» детьми старшего дошкольного возраста 5
1.2. Состояние обучения «основным движениям» в старшей группе 15
Заключение 25
Литература 28
Ведение
Перестройка общества, направленная на его гуманизацию, стремящаяся обеспечить всестороннее развитие каждого человека и свободную реализацию им своих возможностей, обязывает педагогику, признавая самоценность детства, максимально мобилизовать свой потенциал, искать новые пути воспитания юных граждан. В связи с этим современная система дошкольного воспитания призвана определить вариант педагогической среды, лишенный заорганизованной рутинности, излишнего дидактизма, наилучшим образом обеспечивающий присвоение каждым ребенком социального опыта, накопленного человечеством, развитие его самостоятельности, творчества. Всестороннее развитие личности ребенка невозможно без освоения такой части социального опыта, как двигательная культура. Важнейшие компоненты двигательной культуры – это сформированность навыков «основных движений».
Именно формирование правильных, прочных, гибких навыков «основных движений» создает возможность для нормального образа жизни, включения в разнообразные виды деятельности, реализации заложенных в организации ребенка ресурсов, повышение его приспособленности к жизни. В связи с этим особую значимость приобретает своевременное формирование навыков «основных движений» у детей дошкольного возраста. Проблема оптимизации обучения «основным движениям» является весьма актуальной.
Цель работы – изучение процесса становления лазанья у детей старшего дошкольного возраста и обоснование методов обучения.
Объект исследования: физическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс освоения «основных движений» детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности «основных движений» детьми старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть состояние обучения «основным движениям» в старшей группе дошкольного учреждения.
Глава 1. Теоретические основы оптимизации обучения основным движениям
1.1. Особенности освоения «основных движений» детьми старшего дошкольного возраста
В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание психофизических качеств.
Обобщая основные современные формулировки, цель физического воспитания дошкольников определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; формирование у него основ здорового образа жизни; укрепление его здоровья, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие.
Для достижения поставленной цели, в процессе физического воспитания предусматривается решение комплекса задач, которые подразделяются на оздоровительные, образовательные и воспитательные [12].
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности. Решение этих задач предполагает совершенствование деятельности кардио-респираторной системы, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
Образовательные задачи предполагают формирование необходимых знаний, двигательных умений и навыков; овладение элементарными ……..
Заключение
Массовость физической культуры — одна из задач системы физического воспитания, начальным звеном которой является физическая подготовка детей, воспитывающихся в детских садах.
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащают двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.
Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременность развития двигательных качеств, при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетическою воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко.
При усвоении движений следует воспитывать у детей стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели.
Обучая детей «основным движениям», нельзя забывать при этом о решении воспитательных задач, стремиться к тому, чтобы дети учились проявлять выдержку, настойчивость, смелость и могли оказать помощь товарищу, научить его правильным движениям. В то же время необходимо хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей, чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого ребенка.
Во время выполнения движений детьми активно формируется у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.); самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, доступных дошкольникам. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества.
Развитие движений во многом определяется благоприятными окружающими условиями, стимулирующим и подвижность детей.
При целенаправленном обучении дети реже допускают те ошибки, которые возникают при первых попытках овладения новым, подчас довольно сложным для них движением. Быстрее исчезают скованность, напряженность при выполнении ходьбы и бега, четче и выступает координация движений рук и ног при выполнении прыжков, лазанья и т.д.
Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических принципов. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к количественным и качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций.
Литература
1. Аганянц Е. К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью, КГИФК. -1991. -с 5-16.
2. Аганянц Е. К., Бердичевская Е. М. с соавт. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах// Природа, обшество, человек: вестник Южно-Российского отделения Международ-ной Академии наук высшей школы. — Краснодар. — 1996, №1(4), с. 22-24.
3. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1992. — 152 с.
4. Андриянова Е. Ю. Развитие выносливости в дошкольном возрасте // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001,- № 3- с.55.
5. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
6. Бальсевич В. К. Здоровье в движении. — М,: Советский спорт, 1988. — 48 с, ил.
7. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с, ил.
8. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988. — 208 с.
9. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада — М.: Просвещение, 1981 — 96 с, ил.
10. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986 — 128 с.
11. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1981. — 96 с, ил.
12. Глазырина Л. Д. Физическая культура -дошкольникам. Старший возраст. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 264 с.
13. Детство. Программа для развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 2-е перераб. — СПб.: Акцидент, 1996 — 224 с.
14. Ермоленко Е. К. Возрастная морфология детей преддошкольного и дошкольного возраста.: Уч. Пос. для студентов институтов физкультуры — Краснодар, 1996. — 196 с.
15. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». — М.: Л ИНКА-ПРЕСС, 1999. ~256с, ил.
16. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. — М.: АРКТИ, 2000. — 88 с.
17. Здоровье. Программа по физической культуре в детском саду: Программно-методическое издание 2-е доп., — Ставрополь, 1991. — 76 с.
18. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание -1995, №6, с. 25-28.
19. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1978. -272 с.
20. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Методическое пособие. — Москва, Министерство Здравоохранения СССР, 1983. — 25 с,
21. Обжисвет В. П., Касаткин В. Н., Чечельницкая С. М. Настольная книга медицинской сестры детского сада. — М.: «LINKA-PRESS», 1998. — 144 с, ил.
22. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986, -304 с, ил.
23. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения для дошкольников — М.: Просвещение, 1966. — 156 с, ил.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
25. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ДОУ. / Сост. О. А. Соломенникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. — 112 с.
26. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Автор-составитель Н. А. Ноткина. — СПб.: ЛОИУУ, 1995. — 64с.
27. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание.-2003. — №9. — 42-52., №10.- с. 56-63.
28. Солодков А. С, Есина Е. М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1999, -№1-2.-с. 12-15.
29. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Уч. пос. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 308 с.
30. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе: (Из опыта работы) / Э. И. Адашкявичене, Л. В. Карманова, Л. М. Коровина и др.; под ред. А. В. Кенеман и др. — М.: Просвещение, 1980. — 144 с, ил.
31. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пос. для воспитателя подготовительной к школе группы, 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с, ил.
32. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с, ил.