Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по теории государства и праву: основы градостроительства

Раздел: Курсовая работа

Выдержка из текста работы

В процессемногочисленных демократических преобразований, которые начались в начале 90-х,Россия вышла на сложный и длительный путь развития гражданского общества ипостроения правового государства. Принятая, в 1993 году Конституция РоссийскойФедерации, стала опорной точкой для утверждения его основных институтов. ЭтаКонституция принципиально отличается от всех предыдущих, принятых еще всоветский период. Главными ее отличиями стали: прямоедействие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свободчеловека высшей ценностью. Но, процесс утверждения ее основных принциповпротекает достаточно медленно и противоречиво. Положения первой статьи Конституциио том, что Российская Федерация является правовым государством, явно опережаютреальность. Безусловно, идеи правового государства несут в себе позитивныепоследствия, но реализация этих идей  должна идти поэтапно и, самое главное,грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Нужномаксимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлениюправовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правовогосознания граждан России.

Историческаяпамять хранит немало поучительных  и  плодотворных идей о совместимостигосударства с правом. Правовое государство — это продукт нового времени.  Нидревность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагаютнекоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античноеобщество. Представление о государстве как организации, осуществляющей своюдеятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развитиячеловеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски болеесовершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит,Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи ивзаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали быгармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболееразумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которойзакон обязателен как для граждан, так и для самого государства. При этом античные мыслители не разделялипонятий “общество” и “государство”. Так, например, народное собраниежителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления.Однако государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуянад ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в формесредневековой монархии.

Государственнаявласть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древнихмыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там,где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либоформе государственного строя”[1].Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”/>2.

Государственно-правовыеидеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становлениеи развитие более поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.

В периодначавшегося разложения феодализма  идеи правовой государственности изложилипрогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.

В своей теорииМакиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства,наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства онвидел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечениябезопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управлениемногими семействами и тем, что им принадлежит.

В период раннихбуржуазных революций в разработку концепции правового государства значительныйвклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк,Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

Гроций былпервым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства онсчитал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений,которые обеспечивали бы каждому человеку  свободное пользование своимдостоянием с согласия всех.

Спиноза однимиз первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое,будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан.Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантируеткаждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение егоинтересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств насобственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббсразработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни.К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом,незыблемость договоров.

Локк такжеговорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемыеправа собственности, индивидуальной свободы и равенства.[3]

Монтескьеобъяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданскомобществе. “Свобода есть право делать все, что дозволенозаконами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у негоне было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом,политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Государственно-правовыевоззрения Монтескье сводятся к тому,  что:

—   формы правления, формы государственного устройства определяют собой духзаконов и содержание законодательства;

—   принцип демократии — это добродетель, любовь к общему благу;

—   к “правильной” формегосударства относится демократия,  при которой верховная власть принадлежитвсей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народногособрания;

—    следуетпроповедовать любовь к отечеству, уважение к закону,  поддержку существующихпорядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. 

Значительныйвклад в разработку основополага­ющих элементов правовой государственности вэтот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видныемыслители.

Кант обосновали детально разработал философскую основу теории правового государства,центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа черезверховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенствои независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”[4].Концепция правового  государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам:

—   источником нравственных и правовых законов выступает практический разум,или свободная воля людей;

—   человек становится моральной личностью, если возвысился до пониманиясвоей ответственности перед человечеством в целом;

—   в своем поведении личность должна руководствоваться требованиямикатегорического императива, который сводится к следующему: “поступайтак, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякогодругого так же, как к цели,  и никогда не относился бы к нему только как ксредству” и “поступай  так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”;

—   правом, основанным на нравственном законе, должны быть определеныграницы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица непротиворечило свободе других;

—   право призвано обеспечить внешне благопристойные,  цивилизованныеотношения между людьми;

—   государство — это соединение множества людей, подчиненных правовымзаконам. Или “государство в идее, такое, каким онодолжно быть” обязано сообразовываться “счистыми принципами права”;

—   государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Философскаяконцепция правового государства по Канту оказала значительное влияние надальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правовогостроительства.

МыслителиЗападной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опытапрошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторовсходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, гдезаконодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правовогогосударства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Ониизлагались в трудах Д.И. Писарева,1 А.И. Герцена,2 Н.Г. Чер­нышевского3и  А.Н. Радищева.4

Послеоктябрьской революции идея правового государства была заменена требованиямиреволюционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.

В последнеевремя в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Этонашло свое отражение в Ст.1 Конституции РФ, где говорится, что “Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративноеправовое государство…”5

 В основесовременных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И.Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Шарля Луи Монтескье[5](1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как ГугоГроций, Спиноза, Дж. Локк,  Дени Дидро,  Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, чтона смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (котороеКант называл государством произвола),  должно прийти правовое государство, воснове которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемымиправами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правовогогосударства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо дляправового государства характерно ограничение государственной власти,связанность ее правом и законом.

Теоретическая  конструкция  правового государства,  сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-Х веков включаетследующие важнейшие  положения:

—   разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

—   верховенство правового закона;

—   взаимную ответственность личности и государства;

—   доминирование обще дозволительного типа правового регулирования всоответствии с юридическим принципом “дозволено все,что не запрещено законом”;

—   установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются нановом витке исторического развития. Для того чтобы понять сущность правовогогосударства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешниххарактеристик (связанность государства правом, разделение властей,  наличиеконституции), определенной системой принципов, институтов и норм.

Суть правовогогосударства не в законопослушании,  равно как и не в обилии законодательныхактов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства.Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствииправовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, асвободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно — демократическомвиде концепция правового государства является социальной ценностью всегочеловечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. Воснове правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а некомандно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимуловк труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданскоеобщество.

Гражданское общество — система экономических, духовных,культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно идобровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворениясвоих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится напринципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами иправом вмешательства государства.

 Государство — лишь форма гражданского общества.  В антиправовом (тоталитарном, моновластном)государстве личность, общество и народ противопоставлены государству какполитическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть толькоподданные.

 Гражданскоеобщество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов иорганизаций, которые служат барьером против монополизма и посягательствгосударственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только “гражданственность”, известнуюстепень политической свободы, но и “буржуазность”, т.е. экономическую независимость человека, возможностьполучить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтовгосударства в демократическом обществе устраняет  доминирование политическойвласти, устраняет или резко ограничивает проявление ее отрицательных сторон.

   Средиобширного комплекса институтов, характерных для развитого государства вусловиях демократии, необходимо, в частности, указать на такие:

—   мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формированияпредставительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции;

—   наличие муниципального самоуправления;

—   подчиненность всех подразделений власти закону;

—   независимое и сильное правосудие;

—   наличие государственной  власти в отдельных блоках,  включая исполнительнуювласть.

В основе правовой экономики лежит принцип “от  каждого  по способностям — каждому по труду”. Это социально-правовой  масштаб меры регулирования труда ипотребления.

Чтобывосстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:

—   открыть простор всем видам собственности;

—   заменить административные приказы договорами, основанными на равенствесторон;

—   сделать главенствующим принцип “разрешено все,что не запрещено”;

—   обеспечить эквивалентный характер обмена;

—   утвердить равноправие и добросовестность в выборе  партнера;

—   не ограничивать инициативу и предприимчивость.

Правоваяэкономика и гражданское общество – переход от распределительного общества крыночному — это глубинные, сущностные предпосылки формирования правовогогосударства. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребностигражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечитьсвободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится наэквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественногоспроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человекусвободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание правчеловека. 

Таким образом, правовое государство — это демократическоегосударство, где обеспечивается господство права, верховенство закона,равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируютсяправа и свободы человека и где в основу организации государственной властиположен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

 Современноеправовое государство — это демократическое государство, в которомобеспечиваются права и  свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственноили через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой иполитическое культуры,  развитое гражданское общество. В правовом государствеобеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать своивзгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании ифункционировании политических партий, общественных объединений, в политическомплюрализме, в свободе прессы и т.п.

Сегодня можно выделить следующие признаки правовогогосударства:

1.   Верховенствозакона во всех сферах жизни общества.

2.   Деятельностьорганов правового государства базируется на принципе разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную.

3.   Взаимнаяответственность личности и государства.

4.   Реальностьправ и свобод гражданина, их правовая и  социальная защищенность.

5.   Политическийи идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различныхпартий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличииразличных идеологических концепций, течений, взглядов.

6.   Стабильностьзаконности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становленияправового государства, видимо, можно отнести следующие:

—   преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

—    выработкавысокой политико-правовой грамотности;

—    появлениедейственной способности противостоять произволу;

—    разграничениепартийных и государственных функций;

—    установлениепарламентской системы управления государством;

—    торжествополитико-правового плюрализма; 

—    выработканового правового мышления и правовых традиций.

Сувереннаяправовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениямогосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двумканалам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могутрваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего родаполитические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия — реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманнаятехнократия,  демагогически популистские силы).

Правовоегосударство — путь к возрождению естественноисторических прав и свобод,приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал вправе, самоценности человека. Понятие “правовоегосударство” — это фундаментальная общечеловеческаяценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические иэкономические свободы,  либерализм и другие. Суть идеи правового государства — в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовойвласти. С помощью разделения властей государство организуется и функционируетправовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни.Правовое государство открывает  юридически равный доступ к участию в политическойжизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государстваот государства как такового? Государство как таковое  характеризуется еговсевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества,незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органови должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом,исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах,установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами,обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовоегосударство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которыесводятся к следующему:

1.   Емуприсуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешнейполитики.

2.   Онопредставляет собой политическую организацию общества, основанную насоответствующем социально-экономическом базисе общества.

3.   Располагаетспециальным государственным механизмом.

4.   Обладаетопределенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5.   Существуетблагодаря налогам и другим сборам.

6.   Обладаетгосударственным суверенитетом.

 Особенностимеханизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурныечасти и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго всоответствии со своим целевым назначением и в своей специфической формедеятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правовогогосударства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующимзаконодательством. Должностные лица несут персональную ответственность запосягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией идругими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваютсяорганами правового государства. Механизм правового государства являетсяспособом его существования. Функции правового государства реализуются с помощьюего механизма. Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен отбюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократическийхарактер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого оннаходится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданскогообщества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапамиразвития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государствообладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развитияправового государства присущи определенные особенности, отражающие егополитический характер.

Первый этапразвития правового гражданского общества — это становление рыночной экономики,предпринимательства, гласности, свободы средств массовой  информации,социальной защищенности граждан;

второй этап — утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечениесоциальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельностисредств массовой информации.

 В нашемгосударстве делается попытка не только  возродить идею правового государства,но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным ипротиворечивым.

 1998 год был объявлен “Годом правчеловека в Российской Федерации”[6],его планировали провести масштабно.

  Комиссии по правам человека при Президенте РоссийскойФедерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной властии научно-исследовательских организаций предложено разработать проектфедеральной концепции по обеспечению прав и свобод человека и представить егона утверждение Президента Российской Федерации. Правительству РоссийскойФедерации предложено обеспечить:

—   выделение средств на финансирование Федеральной миграционной программына 1998-2000 гг. в части, касающейся защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев,прибывающих в РФ;

—   выплату компенсаций за утраченное жилье или имущество граждан, пострадавшимв результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно;

—   финансирование Федеральной программы строительства и реконструкцииследственных изоляторов и тюрем, а так же строительства жилья для персонала указанных учреждений. 

Были ипрактические задачи – разработка и принятие законов, которые, несомненно,расширили бы правовую базу формирования гражданского общества в России. Вчастности, в 1998 году предполагалось принять законы: “О минимальных государственныхсоциальных стандартах”, “Обальтернативной гражданской службе”,  “Гражданско-процессуальныйкодекс Российской Федерации”, “КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях”,“Об обучении лиц с ограниченными возможностями полученияобразования”.

По различнымпричинам ни один из перечисленных правовых актов так и не был принят в 1998году.

Ратифицировав вапреле 1998 года 4 европейские конвенции, среди которых “Европейскаяконвенция о защите прав человека и основных свобод”1950 года, Россия в течение Года прав человека обещала ратифицировать еще рядмеждународных правовых актов. И среди них такие важные, как “Европейскаяконвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам”1959 года  и 4 конвенции Международной организации труда: “Обинспекции труда” 1947 года; “Обупразднении принудительного труда” 1957 года; “О регулировании вопросов труда” 1978года; “О безопасности и гигиене труда ипроизводственной среде” 1981 года. Но и эти обещания Россия не смогла  выполнить.

Это показывает, насколько сложен реальный процесс становления правовогогосударства в Российской Федерации.

Раскрыв сущность правового государства в предыдущемразделе, можно перейти к общему сопоставлению идеала и реальных фактов, а такжетеоретическому анализу текущей ситуации и существующих проблем.

Статьей 1Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством. Эта характеристика,долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихсяпри современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнутоотождествление право с законом, открывавшее путь к подмене права, котороезаконодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели принимаютпроизвольно[7].Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это обществои государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественномсознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах,подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии,рынка. Идея господства права в жизни общества и государства — это современныйэтап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества.Его видели то в божественной воле. То в воле народа, то в экономическом базисе.Карл Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективныхпотребностей на язык закона.

Идея господстваправа выражается в Главе 1 Ст. 2 Конституции Российской Федерации в том, чтогосударство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы ипринадлежат им с рождения[8],а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права исвободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяютсмысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительнойвласти, обеспечиваются правосудием (Ст.18). Государство, становясь правовым,превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу длячеловека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Одним изважнейших признаков такого государства является выраженное в Статье 2провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственнаявысшая ценность; все остальные общественные ценности (в том числе и обязанностичеловека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно,располагают по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ейпротиворечить. Только в отдельных, специально оговоренных в КонституцииРоссийской Федерации исключительных случаях, при особых, как правило, временныхобстоятельствах, отдельные права и свободы человека и гражданина могут бытьограничены[9].

 Провозглашениеправ и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшествомв конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенствовсегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялисьс “общественными”, которымтребовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы. Статья 2Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы,выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытомВеликобритании, США, Франции, Германии, Бразилии. Этот мировой опыт увенчан иобобщен рядом международно-правовых актов, признанных Россией обязательными для нее. Это — “Устав ООН” 1945года,  “Всеобщая декларация прав человека” 1948 года, “Международный пакт огражданских и политических правах”, а также “Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах” 1966 года, “Устав СоветаЕвропы”, “Европейская конвенцияо защите прав человека и основных свобод” 1950 года.

КонституцияРоссийской Федерации 1993 года  впервые ограничила роль государства вустановлении прав человека и гражданина, но значительно повысила роль иответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав исвобод. Вместе с тем это совсем не значит, что государство  воздерживается отвмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиесяв гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности вэти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами,потому как их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (Ст.17), в том числе их всеобщие законные интересы.

Другой, тожеочень важный принцип закреплен в Статье 10: “Государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны”. Цитируемая статья закрепляетодну из важнейших основ конституционного права, признаваемую всемидемократическими правовыми государствами и впервые введенную в конституционноеправо нашей страны с принятием поправки к Ст.1 Конституции 1978 года в 1992году. Но тогда этот принцип, названный одной из “незыблемыхоснов конституционного строя Российской Федерации”, небыл последовательно проведен в Конституции.

 Разделениевластей не уничтожает единства демократической государственной власти. Онореально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого илипредставительного, выражаемого также всеми разделенными властями. Кроме того,оно существует в форме взаимодействия, взаимного контроля, “сдержеки противовесов” между самостоятельными властями. Законодательнаявласть издает законы, на основании которых действуют судебная и исполнительнаявласти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностныхлиц судебной и исполнительной властей. Исполнительная власть – Правительство РФосуществляет управление страной, проводя общие социально-экономические преобразования.Судебная власть толкует Конституцию, признавая законы, акты Правительства илиих отдельные предписания соответствующими или не соответствующими Конституции,а иные правовые акты — законам и лишить их юридической силы, контролируя в этомсмысле законодательную и исполнительную власти. Здесь очень важно обратитьвнимание на статус Президента Российской Федерации и его полномочия[10].Следует отметить, что Конституция наделила Президента широкими полномочиями поформированию Правительства, направлению его деятельности (Ст.83 – Ст.89).

 Анализконституционных норм о полномочиях Президента и Правительства позволяет прийтик выводу о том, что многие из конституционных полномочий Президентасвидетельствуют о наличии у главы государства функций исполнительной власти.Гораздо отчетливее это присутствует в государственном устройстве США, гдеПрезидент закреплен Конституцией именно как глава исполнительной власти.[11]В России же, по замыслу авторов Конституции, Президент должен занимать некоецентральное положение в треугольнике государственной власти, являясь связующимзвеном между ветвями власти. Но наличие столь обширных полномочий можно рассматривать как потенциальную угрозу концентрации власти в руках одного человека- Президента и возможности прямого попрания принципа разделения властей.

Конечно, если вРоссии будет строго соблюдаться конституционная законность, то никакаяузурпация власти демократии не грозит. Сильная президентская власть,необходимая для эффективного управления и предотвращения конфликтов, сегодняРоссии действительно нужна.[12]Но в будущем несколько ослабленное положение парламента и сильная зависимостьисполнительной власти от Президента может привести к негативным последствиям.

В ч.1.Ст.15закреплен еще один чрезвычайно важный принцип, отвечающий правовомугосударству: “Конституция Российской Федерации имеетвысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Смысл понятия “высшая юридическая сила”, употребленногов первом предложении комментируемой части, достаточно полно раскрывается вовтором предложении. Проще говоря, Конституция является законом законов. Этопервая Конституция в истории России, которая имеет прямое действие. Это значит,что Конституцию можно применять непосредственно без дополнительной конкретизацииподзаконных актов. Кроме того, ни один подзаконный акт не может противоречитьКонституции РФ. Всеобщая обязанность соблюдать Конституцию и законы такжеявилось предпосылкой к образованию правового государства.

Подводя итоганализу прокомментированных статей Конституции РФ, можно сделать вывод, что, несмотря на многие недостатки, она содержит в себе практически все моментынеобходимые для “Конституции правового государства”.

Однако картинабудет не полной, если, раскрывая сущность российского права, опираться толькона Конституцию. Жизнь человека очень разнообразна и отражена в многочисленныхотраслях права. К ним относятся: гражданское, уголовное, административное,трудовое и другие отрасли права.

Небольшой обзорхотя бы одной из перечисленных отрасли даст общее представление о предпосылкахи тенденциях, протекающих в российском праве.

Следуетотметить, что ограничения прав граждан наблюдаются практически во всех отрасляхправа. Особое внимание привлекает уголовное право, которое по своей сутисодержит наиболее жесткие санкции против личности. Вероятно, оно опирается натезис: чем строже уголовный закон, тем больше в обществе прав и свобод. Но тутнужна своя мера и учет исторического процесса формирования правосознаниянаселения.

Репрессивнаясила уголовного закона определяется, прежде всего, состоянием правопорядка встране. Сегодня правопорядок у нас не может вызывать удовлетворения, а,следовательно, то обстоятельство, что новый УК РФ еще более строгий, чем УКРСФСР 1960 года, не должно вызывать нареканий[13].Суммируя санкции нового УК РФ, можно сделать вывод, что общая сумма верхнихпределов лишения свободы составляет около 5 тыс. лет. Сумма всех штрафов,предусмотренных УК, равна примерно 8 млрд. руб. Штрафы настолько большие, чтоих вряд ли кто сможет уплатить. Более строгим стал не только уголовный закон,но и практика его применения. Прошло не так много время после введения вдействие нового кодекса, а колонии уже переполнены осужденными. ГосударственнаяДума вынуждена объявить амнистию, чтобы освободить тем самым от уголовногопреследования более 400 тыс. лиц, виновных в совершении преступлений, в том числеболее 30 тыс. осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Создаетсявпечатление, что наша уголовно-правовая система “работает” не по тем направлениям, которые заслуживают первостепенногоправоохранительного внимания, а в результате  приходиться исправлять допущенныеошибки посредством периодически объявляемых амнистий. Может показатьсястранным, но конституционные права и свободы человека и гражданина охраняютсяУК РФ менее строго, чем другие объекты. Если среднеарифметический индекснаказуемости, например, преступлений против конституционного строя ибезопасности государства составляет примерно 9 лет лишения свободы (это самый высокий индекс наказуемости), то аналогичныйпоказатель применительно к преступлениям против конституционных прав и свободчеловека и гражданина составляет всего лишь 1,5 года лишения свободы (самый низкий показатель). Правдаполовая неприкосновенность личности охраняется весьма строго (8,5лет). Самое ценное благо человека — его жизнь, здоровье- охраняется в 2 раза менее строго, чем честь, достоинство, физическая свободаличности  (3 года против 6 лет).Вообще, в части ограничения прав и свобод в нашей стране накоплен немалый опыт.Свою лепту в это неблагодарно, но все же во многих случаях необходимое деловносит и нынешнее время. Известно, что уголовный закон ограничивает права исвободы человека не ради самих этих ограничений, а в общественно полезныхцелях. Например, расширяя возможности применения условного осуждения посредствомнаполнения его реальными  право ограничениями, мы тем самым сужаем сферуприменения лишения свободы. А, введя пожизненное лишение свободы, мы получилидостаточно серьезную альтернативу смертной казни, которая в настоящее времяпрактически не применяется.

И последнее, что следует иметь в виду, говоря об особенностяхстановления правового государства в Российской Федерации.

Закрепив заРоссией статус правового государства (Ст. 1 Конституции РФ), следует помнитьчто, под правовым государством обычно понимается “практический институтобеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы сбюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия”[14].Если следовать этому определению, то Россия не может являться правовымгосударством, так как на данный момент является чисто бюрократическим государством.Бюрократическая машина мешает в полной мере защите свобод граждан, осуществлениюнародовластия. Государство, по своей структуре являющееся бюрократическим, неможет эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд:борьба бюрократии с бюрократией.

Для созданияправового государства нужны соответствующие условия и первое из них – наличиеразвитого гражданского общество, то есть как раз то, чего России в первуюочередь не хватает. В России есть парламент, есть  демократическая Конституция,органы конституционного контроля, развитая судебная система, но отсутствуетгражданское общество.

Все ветвивласти являются более или менее зависимыми от исполнительной власти, которая посущности должна просто исполнять постановления других властей. Нет реальнойзащиты прав и свобод граждан, так как суд не возвышен до некоего образца,средства обеспечения правовой государственности. Отсутствие всего вышеперечисленного осложняет становление правового государства в России.“Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманногосущества является его свобода”.[15]Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого — формированиеправового государства.

Предоставленныйматериал никак не может полностью отразить огромный объем проблем, которые возниклив связи с осуществляемыми демократическими реформами.

В нашей странепрактически уже есть многое для реализации поставленных целей, но политическийпроцесс идет очень сложно. На него оказывает большое воздействие сама во многомпротиворечивая история формирования политического и правового сознания населения.Политический плюрализм и многопартийность, как  факторы гражданского общества,пока еще носят окраску пережитков тоталитарного сознания.

В понятиеправового государства сегодня уже вкладывается смысл материального и духовногоблагополучия населения страны. И все задачи, по поводу становления правовогогосударства, в конце концов, направлены на обеспечение высокого уровня жизничеловека, а не на создание красивой структуры государственных властей идекларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государствостановится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будетреализовано в жизни.

Какими бысовершенными ни были сами по себе Конституция и другие законы, какими быидеальными ни представлялись политические системы, они останутсяневостребованными народом и не начнут работать, если не будут соответствоватьобщественным условиям и культуре масс.

 Ни власть, нисамо право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право нелегитимировано обществом. Только их легитимность, признание обществом и поэтомуобязательность исполнения обеспечивает действительное соблюдение законовобществом и государством, равно как и создание их системы, и исключаетпротивоправную практику с обеих сторон. Но общество в состоянии добиться этогона достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного,материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским обществом.Граждане такого общества не скованы дисциплиной страха и господства. Онинаделены собственностью, обладают свободами и правами, и обладание этимиценностями делает их ответственными за их сохранение и умножение. Они жезащищают и государство, которое делается ответственным за все виды безопасностичеловека и общества и их достояние.

Правовоегосударство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их созданиязанимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитиемобщества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, нигражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут статьрезультатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органическипережит обществом, если оно для этого созрело. Важно понять, что правовоегосударство построить за десять лет невозможно. В других странах этот процесспротекал достаточно долго, в течение веков, постепенно шлифовался и совершенствовалсядесятками поколений. Это значит, что нужно бороться за свои права, использоватьдля разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активноосуществлять свои конституционные избирательные права. Всякая пассивностьозначает обречение себя самого на произвол тех, кто проголосует.  В заключениеостается только добавить, тот путь, который Россия изберет в следующем тысячелетиизависит только от нас самих.

1.    Конституция Российской Федерации. – СПб., 1999.

2.    “Государство и Право”№10, 1998.

3.    Государственное право РоссийскойФедерации. Учеб­ник / Под ред. О. Е. Кутафина. — М., 1996.

4.    История политических и правовых учений. /Под ред. О.Е. Лейста. – М., 1997.

5.    Конституционное право зарубежных стран. — М.,               1993.

6.    Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1996.

7.    Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основыроссийского права. Учебник. — М., 1997.

8.    Конституции буржуазных государств. – М., 1982.

9.    Локк Дж. Два трактата оправлении. Соч. в 3 т. М., 1988.

10.   Монтескье Ш.Избранные сочинения. М., 1955.

11.   НерсесянцВ.С. Правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства //Социалистиче­ское правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989.

12.   Политология.Энциклопедический словарь. —  М., 1993.

13.   “Российская Юстиция” №7, №8. 1998.

14.   Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М., 1996.

15.   УголовныйКодекс Российской Федерации. –М., 1996.

16.   ЭнтинЛ.М. Разделение властей: опыт современных государств. — М., 1995.

Похожие работы

  • контрольная  Основы градостроительства. 2 вопроса
  • курсовая  Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине: Основы градостроительства «Город на 10 тыс. человек»
  • дипломная  Городской праздник как основа развития событийного туризма
  • курсовая  Методы руководства как основа формирования стиля управления коллективом педагогов
  • реферат  Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX в население быт градостроительство
  • курсовая  Правовые основы управления государственной собственностью субъектов РФ

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка