Выдержка из текста работы
В последнее время все большую значимость приобретает положение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние не формирование полноценной личности.[1]
В настоящее время Российское общество переживает кризис семьи. Наблюдается резкое увеличение количества разведенных семей; увеличение числа социальных сирот; рост в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями; увеличение проблем детства и семьи; идет ухудшение демографической ситуации в целом. Это повлекло за собой пристальный интерес к институту семьи со стороны всех социальных институтов. На фоне проблем, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок, имеющий определенные отклонения или нарушения в психическом, сенсорном, моторном и интеллектуальном развитии. Несомненно, что семья с ребенком, имеющим отклонения в развитии, — это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Трудности семей с детьми-инвалидами достаточно типичны, хотя, конечно же, характер и течение заболевания каждого ребенка индивидуальны.
Цель: Изучить психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Задачи:
• Ознакомиться с теоретическими основами понятий «семья» и «дети с отклонениями в развитии»;
• Описать психологические проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями, тем самым выделить особенности этих семей;
• Рассмотреть организацию и содержание психологической помощи данным семьям.
Объект исследования данной работы — семьи, имеющие ребенка с отклонениями в развитии.
Предметом исследования является — психологический климат в семье, имеющей проблемного ребенка, возможные состояния родителей, основные проблемы с которыми сталкиваются семьи при рождении ребенка инвалида, а так же психологическая помощь данным семьям.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ «СЕМЬЯ» И «ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
1.1 Понятие «семья», функции семьи.
Семья, по определению учёных — одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования. В её позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересованно общество, государство. Общеизвестно, что в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек не зависимо от возраста.
С позиции социальной психологии, семья — это малая социальная группа, немногочисленная по составу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». [2]
При анализе семьи как малой группы особое значение приобретает её нормы и функции, возникающие на основе личностного воздействия.
Однако недостаточно четкое определение потребностей, удовлетворяемых семьей, является одной из причин возникновения хот и похожих, но все же отличающихся перечней функций семьи. Например, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий (1990) выделяют воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую функции семьи. А. Г. Харчев и М. С. Мацковский (1978) — функции репродукции населения, бытовую, экономическую, воспитательную, рекреативную, социального контроля и регулирования, коммуникативную, интимного эмоционального самовыражения. А. Эглите (1990) — функции рождения и воспитания детей, удовлетворения духовных потребностей, бытовую.
Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются на выполнении другой.
Ребёнок в семье — неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание — это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, о «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.[2]
Итак, рассматривая вопрос о понятии «семья» можно сделать следующие выводы, что семья — это сложная, многофункциональная структура нашего общества, отличающаяся личными отношениями в системе хозяйственно-бытовой функции. А так же, семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития.
1.2 Проблема семейного воспитания в историческом аспекте…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы, а именно изучении психологических особенностей семей в которых есть дети с нарушениями, мною сделан следующий вывод — что сама психологическая «особенность» (специфика) этих семей обуславливается наличием в семье «особого ребенка» — ребенка с отклонениями в развитии. С появлением больного ребенка нарушаются внутрисемейные взаимоотношения, характер отношения членов семьи с окружающим обществом, своеобразность мировоззрения каждого из родителей.. Это обуславливается рядом причин: психологическими особенностями характера родителей, их способностью принятия или непринятия аномального ребенка; наличием совокупности расстройств, которые характеризуют то или иное отклонение; отсутствие какой-либо поддержки семьи с больным ребенком со стороны общества.
Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Психологическая работа с семьей осуществляется в следующих направлениях: диагностика, консультирование и коррекция. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. [15]
Позитивное отношение к ребенку с психофизическими недостатками и формирование установки на принятие его дефекта позволяют родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.
Активизация деятельности родителей и формирование в их сознании потребности в оказании помощи ребенку являются основным психокоррекционным механизмом, способствующим гармонизации их психики. В процессе проведения психолого-педагогических мероприятий постоянно расширяются знания родителей о психофизических особенностях ребенка, повышается их педагогическая компетентность, воспитательный потенциал семьи. Они также овладевают практическими навыками, позволяющими им методически правильно общаться с ребенком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский Л. С. « Вопросы детской психологии» — 2006 г
2. Мишина Г.А., Стребелева Е. А. «Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии» — 2010г
3. Малофeeва Н. Н. «Инвалиды в Pоссии» — 2007г
4. Лубовский В. И. «Специальная психология» — 2005г
5. Варнакова Ю.В. «Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов» — 2010г
6. Ларионова С.О. «Содержание психологического консультирования как комплексной формы работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития» — 2011г
7. Сорокин В.М. «Содержание и реакция родителей на факт рождения ребенка с отклонениями в развитии» — 2011г
8. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» — 2004г
9. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. « Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» — 2008г
10. Иванова В.С. «Теоретико-методологические основания исследования особенностей отношения родителей к заболеванию ребенка с ДЦП в психологическом сопровождении семьи» — 2009г
11. Злобина А.С. « Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом» — 2006г
12. Кожанова Т.М. «Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» — 2013г
13. Ткачева В. В. «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии» — 2007г
14. Осипова А. А. «Общая психокоррекция» — 2000г
15. Овчарова Р. В. « Психологическое сопровождение родительства» — 2003г