Выдержка из текста работы
3.Бихевиоральное направление в теории личности и консультативной психологии. И.П.Павлов, Дж.Уотсон, Ф.Б.Скиннер и роль их учений для последующего формирования данного направления.
4.Социально-когнитивная теория А.Бандуры: модель взаимного детерминизма.
5.Когнитивно-гуманистическая теория Дж.Келли и возможности ее применения в психологическом консультировании.
6.Когнитивно-поведенческая терапия Дж.Вольпе: основные принципы, методы, техники.
7.Рационально-эмотивная терапия А.Бека и А.Эллиса: понимание личности, основные виды искажений в мышлении, способы работы с искажениями.
8.Понимание депрессии в психологии. Способы работы с депрессивными состояниями. Работа с депрессией по А.Беку.
9.Психоаналитическое направление в консультативной психологии: классический психоанализ З.Фрейда. Движущие факторы развития личности.
10.Понимание невроза и психоза в теории З. Фрейда. Особенности устройства психики при неврозе и психозе.
11.Понятие истерии и травмы в теории З.Фрейда. Методы работы с травмой в психоаналитическом направлении.
12.Толкование сновидений в концепции З.Фрейда как эффективный метод работы с бессознательным личности.
13.Невротические состояния: психоаналитический подход к неврозам, их причины и стратегии анализа.
14.Основные механизмы психологической защиты: способы их распознавания и работы с ними в консультативном процессе.
15.Аналитическая психология К.Г.Юнга: основные понятия и принципы. Работа с архетипами в консультативном процессе.
16.Основные типы мышления в теории К.Г.Юнга. Использование типологии Юнга в последующей практической психологии и работе с личностью.
17.Индивидуальная психология А.Адлера: базовые понятия, принципы, методы работы с личностью в консультативном процессе.
18.Особенности семейного консультирования по А.Адлеру. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности.
19.Социокультурная теория личности К.Хорни: новое понимание неврозов и вызывающих их причин. «Невротическая личность нашего времени» в интерпретации К.Хорни.
20.Новый взгляд на формирование женской психологии в теории К.Хорни.
21.Гуманистический психоанализ Э.Фромма: основные положения, понимание причин невротических состояний. Понятие «продуктивной личности» в концепции Э.Фромма.
22.Возрастные этапы развития личности в концепции Э.Эриксона: особенности формирования Эго-идентичности.
23.Транзактный анализ Э.Берна: три основных эго-состояния личности и способы работы с ними в консультативной психологии.
24.Теория психологических «игр» и жизненных сценариев в концепции Э.Берна. Способы работы с ними в индивидуальном и групповом консультировании.
25.Экзистенциальная психология: основные представители, идеи, принципы. Понятие аутентичности в экзистенциальной психологии и способы ее достижения.
26.Гуманистическая психология: основные представители, идеи, принципы. Роль и место гуманистического подхода в консультативной психологии.
27.Клиентцентрированная терапия К.Роджерса: основные понятия, принципы, способы осуществления.
28.Эмпатическая коммуникация в гуманистически-ориентированном консультировании: понятие, этапы, техники реализации.
29.Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мэй): основные положения теории личности, способы работы с личностью в психологическом консультировании.
30.Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мэй): цель работы с клиентом, позиция консультанта, особенности отношений консультант-клиент, способы работы с основными экзистенциальными беспокойствами человека.
31.Логотерапия В. Франкла: концептуальные основы, причины распространения экзистенциального вакуума в современном обществе.
32.Логотерапия В. Франкла: цель работы с клиентом, основные методы и техники работы.
33.Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании: жизнеизменяющая терапия Дж. Бьюдженталя (базисные положения теории личности, основные параметры консультационного процесса).
34.Семейное консультирование: многообразие подходов (А.Адлер, С.Минухин, В.Сатир, Н.Пезешкиан). Техники работы с семьей в рамках выбранного подхода.
35.Специфика группового консультирования. Тренинг как эффективный метод работы с группой.
36.Организационное консультирование: основные подходы, направления, методы.
37.Коучинг как метод организационного консультирования: основные принципы, этапы, техники.
38.Использование методов арт-терапии в индивидуальном и групповом консультировании.
39.Работа с метафорой в индивидуальном и групповом консультировании. Роль метафоры в работе с сознанием и бессознательным клиента.
40.Эриксоновский гипноз: основные принципы работы с клиентом (по М.Эриксону), стратегии встроенной коммуникации.
41.Телефонное консультирование: цели, задачи, основные принципы и структура консультирования. Специфика работы с эмоциями и чувствами клиента.
42.Трудности личности в общении и способы работы с ними в консультационном процессе.
43.Переживание личностью тревоги и страха. Способы преодоления тревоги и страха в консультационном процессе.
44.Переживание личностью депрессивного состояния и способы работы с депрессией в консультационном процессе.
45.Гештальт-подход в психологии: основные теории, понятия, принципы. Способы работы с личностью в рамках гештальт-подхода.
46. Психодрама Я.Морено и ее использование в консультативном процессе.
Вопросы к экзамену
1.Консультативная психология как наука. Предмет, цели и задачи консультативной психологии.
2.Понятие и виды психологической помощи. Основные сферы психологической помощи человеку.
3.Сравнительный анализ понятий: психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция.
4.Понятие и виды психологического консультирования. Специфика отношений консультант–клиент в процессе консультирования.
5.Подходы в отечественной и зарубежной консультативной психологии к определению целей и задач психологического консультирования (Г.А. Абрамова, Р. Кочюнас, Ю.А.Алешина, Р.С.Немов, Р.Мэй, Ф.Бурнард и др.).
6.Принципы психологического консультирования.
7. Этические аспекты психологического консультирования.
8.Черты личности, присущие эффективному психологу–консультанту.
9.Типы клиентов. Стратегия работы и особенности взаимоотношений консультанта с разными типами клиентов.
10.Структура консультативной беседы. Общая характеристика этапов консультативной беседы.
11.Пространственно-временные характеристики консультативной беседы.
12.Особенности заключения психологического контракта.
13.Характеристика первого этапа консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы. Технология установления контакта с клиентом.
14.Характеристика второго этапа консультативной беседы: расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез.
15.Характеристика третьего этапа консультативной беседы: оказание воздействия.
16.Характеристика четвертого этапа консультативной беседы: завершение беседы.
17.Использование технологии активного слушания в консультативной беседе.
18.Анализ эмоциональных переживаний клиента в ходе консультативной беды. Техники работы с эмоциональными переживаниями клиента.
19.Психоаналитическое (психодинамическое) направление в психологическом консультировании. Структура личности в психоаналитическом направлении.
20.Психоаналитическая терапия: основные положения теории личности, факторы и механизмы формирования невроза личности.
21.Понятие невроза. Виды неврозов и их характеристика.
22.Понятие невротической тревоги. Виды невротической тревоги и их характеристика.
23.Психоаналитическая терапия: цели, этапы, отношения консультант-клиент, основные методы работы.
24.Характеристика техники работы с ассоциациями клиента в психоаналитической терапии.
25.Понятие психологической защиты. Виды психологических защит.
26.Обнаружение психологических защит в психологическом консультировании. Работа с переносом и контр-переносом.
27.Индивидуальная психология А.Адлера. Основные принципы и техники терапии по А.Адлеру.
28.Характеристика техники работы с ранними воспоминаниями клиента в психоаналитической терапии.
29.Бихевиорально-ориентированное консультирование: теория научения и ее модификация в подходах И.П. Павлова, Дж. Уотсона, Б.Ф. Скиннера, А. Бандуры как основание консультирования.
30.Бихевиорально-ориентированное консультирование: цели, задачи и принципы консультирования, поведенческая оценка и ее методы, методы коррекции поведения клиента.
31.Когнитивно-гуманистическая теория Дж.Келли. Понятие личностных конструктов. Понимание личности в теории Дж.Келли.
32.Основные принципы психотерапии по Дж.Келли. Теория фиксированной роли.
33.Характеристика техники изменения фиксированных ролей: основные принципы, этапы,
процедуры.
34.Когнитивно-поведенческая терапия: подход Дж. Вольпе к механизмам формирования и коррекции невротических нарушений личности.
35.Характеристика техники систематической дисенсибилизации Дж.Вольпе: основные принципы, этапы, процедуры.
36.Понятие фобии: сущность и содержание. Виды фобий.
37.Понятие страха. Основные признаки страха. Отличие страха от тревоги.
38.Основные принципы работы с о страхами и фобиями по Дж.Вольпе.
39.Бихевиорально-ориентированное консультирование: цели, задачи и принципы консультирования, поведенческая оценка и ее методы, методы коррекции поведения клиента.
40.Рационально-эмоционально поведенческое консультирование (А. Эллис): основные положения теории личности.
41.Рационально-эмоционально поведенческое консультирование (А. Эллис): цели, принципы консультирования, позиция консультанта, методы работы с иррациональными убеждениями: когнитивные, эмотивные, поведенческие техники дискутирования.
42.Понимание депрессии в подходе А.Бека. Когнитивная триада депрессии.
43. Виды искажений мысли по А.Беку. Основные принципы работы с искаженной мыслью.
44. Экзистенциально-гуманистическое направление в психологическом консультировании: основные принципы экзистенциальной психологии.
45. Экзистенциально-гуманистическое направление в психологическом консультировании: основные принципы гуманистической психологии.
46. Понимание личностного роста в экзистенциально-гуманистической психологии.
47.Феноменологическая теория личности К.Роджерса и основные принципы клиент-центрированного консультирования.
48.Клиент-центрированное консультирование: цель работы с клиентом, позиция консультанта, особенности отношений консультант-клиент.
49.Эмпатическая коммуникация в гуманистически-ориентированном консультировании: понятие, этапы, техники реализации.
50.Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мей): основные положения теории личности.
51.Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мей): цель работы с клиентом, позиция консультанта, особенности отношений консультант-клиент, способы работы с основными экзистенциальными беспокойствами человека.
52.Логотерапия (В. Франкл): концептуальные основы, причины распространения экзистенциального вакуума в современном обществе.
53.Логотерапия (В. Франкл): цель работы с клиентом, позиция консультанта, особенности отношений консультант-клиент, основные методы и способы работы.
54. Особенности семейного консультирования. Этапы (стадии) и шаги семейного консультирования (по А.Адлеру).
55. Структурносемейное консультирование (по В.Сатир). Типы нарушений развития личности в семье. Типы нарушений семейной коммуникации и методы ее преодоления.
56. Цели и способы оказания психологической помощи семье в рамках модели структурного семейного консультирования по С.Минухину.
57. Особенности группового консультирования: виды групп и их характеристика.
Состав и участники групп.
58. Основные принципы и методы работы с группами. Психологический тренинг как метод работы с группой.
59.Специфика организационного консультирования: работа с руководителем и персоналом организации.
60.Управленческое консультирование: понятие, основные направления, предмет и этапы консультирования.