Содержание
Введение4
1 Особенности формирования спроса на продукцию предприятий и услуги гостиниц6
1.1 Основные определения и виды гостиниц6
1.2 Формирование спроса на услуги и доходы гостиницы8
1.3 Методы увеличения спроса и оптимизации доходов гостиницы9
2 Анализ спроса на услуги гостиницы «Евроотель»14
2.1 Общая характеристика предприятия14
2.2 Анализ показателей уровня обслуживания населения15
2.3 Анализ объёма производства и реализации продукции (работ, услуг)15
2.4 Анализ структуры, состояния и движения основных фондов15
2.5 Анализ финансового состояния организации15
2.6 Рекомендации по оптимизации деятельности гостиницы «Евроотель»15
Заключение15
Список литературы15
Приложение 115
Выдержка из текста работы
На современном рынке при наличии большого выбора различных товаров и услуг существует жесточайшая конкуренция между предприятиями, поэтому сейчас тема изучения спроса на потребительские товары очень актуальна. Следовательно, эффективная деятельность предприятий торговли невозможна без понимания потребностей человека и правильного использования информации о спросе. На основе полученной информации руководство предприятия вырабатывает определенную стратегию деятельности, направленную на: увеличение объемов прибыли, роста продаж, улучшение качества продукции.
Задачи данной курсовой работы ? это изучение видов спроса и методов их изучения на продукцию ПОП. Цели курсовой работы — исследовать проблемы спроса, его удовлетворения на продукцию ПОП и предложить пути решения данных проблем.
Для ПОП, функционирующего на потребительском рынке, наибольший интерес представляют потребности населения. Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе анализа спроса на конкретном предприятии. При этом необходимо учитывать следующие особенности. Спрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного показателя, но и каждой конкретной группой покупателей, разделенных по различным признакам. Необходимо определить и конкретизировать объект изучения спроса, которым с одной стороны может быть ассортиментная структура товаров или определенный товар, а с другой стороны контингент потребителей конкретного предприятия.
Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде.
Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития организации, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций.
Иными словами в настоящее врем очень важно любой организации, в том числе и ПОП, обладать уникальностью, собственным имиджем, новизной идеи и самое главное ? неповторимостью.
2.1. Понятие спроса и его платежеспособности.
Одной из основных категорий рынка является спрос, который представляет собой экономическую категорию, присущую товарному производству, проявляющуюся в сфере обмена, торговли и выражающую совокупную платежеспособную потребность в товарах, услугах, складывающуюся из множества конкретных требований потребителей. Составляющими понятия «спрос» являются:
· наличие потенциальных потребителей с определенными потребностями, т.е. желанием купить;
· обеспеченность потребности денежными доходами;
· возможность удовлетворить потребность наличие товарного предложения по объему, структуре и уровню цен, соответствующее потребностям и покупательской способности.
Иначе говоря Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки; или же: это количество продукта, которое покупатели могут и желают купить по данной цене.
Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает спрос. Спрос есть платежеспособная потребность, а платежеспособность предполагает соответствие цен и дохода.
Платежеспособность связана как с богатством, так и с текущем доходом. При одинаковом богатстве разница в получаемых семьями доходах вызывает различия в их платежеспособности. Однако повышение цены, не предусматривающее платежеспособность спроса, может привести к тому, что через небольшой промежуток времени спрос на продукцию начнет падать. Повышение цены за пределами равновесной цены обусловливает возникновение избытка, который будет расти по мере роста цен. Для устранения избытка производитель должен снижать цену. Такая товарная политика производителя способствует росту числа покупателей и называется рыночным приспособлением.
Реакция потребителей на изменение уровня цен на товары и услуги интересует производителя с точки зрения выручки, которая при прочих равных условиях обеспечивает рост эффективности производства.
Платежеспособный спрос — это форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами. Спрос в общественном питании выступает как форма проявления потребности на продукты питания и услуги предприятий массового питания. Важная особенность спроса на продукцию общественного питания заключается в том, что он имеет физиологические пределы.
Развитие платежеспособного спроса населения на продукцию общественного питания обусловлено различными факторами. Их можно классифицировать по природе возникновения, по характеру воздействия, по возможности количественного измерения.
По природе своего возникновения факторы развития спроса подразделяются на экономические, социальные, демографические, природно-климатические, исторические. Спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные виды. Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся спрос.
2.2. Особенности формирования спроса на продукцию предприятий общественного питания.
В общественном питании спрос выступает как форма проявления потребностей населения на кулинарную продукцию и услуги по организации ее потребления и является частью спроса на потребительские товары и услуги в целом. Процесс формирования спроса в этой сфере услуг сложен, что обусловлено ее спецификой. С одной стороны, предприятия общественного питания удовлетворяют жизненно необходимую потребность людей в продуктах питания. С другой стороны, данная потребность может удовлетворяться и в домашних условиях, а потому пользоваться услугами предприятий питания население будет только в том случае, если предложение на данном рынке будет соответствовать их спросу. Кроме того, посещение предприятий питания, особенно общедоступной сети, связано не только с потреблением пищи, но и с другими причинами (экономией времени, желанием отдохнуть, развлечься и др.). Поэтому спрос является важнейшей составляющей рынка общественного питания и влияет на характер, тенденции и возможности его развития.
Значение спроса для этой отрасли более существенно, чем для системы розничной торговли: приобретать продовольственные товары население будет всегда, а пользоваться услугами общественного питания при определенных условиях. Об этом свидетельствует резкое падение спроса в общественном питании в 1993 1995 гг., когда часть населения отказалась от услуг общественного питания, хотя продолжала приобретать продовольственные товары в системе розничной торговли.
Недостаточный спрос населения на продукцию и услуги общественного питания приводит к снижению товарооборота, росту уровня затрат и неэффективному функционированию предприятий, особенно общедоступной сети, что в условиях рынка означает их банкротство.
Специфика спроса на продукцию и услуги общественного питания обусловлена, как характером самой продукции, так и условиями ее реализации и потребления. Особенности спроса вытекают из характера деятельности предприятий питания, проявляющегося в выполнении трех взаимосвязанных функций производства, реализации и организации потребления, которые объединены во времени и пространстве.
Особенность спроса в общественном питании, прежде всего, проявляется в объекте спроса. В общественном питании он выступает как комплекс услуг, состоящий из непосредственно продукции, услуги по ее реализации и организации потребления.
Помимо основных, предприятия общественного питания могут оказывать целый ряд дополнительных услуг и организовывать развлекательные мероприятия, что также влияет на спрос потребителей.
Для понимания сущности спроса в общественном питании необходимо рассмотреть его особенности, которые отражаются на характере работы предприятия и зависят от разнообразия потребностей людей.
Продукция общественного питания относится к предметам первой необходимости. Это предполагает определенную частоту потребления и его различную интенсивность в течение дня. Для предприятий питания объективно характерны неравномерная загруженность и колеблемость спроса в зависимости от времени суток. При этом спрос имеет пределы, обусловленные индивидуальными физиологическими потребностями организма, различиями в характере и интенсивности труда.
Особенностью спроса в общественном питании является взаимозаменяемость предлагаемой продукции, как внутригрупповая (например, антрекот, бифштекс и т.д.), так и межгрупповая (рыбные, мясные, овощные блюда). В сущности, само формирование ассортимента предлагаемой продукции в предприятии общественного питания построено на принципе взаимозаменяемости: потребитель, не найдя в меню одного блюда, заменяет его другим.
Ассортимент продукции подвержен изменчивости в течение дней недели, что вызвано как разнообразием потребностей, вкусов, желаний потребителей, так и наличием сырья и товаров. Поэтому продукция общественного питания изготавливается небольшими партиями, не подлежит длительному хранению и реализуется ежедневно, постоянно.
Важное значение имеет и взаимодополняемость отдельных изделий: в общественном питании рост потребления одного товара приводит к росту спроса на другой, например, при увеличении спроса на выпечные и кондитерские изделия возрастает спрос на горячие напитки.
Спрос на продукцию и услуги носит ярко выраженный сезонный характер, что обусловлено как сезонным производством многих продуктов питания (овощей, фруктов), так и различными потребностями в питании: зимой растет спрос на высококалорийные блюда, горячие напитки; летом на овощи, фрукты, прохладительные напитки, мороженое и т.д. Сезонность проявляется и в потребности в летнее время сеть предприятий существенно расширяется за счет открытия летних площадок. В последние годы практически все предприятия организуют обслуживание на открытом воздухе за счет дополнительно установленных столов.
Колеблемость спроса проявляется не только во времени года и суток, но и в его разной интенсивности в зависимости от дней недели. Для предприятий общедоступной сети характерен повышенный спрос в выходные и праздничные дни.
Спрос на продукцию и услуги дифференцируется в зависимости от типов предприятий и их специализации, он различен в кафе, ресторанах, барах, закусочных, столовых и зависит от целей их создания и функционирования и мотивов посещения. Соответственно, потребители предъявляют разные требования, посещая тот или иной тип предприятия. Нужно отметить, что в экономической литературе необходимость дифференцированного подхода к изучению спроса практически не рассматривается.
Исследователи говорят о спросе на……..
5. Литература.
1) Демченко Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие для вузов / Е.В. Демченко. — Мн.: БГЭУ, 2002.
2) Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995.
3) Мудунов А.С. Методологические проблемы моделирования функционирования объектов сферы услуг в условиях рыночных отношений: Бизнес-реинжиринг / Мудунов А.С. // Аудит и финансовый анализ. — 2002.
4) Рендер Б., Мердик Р.Г., Хаксевер К., Рассел Р.С. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд. , — М., 2002.
5) Федорец М.Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг. Теория / Федорец М.Н. // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002.
6) Хусаинов М.К. Мировой опыт развития сферы услуг в условиях глобализации экономики. / Хусаинов М.К. // Актуальные проблемы современных наук. — 2004.
7) Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е.Н. Жильцова. Казань, 1996.
8) Егорова Н.Е., Мудунов А.С. Бизнес-реинжиринг. Система моделей прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг. // Аудит и финансовый анализ. — 2001.