Содержание
Введение
I.ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ …………….4
1.Понятие готовности к школе …………………………4
2.Основные новообразования детей дошкольного возраста ………………6
3.Компоненты готовности к обучению в школе ……………………………9
II. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………15
1.Связь физического и психического развития детей ……………………15
2.Физиологические особенности детей 6 – 7 лет …………………………17
3.Задачи и средства физического воспитания дошкольников ……………19
Заключение ………………………22
Литература…………………………….24
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Социально-психологическая готовность к школьному обучению как аспект психологической готовности
Способность к сотрудничеству: сущность, этапы формирования в дошкольном детстве
Роль игры с правилами в формировании способности к сотрудничеству у старших дошкольников
Анализ воспитательно-образовательных программ ДОУ по проблеме исследования
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Методики изучения способности старших дошкольников к сотрудничеству
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Описание формирующего этапа эксперимента
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Психолого
Актуальность темы исследования связана с тем, что школа как институт социализации предъявляет высокие требования к ученикам уже с первых дней, при этом дополнительную сложность для ребенка представляет смена социального статуса, социальной среды, вида и характера деятельности и индивидуальной готовности к подобной ситуации. Все это приводит к необходимости решения ряда проблем, связанных с выработкой эффективных стратегий в межличностном общении детей; организацией в детском коллективе плодотворного сотрудничества и социального партнерства; установлением между детьми полноценных межличностных контактов; оптимизацией детских взаимоотношений, преодолением барьеров общения на основе достижения взаимопонимания между детьми.
В связи с этим проблема формирования у дошкольников способности к сотрудничеству в аспекте психологической готовности к школе стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам.
Одна из основных проблем, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключается в неспособности первоклассника адекватно организовать свою учебную деятельность на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец [16], Е.Е. Кравцова [20], Н.И. Гуткина [13] и др.), является социально-психологическая, личностная готовность, под которой подразумевается достаточный уровень сформированности у дошкольника умений общаться со взрослыми, сверстниками в учебной и внеучебной ситуациях.
Формирование социально-психологической готовности к школьному обучению – одна из важнейших проблем периода дошкольного детства. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Социально-психологическая готовность, рассматриваемая в данном исследовании в общем аспекте психологической готовности, в то же время анализируется в общем аспекте социализации личности в плане учета особенностей общения дошкольников со взрослыми, сверстниками (Л.С. Выготский [11], М.И. Лисина [24], Н.Г. Осухова [31], Л.И. Серова [42], Е.О. Смирнова [44], Д.Б. Эльконин [57] и др.).
Такие важные составляющие социально-психологической готовности к обучению в школе, как социальная, речевая, коммуникативная, личностная готовность получили свое отражение в новых редакциях комплексных программ для детских дошкольных учреждений («Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки»). В этих программах большое внимание уделено культуре общения, социальному и речевому развитию, решению коммуникативных, речевых задач, соответствующих старшему дошкольному возрасту [17. 25. 37].
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по психологической готовности дошкольников к обучению в школе, малоизученным остается вопрос о формировании у детей старшего дошкольного возраста способности к сотрудничеству. Значимость ее теоретического и практического изучения очевидна: дошкольный возраст содержит в себе глубокие потенциальные возможности для формирования способности к сотрудничеству, которая позволяет будущему школьнику, с одной стороны, быть выразительным, свободным в общении, лучше понимать внутренний мир других людей, с другой – подчинять свое поведение целям, интересам и обычаям детского учебного коллектива, вести себя соответственно роли ученика.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность условий для формирования способности старших дошкольников к сотрудничеству в аспекте психологической готовности к школьному обучению.
Объект исследования: дети 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование способности к сотрудничеству у старших дошкольников в аспекте их психологической подготовки к школе.
Гипотеза исследования: способность к сотрудничеству у старших дошкольников в аспекте психологической готовности к школьному обучению будет проходить наиболее успешно при условии формирования следующих ее компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого.
Задачи исследования:
1) проанализировать основные теоретические подходы к изучению социально-психологической готовности к школе и определить ее место и значение в структуре психологической готовности;
2) выделить компоненты, критерии и уровни сформированности способности к сотрудничеству у старших дошкольников;
3) изучить уровень сформированности способности к сотрудничеству у старших дошкольников;
4) Разработать, апробировать и выявить эффективность условий для формирования способности к сотрудничеству.
Методологическую основу исследования составили теории и концепции взаимодействия в процессе общения Л.И. Божович [5], Л.С. Выготский [11], В.В. Давыдов [14], А.А. Леонтьев [23], Н.Г. Салмина [41]; идеи и подходы к решению проблемы готовности дошкольников к школьному обучению Л.И. Божович [5], Л.А. Венгер [8], Н.Е. Веракса [9], Н.И. Гуткина [13], В.В. Давыдов [14], Е.Е. Кравцова [20], Д.Б. Эльконин [57] и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволяют совершенствовать процесс подготовки дошкольников к обучению в школе на основе формирования у них способности к сотрудничеству. Общие выводы, полученные в ходе работы, могут найти применение в практической деятельности руководителей и педагогов ДОУ для профессионального совершенствования, повышения качества обучения и развития детей дошкольного возраста.
База исследования. МДОУ детский сад «Брусничка» г. Югорск. В исследовании были задействованы 40 детей старшего дошкольного возраста (20 воспитанников старшей группы «А» (далее как экспериментальная группа) и 20 воспитанников старшей группы «Б» (далее как контрольная группа)). Возраст детей – 6-7 лет.
Организация и этапы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в четыре этапа в период с 01 сентября 2009 года по 30 апреля 2010 года.
Первый этап исследования (сентябрь 2009г.) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу, проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап исследования (сентябрь — октябрь 2009г.) был направлен на выявление исходного уровня сформированности способности к сотрудничеству детей 6-7 лет, изучение состояния проблемы в практике ДОУ.
Третий этап исследования (ноябрь 2009г. – март 2010г.) связан с апробацией условий для формирования способности к сотрудничеству у старших дошкольников.
Четвертый этап исследования (апрель – май 2010г.) посвящен выявлению эффективности психолого-педагогического эксперимента, обработке результатов, формулированию выводов и заключения, оформлению материалов выпускной квалификационной работы.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, синтез; анализ программ дошкольных образовательных учреждений; эмпирические – анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный, методы математической статистики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 57 источника и 15 приложений.
………….
1. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. В 2 томах / А. Анастази. – М.: Педагогика, 1999. – Кн. 2. – 295 с.
2. Бауэр В. «Предшкольное образование» в рамках экспериментального проекта Ленинградского педагогического колледжа Краснодарского края / В. Бауэр. – Режим доступа: forum/topic1632.html
3. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды / А.А.Бодалев. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 285 с.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 1972. – 252 с.
5. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева А.В.Запорожца. — М., 1995. – С. 132-142.
6. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты / С.Л.Братченко // Психология с человеческим лицом. – М.: Психология и педагогика, 1997. – С. 201-222.
7. Бугрименко Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А.Бугрименко и др.. – М.; ВНИК «Школа», 1999. – 186 с.
8. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1994 — 189 с.
9. Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: метод. пособие / Н.Е.Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
10. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С.Волков Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 423 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6т. – Т. 2. – М.: Просвещение, 1984. – С. 126-154.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1984. – Т.5. – 483 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 283 с.
14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1972. – 254 с.
15. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача / С.П.Ефимова. – М.: Просвещение, 1999. – 36с.
16. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе / А.В. Запорожец Г.А.Маркова // Основы дошкольной педагогики. – М.: Просвещение, 1999. – С.250-257.
17. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Под ред. Л.А.Парамонова и др. – М.: Карапуз, 2007. – 174 с.
18. Коломинский П.Я. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / П.Я. Коломинский Е.А. Панько. – М.: Просвещение. 1988. – 194 с.
19. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личностных отношений / Я.Л. Коломинский – Мн.: Нова школа, 2000. – 178 с.
20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 1999. – 145 с.
21. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры у дошкольников и младших школьников: учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Курочкина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 234 с.
22. Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. – 2007. – № 8. – С. 22-24.
23. Леонтьев Л.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие / Л.А. Леонтьев // Вестник высшей школы. – 1999. — № 11. – С. 36-45.
24. Лисина М.И. Проблемы отногенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 1986. – 256 с.
25. Маврина И.В. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях / И.В. Маврина // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». — М.: Детство-Пресс, 2006. – 246 с.
26. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова А.Б. Орлова, Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 238 с.
27. Михайленко, Н. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Михайленко, Н. Короткова — Екатеринбург, 1999. – 243 с.
28. Михайленко, Н. Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1898. – № 8. – С. 12-18.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип.