Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧЕНИКОВ КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ5
1.1 Сущность понятия «речевые умения» и их виды5
1.2 Виды упражнений, развивающие речевые умения9
1.3 Характеристика дисграфии как специфического нарушения письма
11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ГРАММАТИКИ15
2.1 Обследование письменной речи у детей третьего класса15
2.2 Организация коррекционной работы по развитию речи в условиях школьного логопункта21
2.3 Организация работы на синтаксическом уровне26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ40
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Речь детей формируется и развивается под воздействием речи окружающих и напрямую зависит от речевой практики, речевого окружения и от обучения и воспитания, которые начинаются с момента его рождения. Речь – это не врожденная способность, а развивающийся процесс. Это индивидуальное развитие каждого организма от рождения и до конца жизни .
Процесс усвоения языка ребенком происходит со строгой закономерностью. Ему свойственны определенные черты, общие для всех детей. Для того, чтобы определить патологию речи детей, нужно иметь четкое представление всего пути нормального речевого развития, знать условия и закономерности данного процесса, от которых зависит его успешное протекание.
Воспитание и обучение родному языку давно заложены в русской педагогике. Многие известные педагоги и философы писали о необходимости обучения родному языку с самого момента рождения.
Главный этап развития речи – дошкольный возраст .
В период дошкольного детства ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который обеспечит ему полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поможет понимать литературу, телевизионные передачи, успешно учиться в школе. Именно поэтому основной задачей развития речи дошкольная педагогика ставит развитие словаря детей.
Основным принципом развития речи детей является связь содержания словарной работы с развивающимися способностями познания детьми окружающего мира .
Для того, чтобы процесс развития речи дошкольников шел успешно, необходимо применять различные приемы и методы работы. При чтение ребенку сказок или рассказов, взрослые представляют ему новую информацию.
В итоге речь представляет не только то, что знает ребенок, но и открывает что – то новое, не известное, открывает ему новый круг событий и фактов. Ребенок начинает сам рассказывать, при этом немного фантазируя, зачастую отвлекаясь от реальной истории.
Степень изученности темы. Е.И.Тихеева известный деятель в области дошкольного воспитания и развития речи. Ее работы оказали существенное влияние на методы и содержание работы по развитию речи детей. В своих работах Е.И.Тихеева определила основные задачи по развитию речи в дошкольном учреждении: развитие речевого аппарат детей, его четкости, гибкости, развитие речевого слуха; работа над формой и структурой речи; накопление содержания речи. Она представила пути решения данных задач. В ее работах отражена система работы над словом.
Тема развития речи у детей старшего дошкольного возраста получила широкое распространение в работах: А.М. Бородич, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Конина, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.
Объект исследования: речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Цель исследования: рассмотреть процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2) Выявить основные задачи речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
3) Установить основные методы и приемы развития речи детей старшего дошкольного возраста;
4) Рассмотреть педагогические технологии развития речи детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Методы исследования: поисковый метод — сбор и систематизация материала по исследуемой теме.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования как в учебной деятельности, так и в рамках образовательных семинаров, конференций, посвящённых процессу обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, объект и предмет, цель и задачи исследования, методы исследования. В первой главе рассматриваются вопросы касающиеся теоретических основ развития речи детей старших дошкольных группах.. Вторая глава посвящена принципам методики развития речи детей старшего дошкольного возраста. В заключении даются выводы по исследуемой проблеме.
Глава 1.Теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста
1.1.Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Процесс совершенствования всех сторон речи детей продолжается в старшем дошкольном возрасте.
Произношение становится чище, фразы развернутыми, высказывания более точными. К этому времени дети могут выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать причинно – следственные связи и временные отношения. У дошкольников сформирована достаточно развитая активная речь. Отвечать на вопросы он пытается так, чтобы окружающие понимали то, что он хочет сказать. Наравне с развитием самокритичности по отношению к своей речи у ребенка формируется критичное отношение к речи сверстников. Описывая явления и предметы, ребенок пытается передать свое эмоциональное состояние .
Расширение и обогащение словарно запаса осуществляется за счет существительных, обозначающих предметы, их качества и свойства, и за счёт названий отдельных деталей предметов, глаголов, приставок и суффиксов, которые дошкольники начинают активно употреблять. Наиболее чаще в речи детей появляются собирательные прилагательные, существительные, обозначающие свойства, материал, состояние предметов. За год словарный запас увеличивается приблизительно на 1000-1200 слов, хотя уточнить количество усвоенных слов очень трудно.
К концу шестого года дети довольно тонко дифференцирует собирательные существительные, например, может не только называть слово животное, но и указать на то, что волк, лиса, заяц – это дикие звери, а овца, лошадь, свинья – домашние животные…
Заключение
Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка — речь. Иногда, люди в процессе общения между собой нечетко и неправильно выражают свои мысли. Речь детей необходимо совершенствовать на каждом занятии. Речь детей дошкольного возраста должна быть и внутренней и внешней. Воспитателю необходимо использовать разнообразные упражнения: пересказы, составление рассказов, записи по наблюдениям, развернутые ответы на вопросы, творческие задания, заучивание наизусть и т.д.
Процесс речевого становления и развития не будет задерживаться, если дети будут получать яркие, новые впечатления, а также будет создана обстановка, в которой возникает желание вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка – это основной критерий общего развития. Чем разнообразнее словарный запас ребенка, тем ему проще и легче высказывать свою точку зрения. Ему открывается больше возможностей в познании действительности и активнее происходит его психическое развитие.
Основными условиями эффективного развития речи старшего дошкольника является: грамотная речь воспитателя, приемы и методы, нацеленные на развитие речи как средства общения, приемы и методы, нацеленные на развитие навыка самостоятельного повествования, обеспечение индивидуального речевого пространства для каждого ребенка.
Организация речевых занятий, направленных на развитие готовности ребенка к усвоению лексики в свободном общении, к усвоению лексики как средства познания и общения, и средства регулировки своего поведения. Дети учатся сопоставлять свои речевые действия с образом педагога, усваивают новые знания о системе родного языка. Оценивают продукт своей речевой деятельности.
К основным работам по развитию реши детей старшего дошкольного возраста относятся: воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, формирование элементарного осознания явлений речи и языка.
В процесс организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду в современных условиях необходим поиск эффективных педагогических технологий развития речи.
Применение новых педагогических технологий в процесс развития речи дошкольников, гарантирует успешное обучение в школе.
При выборе педагогических технологий развития детской речи в дошкольном учреждении важно учитывать возрастные особенности детей, это обеспечит гарантированный результат развития речи в разнообразных формах работы.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2007.-c.178.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2008.-с.256.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи [Текст] / Г.С.Альтшуллер. — Петрозаводск: Скандинавия, 2013. — с. 240.
4. Арушанова А.Г. Истоки диалога [Текст]. /А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагина – М.: Мозаика-Синтез, 2015.-с.167.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: метод.пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.-с.231.
6. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству [Текст] / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск, 2013.-с.125.
7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2008.-с.254.
8. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] /Т.В.Большева. – СПб.: Детство-Пресс,2011.-с.213.
9. Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников [Текст] /И.Я.Гуткович // Тезисы докладов Региональной научно — практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников». — Челябинск, 2008.-с.167.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] /В.В.Давыдов. — М.: Педагогика, 2012.-с.34.
11. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] /А.В.Корзун. — Минск, 2010.-с.265.
12. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений [Текст] //Т.А.Сидорчук. — Обнинск: ООО «Росток», 2011.-с.145.
13. Сидорчук Т.А. ТРИЗ в детском саду и педагогическом колледже [Электронный ресурс] Режим доступа: e/prs/si.htm.
14. Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине [Текст] /Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. — Ульяновск, 2013.-с.233.
15. Сидорчук Т.А. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений [Текст] /Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. – Челябинск, 2010.-с.240.
16. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2016.-с.120.
17. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2013.-с.160.
18. Федеральный закон от 17 октября 2013 г. № 1155-ФЗ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 70512244/.
19. Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления: материалы к семинару по ТРИЗ [Текст] /Н.Н.Хоменко. – Минск, 2012.-с.170.
20. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст]. /Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. – СПб.:Детство-Пресс, 2008.-с.210.