Содержание
Введение3
1. Особенности эмоциональной реакции нормально развивающихся подростков5
2. Особенности эмоциональной реакции слабослышащих подростков15
Заключение34
Список использованной литературы36
Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. Эмоции, переживаемые детьми в дошкольном возрасте
- 1.1 Возрастные психологические особенности дошкольного возраста
- 1.2 Эмоциональный процесс
- 1.3 Виды эмоций
- 1.4 Фундаментальные эмоции и их комплексы
- 1.5 Стресс
- 1.6 Потребность в эмоциональном насыщении
- 1.7 Влияние эмоций на познавательные процессы
- 1.8 Эмоции и мотивы
- Глава II. Развитие эмоциональной сферы дошкольника
- 2.1 Структура эмоциональных реакций дошкольника
- 2.2 Эмоциональная неуравновешенность дошкольника
- 2.3 Условия развития эмоций и чувств дошкольника
- 2.4 Шестилетний ребенок
- 2.5 Эмоциональное воспитание
- 2.6 Нравственное воспитание
- Глава III. Исследование особенностей эмоциональных реакций дошкольников
- 3.1 Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников
- 3.1.1 Программа изучения эмоциональной сферы маленьких детей методом наблюдения
- 3.1.2 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
- 3.1.3 Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
- 3.1.4 Методика «Веселый — грустный» для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
- 3.2 Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста
- Заключение
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Эмоции, переживаемые детьми в дошкольном возрасте
1.1 Возрастные психологические особенности дошкольного возраста
1.2 Эмоциональный процесс
1.3 Виды эмоций
1.4 Фундаментальные эмоции и их комплексы
1.5 Стресс
1.6 Потребность в эмоциональном насыщении
1.7 Влияние эмоций на познавательные процессы
1.8 Эмоции и мотивы
Глава II. Развитие эмоциональной сферы дошкольника
2.1 Структура эмоциональных реакций дошкольника
2.2 Эмоциональная неуравновешенность дошкольника
2.3 Условия развития эмоций и чувств дошкольника
2.4 Шестилетний ребенок
2.5 Эмоциональное воспитание
2.6 Нравственное воспитание
Глава III. Исследование особенностей эмоциональных реакций дошкольников
3.1 Анализ методики изучения эмоциональных реакций дошкольников
3.1.1 Программа изучения эмоциональной сферы маленьких детей методом наблюдения
1
3.1.2 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Подготовка
3.1.3 Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
Подготовка
Возраст детей |
Правильность передачи эмоций |
всего |
||||||
ситуация |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VЙ |
|||
4-5 лет |
||||||||
5-6 лет |
||||||||
6-7 лет |
3.1.4 Методика «Веселый — грустный» для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
Проведение
3.2 Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста
Описание
наблюдения
Эстетические
чувства
Наблюдение
Наблюдение
Нравственные
чувства
Наблюдение
Наблюдение
Интеллектуальные
чувства
Наблюдение
Наблюдение
Понятие
весна
Имена |
Возраст |
Эстетические чувства |
Нравственные чувства |
Интеллектуальные чувства |
||||
I набл. |
II набл |
I набл. |
II набл. |
I набл. |
II набл. |
|||
Аня Ш. |
6л 5м |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
|
Данил Б. |
6л 5м |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Денис А. |
6л 10м |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
|
Лиза Б. |
6л 8м |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Настя Н. |
6л 7м |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вывод: из обработки данных следует, что у Лизы, Данила, Насти проявляется чувство долга по отношению к друзьям и сверстникам. Нравственное развитие соответствует нормам воспитания. У Данилы очень хорошо развито чувство долга, иногда проявляется чувство несдержанности, но всегда ребенок активен и доволен своими действиями. Данил импульсивен, всегда стремиться быть первым и почти всегда ему это удается, в целом эти дети готовы к школе.
Аня и Денис менее активны в деятельности, волевые усилия отсутствуют, чувство ответственности менее развито, чем у других детей. Нравственное поведение Ани не всегда соответствует нормам. Следовательно, Аню необходимо привлекать на основных занятиях, стараться заинтересовать в разных видах деятельности, необходимо развивать интерес к занятиям и в целом к коллективу.
В воспитании высших чувств автор использует и другие методы работы, такие как беседа.
На занятиях по познавательному развитию проводилась беседа на тему: «Страна, где мы живем«.
Цель: развивать познавательные интересы, воспитывать любовь к Родине, к людям, к труду.
Воспитатель рассказывает детям, какая разноцветная наша земля: зеленые леса, серая тундра, желтая пустыня, синие моря и реки. Страна у нас очень богатая.
В ходе беседы задавались следующие вопросы:
Как вы думаете, какие природные ресурсы есть в нашей стране?
Дети по очереди отвечают:
Лиза — уголь, нефть;
Данил — золото, песок;
Аня — газ, железная руда, серебро.
А что выращивают в нашей стране? Какие зерновые культуры вы знаете?
Влад отвечает: пшеницу, гречиху;
Алена отвечает: кукурузу, ячмень, овес.
Воспитатель добавляет, что еще у нас выращивают просо — это из него делают пшено и готовят вам кашу.
Наша страна очень богата техникой, самые большие машины делают в нашей стране. Какие вы знаете большие машины?
Данил отвечает: Белаз, КАМАЗ;
Юля отвечает: ЗИЛ.
Правильно ребята. Действительно эти машины выпускают у нас в стране. А еще у нас в стране самые сильные ледоколы. Может быть, кто-то из вас знает их название?
Денис отвечает — ледокол «Ленин», я его по телевизору видел.
Правильно Денис, но еще есть такие как ледокол «Сибирь» и «Арктика».
Ребята, а вы знаете, что первые космонавты, которые полетели в космос, тоже из нашей страны.
Знаете ли вы, кто был первым космонавтом?
Все хором отвечают — Юрий Гагарин.
Молодцы ребята. А может быть, кто-то знает еще космонавтов нашей страны?
Лиза отвечает: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая.
Да действительно это космонавты нашей страны, и мы должны ими гордиться.
Ребята, а вы знаете, что не во всех странах мира детям живется так хорошо как у нас. В некоторых странах нет детских садов, дети не получают образования. Чтобы всем людям — и взрослым и детям — было хорошо, чтобы всего в стране было много, нужно хорошо и много работать.
Ученые, рабочие — все люди трудятся так, что страна крепнет, и жизнь наша с каждым днем становится все богаче.
Ребята, когда вы вырастите и станете взрослыми, вы тоже должны хорошо работать и трудится на благо нашей Родины.
Страна наша многонациональная. Как в дружной семье живут в России люди многих национальностей. Какие национальности вы знаете?
Дети хором отвечают: русские, украинцы, армяне, белорусы.
Молодцы ребята. Эти и многие другие народы живут у нас в стране. Они вместе работают, берегут богатства страны, вместе защищают страну от врагов.
Важным средством в воспитании нравственных чувств, являются общественные праздники.
В центре развития ребенка «Сказка» проводился праздник к дню защитников Отечества на тему:
«Воины России«.
Цель: воспитание чувства долга, патриотизма, коллективизма. Учить сопереживать, сдерживать свои эмоции.
К 23 февраля в детский сад «Сказка» пригласили воинов-интернационалистов. Воспитатель предложил детям организовать в группе парад боевой техники и сделать мальчикам красные звездочки. К этому событию готовились все дети: одни принесли «военные машины» — «боевую технику», другие красили и вырезали звездочки, каждый ребенок старался, мечтая, что его звездочка будет самая лучшая и яркая, третьи украшали группу, оборудовали площадь для парада, четвертые оформили выставку книг и рисунков на тему «Армия России».
Все дети были вовлечены в работу. Накануне праздника у ребят было бодрое настроение, они пели, радовались, когда видели, как красиво стало в группе.
Прислушиваясь к разговору детей, воспитатель проводит беседу:
Кто такие воины-интернационалисты? Кто они?
Дети хором отвечают: смелые, отважные, они много учатся.
Настя добавляет, что они много знают о военной технике и умеют ею управлять.
Денис дополнил, что воины-интернационалисты, всегда готовы защищать нашу страну от врагов.
Воспитатель поблагодарил детей за ответы.
Дети мы все должны быть такими смелыми, отзывчивыми и должны помогать друг другу.
При подготовке и во время самого праздника дети проявляли свои чувства в поступках: каждому хотелось пригласить солдат в свою группу, показать им парад и самому рассказать о своей игрушке, поделиться с ними своей радостью.
Праздник оставил у детей яркие впечатления. Дети проявили чувство коллективизма, старались дружно без конфликтов выполнить работу, заданную воспитателем. Все дети принимали участие в подготовке к празднику и в целом справились с заданием воспитателя.
Также ведущее место в воспитательно-образовательном процессе занимает эстетическое воспитание дошкольников в общении с окружающим миром.
Чтобы расширить знания детей о природных явлениях, сформировать элементарные представления о процессах происходящих в природе, в умении замечать красоту в окружающем мире проводилось занятие на тему: «Золотая осень«.
Проведение занятия:
Дети пришли в парк на экскурсию. Воспитатель во время экскурсии проводит беседу с детьми. Задает вопросы.
Какое сейчас время года?
Осень! — Отвечают дети хором.
Почему вы так думаете?
Аня отвечает: — Потому, что на деревьях желтые листочки, и уже становится прохладно на улице.
Данил обращает внимание на желтые листочки: — Посмотрите, они медленно падают и покрывают землю золотым ковром!
Воспитатель объясняет детям, что листочки, которые падают с деревьев, защищают зимой деревья от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет. Опавшие листья на земле — это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Воспитатель предлагает детям:
Ребята, давайте посмотрим вокруг, какая природа красивая. Голубое небо отражается в пруду. Прислушайтесь, как шуршат листья у вас под ногами. Давайте соберем букет осенних листьев, а когда вернемся с экскурсии, то поставим букет в вазу и будем им любоваться.
Дети все вместе собирают опавшие листья и дают воспитателю.
Ребята, а как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета, здесь и оранжевые, и желтые, и бордовые листочки?
Ответы детей.
Воспитатель:
Да ребята, верно. Листья, которые сейчас у меня в руках, слетели разных деревьев, а разные деревья осень раскрашивает в разнообразные цвета.
По возвращении в группу воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат.
Таким образом, высшие чувства формируются в разных видах деятельности: на занятиях, в процессе игровой деятельности, в организационно-трудовой деятельности, а также в повседневной жизни.
В ходе исследовательской работы было выявлено, что уровень развития высших чувств у старших дошкольников соответствует следующим показателям:
Уровень развития высших чувств у старших дошкольников (в %)
Можно сделать вывод, что данные показатели отражают положительные нормы социального развития ребенка.
Заключение
Список литературы1.
2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983 Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии — Изд. «Союз»; СПб 1997
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии — Изд. «Союз»; СПб 1997
5. Гербова В.В. Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. и др.; Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателя дет, сада — М Просвещение, 1984
6. Ильин М.Н. Подготовка к школе: Развивающие упражнения и тесты. — СПб., 1998. (3)
7. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. — Псков; ПОИУУ, 1997
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000
10. Корнилов К.Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. — М.: Госиздат, 1922. — С.48-55. (1)
11. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985. — С.100-102. (2)
12. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. — СПб: Питер Пресс, 1996.
13. 13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. — М.: Просвещение, 1991.
14. 14. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998
15. 15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. «Роспедагенство»; Москва 1996
16. 16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995
17. 17. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. — Москва: ТОО «ИнтелТех», 1995.
18. 18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение — Владос, 1995. (4)