Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические основы социально-психологической диагностики коллектива5
1.1. Сущность социально-психологической диагностики5
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологическую диагностику6
1.3. Методы социально-психологической диагностики коллектива10
1.4. Направления совершенствования социально-психологических аспектов жизнедеятельности коллектива по результатам социально-психологической диагностики14
2. Разработка программы социально-психологической диагностики коллектива17
2.1. Краткая характеристика предприятия17
2.2. Методологический раздел программы18
2.2.1. Обоснование проблемы исследования18
2.2.2. Определение предмета, цели и задач социально-психологической диагностики коллектива19
2.2.3. Системный анализ объекта исследования20
2.2.4. Выдвижение рабочих гипотез.20
2.3. Разработка процедурно-методического раздела программы социально-психологической диагностики21
2.4. Результаты социальнопсихологической диагностики коллектива22
Заключение28
Глоссарий30
Список использованных источников31
Приложение 133
Приложение 234
Приложение 335
Выдержка из текста работы
Управление персоналом на предприятии представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Одним из важнейших элементов этой системы является социально-психологическая диагностика коллектива. Взаимоотношения людей, психологический климат в организации непосредственно влияют на производительность труда и на отношение персонала к своей работе, друг к другу, к руководителю. Доброжелательный климат в коллективе является залогом успешной работы всей организации: он привлекает клиентов и партнеров, создает обстановку, благоприятствующую работе персонала; он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива, на выработку, принятие и осуществление совместных решений и, как следствие, на достижение эффективности совместной деятельности.
Современные специалисты-психологи считают, что работа, чтобы быть успешной, должна приносить радость. Вот поэтому очень важно уделять как можно больше внимания такой проблеме как социально-психологический климат в коллективе. Если человек чувствует себя на работе комфортно, если его ждут внимательный, доброжелательный начальник и коллеги, то он с радостью торопится начать новую рабочую неделю. Работа в дружественной атмосфере приносит значительно больше отдачи, чем работа в деловой, но «угрюмой» обстановке. В современных организациях сотрудники зачастую подвержены постоянному стрессу из-за нехватки времени, из-за производственных и экономических трудностей, из-за разногласий с начальством и коллегами. Персонал не защищен от социальных и психологических проблем, особенно это касается России. В таких условиях предприятия, руководство которых понимает всю важность социально-психологического климата в коллективе и управляет им, имеют большое конкурентное преимущество. Все вышесказанное и обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
Для определения состояния коллектива, его направлений развития и совершенствования необходимо проводить его социально-психологическую диагностику. Благоприятная социально-психологическая диагностика коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
В конечном итоге создание нормальных взаимоотношений — основная задача социально-психологической диагностики.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов основ социально-психологической диагностики коллектива. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— изучить понятие социально-психологической диагностики коллектива;
— рассмотреть диагностику и формирование социально-психологического коллектива;
— сформулировать методы социально-психологической диагностики коллектива;
— охарактеризовать основные стратегии социально-психологической диагностики коллектива и роль руководителя в ней;
— провести анализ социально-психологической диагностики коллектива на одном из предприятий.
Объектом исследования являются взаимоотношения внутри коллектива, а предметом их диагностика.
Тема социально-психологической диагностики в коллективе изучалась и изучается многими людьми. Было написано огромное количество научных работ и исследований по данной теме. В настоящее время интерес к теме психологической диагностике и психологии коллектива также проявляют многие ученые и исследователи социальной и практической психологии.
Информационная основа данной курсовой работы — это учебники и научные исследования по психологии управления и менеджмента, социальной и практической психологии, а также статьи из современных журналов, которые затрагивают тему социально-психологической диагностики и взаимоотношений в коллективе. В работе были использованы исследования Кишкель Е.Н., Анцупова А. Я. и др.
Глава 1. Теоретические основы социально-психологической диагностики коллектива
1.1. Понятие социально-психологического климата
Понятие социально-психологической диагностики — это комплексный процесс научного выявления и психологического изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние.
Обобщенные результаты исследования, выраженные в принятой психологической терминологии, составляют социальный диагноз, то есть научное заключение о состоянии «социального и психического здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении. Проведение социально-психологического диагноза предполагает выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов социума, их отождествление с другими объектами или обнаружение у них особой индивидуальности в поступках и действиях……..
Заключение
Итак, социально-психологический климат в трудовом коллективе представляет собой сложную взаимосвязанную систему, которая складывается из взаимоотношений членов коллектива, их психологического настроя и удовлетворенности друг другом, окружающими событиями, трудом и организацией в целом. Социально-психологический климат возникает постепенно, он динамичен и может меняться в течение времени. Климат в коллективе оказывает серьезное влияние на психологическое самочувствие членов коллектива, на их отношение к работе и в целом на эффективность деятельности всей организации. Таким образом, от социально-психологического климата зависит очень многое, он играет важную роль в управлении персоналом.
Психологический климат неодинаков в различных коллективах. Специалисты выделяют два основных его вида: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный социально-психологический климат характеризуется доброжелательными отношениями, прочными психологическим связями между членами коллектива, уважением, доверием и терпимостью друг к другу, чувством гордости за свой коллектив. Негативный социально-психологический климат наоборот свидетельствует о проблемах внутри коллектива и характеризуется отсутствием преданности задачам команды, неудовлетворенностью совместной деятельностью. Неблагоприятный климат отрицательно сказывается на всей работы коллективе, а положительный благотворно влияет на продуктивность совместной деятельности.
Существует большое количество факторов, так или иначе влияющих на формирование определенного климата в коллективе. Особенно сильное влияние оказывают факторы социально-психологического и личностного характера, такие как: структура коллектива, личностные характеристики руководителя и подчиненных и т.д. При управлении социально-психологическим климатом необходимо уделять пристальное внимание всем этим факторам. Это позволит создать в коллективе наиболее благоприятный климат.
Важное значение в управлении социально-психологическим климатом имеет диагностика его типа. Для определения существующего в коллективе вида климата специалисты-психологи разработали множество методик: оценка состояния климата по различным показателям, проведение социометрических и референт метрических исследований, использование опроса сотрудников. Все эти методы позволяют точно определить состояние социально-психологического климата в коллективе, выявить его слабые стороны с целью дальнейшей их коррекции.
Для достижения успешных результатов деятельности необходимо управлять психологическим климатом в коллективе. Формирование благоприятного социально-психологического климата — одна их важных задач управленческого аппарата. Реализация этой задачи включает в себя различные мероприятия: контроль за комплектацией коллектива, управление настроением в группе, применение социально-психологических методов и т.д. Выбор правильной стратегии в управлении социально-психологическим климатом — залог успешной деятельности коллектива.
Важную роль в управлении психологическим климатом, безусловно, играет руководитель. Именно от его личностных характеристик, поведения, настроения, отношения к работе и подчиненным во многом зависти устойчивость и доброжелательность социально-психологического климата.
В современной России руководители многих предприятий понимают важность создания в своих коллективах положительного социально-психологического климата (примером таких предприятий является ООО «ФРИН»). Формируя в коллективах хорошие взаимоотношения между работниками, управляя психологическим климатом, эти предприятий получают дополнительные конкурентные преимущества, ведь атмосфера взаимной поддержки и участия, удовлетворенность трудом побуждают сотрудников прилагать все усилия, для того чтобы предприятие, где они работают добивалось успехов и достигало высоких результатов.
Список использованной литературы
1) Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления, и то как их использовать. М.: Известия. 2002.- 309с.
2) Анцупов А.Я., Шипилов А.М. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: Юнити, 2002. — 551 с.
3) Доронина Л. Формирование коллективов // Служба кадров. 2001. №6. С.64-67
4) Кишкель Е.Н. Управленческая психология. М.: Высшая школа. 2002.-270с.
5) Козлова, А.Д. Организация управления промышленным предприятием. / А.Д. Козлова. — М.: Экономика, 2007. 372 с.
Ковалевский, С.А. Руководитель и подчиненный. / С.А. Ковалевский — М.: Экономика, 2005. 226 с.
5) Кузьмин, Е.П. Руководитель и коллектив. / Е.П. Кузьмин. — М.: Экономика, 2006. 395 с.
6) Методики социально-психологической диагностики личности и группы / под ред. А.Д. Козлова. М.: Наука, 2007. 216 с.
7) Неймер, Ю.Л. Социально-психологическая диагностика коллектива предприятия. / Ю.Л. Неймер. — М.: Экономика, 2007. 216 с.
8) Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории. / Б.Д. Парыгин. — М.: Наука, 2004. 186 с.
9) Петренко, Т.К. В поисках эффективного управления. / Т.К. Петренко. — М.: Экономика, 2006. 242 с.
10)Подполек, Я.И. Практические вопросы психологии управления. / Я.И. Подполек — М.: В/Ш., 2007. 377 с.
11) Самыгин, С.И. Психология управления: Учеб. пособие. / С.И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
12) Свеницкий, А.С. Социальная психология управления. / А.С. Свеницкая. М.: Инфра-М 2006. 315 с.
13) Социальная психология: Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской. М.: Аспект Пресс, 2008. 475 с.
14) Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособие. 2 е. / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. 219 с.
15) Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. — М.: ВШ, 2006. 388 с.
16) Шекшня, С.А. Управление персоналом современной организации. /С.А. Шекшня. — М.: ИС, 2006. 274 с.
17) Шепель, В.М. Управленческая психология. / В.М. Шепель. М.: Экономика, 2004. 248 с.
18) Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М.: Высшая школа. 2000.-304с.