Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля
и надзора в оперативно-розыскной деятельности……………………..……….5
2. Субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность………10
2.1. Понятие и классификация субъектов……………………………….10
2.2. Президент РФ как субъект внешнего контроля……………………12
2.3. Федеральное собрание РФ как субъект внешнего контроля………15
2.4. Правительство РФ как субъект внешнего контроля………………..17
2.5. Судья в оперативно-розыскной деятельности……………………..19
Список использованной литературы…………………………………………..24
Выдержка из текста работы
Известно, что в науке поня¬тие «организация» несет в себе различное содержание. В контексте рассматриваемой темы организация надзора за оперативно-розыскной деятельностью пред¬ставляет собой определенный, обусловленный содержанием предме¬та этого надзора, вид деятельности в контролирующих органах, основной целью которого является оптимизация решения задачи обеспечения законности при осуществлении ОРД уполномоченными на это Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» субъектами.
Организация надзорной деятельности складывается из следующих компонентов:
1) уяснение предмета и содержания надзора;
2) информационное и аналитическое обеспечение данного направ-ления надзора;
3) планирование и реализация конкретных надзорных мероприятий;
4) оценка и реализация результатов.
Информационное и аналитическое обеспечение надзора представляет собой сложную, многоаспектную деятельность. Это обусловлено тем обстоятельством, что информация, которая не¬обходима для анализа и последующего планирования, черпается из различных источников и изначально не носит сколько-нибудь сис¬тематизированного характера. Такими источниками являются: отчеты установленной формы органов прокуратуры (формы 1-Е, 2-Е, ОРД), ОВД, налоговой полиции и таможенных органов, отражающие в своей совокупности состояние преступности (уровень, структуру, раскрываемость в целом и по отдельным видам преступлений), отчеты о следственной работе органов федеральной службы безопасности (формы 1-Е (ФСБ)) за опре¬деленный период времени, иными словами — отчеты, характе¬ризующие криминологическую ситуацию в регионе;
• отчеты о результатах деятельности ОВД, налоговой полиции и таможенных органов в целом и их оперативных подразделений;
• конкретные уголовные дела о преступлениях, оставшихся не-раскрытыми;
• результаты плановых и внеплановых проверок исполнения зако¬нов ОРО за предшествующие периоды времени.
Планирование и реализация конкретных надзорных мероприятий основываются на выводах, получаемых в процессе информационно-аналитической деятельности. Так, выявление роста показателя нерас-крытых особо тяжких и тяжких преступлений либо их высокая доля по отношению к общему числу зарегистрированных преступлений указанных категорий дают основание к планированию проверки результатов ОРД по установлению преступников. План должен содержать конкретные вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки.
В данной работе мы подробно рассмотрим сущность, правовые основы, формы надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью, а также определим круг субъектов, осуществляющих данный контроль и надзор.
1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль за осуществлением ОРД является одной из форм управляю¬щего воздействия и включает систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия, действующим законам и ведомственным нормативным актам. Основной целью контроля является обеспечение единства решений и ис¬полнения, своевременное предупреждение и устранению допущенных Нару¬шений.
Контроль за ОРД можно разделить на вневедомственный и ведомствен¬ный. В соответствии со ст. 20 ФЗ об ОРД вневедомственный контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации); Правительство РФ, уполномоченные прокуроры, представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля. К органам, осуществляющим контрольные функции в сфере ОРД, также следует отнести суд, так как судья осуществляет проверку материалов о про¬ведении ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан. Правовой базой данной формы судебного контроля является ст.46 Конституции РФ, со¬гласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Несмотря на то, что в ст.20 ФЗ «Об ОРД» судебные органы не упомина¬ются в качестве субъектов, осуществляющих контроль, они являются субъек¬тами вневедомственного (государственного) контроля.
Вневедомственный контроль является контролем со стороны федеральных органов государственной власти РФ. Он выражается в системе на¬блюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и пра¬вилам, установленным ФЗ об ОРД и принятыми в его исполнение подзаконными актами. Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в ОРД отклонений от установленных нор-мативов, а при необходимости — скорректировать деятельность соот¬ветствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы.
В ОРД особое значение имеет ведомственный контроль. Это обусловлено прежде всего тем, что данный вид деятельности осуществляется пре¬имущественно негласными средствами, что ограничивает возможность контроля за оперативными подразделениями со стороны граждан и общественных организаций. По этой же причине в определенной мере затруднен конт¬роль со стороны органов представительной власти и прокуратуры. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованнос¬ти и эффективности оперативно-розыскной деятельности и позволяет устра¬нить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руково¬дителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.
Ведомственный контроль является одной из форм управляющего воздействия, которое осуществляется внутри оперативно-розыскного органа, непос¬редственно его руководителями и должностными лицами в соответствии ст.22 ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами.
Руководителем органа, осуществляющего ОРД, является должностное лицо, назначенное в соответствии с законом (ФЗ от 31.07.95 «Об основах госу¬дарственной службы в РФ») или ведомственным нормативным актом на соот¬ветствующую управленческую должность в оперативно-розыскном подразделении.
В соответствии с приказом МВД России от 19 июня 1999 г. № 526 «О назна¬чении на должность руководителей ОВД по контракту» замещение руководя¬щих должностей начальников главных управлений МВД России, руководителей МВД, ГУВД, УВД осуществляется путем заключения контрактов.
К числу руководителей, осуществляющих контроль за ОРД в системе ОВД, относятся:
— министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе (начальник службы криминальной милиции);
— начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;
— министры внутренних дел республик и их…
**************************************************************