Выдержка из текста работы
В последнее пятилетие интерес к медицинскому менеджменту резко возрос. Теоретики и практики дискутируют на тему того, каким должно быть управление медицинскими учреждениями. Наибольшая часть трудов в данной сфере посвящена проблемам управления медицинскими учреждениями государственной формы собственности.
Исследователи сходятся во мнении, что управление медицинскими учреждениями требует особого подхода ввиду специфичности выпускаемого на рынок продукта — медицинской услуги. Социальная значимость медицинского бизнеса диктует применение особых методов менеджмента и маркетинга.
Факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения. По способу возникновения факторы, затрудняющие управление организациями здравоохранения, можно условно разделить на две группы: возникающие из внешней среды и возникающие из внутренней среды.
Факторы внешней среды:
со стороны кредитных организаций: неготовность кредитовать малый медицинский бизнес;
со стороны поставщиков: высокая стоимость медицинского оборудования;
со стороны потребителей: недоверие к коммерческой медицине, неготовность к платности медицинской помощи;
прочие элементы: нехватка помещений.
Факторы внутренней среды:
низкий диагностический уровень;
низкое качество рекламы и маркетинга;
низкая управленческая квалификация;
дефицит квалифицированных кадров;
ограниченность финансовых ресурсов.
Взаимодействуя в совокупности, данные факторы приводят к торможению развития рынка медицинских услуг.
Данная работа является очень актуальной в последнее время из-за того, что системно — комплексный и программно-целевой подходы вошли в современную теорию организации и управления, как особо востребованные методологии научного анализа и мышления.
1. Основная часть
.1 Системно-комплексный метод
Знания о методах управления и их применении на практике позволяет управленцу структурировать свою деятельность, ясно выделить цель, которой он хочет добиться (например, повышение стабильности и сплоченности в коллективе, оптимизация рабочего процесса), и согласно ей выбрать соответствующий метод управления (например, организационно-административный). Таким образом, управление становится более эффективным и четким процессом. Методы управления особо важны для крупных организаций, так как управлять большим коллективом, цели участников которого могут значительно разниться, гораздо труднее, а наше время — время сетевых компаний и больших корпораций. Адекватность выбора методов управления обеспечивает активную вовлеченность работников в трудовую деятельность, что, в свою очередь, ведет к повышению прибыли. По данной проблеме имеется большой теоретический материал, существует несколько разновидностей классификаций методов управления. Для каждого метода существует его обширная характеристика.
Метод — это выработанная в результате практики или теоретически совокупность действий, предпринимаемых для решения определенной проблемы.
Метод управления — это совокупность приемов для решения управленческой задачи.
Существует несколько классификаций методов управления. Например, по сфере применения (методы федерального управления, методы управления торговлей, методы управления бюджетным учреждением), по этапам развития организации (антикризисные, стабилизирующие, развивающие), по масштабам применения (общие и частные), по управленческим функциям (методы прогнозирования, планирования, мотивации). Также существует классификация по функциям, для осуществления которых применяются методы управления. Она содержит: методы управления функциональными подсистемами, методы выполнения функций управления, методы принятия управленческих решений.
Наиболее распространенной является следующая классификация: экономические, организационно-административные, социально-психологические, количественные. Данная классификация более общая, но именно это, с другой стороны и является ее положительной чертой, так как для того, что выработать единую управленческую стратегию, необходимо использовать все методы управления, учитывать их взаимодополняемость и взаимосвязь.
Одним из направлений изучения внутреннего содержания организации является системный подход. Метод исследования объектов, которые мы определяем как системы, заключается не в наборе определенных процедур, а в подходе, который многие называют системным мышлением, или системным подходом. Анализируя возникающую проблему, руководитель компании выделяется для себя некоторую целостность — систему, предназначенную для решения этой проблемы, при этом речь идет о комплексе взаимосвязанных управленческих, информационных и коммуникационных процессов.
В последнее время в развитии менеджмента просматриваются 3 наиболее интересные тенденции. Во-первых, некоторый возврат к прошлому — осознание значения материальной, технической базы современного производства и услуг. Это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, роли производительности и качества продукции для победы в конкурирующей борьбе. Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Демократизация управления, участие в управлении — это реальность, т.е. демократическим формам управления принадлежит будущее. В-третьих, усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшими из которых являются: общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др.
Комплексный подход к управлению персоналом. Особенности сервисной деятельности, характеризующиеся повышением индивидуализации обслуживания, взаимодействием потребителя и производителя, между которыми возникают экономические, социальные взаимодействия, насыщенные межличностными отношениями, обусловливают высокую роль и значение персонала. В сервисной деятельности есть особенность — вовлечение потребителя в сопроизводство. В процессе обслуживания происходит взаимодействие между производителем и потребителем. В связи с этим необходимо рассматривать особенности методов управления в сервисной деятельности, применяемые и к клиенту, и к персоналу. Если методы воздействия на сотрудников приобретают функционально отчетливый характер, то по отношению к потребителям они сглаживаются, становятся порой скрытыми, однако приобретают наибольшую важность в результатах обслуживающей деятельности. В таблице систематизированы способы и методы воздействия на персонал и клиентов сервисных организаций.
медицинский менеджмент персонал целевой
Таблица Систематизация методов управления в сервисной организации
Потребители (клиенты)МетодыПроизводители(персонал)С помощью формирования правил обслуживания («Правила внутреннего распорядка»); использование согласительных форм (консультации, компромисс). В результате: рекомендации, пожеланияОрганизационно-административные (в том числе правовые, нормативные: правовые и законодательные трудового и хозяйственного законодательства)Прямые административные указания, правила стандартов контроль и надзор. В результате: дисциплинированность, выполнение задания в срокРегулирование потребительского поведения (разработка ценовой политики, приемы экономического поощрения постоянных клиентов). В результате: принятие решения о покупке, повторное обращение, система предварительных заказовЭкономическиеЭкономическое стимулирование и экономические санкции, применяемые к сотрудникам. В результате: повышение благосостояния приводит к удовлетворению и стремлению лучше работатьСпособы повышения потребительского поведения разных групп клиентов (внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, акции PR, участие в ярмарках, выставках, профессиональных смотрах и конкурсах). В результате: положительный имидж, распространение положительной информации среди постоянных и потенциальных клиентовСоциально-психологические и социальныеСтимулирование творческого труда, повышение уровня самостоятельности работников, высокая степень социальной защищенности работника, возможность повысить квалификацию, получение образования, привлечение работников в социальном управлении. В результате: стабильность в работе, уверенность, удовлетворениеГуманизация сервисного труда (использование воздействия цвета, музыки, приятных запахов, форменной одежды персонала). В результате: повышение настроения, удовольствие, улучшение эмоционального настроенияПсихологическиеМетод комплектования малых групп, подбор сотрудников, соответствующий типу характера, психики сотрудников и его должности. В результате: заинтересованность в качественной работе, чувство ответственности.
На каждом из этих методов целесообразно одновременное воздействие по отношению к отдельному индивиду как минимум тремя способами влияния на его поведение: прямым (указ, приказ); косвенным (через мотивацию и стимулирование); системой ценностей (через образование и воспитание).
.2 Программно-целевой метод
Термин «программно-целевое управление» обязан своему появлению такому понятию, как программно-целевой метод — научно-программный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами.
Программно-целевое управление организацией — метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.
Программно-целевое управление — одна из форм структурно-функциональной организации управленческой деятельности, применяемая для повышения эффективности и гибкости управления сложными объектами. Программно-целевое управление может быть применено в качестве инструмента реализации как проектно-планового, так и программного подходов к управлению развитием сложных социально-экономических систем: крупных предприятий, территорий и т.п. Можно сказать иначе: сложность объектов управления породила особую форму организации деятельности управления — программно-целевые структуры.
Усложнение объектов управления, их связей и взаимодействий с объектами внешней среды потребовали использования таких методических подходов решения организационных вопросов, которые, основываясь на методах расчленения проблем на элементы, включают в свой состав целый арсенал способов и приемов.
Так, программно-целевой метод охватывает следующие способы и приемы:
. Структурирование проблемы на подпроблемы и мероприятия в такой степени, которая позволяет раскрыть проблему. Выделение в ней подпроблем позволяет определить состав целереализующего комплекса.
. Расчленение проблемы на задачи и мероприятия, что позволяет разработать программу решения проблемы.
. Оценку приоритетности и последовательности выполнения мероприятий, что используется для разработки технологии выполнения работ по всей программе в виде сетевого графика, а также распределения ресурсов (инвестиций, материальных, трудовых) между организациями целереализующего комплекса.
. Механизм управления выполнением комплексной программы решения проблемы, куда включаются методы оптимизации сроков выполнения работ, использования ресурсов, методы стимулирования и система санкций.
. Организационную систему управления решением проблем в целом. На каждом этапе решения проблемы с помощью программно-целевой методологии широко используются эмпирические методы, методы экономико-математического моделирования, сетевые методы планирования и управления, регрессионного анализа, финансового анализа и инвестиционного проектирования.
Программно-целевое планирование — это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа.
Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, — не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.
Выводы
. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести цели с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной
2. Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, или генеральной, цели. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они, в свою очередь, содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, которые предусматривают создание новых идей.
. Сегодня программно-целевой метод управления является очень распространенным во всем мире и во многом определяющим среди других. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.
Список литературы
1.Управление персоналом в организации. Добровинский А.П. (ТПУ, 2011, 416с.) <http://www.alleng.ru/d/manag/man271.htm>
.Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., 2008.
.Исаев, Р. А. Основы менеджмента: Учебник / 2011. — 264 с.
.Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: курс лекций / Г. Я. Гольдштейн. — М.: