Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования художественно – изобразительная деятельность детей дошкольного возраста……………….5
1.1. Особенности художественно — изобразительной деятельности дошкольников……………………………………………………………….….5
1.2. Этапы развития детского рисунка……………………………………….12
ГЛАВА 2. Натюрморт как средство развития художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста………….21
2.1 Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом……………………………………………………………………21
2.2 Развитие изобразительных навыков старших дошкольников на занятиях по рисованию……………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………34
Выдержка из текста работы
Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.
Русские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.
В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема формирование в изобразительной деятельности умений и навыков у детей дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Особенности творческой изобразительной деятельности у дошкольников».
Цель работы: изучить особенности творческой изобразительной деятельности у дошкольников.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
1. Дать понятие «творческое воображение», его развитие в дошкольном возрасте.
2. Изучить изобразительную деятельность как способ развития творческого воображения дошкольников.
3. Рассмотреть особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у дошкольников
Структура работы: введение, две главы (в каждой главе два параграфа), заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
творческое воображение ребенок дошкольный
Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.
Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.
В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач.
Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции.
Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней…………..
Заключение
Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Руководя изобразительной деятельностью детей, воспитатель должен помнить об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей.
Большое внимание в работе с детьми должно уделяться развитию самостоятельности, предоставлению им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.
Формирование детского творчества невозможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, изображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей.
Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и разных видов художественной деятельности и искусства. Образ является стержнем всей воспитательно-образовательной работы, построенной на основе интеграции.
Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы.
Изобразительная деятельность является художественно-творческой, поэтому обстановка, в которой она протекает, должна быть эстетически организована. Так, выполняя коллективные композиции, дети могут работать у доски или за столами, поставленными полукругом, индивидуальные рисунки удобнее рисовать за мольбертами. Очень важно, чтобы во время занятия дети могли встать и подойти к окну, к игровому, книжному уголку, чтобы еще раз посмотреть на объекты, которые они изображают, и в случае необходимости уточнить представления о том или ином объекте.
Литература:
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.,1999г.
2. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.
3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
5. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2008.
6. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г. Королёва. – М.: Учитель, 2009.
7. Соломенникова О.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» — 2005г.
8. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
Приложение
Упражнения по изобразительной деятельности для развития творческого воображения
Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.
Упр.№1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
……….