Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений
в дошкольном возрасте.5
1.1. Особенности и основные характеристики дошкольного возраста…5
1.2. Общие особенности и закономерности детско-
родительских отношений..9
1.3. Влияние семьи на психическое развитие ребенка13
1.4. Функции и задачи родителей на этапе дошкольного периода16
2. Методики диагностики и исследования детско-
родительских отношений в дошкольный период.23
2.1 Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (опросник
для родителей АСВ)25
2.2. Тест «Мера заботы»…..26
2.3. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).27
2.4. Методика PARI.29
Заключение..30
Список использованной литературы.32
Выдержка из текста работы
2.2. Выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье у детей старшей группы с помощью проективной методики «Рисунок семьи»…………………………………………………………………………….20
2.3. Рекомендации для родителей………………………………………………27
Выводы по практической части…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
ВВЕДЕНИЕ.
В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения взрослого с ребенком.
Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Актуальность темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. Научная новизна работы, состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные/негативные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики. Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская (1988)[4] понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей. Практическая значимость курсовой работы заключается в исследовании детско-родительских отношений путём проективных методик и разработке рекомендаций для родителей. Объектом исследования определили детско-родительские отношения, как фактор развития ребенка. Предметом исследования обусловили проективные методы диагностики выявления эмоционального взаимоотношения в семье. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие. Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему.
Цель нашего исследования: изучение детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, влияние семьи на развитие личности ребёнка и описание предложенного метода исследования в последующем изложение результатов. Из цели вытекают следующие задачи работы:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
— выявить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье;
— разработать рекомендации для родителей.
Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологии
В период дошкольного детства происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.
На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей внесистемы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.[19;197]
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений:
1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка;
2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.
В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно- духовный климат.
В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и физическом, и в психологическом аспекте.
В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:
-реальное взаимодействие родителя с ребёнком;
-отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
-отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии.
Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:
1. Особенности личности родителей и форм их поведения.
2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
4. Диапазон средств воспитательного воздействия.
5. Степень включённости ребёнка в жизнедеятельность семьи.
6.Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.[19]
В своём многолетнем исследовании Н.Ю.Сигягина выделила группы семей по типу родительского отношения.[19;199] (Приложение 1).
В одном из своих исследований А.С.Спиваковская выделила несколько типов семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:
«Семья-санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате- чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья-крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, приводящих к его психологической изоляции, вызывающих трудности общения со сверстниками. Эта семья обычно приводит ребёнка к постоянному внутри-личностному конфликту, следовательно, перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья-третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувства неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, порождающих у него чувства неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителя. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.[19;201]
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и ……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи. // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. С. 26-33).
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты иллюстрированное руководство/ А.Л.венгер. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 159 с.
3. Воспитателю о работе с семьёй/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:Просвещение,1989.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000. — 240с.
5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии — 1985. — №2. — С. 186 — 187
6. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. — Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. — 150с.
7. Гульянц Э.К. Широкова Г.А. Детско-родительские отношения, как фактор развития личности ребёнка (диаг.аспект).Сборник научных статей/. Под ред. Т.Ю. Семченко, В.Г. Романенко.- Ростов н/Д, 2002.
8. Каратаева Г., Пенькова Л., Самофалова Т.Взаимодействие детского сада и семьи. Мир общения ребёнка// Ребёнок в детском саду.- 2005.-№2.с.13-14.
9. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», М. : изд. «Педагогика», 1987г.
10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
11. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 486 с.10. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А.Маркова, М., 1979. — 318 с.
12. Микляева Н.В. Работа психолога в ДОУ: метод. пособие /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Айрис — Пресс, 2005. — 384 с.
13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. — 2е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 576 с.
14.Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения.- Ростов н/ Д, 2004.
15.Сисякина И., Войнова Н., Усатова О. Развиваем эмоциональный мир дошкольников //Ребёнок в детском саду. — 2001. — № 5. — с.47.
16. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. — 342 с.
17. Фрейд А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. — М., 1999. — Т.1
18. Фрейд З. .Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. — М., 1927
19. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А.Широкова.- Изд. 4-е- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-328 с.