Содержание
Введение2
1. Теоретические аспекты взаимодействия межличностных отношений в младших классах и темперамента4
1.1.Проявления темперамента в младшем школьном возрасте4
1.2.Индивидуальный подход и тип темперамента7
1.3. Особенности проявления темперамента у младших школьников9
1.4. Аспекты взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми12
2. Организация и методы исследования17
2.1 Методика исследования межличностных отношений в группе17
2.2.Результаты исследования и их анализ21
Заключение34
Список использованной литературы35
Приложение
Выдержка из текста работы
- Введение
- Раздел 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных методов обучения в начальных классах
- 1.1 Принцип наглядности в педагогических исследованиях различных ученых и педагогов
- 1.2 Роль и место наглядных пособий и дидактических материалов на начальном этапе обучения
- Раздел 2. Влияние методов использования наглядности на формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста
- 2.1 Организация работы по использованию наглядных пособий и дидактических материалов в процессе урока окружающего мира
- 2.2 Разработка конспекта урока с использованием наглядных пособий и дидактических материалов окружающего мира
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение А
- Приложение Б
- Приложение В
- Приложение Г
- Введение
- Проблема развития мышления в младшем школьном возрасте сегодня является актуальной, поскольку век современных информационных технологий предлагает готовые ответы, исключающие этап получения и усвоения знаний. Но если нет навыков поиска и анализа информации, то отсутствует основа для развития мышления, а значит, в конечном счете, нет и знаний. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, отражающие степень его самостоятельности. Компьютер отучает детей мыслить самостоятельно.
- Кроме того, как показывает практика, распространенным примером преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления, что так же не способствует его развитию.
- В своей практической деятельности каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы обучающиеся были активны на занятии. При правильном подборе дидактического материала по тематике и возрасту детей возможно формирование не только определенных знаний, но познавательной активности обучающихся. В современном учебном процессе в условиях модернизации образования необходимым становится использование форм и видов учебной деятельности, направленных на развитие у учащихся высокой активности и самостоятельности мышления.
- Цель работы — описать роль наглядных пособий и дидактических материалов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста.
- Объект исследования — учащиеся младших классов.
- Предмет исследования — организация деятельности по использованию наглядного дидактического материала в младших классах.
- Гипотеза исследования — использование наглядных пособий в начальных классах общеобразовательной школы приносит положительные результаты в формировании знаний и умений детей, развитии их мышления и познавательной активности.
- Задачи исследования:
— определить понятие и изучить виды наглядно-дидактического материала на уроках окружающего мира; — дать психолого-педагогическую характеристику и показать особенности формирования знаний и умений обучающихся.
Проблема развития познавательной активности младших школьников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения и воспитания проходит эффективнее, если ребенок проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип “активности и самостоятельности учащихся в обучении” (Бабанский Ю.К.).
Современные отечественные исследователи так же уделяют внимание изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников. Это А.К. Маркова, В.И. Лозовая, Ж.Н. Тельнова, Г.И. Щукина и другие. Все они сходятся во мнении, что ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира, и задача учителя помочь ему в развитии его познавательной активности.
Раздел 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных методов обучения в начальных классах
Принцип наглядности — это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности — без ее теоретического обоснования. Впервые оно было дано Яном Коменским (1592 — 1670). Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено “ золотое правило ” дидактики: “ Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие — либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”[11, c. 23].
Познание окружающего мира дошкольниками и младшими школьниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками, ощущениями вообще, отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей этого возраста. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «…ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [1, с. 16].
1. познавательные;
2. инструктивные;
3. тренировочные;
4. справочные.
К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся.
Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.
Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.
Справочные таблицы содержат материал, который часто нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.
Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.
При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.
Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков письма и разговорной речи необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на:
1. предметный дидактический материал;
2. дидактический материал в виде карточек с заданиями.
Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.
Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.
Многие наглядные пособия — таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. — могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и, например, математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки, например, по русскому языку, а с другой — опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)
Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления является включение ребенка в предметно-орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается в конструировании (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и пр.).
Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею. [27, с. 112]
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки. В качестве примера приведем ряд заданий, которые могут быть использованы учителем в проведении развивающих занятий со школьниками.
- Задания на прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно-образное мышление, внимание, способность к самоконтролю.
- Задачи со спичками такие как «Пять квадратов», «Шесть квадратов», «Еще шесть квадратов», «Дом», «Спираль», «Треугольники», направлены на развитие наглядно-образного мышления. Игры и задачи со спичками — хорошая гимнастика для ума. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку.
Итак, принцип наглядности — это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.
Развивающее обучение создает условия, когда знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. В формировании мышления школьников решающее значение принадлежит учебной деятельности, постепенное усложнение которой ведет за собой развитие способностей учащихся.
Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи. Поэтому для активизации и развития наглядно-образного мышления детей более целесообразно использовать не учебные задания, которые в целом ряде случаев оказываются для школьников не привлекательными, а наглядные пособия.
Овладевая действиями наглядного моделирования, ребенок учится оперировать знаниями на уровне обобщенных представлений, овладевает опосредованными способами решения познавательных задач, усваивает схематизирующее определение понятий по внешним признакам.
Раздел 2. Влияние методов использования наглядности на формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста