Содержание
Введение………………………………………………….……….………..3
Глава 1. Понятие государственной безопасности………….….…………6
Глава 2. Административно-правовой статус органов,
обеспечивающих государственную безопасность
2.1. Общая характеристика органов, обеспечивающих
государственную безопасность……………………………….………….13
2.2. Компетенция Федеральной службы безопасности
в обеспечении государственной безопасности.…………………………21
Глава 3. Актуальные проблемы правового регулирования
в сфере обеспечения государственной безопасности…………..………29
Заключение.…………………………………………………..……………36
Список использованных источников и литературы………..…………..38
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Подготовка специалистов в области права и их будущая профессиональная деятельность немыслимы без обучения толкованию правовых норм. Но, к сожалению, методика толкования и обучения ему недостаточно освещены в профильной литературе еще со времен СССР, когда считалось достаточным неукоснительное следование правовым нормам без их четкого понимания. Любая интерпретация могла считаться неправомерной. На сегодняшний день в РФ происходят глобальные реформы, в т.ч. в сфере права, бурно развивается законодательство, в то же время новые законы не всегда грамотно составлены и часто не отвечают вызовам времени, что порождает новые коллизии. Правовое содержание многих терминов становится размытым. Поэтому возрастает значение правоприменения и обнаруживается потребность в адекватном истолковании норм отечественного права и специалистах, способных его осуществить. Новая правовая система является достаточно сложной, поскольку она учитывает не только российский правовой опыт, но и формируется с учетом международных правовых норм. Поэтому правоприменитель должен обладать навыками системного анализа. А это значит, что он призван ориентироваться в иерархии правовых норм, толковать общие правовые нормы применительно к уникальным жизненным ситуациям, не ожидая рассмотрения конкретных правовых дел законодателем, то есть проявлять находчивость и самостоятельность в толковании норм права.
Целью настоящей работы является изучение института дисциплины теории государства и права — толкование норм права в деятельности по обеспечению государственной безопасности.
Задачами являются:
- Изучение понятия толкования норм права;
- Рассмотрение функций толкования права: компенсации технических неясностей, неточностей и пополнение пробелов правовых норм, интерпретации обобщенных правовых понятий в целях правореализации, интерпретации правовых норм с учетом общепризнанных принципов гуманности, уважения прав человека и справедливости;
- Характеристика видов толкования норм права: в зависимости от его субъектов, в зависимости от его средств, в зависимости от его результата;
- Изучение понятия и особенностей деятельности по обеспечению государственной безопасности;
- Анализ использования толкования норм права в деятельности государственных органов, в том числе в деятельности по обеспечению государственной безопасности (на примере ФСБ).
Предметом данного исследования является анализ норм российского законодательства, регулирующих особенности толкования норм права.
Научная разработанность проблемы. При написании курсовой работы мы использовали ряд работ ведущих российских юристов Д.Н. Бахраха, А.С. Дугенца, Б.М. Лазарева, О.В. Панковой, Л.Л. Попова и др.
Научная новизна проведенного исследования заключается в произведенной автором попытке не только раскрыть последние изменения в законодательстве об особенностях толкования норм права в деятельности по обеспечению государственной безопасности, но и в стремлении к обобщению и анализу практического опыта внедрения и развития новелл в данном институте права.
Теоретическая и практическая значимость состоит в возможности использовать выводов и предложений работы в ходе дальнейшего исследования положений в области определения особенностей толкования норм права.
Общеметодологическую основу моего исследования составляет метод сравнительно-правового анализа толкования правовых норм и метод комплексного анализа научной литературы и законодательства.
Глава 1. Понятие и функции толкования норм права
.1 Понятие толкования норм права
Абстрактность права — одна из главных причин необходимости толкования его норм. С одной стороны нормы права могут применяться ко всем членам обществам и ситуациям правоотношений, но с другой стороны — каждый раз они применяются к конкретным лицам в уникальной ситуации. Поэтому всякий раз требуется конкретизация абстрактных норм права по отношению к определенным отдельно взятым обстоятельствам.
Е.В. Васьковский утверждает, что толкование законов — это искусство понимания человеческой речи. Как и всякое литературное произведения тексты законов должны толковаться по строго установленным правилам.
Нормы права выражаются в нашей речи в виде слов и словосочетаний, которые формируют предложения. Но "логические формы не тождественны грамматическим, логика не сливается с грамматикой". Слово и понятие не всегда могут совпадать, а некоторые понятия выражаться лишь при помощи словосочетания, например, "исковая давность", "мировой судья", "присяжный поверенный" и т.д.
Смысл слова может не выражать понятия, быть уже его или обозначать самые разные явления. Например, термин "недееспособный" в правовой литературе и обыденной речи не совпадает по содержанию, равно как и "завещательный отказ".
Чтобы понять термины правовой науки понадобятся специальные юридические знания. Потребность в толковании вытекает также из системности права, то есть его связи с другими разделами права, что ведет к сужению или расширению интерпретируемых норм права. Вместе с тем средства юридической техники не способны адекватно передать значение правовых терминов и это порождает потребность в их разъяснении
Нормативно-правовые акты отдельных должностных лиц и органов государственной власти, изданные с целью пояснения других законов или актов, также носят название толкования правовых норм.
"В самом общем виде толкование правовых норм можно определить как установление содержания нормативных актов, направленных на раскрытие выраженной в них воли законодателя".
Толкование направлено на определение содержания, сферы охвата нормативной директивы, ее социального назначения и направленности, места в общей системы правового регулирования. Также устанавливаются факторы, влияющие на ее содержание: социально-исторические, политические условия, в которых она была разработана.
Схожий взгляд на понимание трактовки юридических терминов содержался в работах дореволюционных юристов.
Следовательно, можно сделать ряд выводов:
толкование — это интеллектуальная деятельность по определению содержания норм права с целью четкого понимания их предписаний и разъяснений;
толкование нуждается в специальных знаниях, научной базе;
толкование должно быть грамотным и единым, чтобы обеспечить единообразие исполнения норм права и реализацию принципа законности.
Значит, толкование норм права — это активная творческо-интеллектуальная работа государственных органов, общественных обеднений и отдельных лиц относительно постижения смысла правовых норм.
И законодатель, и правоприминители обязаны в полной мере понимать смысл и содержание правовых норм. Поэтому нужно не только осознать сущность норм, но и понять предпосылки, условия их возникновения и предназначение в современных условиях.
1.2 Функция компенсации технических неясностей, неточностей и пополнение пробелов правовых норм
Первая из рассматриваемых нами функций является экстраординарной в том смысле, что реализуется лишь в случаях обнаружения дефектов правовых норм, две прочих — обычными, обязательными при всяком применении правовой нормы.
По традиции иногда полагают, что потребность в толковании вытекает не из сущности правореализации, а из технического несовершенства внешней формы части правовых норм, их неясности или двусмысленности. Безусловно, дефекты формы могут затемнять содержание, которое по этой причине нуждается в разъяснении. Более того, исторически толкование правовых норм возникло именно из необходимости в процессе правоприменения восполнять их несовершенство, которое выражалось, прежде всего, в казуистическом характере древнего права, что можно приравнивать к его недостаточной ясности, ибо казуистически сформулированные нормы оставляли неурегулированными многие общественные отношения. Другими словами, основная историческая задача толкования первоначально состояла в том, что оно позволяло восполнять бреши в казуистическом правовом регулировании и в этом смысле "творило" право. Таковы, например, комментарии Законов XII таблиц древнеримскими юрисконсультами, способствовавшие формированию классического римского права. Сюда же можно отнести толкования средневекового обычного права глоссаторами и легистами с позиций рецепции норм римского права; прецеденты английских судов, явившиеся главным источником common law (англ.) — общего права и т.д.
Но на сегодняшний день целью толкования является не восполнение недостатков, а реализация достоинств системы права. Наиболее актуальна интерпретация обобщенных юридических категорий. Сами принципы права, включая его общеобязательность и нормативность, формальность, системность, а также принудительный характер сопряжены с необходимостью истолкования правовых понятий. Динамическое развитие общественных отношений и статичность права вызывают противоречие, что порождает неточности и потребность их компенсации за счет толкования.
1.3 Функция интерпретации обобщенных правовых понятий в целях правореализации
Понимание сущности правовых норм во многом схоже с овладением знаниями, содержащимися в любом письменном источнике. Но, толкование правовых текстов, терминов во многом и отличается от обычного интерпретирования литературных источников. Во-первых, потому что анализируются не обычные литературные источники, а нормативно-правовые акты, как часть специфической действительностей, которой присущи свои принципы, черты и закономерности функционирования. Во-вторых, толкование в юридической практике выступает как один из процессов правового регулирования. В-третьих, порой деятельностью по толкованию, как правило, могут заниматься лишь уполномоченные на то государственные органы. В-четвертых, итоги толкования могут быть закреплены иным нормативно-правовым актов, т.н. интерпретационным юридическим документом, если потребуется придать им обязательное значение.
Толкование, как функция юридической науки нуждается в специальном методологическом подходе, способах и технологиях осуществления данного процесса.
Правовые нормы ежедневно применяются миллионами людей, но для того, чтобы этот процесс мог состояться и быть эффективным они должны пониматься членами общества. Поэтому толкование правовых предписаний проистекает из презумпции знания закона, предположения о том, что граждане, население понимает законы и др. акты.
1.4 Функция интерпретации правовых норм с учетом общепризнанных принципов гуманности, уважения прав человека и справедливости
Но было бы несправедливо рассматривать толкование права как исключительно технико-юридическую процедуру. В современном мире определяющее влияние на истолкование смысла норм внутреннего права имеют общепризнанные мировым сообществом принципы гуманности, уважения прав человека и справедливости, действующие посредством конституционных и международно-правовых механизмов. Интерпретация правовых норм в свете этих основополагающих принципов (то есть своего рода гуманизация норм) — ныне также одна из главных функций юридического толкования.
Толкование может быть закреплено в форме общеобязательных законов и необязательных советов и рекомендаций, данных общественными организациями. И в том и другом случае толкование направлено на устранение ошибок, глубокое осознание содержания законов.
Толкование норма права и правотворчество являются отличными явлениями. Законодатель не может выступать в качестве интерпретатора, он лишь устанавливает волю народа, а интерпретатор связывает факты и абстрактные явления в единую систему. Работа последнего не только сложная, но и творческая, требующего большого опыта и знаний. Чтобы избежать искажения норм права при толковании, лицо, занятое этим процессом, должно быть хорошо знакомо с реалиями современной жизни, в т.ч. с требованиями социальной справедливости. При этом используются не только правовые знания, но и достижения психологи, истории, логики, грамматики и др. наук. Поэтому толкование норма права входит не только в структуру правотворчества, но и является частью осуществления права и его систематизации.
.1. Виды толкования норм права в зависимости от его субъектов
.1.1 Официальное толкование норм права и его виды
Официальное толкование норм права осуществляется только уполномоченными государственными органами и имеет правовые последствия, неизбежные по своему характеру. По мнению И. Сабо виды толкования можно классифицировать по следующим признакам: субъектам, осуществляющим толкование, перечню субъектов, чье толкование является обязательным и субъектам, на которых рассчитано данное толкование.
Как разъяснение, предоставленное органами государственной власти и принуждения, официальное или легальное толкование выступает в качестве обязательного для тех субъектов, чьи интересы и действия, затрагивает толкуемая норма. Для него характерны особый порядок реализации и собственная форма (письменная или устная). Толкование в устной форме дается очень редко, например судьями в ходе рассмотрения дела для сторон — его участниц или чиновниками при приеме граждан.
По характеру последствий официальное толкование правовых норм принято делить на нормативное и казуальное толкование.
Нормативное толкование является обязательным, охватывает широкий спектр социальных отношений, может много раз использоваться в юридической практике. Оно закрепляется в актах Президиума Верховного Совета РФ, Верховного Суда РФ. Орган, установивший норму права, может объяснять ее в ходе аутентического толкования, то есть истолкования позитивного права и совершенствования законодательной базы. Поэтому существует мнение о том, что аутентическое толкование является элементом нормотворчества. Хотя не стоит забывать о вспомогательной роли толкования.
Казуальное толкование — такое толкование, которое применительно к конкретному случаю. Оно обязательно только для лиц, в отношении которых оно даётся. Часто оно является мотивировочной частью правоприменительного акта (судебных решений, приговоров). Казуальное толкование нельзя распространять на другие аналогичные случаи.
2.1.2 Неофициальное толкование норм права и его виды
Неофициальное толкование норм права — это объяснение его содержания, исходящие не от компетентных органов, а от иных организаций и лиц. Оно не влечёт за собой никаких правовых последствий и не носит обязательного характера. Это определения правовых норм, даваемые учёными-правоведами (например, в виде комментариев к кодексам и законам), юристами, отдельными гражданами. И хотя данный вид толкования не имеет юридической силы, он играет очень важную роль в жизни общества. Благодаря неофициальному толкованию правовых норм формируется общее социальное и индивидуальное правовое сознание, культура, определяющие поведение личности в социуме.
Если неофициальное определение правовых терминов осуществляется учеными, то имеет место доктринальное толкование, то есть толкование с научной точки зрения. Оно может содержаться в научных работах: монографиях, статьях. Такие объяснения норм права могут быть достаточно убедительными, основанными на авторитете ученого, осуществляющего доктринальное толкование и тем самым вносящим свой вклад в единство трактовки норм права.
Часто имеет место и обыденное толкование правовых норм, когда их истолковывают не специалисты в повседневном общении.
2.2 Виды толкования норм права в зависимости от его средств
.2.1 Грамматическое толкование норм права
При помощи грамматики, лексики и филологии вообще может быть дано грамматическое толкование норма права. Оно заключается в основательном грамматико-синтаксическом анализе правовых текстов, исследовании построения предложений, словосочетаний. Его можно считать первичным, исходным способом толкования, потому что любые юридические нормы, закреплённые в письменной форме, представляют собой набор слов и предложений.
Поэтому принято отличать буквальный текст и его содержание, выражаясь языком метафор "букву" и "дух" закона. Раскрыть это содержание помогают и грамматическое, и логическое, и систематическое, и доктринальное, и историческое и др. типы толкования в своей совокупности. Но грамматический анализ, как основа толкования должен быть детальным, не упуская морфологию, синтаксис и непосредственно орфографию правовых документов.
Но, очевидно, грамматического толкования недостаточно для полного раскрытия содержания правовых норм. Ведь возможны ошибки и неточности, вызванные сложными предложениями. Так, при описании диспозитивных норм может ставиться союз "или" и т.д.
2.2.2 Логическое толкование норм права
При помощи правил формальной логики производится логическое толкование правовых норм. В арсенале толкователей находятся аналогия, доведение до абсурда, аргументы от противного, преобразование предложения и пр. средства формально-логического анализа. Все они применяются, не выходя за рамки исходного текста, как и в случае с грамматическим толкованием.
В сочетании с грамматическим анализом логическое толкование позволяет глубже постигнуть волю законодателя, ведь смысл текста раскрывается не только в самих предложениях, но и в логике их построения, взаимосвязи.
Этот тип толкования очень важен для понимания норм права, поскольку и само право, как социальное явление предстает перед нами в виде формально-логического феномена, отличающегося законченностью, согласованностью, последовательностью и гармоничностью. Праву не чужды логические законы.
Вот, например, какой вопрос возник в деле "Зотов — коммерческий банк". Договор между коммерческим банком и Зотовым касается залога дачи, т.е. объекта, связанного с землей (ипотеки), и эти вопросы в соответствии с ГК РФ должны быть урегулированы в особом законе об ипотеке.
Подобное "преобразование предложения" на основе логических правил встречается часто при толковании правовых норм и остается часто незамеченным со стороны толкователей, особенно если сами они хорошо знакомы с логикой.
2.2.3 Систематическое толкование норм права
Систематическое толкование норм права достигается в тесной взаимосвязи изучения конкретных правовых норм с общими нормами и принципами юриспруденции. Данный вид толкования выступает как продолжение логического объяснения и социально-юридического толкования. В ходе систематического толкования норма сравнивается с другими правовыми директивами. Также определяется ее роль в данном документе, а кроме того роль в отрасли и всей системе права.
Ведь выделяются такие правовые нормы, что могут рассматриваться лишь в комплексе с нормами их породившими. Это т.н. бланкетные или отсылочные нормы, формируемые в виде ссылок на иные правовые указания. Все нормы одного акта должны сопоставляться с основными положениями его кодифицированной части.
Например, правовая норма, относительно самостоятельности судей РФ содержится в УК РФ в пункте о преступления против судебной власти и судей. "В целом систематическое толкование обусловлено взаимосвязью и взаимозависимостью общественных отношений, регулируемых нормами права". Следовательно, отдельные нормы должны быть взаимосвязаны с породившей их отраслью права.
2.2.4 Историческое толкование норм права
Историческое толкование предусматривает изучение исторических обстоятельств, в которых сформировались правовые норма, были приняты те или иные законы, акты. Важно проследить, что побудило законодателя создать эти нормы, каково было их социальное назначение, какие общественные процессы, должны были быть урегулированы данной нормой. С этой целью можно изучать также литературные публикации, статьи в периодических изданиях, материалы СМИ за определенный период. Возможен ретроспективный анализ всех материалов, касающихся исследуемой нормы и документа ее содержащего. Все это позволяет понять политику государства в данной отрасли права. Историческое толкование может включать рассмотрение преамбулы и введения к документу, данные ранее официальные и неофициальные пояснения, тексты устаревших вариантов акта и др. актов. Целесообразно обратиться к материалам обсуждений в период принятия толкуемой нормы.
Поэтому речь уже идет об историко-политическом толковании, что позволяет правильно объяснить те или иные термины, их содержание. Так, словосочетание "предмет роскоши", используемое в ст. 421 ГК РСФСР 1922 значительно изменило свой смысл за эти годы, поскольку изменились материальные условия жизни граждан.
2.2.5 Доктринальное толкование норм права
Для доктринального толкования норм права характерны:
вспомогательная природа;
применение научных методик для теоретического толкования и поиска практического смысла правовых определений и описываемых ими явлений;
участие в исследованиях коллективных (учреждения науки) и индивидуальных субъектов (отдельные ученые, энтузиасты);
непременное научно-теоретическое уяснение и научно обоснованное разъяснение смысла норм права и связанных с ними правовых явлений;
выбор в качестве объектов толкования не только правовых норм и иных юридических явлений;
строгая целевая направленность. Доктринальное толкование призвано установить смысл права не только для науки, но и для практической правовой деятельности в интересах общества. Благодаря ему организуют свою работу адвокаты, судьи, представители правоохранительных органов и иные лица, связанные с системой права.
итоги доктринального толкования могут объективироваться в различных интерпретационных актах и носить как обязательный, так и необязательный характер.
2.3 Виды толкования норм права в зависимости от его результата
.3.1 Буквальное толкование норм права
Буквальное или адекватное толкование норм права — это наиболее полное, отвечающее изначальному их содержанию интерпретирование юридических норм по тексту, то есть "букве" закона. Рассмотрим для примера норму, содержащуюся в ст.43 Закона "О залоге": "Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен". Данное положение является вполне понятным и может быть объяснено лишь буквально. Детализированные, четко прописанные акты нуждаются лишь в буквальном толковании, и оно не будет шире самого изначального текста.
При буквальном толковании содержание объясняемой нормы права совпадает с его буквальным выражением. То есть "буква" и "дух" закона практически тождественны. Правильно написанный закон должен быть прост и легок для толкования.
Так в ГК РФ в ч. второй, статье 1028 говорится о том, что "договор о коммерческой концессии должен быть заключён в письменной форме", к этому положению ничего нельзя добавить или убавить, нельзя допустить ошибку, объясняя его. В сущности, любая правовая норма должна иметь одно единственное значение, невзирая на способы толкования.
2.3.2 Распространительное толкование норм права
В случае если объяснение норм права, возможно, и без указания в нормативно-правовом акте, имеет место распространительное толкование. Например, в ст. 1068 ГК РФ предусматривается ответственность за вред, "причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц". На практике может возникнуть вопрос, возможно ли возместить ущерб не гражданину страны, то есть иностранцу или лицу без гражданства. Значит, термин "гражданин" нуждается в распространительном толковании.
Но данный вид толкования нельзя путать с применением права по аналогии. В случае аналогии закона некоторые факты оказываются вне "буквы" закона, потому что при разработке законов аналогичные обстоятельства не принимались во внимание. В случае распространительного толкования все факты по делу, охватываются "буквой" закона, пусть даже и без фиксации в тексте нормативно-правового акта.
2.3.3 Исправляющее толкование норм права
В некоторых, чрезвычайно редких, порок нормы заключается в том, что слова законодателя выражают совершенно иную мысль, нежили та, которую он намеревался вложить или должен был вложить в данную норму. Это может являться следствием редакционных ошибок в тексте закона, а иногда и смысловых просчетов законодателя, из-за которых буквальное применение нормы вело бы к абсурду либо к противоречию с другой нормой, имеющей приоритет перед данной. Кроме того, может возникнуть потребность в изменении содержания нормы даже вопреки ранее сформулированной воле законодателя, выраженной в ней достаточно определенно, если общественные отношения, послужившие основанием нормы, хотя и сохранились, но претерпели существенные изменения, явно получив совершенно иной социальный смысл. Во всех этих случаях норма подвергается исправляющему, или коррекционному (interpretatio correctiva — лат.), толкованию.
Поэтому выделяют четыре типа данного толкования:
а) технико-коррекционное толкование, направленное на устранение редакционных ошибок;
б) рационально-коррекционное толкование "от абсурда, нацеленное на исправление смысловых погрешностей;
в) легально-коррекционное разъяснение, заключающееся в привидении отдельных норм в согласие с общими нормами права;
г) модернизационное коррекционное толкование, позволяющее подчеркнуть объективное правовое содержание норм в связи с регулирование общественных отношений.
Наиболее простой иллюстрацией технико-коррекционного толкования могут служить примеры исправления явных ошибок законодателя. Например, постановлением Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. №18-П 4 ст. 237 УПК РФ была признана не конституционной, то есть была предусмотрена возможность апелляций по уголовному делу, возвращенному прокурору.
Представляется, что в современных условиях именно полная апелляция отвечает потребностям практики и создает условия для полноценной защиты нарушенных или оспоренных прав и интересов субъектов предпринимательских отношений". Другими словами, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации применил исправляющее толкование нормы, руководствуясь актуальными запросами экономической жизни.
2.3.4 Изъяснительное толкование норм права
В отдельных случаях необходимо устранить двусмысленность и расплывчатость юридических норм, их выражения в тексте и речи, тогда прибегают к изъяснительному, или декларативному, толкованию (interpre-tatio declarativa — лат.). Интерпретатор может добиться не только разъяснения, но и расширения или сужения норм права, но, не выходя за рамки текста, как это бывает при распространительном или ограничительном толковании. Поэтому в юридической литературе введено понятие расширительного толкования и суживающей или рестриктивной интерпретации (от лат. restrictus — узкий).
Так под стражу может быть заключён человек, обвинённый или подозреваемый в преступлении, в наказание за которое предусматривается лишение свободы более чем на два года (ч. 1 ст. 108 УПК РФ). Но эту норму можно сузить, ведь взятие под стражу возможно, когда наказание может быть применено реально. Например, наказание за покушение на совершение преступления не может превышать трех четвертей максимально возможного (ч. 3 ст. 66 УК РФ). То есть если максимально возможное наказание составляет 2 года лишения свободы, то реально возможное — 1,5 года. Следовательно, при обвинении лица в покушении на совершение такого преступления заключение под стражу по общему правилу невозможно.
Таким образом, толкование норм права как один из элементов механизма правового регулирования должно способствовать точному и единообразному применению закона, установлению и поддержанию правопорядка в обществе. Применение указанной в главе классификации толкования поможет более детально освоить особенности толкования норм права.
Глава 3. Понятие и особенности деятельности по обеспечению государственной безопасности
.1 Понятие государственная безопасность
Согласно Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537, стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной безопасности являются защита основ конституционного строя и суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности.
Основы конституционного строя РФ представляют собой главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства, которое, с одной стороны, выполняет функции управления обществом, а с другой — находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей. В Конституции РФ основы конституционного строя регламентированы главой 1, в которой определены носитель суверенитета и источник власти в России, заложены основы правового статуса личности в государстве, закреплена форма правления и тип государственного устройства, указаны иные принципиальные характеристики Российского государства как демократического, светского, социального.
Согласно ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Основного Закона РФ под суверенитетом подразумевается независимость и самостоятельность органов государственной власти, верховенство власти, ее полнота, включая все три ветви власти по всей территории государства, а также независимость органов РФ в международных отношениях, как отличительные признаки государства и его конституционно-правового положения.
Помимо государственного суверенитета государство должно обладать неприкосновенностью территории и целостностью, что является выражением и предпосылкой суверенитета. Они раскрываются в следующих положениях: "1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности "федеральной интервенции" в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации".
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537, Росси, как государство, обеспечивая свою безопасность в долгосрочном периоде, стремится к усовершенствованию правоохранительных мер. В частности РФ старается обнаруживать, проводить профилактику, раскрывать и пресекать террористические акты, проявления экстремизма, случаи противоправных покушений на права и свободы людей и граждан, частную, муниципальную и государственную собственность, общественную безопасность и порядок, основы конституционного строя нашей страны (п. 36).
3.2 Особенности деятельности по обеспечению государственной безопасности
Анализ российского законодательства в области обеспечения национальной безопасности показывает возрастание роли профилактики как правового средства предупреждения совершения правонарушений, а также ее становление в качестве самостоятельного вида мер административно-предупредительного характера, имеющих собственные правовую основу применения, процессуальное обеспечение и влекущих определенные правовые последствия.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму понимается как — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Очевидно, что профилактика терроризма является важнейшей составной частью противодействия терроризму. Аналогичный подход применен в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции", в п. 2 ст. 1 которого дается определение противодействия коррупции. В соответствии с п. 39 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. "обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений".
Объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов Федеральной службы безопасности, предусматривается ст. 13.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", которая называется "Применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики". Принят и действует Приказ ФСБ РФ от 2 ноября 2010 г. №544 "Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности".
С учетом такой постановки проблемы — недопущения действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, — можно говорить и о расширении содержания криминологической политики, основу которой составляет деятельность государства в сфере предупреждения преступности. Расширение содержания криминологической политики произошло за счет более широкого включения в систему методов предупреждения преступности объявления официального предостережения. Можно сделать вывод, что благодаря официальному предостережению получило дополнительное развитие такое направление современной криминологической политики, как предупреждение преступности в области обеспечения национальной безопасности.
Таким образом, возвращение института официального предостережения в правовое поле деятельности органов федеральной службы безопасности следует расценивать как важный элемент совершенствования их компетенции, в ходе реализации которой комплексно используются все меры — оперативные, правоохранительные и административные — для обеспечения безопасности РФ, делает справедливый вывод Д.Н. Кулишов.
Предостережение как мера государственного и административного принуждения все активнее используется в пределах предоставленной компетенции различными государственными органами РФ: органами прокуратуры, антимонопольным органом. Возрастают и охранительная, и регулирующая роль предостережения, являющегося как средством профилактики совершения правонарушений, так и средством, обеспечивающим положительное правомерное поведение субъекта в связи с возможностью наступления для него неблагоприятных последствий за нарушение установленных правил поведения. Перспективным направлением совершенствования института вынесения предостережений является усиление именно их регулирующей роли, что требует ее более четкого закрепления в российском законодательстве.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.
Сложность решения задачи эффективного противодействия коррупционным преступлениям обусловлена рядом объективных причин, к числу которых надлежит причислить то, что обозначенная проблема должна решаться комплексно, путем синтеза достижений многих отраслей научных знаний.
Методологическим инструментом повышения эффективности системы противодействия коррупции способна стать правовая политика государства, отдельные направления которой будут реально влиять на процесс ее распространения. Рассмотрение правовых вопросов в плоскости социальной технологии предполагает, что уголовная политика противодействия коррупции должна выстраиваться с позиции не только ее системности, но и функциональности. Однако участники научного форума в своих выступлениях с сожалением констатировали, что современная уголовная политика в сфере противодействия коррупции не является достаточно системной и функциональной, а потому возникает множество проблем в современной правовой регламентации противодействия коррупционным преступлениям, что требует их научной проработки в целях повышения качества закона и создания соответствующих рекомендаций по его правоприменению.
Модернизация политико-правовой системы Российской Федерации предопределила серию реформ, направленных на разработку эффективного механизма противодействия нарастающей тенденции криминализации российского общества. В условиях оптимизации национальной правовой системы одним из приоритетных направлений в контексте общепризнанных норм международного права является уголовно-правовая политика, содействующая принятию мер по предупреждению и профилактике преступности на законодательном и правоприменительном уровнях. Одной из актуальных проблем, согласно данным официальной статистики МВД Российской Федерации за 2012 г., следует по-прежнему признать противодействие коррупционной преступности.
Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что современное состояние законодательства и правоприменительной деятельности создает предпосылки для обоснования предложений по поводу совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Глава 4. Использование толкования норм права в деятельности по обеспечению государственной безопасности
4.1 Использование толкования норм права в деятельности государственных органов
В "Большом юридическом словаре" мы можем найти следующее определение, данное толкованию норм права: это функционирование органов власти, общественных организаций и отдельных лиц, заключающееся в осмыслении и объяснении содержания и смысла воли законодателя, носящей обязательный характер и зафиксированной в этих правовых нормах. А целью толкования признано "правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям в жизни.
Неправильная интерпретация норм уголовного права чревата куда более серьезными последствиями, чем ошибки при разъяснении норм права из других его отраслей. Это вызвано тем, что правоохранительные органы, дав неправильное толкование норм уголовного законодательства, могут нанести ущерб гражданам, например, привлечь к уголовной ответственности лиц невиновных в совершении преступления, либо наоборот оправдать преступников, а также назначить неадекватную меру наказания. Поэтому требуется судебное толкование норм уголовного права, строго отвечающее и "букве" и "духу" закона.
При этом в процессе истолкования законодательства, уполномоченные государственные органы опираются на конституционные принципы. Наиболее важно учитывать приоритет прав и свобод граждан и принцип законности, а также единства политического и правового пространства.
4.2 Использование толкования норм права в деятельности по обеспечения государственной безопасности (на примере ФСБ)
Реформирование деятельности правоохранительных органов является решающим для правового государства. Их сотрудники должны быть компоненты в толковании норм права, особенно уголовного.
При этом толкование норм права сотрудниками правоохранительных органов должно быть направлено на пресечение правонарушений и злоупотреблений с их стороны.
Правоприменительный процесс всегда связан только с внешней сферой деятельности органов государства, из которых только суд является субъектом всех форм процессуального производства. Остальные органы государства должны быть наделены специальными полномочиями. Например, в административном процессе может участвовать не только суд, административные и другие комиссии, но и органы внутренних дел (милиция), по подведомственным им делам об административных правонарушениях. Из этого следует, что МВД России может давать обязательные для всех субъектов разъяснения только по вопросам применения тех материальных норм УК РФ, решение по которым может быть принято компетентным органом внутренних дел. В во всех остальных случаях разъяснения КоАП РФ, УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, сделанные МВД России, обязательны только для органов внутренних дел, но при условии, что они соответствуют актам официального толкования иных уполномоченных органов — ВС РФ, ВАС РФ и т.д.
Правоприменительная процедура в зависимости от решаемых вопросов (внешне-или внутриорганизационного характера) может быть связана либо с внешней, либо с внутренней сферой деятельности государственных органов. Субъектами процедурного производства могут быть все государственные органы, кроме суда. Процедурная форма правоприменения регламентируется как законами, так и подзаконными нормативными актами. Полномочия МВД России по официальному разъяснению своих нормативных правовых актов, регламентирующих процедурные вопросы, не ограничены. Также органы ФСБ могут использовать акты официального толкования органов, с которыми они взаимодействуют или те, которые обладают контрольно-надзорными полномочиями по отношению к ним. Эта акты формально могут быть и не обязательны для органов ФСБ, но их изучение будет способствовать лучшей организации взаимодействия с другими органами государства.
Причины и условия совершения ошибок в правоприменении совершенно различны. Одной из них является неправильное толкование права, а также неиспользование результатов толкования права. Эти причины относятся к группе причин ошибок, связанных с нарушением требований материального и процессуального права на уровне принципов и конкретных норм. Вопленко Н.Н. включил неправильное толкование норм материального или процессуального права в перечень конкретных, внутренних причин ошибок правоприменения, которые могут быть вызваны к жизни внешними причинами ошибок правоприменения (условиями). К числу таких условий он относит низкий уровень профессиональной подготовки субъектов правоприменения; неясность и противоречивость законодательства; отсутствие стабильной юридической практики; недостаточность юридических знаний правоприменителя; большую служебную загруженность и т.д.
Неправильное толкование права, в том числе и официальное, рассматривается также и как вид правоприменительной ошибки. Неправильное толкование права является одной из ошибок в квалификации норм материального права. Ошибки в толковании могут быть (названы только наиболее существенные виды ошибок):
а) в зависимости от степени познания и устранения установленными и неустановленными (латентными), спорными и бесспорными;
б) в зависимости от очевидности спорными и бесспорными;
в) в зависимости от существенности полными и частичными;
г) в зависимости от отрасли права гражданско-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми и т.д.
Очень часто сотрудники правоохранительных органов допускают ошибки в толковании норм права, связанных с раскрытием административных правонарушений. Поэтому важно, чтобы правовая норма соответствовали цели, использовалась в разумной мере, была исследована в полной мере и подвергнута дополнительному анализу согласно этой цели.
При применении права в случае совершения преступления органы ФСБ используют преимущественно акты толкования высших судебных и надзорных органов, например, прокуратуры. Это относится ко всем нормам процессуального права, и к большинству норм материального права.
Для наиболее полного раскрытия места толкования права в правоприменительной деятельности органов ФСБ следует выделять следующие стадии правоприменения:
) изучение фактических обстоятельств дела;
) выбор соответствующей нормы права;
) проверка подлинности текста нормы, анализ ее с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;
) установление содержания (смысла) нормы права (толкование);
) вынесение решения компетентным органом;
) исполнение решения. Однако следует подчеркнуть условность разграничения стадий, поскольку порой трудно усмотреть разграничения между ними во времени. Они взаимно обусловлены, переплетаются, дополняются.
Толкование в целом является составной частью группы идеологических и психологических факторов. Состояние законности в деятельности органов ФСБ по реализации возложенных на них задач в значительной степени зависит от строгого и неуклонного соблюдения и исполнения своих обязанностей каждым отдельным работником.
Официальное толкование включается в мероприятия по совершенствованию применения права и укреплению законности в деятельности органов внутренних дел с учетом возможностей управленческого воздействия на разных направлениях:
) организация органа (подразделения);
) функционирование органа (подразделения);
) улучшение работы с кадрами;
) использование внешних связей.
На направлении по организации работы органа (подразделения) ФСБ при распределении функциональных обязанностей сотрудникам, проводящим служебную подготовку, может быть дано указание особое внимание уделить актам официального толкования. В органах ФСБ, где существуют юридические подразделения, возможно возложить на последние обязанность систематизировать, поступающие акты официального толкования по службам, деятельность которых затрагивают эти акты.
Заключение
Толкование правовых норм — это уяснение их подлинного содержания, раскрытие внутреннего юридического смысла. Это не просто извлечение из правового текста воли законодателя, но познавательная деятельность, нацеленная на выявление динамического объективного смысла, заключенного в норме правового явления, определяемого современными потребностями общественного развития.
Толкование правовых норм подразделяется на многие виды в зависимости от его субъектов, средств и результата. Оно основывается на правилах не только юридической науки, но и правилах филологии, логики, психологической науки. В деятельности по обеспечению государственной безопасности могут использоваться самые разные виды толкования, но наиболее важным является официальное толкование норм права. Ведь государственная безопасность — это охрана конституционного строя и суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, а, значит, защита всего общества, всех граждан, осуществляемая лишь уполномоченными на то государственными органами.
В первую очередь их деятельность направлена на профилактику и борьбу с терроризмом, коррупцией, злоупотребления должностных лиц. При этом нередко им приходиться использовать официальное предостережение и сталкиваться с необходимостью толкования норм права. Под официальным толкованием принято понимать истолкование настоящего смысла (или же содержания) права, производимое уполномоченными на то субъектами в установленном порядке, закреплённом в законах, что носит для всех прочих субъектов правовой системы обязательный характер.
Толкование норм права в работе органов ФСБ является непременным условием их деятельности. Во-первых, благодаря ему эффективно осуществляется их оперативно-служебная деятельность. Ведь в ходе исполнения оперативно-служебной работы сотрудникам ФСБ нередко приходится прибегать к правоприменению, важным элементом которого выступает толкование норм права. Используя документы, содержащие официальное толкование норм права, сотрудники органов безопасности в своей профессиональной деятельности получают возможность правильно истолковать нормы права, понять их истинное содержание.
Во-вторых, толкование права обеспечивает адекватное применение работниками ФСБ действующих норм законодательства. Если сотрудник ФСБ ответственно подойдёт к анализу актов официального толкования норм права, то он сможет не допустить ошибки в толковании норм права, которые бы могли нанести ущерб граждан и должностным лицам. Так достигается единообразие правоприменения в деятельности ФСБ и грамотность квалификации искомой ситуации. Значит, толкование норм права выступает в качестве средства профилактики и искоренения ошибок в интерпретировании норм права работниками органов безопасности и ведет к совершенствованию практики применения норм права в их деятельности с дальнейшим укреплением принципа законности.
Уразумение и понимание правовых норм и принципов важно для поддержания правомерного поведения в обществе, но оно не обеспечивает в полной мере гарантию нарушения законов. Даже, обладая правовыми знаниями, люди способны идти на нарушение правовых предписаний, совершать правонарушения и преступления. Нередко эта закономерность распространяется и на сотрудников ФСБ в случаях, когда они неверно истолковывают нормы права, регулирующие работу органов внутренних дел РФ. Наиболее часто встречается игнорирование официального толкования норм права при квалификации преступных деяний, объяснении начальником норм права своим подчинённым. Все это требует от сотрудников органов безопасности не только овладения навыками работы с документами официального толкования норм права, но и повышения их общей, а также правовой культуры, выработки профессионального самосознания, повышения нравственного уровня личности.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
.О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.
3.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (ГПК РФ) (ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ — 2002 — №46-Ст. 4532.
.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета, №238-239, 08.12.1994.
.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета, №23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, №25, 08.02.1996, №27, 10.02.1996.
6.Федеральноый закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. №31 (ч. I). Ст. 3434.
7.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3031
.Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №8. Ст. 366.
.Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. №15. Ст. 1269
.Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2008. №52 (ч. I). Ст. 6228.
.Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2006. №11. Ст. 1146.
.Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // СЗ РФ. 2009. №20. Ст. 2444.
.Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537// Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. 19 мая. №4912.
.Приказ ФСБ РФ от 2 ноября 2010 г. №544 "Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности" // Рос. газета. 2010. 17 ноября
.Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. №10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. №5.
Специальная литература
1.Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2012. №4. С. 21.
.Ахматов А.С. Логические формы и их выражение в языке // Мышление и язык. М., 1957. С. 170.
.Вопленко Н.Н. Причины ошибок в правоприменении (Опыт конкретно-социологического изучения). / "Советское государство и право", 1982 г., №4, С. 103-104
5.Сабо И. Социалистическое право. — М.: Прогресс 1964
6.Кулишов Д.Н. Защита прав граждан при объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения // Закон и право. 2015. №3. С. 106.
.Лопашенко Н.А. Криминологическая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Норма, 2013. С. 383.
.Морозов Б.П. Правоприменительное толкование уголовного закона: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2013.
.Надежин Г.Н. Доктринальное толкование норм права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2015. С. 10-11
10.Гранат Н.Л., Колесникова О.М., Тимофеев М.С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 2011.
11.Основы теории государства и права. М., 1963.
12.Пиголкин А.С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения // Закон: создание и толкование. М., 2014. С. 66.
13.Попкова О.А. Судейское усмотрение в гражданском процессуальном праве // Законодательство. М., 2013. №2. С. 63, 64.
14.Ругина О.А. Судебное толкование уголовного закона и его роль в законотворческой и правоприменительной деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. С. 3.
.Эбзеев Б.С. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2011.