Содержание
Введение3
1.Понятие и признаки административной ответственности юридических лиц5
2.Особенности административной ответственности юридических лиц7
3.Основания и порядок применения мер административной ответственности юридических лиц11
Заключение 17
Библиографический список18
Выдержка из текста работы
В процессе обсуждения Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из самых дискуссионных вопросов являлся вопрос об административной ответственности юридических лиц.
В начале работы над проектом Кодекса предложение включить в него этот институт было встречено некоторыми членами рабочей группы с большой долей скепсиса. В этом вопросе столкнулись различные интересы, с одной стороны — теории, с другой — практики. Последняя давно уже освоила институт ответственности юридических лиц и довольно успешно использовала его, хотя и вне рамок действующего на тот момент КоАПа РСФСР . Теория же административного права этот институт принимала с трудом. Высказываются точки зрения, что этот институт чужд Кодексу и разрушает цельность его предмета регулирования . Заметим, когда-то в советском административном законодательстве существовала ответственность социалистических организаций. Но уже в начале 60-х годов от нее фактически отказались.
Многие страны, столкнувшись с резким ростом правонарушений, совершаемых корпорациями, пошли по пути освоения института ответственности юридических лиц (как уголовной, так и административной). Административная ответственность этих лиц на уровне кодифицированных актов установлена в Германии, Италии и Португалии. Самым широким образом этот институт используется и в юридической практике Европейского Союза. Таким образом, прослеживается определенная мировая тенденция в решении данного вопроса.
Несомненно, с использованием мирового опыта российское законодательство восприняло нормы об административной ответственности юридических лиц. В соответствии со ст. 2.1 и 2.10 КоАП РФ административной ответственности за совершение административных проступков подлежат не только физические лица, как это было предусмотрено КоАП 1984 г., но и юридические лица. По смыслу п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается коммерческая или некоммерческая организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Виды организационно-правовых форм юридических лиц — коммерческих и некоммерческих организаций — определены соответственно п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ.
В России институт ответственности юридических лиц сразу после вступления в силу КоАП РФ стал востребованным и оправданным еще и в силу того, что у нас возникает множество хозяйствующих субъектов (акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.), которые зачастую не имеют, в отличие от государственных предприятий, ясной и формально установленной структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений.
Все это свидетельствует о том, что административная ответственность юридических лиц имеет тенденцию к глубокому и тщательному законодательному закреплению.
Считаем, что, так как в настоящее время весьма актуальной и требующей дополнительного научного исследования представляется проблематика такого вида публично-правовой ответственности юридических лиц, как административная ответственность, — написание работы по данной теме также является своевременным и актуальным.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в сфере привлечения к административной ответственности юридических лиц.
Предмет работы – административная ответственность юридических лиц.
Цель курсовой работы — на основании использованных источников, нормативных актов рассмотреть особенности правового регулирования института административной ответственности юридических лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решит следующие задачи:
1. Рассмотреть основания привлечения юридических лиц к административной ответственности.
2. Раскрыть проблему определения вины юридического лица.
3. Охарактеризовать порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности.
Нормативную основу работы составили нормы административного законодательства РФ, Федеральные законы и иные нормативные акты.
Теоретическую основу работы составили учебные пособия по административному праву, монографии, комментарии к законодательству, а также публикации в периодической печати.
Курсовая работа состоит из веления, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Понятие и основания привлечения к административной ответственности юридических лиц
1.1. Общие вопросы административной ответственности юридического лица
Дискуссионность такой правовой категории, как ответственность юридического лица, вытекает из его сущности юридического лица как правовой фикции, что проявляется, в частности, в отсутствии у него рассудка и психического отношения к совершаемым им деяниям. Следовательно, является невозможным использование в отношении юридического лица классического понимания вины (субъективной стороны состава правонарушения) как психического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию, имеющего интеллектуальный и волевой моменты. Указанное классическое понимание вины применимо только к физическим лицам.
Между тем решить вопрос ответственности юридического лица в настоящее время жизненно необходимо. Это объясняется тем, что если в период формирования и развития конструкции юридического лица приоритетное значение имели функции объединения лиц и капиталов, то сейчас основной задачей и предназначением юридического лица становится перенесение тяжести ответственности с учредителей этого юридического лица на само юридическое лицо .
Юридическая ответственность (частным случаем которой является публично-правовая ответственность) представляет собой применение к лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правового принуждения в строго определенном процессуальном порядке.
Наиболее распространенным является подразделение публично-правовой ответственности (ответственности за нарушение норм публичного права) на уголовную и административную.
Привлечение юридических лиц к уголовной ответственности предусмотрено законодательством ряда стран как романо-германской, так и англо-саксонской правовых семей. Как было отмечено, в нашем государстве при принятии Уголовного кодекса РФ 1996 г. такой подход не был воспринят.
Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых различных сферах (при налогообложении, в области таможенных отношений, за совершение экологических правонарушений, за нарушение законодательства о контрольно-кассовых машинах и т.д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной, экологической и пр.). Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).
Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:
— нарушения земельного законодательства;
— экологические правонарушения;
— нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;
— нарушения таможенных правил;
— нарушения налогового законодательства;
— незаконное осуществление банковской деятельности;
— нарушения антимонопольного законодательства;
— нарушения пожарной безопасности;
— нарушения санитарных и природоохранных правил;
— нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин ;
— валютные правонарушения.
В соответствии с п.1 ст. 2.10 ст. КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Особо законодатель оговаривает вопросы привлечения к административной ответственности юридическое лицо, которое реорганизовалось. Так, при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
В этих случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
Мы считаем недоработкой законодателя, что в КоАП РФ не закреплена и не урегулирована такая мера административного воздействия, как ликвидация юридического лица. Например, ликвидация юридического лица закреплена в ст. ст. 51, 52 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» . Основанием ликвидации юридического лица выступают правонарушения в виде незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ; иное неоднократное нарушение законодательства РФ об обороте наркотических средств; совершение финансовых операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. В ст. ст. 51, 52 сформулированы типичные административные правонарушения, а то обстоятельство, что юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, еще не означает, что эта мера является гражданско-правовой, а не административно-правовой .
Итак: юридическая ответственность (частным случаем которой является административная ответственность) представляет собой применение к лицу, совершившему…
**************************************************************