Содержание
Содержание
Введение3
1.Современные вызовы российскому бизнесу4
2.Развитие лизинга в России8
3. Требования работодателей к работникам лизинговой компании12
Заключение15
Список использованной литературы16
Выдержка из текста работы
Первые российскиефондовые биржи появились в 1990 г.— Московская центральная фондовая биржа иМосковская международная фондовая биржа. Первый же фондовый отдел возник еще в1900 г. в составе столичной Санкт-Петербургской биржи. В дореволюционныйпериод это был единственный в России фондовый отдел, хотя торговля ценнымибумагами велась на биржах Москвы, Одессы, Варшавы, Киева, Риги и Харькова.
Одна из причинотсутствия в России настоящих полноценных фондовых бирж заключалась в том, чтонаиболее крупные государственные займы царской России распространялись лишьна биржах иностранных государств. Так, например, облигации российскихгосударственных займов, выпущенных в Голландии в период с 1769 по 1793 г. наобщую сумму в 92,9 млн. голландских гульденов, совсем не были в биржевом оборотевнутри России. Акции российских компаний некоторое время такжераспространялись только на биржах Запада.
Что касаетсявнутренних государственных займов, то первый из них был выпущен в 1809 г. насумму 3 млн. руб. ассигнациями. За последующие девять лет было выпущено ещешесть займов для размещения внутри России на общую сумму в 351 млн. руб. Успешноераспространение займов положило начало регулярному использованию этогоисточника для финансирования государственной казны.
Таким образом, вначале XIX столетия на российских биржах появляются облигации государственныхвнутренних займов. До этого наша биржа была товарной, правда, следует отметить,что “в связи с товарными операциями совершались сделки по покупке-продажеиностранных векселей и денег”. Если первый внутренний заем был выпущен израсчета 7% годовых, то последующие шесть — в связи с успехом первого — были уже6-процентными. Позднее на российскую биржу стала попадать часть облигацийвыпушенных Россией займов в зарубежных странах. Впервые это произошло сзаймами периода 1820—1822 гг. “С 1827 г. в России начинается развитиеакционерного дела; акции постепенно поступают на биржу и делаются объектомбиржевой торговли”. В 1836 г. были запрещены как на бирже, так и вне еепокупка и продажа акций не за наличные деньги, а с поставкой к известному срокупо определенной цене: “условия о покупке и продаже акций или предварительныхрасписок не за наличные деньги, а с поставкою к известному сроку решительнозапрещаются”.
Однако операции сосделками на срок не были прекращены, но велись нелегально — либо внеофициальной биржи, либо на ней, но в замаскированном виде. “И в том, и в другомслучае сделки на • срок,— отмечает петербургский ученый Л. Е. Шепелев,— неохранялись законом, что делало их рискованными. Биржа же лишалась одной изважнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частныхбумаг”. И без этого на российском фондовом рынке котировка ценных бумаг былане на высоте. А ведь фиксируемый в котировочных бюллетенях биржевой курс ценных бумаг уже в то время имелбольшое значение. Именно он обычно принимался за основу при расчетах попокупке и продаже этих бумаг; с его помощью определяли цену акций, паев иоблигаций при разного рода тяжбах, а также при их залоге. Как правило, некотирующиесябумаги не принимались в залог для получения ссуд в банках. Ввиду удобств,которые сообщало ценным бумагам их включение в биржевой бюллетень, котирующиесябумаги при прочих равных условиях имели больший спрос и стоили дороже. И, наконец,по биржевой цене бумаги значились в балансах и отчетах предприятий; с ее учетомустанавливались цены дополнительных выпусков акций и паев; по ней судили окредитоспособности фирмы.
Неудовлетворительнаяпостановка самой котировки ценных бумаг была, в частности, следствием того,что в котировочных биржевых бюллетенях учитывались не все биржевые сделки, алишь сделки на наличные. Котировка не охватывала и значительную часть сделоккоторая осуществлялась либо на бирже, но ломимо маклера, либо вне биржи, восновном через банки.
Закон 1836 г.,запрещавший сделки на срок, не устрашал спекулянтов. Показательным примеромявляется существование в 1869 г. в Демутовском отеле в Санкт-Петербургенегласной (неофициальной) биржи. Там в утренние часы совершались сделки насрок с акциями Рыбинской железной дороги, выигрышными билетами и другимиценными бумагами. В воспоминаниях современников утверждалось, что “1869 годС.-Петербург, по всей справедливости, может назвать годом спекулятивным…Тот, кто вчера ездил на извозчичьих дрожках, обитая в скромной меблированнойкомнатке, отправлялся на другой день в собственной коляске нанимать на летокомфортабельную дачу”. Ажиотажная горячка, естественно, закончилась резкимпадением искусственно вздутых цен и первым в России биржевым кризисом. Небезынтересно,что биржевой ажиотаж и последовавший за ним кризис известный российскийспециалист по фондовым операциям И.И.Левин назвал “своего рода признакомсовершеннолетия”. Правда, этот кризис можно было бы определить и как “внебиржевой”,поскольку его причиной явились операции по взвинчиванию цен на акции и другиебумаги нескольких молодых людей, обосновавшихся и заключавших сделки в отелеДемута российской столицы.
Собрание биржевыхдеятелей, производивших торговлю процентными бумагами и акциями, созванное в1869 г. по указанию министерства финансов, единогласно высказалось в поддержкулегализации срочных сделок. Выступавшие подчеркивали, что действовавшее в товремя ограничение на проведение срочных сделок не достигает поставленной цели,так как его легко обходят или просто нарушают, а между тем оно серьезностесняет торговлю. В принятом документе по рассматриваемой проблеме подчеркивалось:“.Если вообще торговля наличными акциями полезна для развития промышленности,то не может быть сомнения в том, что торговля акциями на срок какусовершенствованное видоизменение первой должна иметь то же самое свойство”.
Как нипарадоксально, но биржевой комитет Санкт-Петербургской биржи полагалразрешение срочных сделок нежелательным. Он выступил за “охранение общегоблагосостояния и солидности биржи от тех крайне вредных и совершенно антиэкономичсских увлечений биржевой игрой,которые являются неминуемым последствием недостаточного ограничения срочныхсделок по акциям”.
Хотя в июле 1893г. вышеупомянутое ограничительное правило было отменено и был издан закон,запрещавший заключение сделки на срок только в отношении золотой валюты, напрактике закон был понят как запрещение названных сделок со всякими ценностями.Несмотря на то, что сделки эти и совершались в действительности их всяческискрывали. Подобную ситуацию не следует истолковывать как присущую Россиисамобытность. Русская биржевая техника в своем развитии шла теми же путями, чтои западноевропейская.
В XIX в.— началеXX в. акции и облигации частных обществ не стали играть такой же большой роли вфондовом обороте России, как на биржах стран Запада. Именно поэтому многие исследователиокрестили российскую биржу “рынком государственного кредита”. Так, наоблигации государственных займов вместе с акциями железных дорог России(формально независимые железнодорожные компании контролировались правительством,которое гарантировало минимальный дивиденд по их акциям) в 1900 г. приходилось3/4 оборота фондового отдела Санкт-Петербургской биржи, а к 1913 г.— уже 4/5.Интересные данные приводятся в “Банковой энциклопедии” о количестве государственныхценных бумаг, находящихся а обращении на 1 января 1862 г. и I января 1900 г.Соответственно их сумма составляла 1,362 млн. руб. и 6,233 млн. руб.
Начавшийся в 60-егоды XIX в. период бурного развития промышленной и торговой деятельностипривел к возрастанию роли и значения бирж, увеличивался и расширялся оборотбиржевых сделок.
Стал вопрос онеобходимости пересмотра биржевого законодательства, принятого в основном впериод, когда обороты с акциями и облигациями составляли лишь незначительныйпроцент биржевых сделок. И, как отмечали составители уже цитируемой выше “Банковойэнциклопедии”, в 1900 г. была проведена биржевая реформа, которая имелабольшое значение для государства как владельца железных дорог и эмитента государственныхзаймов и облигаций государственных земельных банков. Какова же суть этой реформы?За несколько лет до биржевой реформы 1900 г. началась подготовительная работа,которая была нацелена на общее преобразование всех бирж в России. Первоначальнобыла поставлена задача выработать идеальный биржевой устав, содержащийправила, годные для бирж различных местностей и определяющие в целом порядокбиржевой торговли как товарной, так и фондовой. Однако различный характерфондовой и товарной торговли, а также неодинаковые условия биржевой торговли нароссийских биржах, расположенных в центре и далекой провинции, вынудиликомиссию по подготовке биржевого закона отказаться от коренного пересмотра биржевогозаконодательства и ограничиться подготовкой “Положения об образовании наСанкт-Петербургской бирже фондового отдела”. На основании этого нормативногоакта и была проведена реформа 1900 г., которая свелась к образованию первого вРоссии фондового отдела при столичной бирже.
Таким образом,вместо планируемой общей биржевой реформы была проведена частичная реформалишь одной отрасли биржевой деятельности, а именно — торговли валютой иценными бумагами. “Ввиду же того, что в этой отрасли биржевой деятельностипреобладающее положение принадлежит С.-Петербургской бирже,— признано было напервое время достаточным внести соответственное преобразование в уставС.-Петербургской биржи с тем, чтобы впоследствии постепенно распространитьэто преобразование и на прочие биржи”.
Практическибиржевая реформа 1900 г. свелась к созданию фондового отдела в составе С.-Петербургскойбиржи. В отличие от всех российских бирж (в том числе и С.-Петербургской),которые в порядке надзора были подчинены министерству торговли и промышленностипо отделу торговли, фондовый отдел С.-Петербургской биржи подчинялся министерствуфинансов по Особенной канцелярии по кредитной части.
“Положение обобразовании на Санкт-Петербургской бирже фондового отдела от 27 июля 1900 г.”было принято в административном, а не в законодательном порядке. Но еще болееважно, говорится там далее, что “основанием отдела уничтожался строй, сложившийсяисторически, в угоду стремлениям власти вмешиваться непосредственно в сферуэкономической жизни”. Автономия фондового отдела в результате реформы • 1900г., отмечает Ю. Филипов, сужена до пределов возможного: еще один шаг в том женаправлении —и Особенная канцелярия по кредитной части стала бы полнымхозяином на Петербургском фондовом рынке.
Возложив по“Положению 1900 года” всю работу на совет отдела (общее собрание производиттолько выборы в совет отдела, а также рассматривает и утверждает сметы доходови расходов отдела и отчеты об их исполнении), министерство финансов оставилоза собой право и в будущем изменять, состав совета по своему усмотрению.Министр финансов утверждал постановления совета отдела, связанные сустановлением дней и часов работы отдела, с подготовкой и изданием правил опорядке заключения биржевых сделок, с составлением и публикацией Инструкцийдля фондовых маклеров по ведению книг, с определением таксы вознагражденияфондовых маклеров и др. Несмотря на то, что в ведении совета находились вопросы,связанные с рассмотрением споров, которые возникали при заключении иисполнении биржевых сделок, а также вопросы допуска к котировке ценных бумаг,министерство финансов имело возможность энергичного вмешательства вдеятельность совета по рассмотрению и принятию решений о допущении бумаг ккотировке. Формально постановления совета фондового отдела о допущении ценныхбумаг к котировке считались окончательными, тем не менее, представителямминистерства было предоставлено право принесения протеста министру финансов напостановления совета. До рассмотрения протеста исполнение постановленияСовета приостанавливалось.
Положения обадминистративном воздействии на деятельность биржи были заимствованы из принятых22 июля 1896 г. в Германии правил, позволявших властям осуществлять постоянныйконтроль и вмешательство в работу бирж. Российский исследователь В. П. Кардашевв этой связи подчеркивает, что российское министерство финансов “пошло ещедальше немецкого закона 1896 г. в деле осуществления административного воздействия на биржу”.
Биржевая публикафондового отдела состояла из действительных его членов, постоянных посетителейи гостей, а также представителей министерства финансов, осуществлявшихправительственный надзор.
Корпоративнымиправами пользовались только действительные члены фондового отдела: они проводилиобщие собрания, выбирали совет отдела и котировальную комиссию. Из их же средыназначались фондовые маклеры. Только действительные члены имели праводействовать на бирже через своего уполномоченного (не более одного) и подручных(не более двух). Только они имели право заключать сделки на бирже, не прибегаяк посредничеству маклеров. Действительными членами могли быть представителичастных кредитных учреждений, включая банки, и лица, имевшие промысловоесвидетельство первого разряда на производство банковских операций.
Постояннымипосетителями могли быть лица, имевшие в Петербурге промысловое свидетельство1 гильдии. Однако к постоянному посещению фондового отдела они допускалисьлишь после подачи заявления совету отдела с обязательством подчинятьсятребованиям и распоряжениям совета. “В отличие от действительных членов отделапостоянные посетители его пользуются помимо права присутствия на биржевомсобрании только одним правом: заключать сделки, но и это право они могутосуществлять не иначе как через фондовых маклеров”.
Гости отделадопускались на биржу по рекомендации действительных членов. За каждое посещениеони платили по рублю. Но им было запрещено заключать биржевые сделки не тольконепосредственно, но и через фондовых маклеров.
Заведование деламифондового отдела принадлежало общему собранию действительных членов отдела исовету отдела.
На Московскойбирже были за’ регистрированы свыше 120 наименований ценных бумаг с постояннымдоходом (облигации) и около 80 — с дивидендным (акции). Обороты фондовыхценностей на других биржах России были незначительными.
Уже в начале 1914г. биржа реагировала на приближение войны. Осознанная неизбежность вооруженногоконфликта привела 12 июля к форменной панике на российских биржах: “бумагилетели стремительно вниз,— продавцов было сколько угодно, а покупателейникого,— сообщали российские газеты.— Такого смятения не было ни передпоследней балканской, ни даже перед русско-японской войной”. Положение нескольконормализовалось 15 и 16 июля благодаря мощной интервенции банков и надеждой навозможность созыва конференции послов в Лондоне, которая могла быприостановить движение к общеевропейской войне. Однако неотвратимостьнависшей военной катастрофы требовала проведения быстрых и решительныхмероприятий в целях охраны национальных рынков капитала.
Между тем фондовыйоборот и во время войны не замер. “Акции предприятий, работавших на оборону,были высоко дивидендными бумагами и встречали оживленный спрос”. Но так какофициальная фондовая торговля была прекращена, то в стране возник “вольныйрынок”. В Санкт-Петербурге неофициальные биржевые собрания имели место впомещениях коммерческих банков. В Москве они даже происходили в здании самойбиржи (конечно, неофициально). По данным “Отчета русского для внешней торговлибанка за 1916 год” фондовый рынок не уступал довоенному официально действовавшемубиржевому рынку ценных бумаг: “в биржевых оборотах принимают участие самыеширокие круги населения, и настроение рынка стало напоминать яркие дни подъемабиржи в 1911 году”. Официально фондовый отдел С.-Петербургской биржи был вновьоткрыт в январе 1917 г. Однако на нем были запрещены, как и на большинстве биржвоевавших государств, торговля иностранной валютой и сделки на срок.
Подобно другим“буржуазным” институтам Октябрьская революция 1917 г. ликвидировала в Россиибиржу. Однако не прошло полных четырех лет, как они вновь появились в стране. Объективной предпосылкой возрождениябирж стало окончание “красногвардейской атаки на капитал” и переход к новойэкономической политике. Первая послереволюционная биржа открылась в июле 1921г. в Саратове.
В начале 1923 г.правительством был издан декрет о формах производства валютно-фондовыхопераций. Для облегчения оборотов с государственными ценностями (облигациямизаймов и другими бумагами), а также с иностранной валютой и упорядоченияэтого рода операций было признано необходимым создать при Московской биржефондовый отдел. Вскоре подобный отдел возник при Петроградской (Северо-Западнаяторговая палата) и других крупных биржах. Одной из задач фондовых отделовбыло уменьшение валютной спекуляции на так называемых “черных биржах”.
Фондовый отделМосковской биржи, подобно ее товарной части, доминировал в отношении всех остальныхфондовых отделов бирж страны. Сумма сделок фондового отдела биржи в Москве в1924/1925 г. составила около 123 млн. руб.; Петербургской биржи — 58 млн.руб.; Харьковской — 10 млн. руб. Основными участниками торговых операцийфондовых отделов бирж были государственные и кооперативные кредитныеорганизации, государственные учреждения и предприятия, а также смешанныеакционерные общества (с участием иностранных фирм). Была разрешена биржеваядеятельность и частных торговых предприятий. Но поскольку деятельностьпоследних, видимо, не поощрялась фондовым отделом биржи в Москве, их доля вобороте Петербургской и Харьковской бирж была значительнее, чем Московской. Сдругой стороны, в Москве и ряде других городов существовал вечернийфинансовый рынок (“американка”), где преобладали частники и производились операциис ценностями, не допущенными к обращению на фондовых отделах бирж. Вечерниефондовые биржи были созданы с целью упорядочить деятельность неорганизованногоденежного рынка, так называемых “черных бирж”, особенно интенсивнофункционировавших в период быстрого обесценения совзнаков. В июле 1923 г. былоутверждено Положение о Московской вечерней валютно-фондовой бирже. Согласноэтому положению членами вечерней биржи могли быть как кредитные учреждения,так и частные лица и предприятия. Госорганы и кооперативные организации имелиправо действовать на ней лишь с разрешения Народного комиссариата финансов.
Общее руководстводеятельностью вечерних бирж осуществлял Совет фондового отдела. Однако длянаблюдения за собраниями вечерней биржи и для непосредственногозаведования делами ее члены избиралиособый Распорядительный комитет вечерней биржи. Для разрешения возникавших навечерней бирже споров по поводу совершавшихся на ней операций учреждаласьдаже своя арбитражная комиссия. Регистрация сделок на вечерней бирже не обязательна,но желающие могли заносить свои сделки в особую книгу. Запись в книгу служилабесспорным доказательством для арбитражной комиссии при возникновении споровпо сделкам. К участию на биржевых собраниях “американок” допускались, помимочленов вечерней биржи и их представителей, и разовые посетители, а такжефондовые маклеры, совершавшие на ней сделки по поручениям третьих лиц, которыеони получили на официальной бирже.
В результатесоздания вечерней биржи, отмечал один из руководителей фондового отдела Московскойтоварной биржи, “поставленная задача борьбы с улицей ныне может считатьсяокончательно завершенной”. Все, что было более или менее крупное и солидное,сразу ушло на вечернюю биржу. После проведения денежной реформы 1924 г.деятельность вечерних бирж постепенно затухает. “В конечном итоге весьвалютно-фондовый рынок страны оказался организованным, поэтому доступнымвлиянию и наблюдению органов государства”.
В начальный периоднэпа был выдвинут лозунг: “Все на биржу”. В изданном Бюро съездов представителейбиржевой торговли СССР в 1924 г. сборнике “Биржи и рынки” отмечалось, что“биржи в советском хозяйстве выполняют не только роль простого посредника, новместе с тем и роль советника, руководителя хозорганов и даже в известныхслучаях роль хозяйственного контролера”. Но уже вподготовленной в 1926 г. и опубликованной • 1927 г. работе “Организация’ ипрактика биржевой торговли в СССР” читаем: “Надлежит признать, что в историиразвития послереволюционной биржевой сети имели место элементы стихийности,случайности и даже ложно понятого национального самолюбия (создание бирж внекоторых национальных центрах). Все это, вместе взятое, ставит на очередьвопрос о пересмотре существующей сети бирж в смысле ее сокращения, для упразднения бирж-пустоцветов”.
После широкойпропагандистской кампании в прессе, обвинявшей биржу в том, что она сталасборищем спекулянтов и политической оппозиции, а также (с чем можносогласиться) доказывавшей экономическую нецелесообразность существования свыше100 бирж в стране, в середине 1926 г. было объявлено о закрытии 18 бирж.
В постановленииЦИК СССР от 21 января 1927 г. указывалось, что чрезмерное развитие биржевой сетив стране делает контроль за ее деятельностью со стороны государственныхорганов затруднительным. Из этой посылки следовал вполне ясный вывод: биржидолжны быть ликвидированы. Уже к марту 1927 г. функционировало только 14 бирж.К октябрю 1929 г. были закрыты все фондовые отделы, за исключением отделов Московскойи Владивостокской бирж. В феврале 1930 г. была полностью завершена ликвидациявсех товарных бирж и их фондовых отделов. Пришедшая на смену нэпу административно-команднаясистема не смогла ужиться с подрывным “капиталистическим институтом”— биржей.
Используемая литература.
<span Times New Roman"; font-weight:normal">1.<span Times New Roman"">
<span Times New Roman"; font-weight:normal">2.<span Times New Roman"">
<span Times New Roman"; font-weight:normal">3.<span Times New Roman"">
<span Times New Roman"; font-weight:normal">4.<span Times New Roman"">
<span Times New Roman"; font-weight:normal">5.<span Times New Roman"">
Автор:Славников Дмитрий Васильевич