Содержание
Содержание
Введение3
1. Происхождение и сущность глобальных проблем4
1.1. Понятие глобальной проблемы4
1.2. Классификация глобальных проблем8
2. Глобальные проблемы современности и пути их решения12
Заключение16
Список использованной литературы17
Введение
В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
В современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. В современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью.
Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.
Актуальность темы заключается в том, что перед человечеством встал ряд проблем, которые принято называть глобальными. Это жизненно важные проблемы, так под угрозу поставлено не просто качество жизни сама жизнь. Современный человек не имеет согласия ни с самим собой, ни с окружающей средой. Сохранить человечность в человечестве это актуальная задача современного общества. Ее нельзя решить, если не поставить в основу национальной и международной политики благо человека.
В данной работе рассматриваются происхождение и сущность глобальных проблем, дается определение понятия глобальной проблемы с точки зрения философии, приводится классификация глобальных проблем, а также некоторые пути их решения.
1. Происхождение и сущность глобальных проблем
1.1. Понятие глобальной проблемы
Возникновение особого рода проблем мирового развития, которые получили название «глобальных», стало характерной приметой нашего времени. Их обсуждению и перспективам решения посвящаются международные форумы ученых, политиков, экономистов, философов. Однако острота этих проблем не уменьшается, а в некоторых отношениях возрастает. Актуальность глобальных проблем обусловлена действием целого ряда факторов. Назовем основные из их числа.
Прежде всего, следует обратить внимание на резкое ускорение процессов общественного развития. Такое ускорение наглядно обнаружило себя уже в первые десятилетия XX в. Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов явился научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производительных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой другой аналогичный промежуток времени в прошлом. При этом каждое последующее крупное изменение в способах деятельности человека происходит через все более короткие отрезки истории.
Сегодня на географической карте планеты не осталось не только «белых пятен», куда еще не проник человек, но и пространств, не затронутых в той или иной степени деятельностью человека или ее последствиями. «Биосфера Земли, т.е. сфера обитания живых существ, подвергается мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие на природу постоянно возрастает. Сегодня силы человека, вооруженного техникой, сравнимы с силами природы, а порой превосходят их» .
В планетарном масштабе происходит неуклонный рост численности населения. «К началу нашей эры на Земле (по приблизительным оценкам) насчитывалось около 200 млн. человек. Для удвоения этого числа потребовалось 13 веков, но следующее удвоение произошло уже за 600 лет. К началу XIX в. на планете проживало 800 млн. человек. К концу того же столетия 1 млрд. 700 млн., а в 1962 г. 3 млрд. 200 млн. Теперь на Земле уже свыше 5,6 млрд. человек, а в первые десятилетия XXI в. население Земли превысит 6 млрд. человек» .
Названные факторы, как и целый ряд других, выдвинули перед человечеством задачи, ранее неизвестные. В частности, со всей остротой встали экологическая проблема и проблема обеспечения населения Земли необходимыми средствами существования. Вскоре к ним прибавилась проблема ядерного оружия и предотвращения ядерной катастрофы. Эти проблемы стали первыми из большого числа глобальных проблем. Глобальными их стали называть по той причине, что они затрагивают не отдельные регионы или страны, а человечество в целом.
Тесная взаимозависимость в рамках современного мира такова, что ни одна страна не может не испытывать на себе воздействие факторов общемирового значения. Роль этих факторов постоянно возрастает. Например, последствия антропогенного воздействия на природу могут проявиться не только там, где оно непосредственно осуществилось, но и в самых отдаленных уголках планеты, непричастных к реализации этого воздействия. Последствия ядерного испытания ощущаются повсеместно, а порой, вследствие разнообразных причин (направления ветра и др.), сила радиоактивного заражения более велика в районах, достаточно удаленных от точки взрыва.
«Под глобальными проблемами современности понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных (местных)» .
Термин «глобальный» связан с понятием «земной шар», т.е. вся планета в целом. Таким образом, критерием отличия глобальной проблемы от неглобальной (региональной, локальной, частной) выступает пространственный масштаб. Глобальной проблемой будет та, которая в той или иной форме охватывает всю планету.
Понятие «региональный» характеризует круг острых вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира или в достаточно крупных государствах. Понятие «локальный» относится к проблемам либо отдельных государств, либо больших территорий одного-двух государств. К проблемам такого рода можно отнести землетрясения и их последствия, крупные наводнения, локальные конфликты типа Карабахского между Арменией и Азербайджаном, конфликта в Северной Ирландии и др.
Наконец, частными, или местными, проблемами следует считать проблемы, относящиеся к отдельным районам государств, городам и иным населенным пунктам. Примерами таких проблем является дефицит пресной воды в ряде крупных городов мир, транспортные пробки на дорогах, конфликты, связанные с деятельностью администрации района или города, и др.
Следует подчеркнуть, что границы, позволяющие считать ту или иную проблему либо глобальной, либо региональной, либо локальной, в ряде случаев изменчивы и подвижны. Кроме того, как было отмечено в определении глобальной проблемы, она всегда имеет различные уровни своего проявления от собственно глобального до местного. Так, катастрофа на Чернобыльской АЭС и ее последствия могут быть рассмотрены как региональные или локальные. Они непосредственно затронули лишь ряд областей Украины, Белоруссии и России. Глобальный аспект этой катастрофы отчетливо выявляется тогда, когда вопрос ставится в общем виде как вопрос о возможностях и границах использования АЭС для производства энергии и способах обеспечения безопасности АЭС.
Важным моментом в разграничении глобальной проблемы является уровень технических и экономических возможностей для локализации проблемы, т.е. ограничения ее распространения за пределы отдельных регионов и стран.
Таким образом, не все противоречия современной эпохи могут быть автоматически отнесены к категории глобальных. Не может служить критерием глобальности и степень остроты проблемы. Сказанное позволяет ввести некоторые дополнительные характеристики глобальных проблем.
Во-первых, это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества. Здесь важным является слово «судьба», под которым подразумеваются перспективы будущего развития мира.
Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека и среды его обитания.
В-третьих, глобальные проблемы тесно связаны одна с другой. Поэтому столь трудно даже теоретически вычленить и систематизировать их, не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов для их решения.
Общепризнанными глобальными проблемами являются такие, как загрязнение окружающей среды, проблемы ресурсов, демографии, ядерного оружия и ряд других. Однако особая сложность состоит в том, что решение одной из проблем предполагает необходимость учета влияния на нее других.
1.2. Классификация глобальных проблем
Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения. Классификация помогает глубже понять существо проблем, наметить пути их решения. «Исследователями предложено множество вариантов классификации. Целесообразно принять за основу вариант, разработанный отечественными учеными И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным. Согласно этому варианту все глобальные проблемы делятся на три большие группы» .
Выдержка из текста работы
Методическое пособие создано на основе рабочей программы в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям, определенному Государственным стандартом второго поколения для базового уровня образования и определяет следующее содержание:
предмет философии; основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое содержание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.
Основной целью изучения дисциплины «Основы философии» является:
· Формирование представлений о философии как особой области человеческого знания;
· Развитие у студентов умений работать с источниками;
· Выработка научного мировоззрения с учетом личного восприятия и отношения к окружающему миру. Способствовать формированию духовной культуры личности.
Целью изучения философии является дальнейшая систематизация и обобщение знаний по истории, обществознанию, которые студенты приобрели в школе. На этой ступени обучения они овладевают основами философских знаний; воспроизводят собственные наблюдения за окружающим миром; осознают сущность изучаемого явления на основе установления причин, породивших это явление; закрепляют и периодически осмысливают сформированные понятия в различных контекстах учебного материала.
Изучение философии предполагает формирование у студентов основ философского мировоззрения, умения выдвигать аргументы и обосновывать собственную позицию на мир, место человека в нем, развития их интеллектуальных и познавательных способностей, свободного мышления, поиска Истины. Образование средствами философии способствует осознанию студентами сущности явлений материального мира, формированию у них коммуникативной, социокультурной компетенции.
К основным задачам обучения философии относятся следующие:
· Формирование представлений об основных понятиях философии, умения распознавать и определять их в различных контекстах;
· Формирование умений обоснованно аргументировать собственную позицию;
· Развитие навыков работы с философскими источниками;
· Формирование навыков написания философских рефератов, творческих работ;
· Развитие умения вести дискуссию, моделировать типичные жизненные ситуаций.
Изучение дисциплины «Основы философии» предполагает тесное междисциплинарное взаимодействие с такими дисциплинами, как: «Основы социологии и политологии», «Основы права», «Социальная психология», «Основы экономики», «Мировая художественная культура», а также непосредственную взаимосвязь со всеми дисциплинами, изучаемыми в техникуме.
Структура учебной дисциплины включает в себя разделы: «Великие философы мира», «Философия как учение о мире и бытии», «Человек – как главная философская проблема».
При выборе структуры и содержания методического пособия учитывались те изменения, которые происходят в нашей стране и которые поставили выпускников средних учебных заведений перед необходимостью овладения основами философских знаний.
Во-первых, развитие прямых международных связей и научного сотрудничества делает необходимым изучение мировых философских концепций в различные эпохи развития человеческой цивилизации, в том числе и основных философских направлений западной мысли ХIX-XX в.в, которые не были включены в программу в советское время.
Во-вторых, изменения в социально-экономической, политической, культурной жизни современной России требуют новых подходов к формированию мировоззрения молодого человека: развитие активного, творческого мышления, личности, умеющей адаптироваться в нестандартных жизненных ситуациях
В соответствии с государственными требованиями к уровню выпускника по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в результате изучения дисциплины «Основы философии»
Выпускник должен
Иметь представление:
· О философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе;
· О соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
· О роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах познания, о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
· Об условиях формирования личности, ее свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.
Знать:
· Основные философские термины, распознавать и правильно определять их в различных контекстах;
· Основные этапы развития философии, их особенности;
· Важнейших представителей философской мысли, основы их мировоззрения;
· Специфику философского понимания человека, общества;
· Глобальные проблемы современности и пути их решения;
· Нравственные нормы регулирования людей в обществе.
Уметь:
· Выделять из источника основные идеи главных философских направлений;
· Описывать изучаемый объект, изучать общественные явления на конкретных примерах и теоретически;
· Сравнивать различные точки зрения, аргументировать позиции их авторов;
· Участвовать в дискуссии, выдвигать аргументы и обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к другим взглядам;
· Моделировать типичные ситуации, связанные с изучением общества и человека, с целью выработки практических умений адаптации выпускника среднего профессионального звена в коллективе.
В содержании дисциплины «Основы философии» по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям, а также контрольные вопросы для повторения и обсуждения, которые могут быть рассмотрены на аудиторных занятиях и самостоятельно студентами при написании контрольной работы и подготовке к экзамену.
В соответствии с учебным рабочим планом по окончании изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация в форме
Экзамена, к которому студенты допускаются при условии успешного написания контрольной работы.
Содержание учебной дисциплины
Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение.
Студент должен
Иметь представление:
· об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;
· об общих предпосылках возникновения философии;
· о специфике историко-философского процесса;
· о единстве и взаимосвязи всех философских явлений.
Знать:
· мировоззрение, его сущность;
· предмет философии, ее формы;
· основной вопрос философии;
· структуру, функции философии.
Уметь:
· анализировать структуру мировоззрения;
· сравнивать позиции материалистов и идеалистов по основному вопросу философии.
Мировоззрение, его роль в жизни человека. Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, обыденное, художественное философское. Типы мировоззрения: чувственно-образное, рациональное, понятийно-знаковое, идеалистическое, материалистическое, монистическое, дуалистическое, плюралистическое. Структура мировоззрения знания, принципы, духовные ценности Функции мировоззрения: познавательная, оценочно-ориентационная, духовно-практическая. Философия – теоретическое ядро мировоззрения. Структура философии: онтология, герменевтика, антропология, гносеология, этика, аксиология. Функции философии. Методы философских исследований.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое «философия», каковы ее цель и предназначение?
2. С постановки каких проблем начинается философия?
3. Что является предметом философского исследования?
4. Что входит в структуру философии?
5. Охарактеризуйте функции философии.
6.В чем сущность Основного вопроса философии?
7. В чем различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности?
8. Какова структура мировоззрения?
9. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?
10.Какие методы относятся к универсальным теоретическим методам познания?
11. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?
Великие философы мира.
1.1.Философия Древнего Востока.
Студент должен:
Иметь представление:
· о проблемах индийской и китайской философии, о специфике осмысления бытия восточными цивилизациями.
Знать:
· индуистскую и конфуцианскую картины мира.
Уметь:
· выделять в данных концепциях элементы мифологии.
· Лао-Цзы. Конфуций и основные идеи его философии. Дао, даосизм. Будда, буддизм. Учение о четырех благородных истинах. Нирвана как идеальное состояние личности.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока?
2.Назовите основные направления и школы древнеиндийской философии.
3.Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?
4. Назовите основные заповеди буддизма.
5. Каково значение «Книги перемен» для формирования философии Древнего Китая?
6. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?
7. В чем состоят основные положения философии даосизма? Как следует понимать «недеяние» в этой философии?
8. Назовите основные положения философии Конфуция. Каково значение и роль ритуала в его учении?
9. Видите ли вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?
1.2.Античная философия: гармония мира, человека и разума.
Студент должен
Иметь представление:
· о космоцентризме в натурфилософии;
· о нравственно-этических идеалах античной философии.
Знать:
· особенности античной философии;
· решение вопроса о первооснове бытия, первоначале мира.
Уметь:
· сравнивать концепции Платона, Аристотеля, Сократа.
Философия природы, космоцентризм, натурфилософия, учение о бытии и его первоосновы (Фалес, Гераклит, Пифагор, Демокрит). Сократ, Платон, Аристотель – первые учителя европейской цивилизации. Киники, эпикурейцы, стоики и проблема поиска мудрости жизни. Диоген и его поиски человека. Эпикур.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем отличие философии от мифологии?
2.С постановки каких проблем начинается философия?
3.Назовите известные Вам древнегреческиешколы и направления.
4. В чем различие натурфилософии и антропологической философии?
5. Какая философская проблема была поставлена представителями Милетской школы?
6. Какой вопрос был центральным в учении античных философов до Сократа?
7.В чем главная особенность классической философии?
8. Что Выможете сказать о диалектике Гераклита?
9. Что такое бытие в философии Парменида?
10. Выразите суть апорий Зенона.
11. Что, на Ваш взгляд, позволяет понять в «устройстве» мира принцип атомизма?
12. Кто такие софисты? Что характерно для их взглядов?
13. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии?
14. В чем суть теории идей Платона?
15. Чем определяется сущность вещи с точки зрения Аристотеля?
16. Назовите основные философские школы периода эллинизма.
17. Кто такие киники? Каковы их взгляды?
18. Кто такие стоики? В чем суть их этического учения?
19. Каким Вам представляется место античной мысли в мировой философской культуре?
1.3. Средневековая философия I-XV вв. Проблемы соотношения разума и веры.
Студент должен
Иметь представление:
· о патристике, ее идеях и познавательном значении,
· о схоластике, реализме и номинализме.
Знать:
· особенности средневековой философии,
· о соотношении разума и веры
Уметь:
· объяснять, каким образом соотносятся знания и вера в средневековой философии
Основные этапы средневековой философии. Патристика. Василий Великий, Августин Блаженный – крупнейшие представители патристики. Схоластика. Строение мира в теологии. Фома Аквинский. Проблемы номинализма и реализма.
Вопросы для самоконтроля
1.Каковы характерные особенности философии средневековья?
2. Назовите основные этапы философии средневековья и их характеристики.
3. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?
4.Как решалась в философии Фомы Аквинского проблема соотношения веры и знания ?
5. Каковы основные доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского?
6. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?
От философии Средневековья к философии Нового времени.
Студент должен
Иметь представление:
· об основных направлениях философии Эпохи Возрождения, Просвещения, Нового времени: антропоцентризме, пантеизме, гуманизме, эмпиризме, рационализме, агностицизме.
Знать:
· гносеологические концепции Ф. Бэкона и Р. Декарта;
· сущность теории «естественного права» и общественного договора.
Уметь:
· давать оценку теориям естественного права, общественного договора с позиций формирования правового государства.
Место человека в мире, его свобода, судьба. Идеи идеального государства в трудах Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Н. Макиавелли о государстве и политике, человеке толпы. Знания о природе в трудах Н. Коперника, Г. Галилея, Д. Бруно. Пантеизм Н. Кузанского. Ф. Бэкон. Р. Декарт. Г Лейбниц. Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье о теории общественного права и общественного договора.
Вопросы для самоконтроля
1. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?
2. Каковы главные особенности философии эпохи Возрождения?
3. Назовите основные положения политической теории Н. Макиавелли.
4. В чем состоит открытие Н.Коперника и какова его роль в развитии философской мысли?
5.Охарактеризуйте натурфилософию Н. Кузанского и Дж.Бруно.
5. На каком основании 17 век называют «веком гениев»?
6. Назовите сторонников эмпирического и рационалистического методов познания. В чем суть этих методов?
7. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?
8. В чем суть теорий общественного договора Ж.Ж. Руссо и естественного права Д. Локка?
9. Назовите представителей французского, английского, немецкого Просвещения. Какова главная парадигма их учений?
Немецкая классическая философия
Студент должен
Иметь представление:
· о месте немецкой классики в мировой философии;
· о диалектической и метафизической концепции развития.
Знать:
· основные идеи философии И. Канта, объективного идеализма Ф. Гегеля;
· понятие закона, законы диалектики;
· сущность основных идей социальной диалектики марксизма
Уметь:
· интерпретировать законы диалектики Гегеля, приводить примеры их проявления из различных областей знания.
И. Кант. Учение о чувствах, рассудке, разуме, морали, свободе, бессмертии, нравственных основах поведения человека. Гегель и его система философского идеализма. Абсолютная идея и Мировой разум. Законы диалектики. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Философия марксизма.
Вопросы для самоконтроля
1. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.
2. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов.
3.Определите, в чем заключается принципиальная новизна философских идей Г.Гегеля?
4. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?
5. Какой закон является «ядром» диалектики и почему?
6. Какой закон раскрывает механизм развития?
7. В чем заключается спиралевидный механизм развития?
8 Что такое «скачок» в развитии?
9. Раскройте особенности антропологического материализма Фейербаха ?
10.В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу?
11.Каковы теоретические предпосылки марксистской философии?
12. Как решаются в марксистской философии проблемы материи, движения, пространства, времени?
13. Дайте характеристику основных идей социальной диалектики марксизма.
Философия XX в. Современная западная философия.
Студент должен
Иметь представление:
· о сущности иррациональной философии, мистических представлениях о мире, о философии, разумности.
Знать:
· основные направления западной философии XX столетия
· новые подходы к пониманию мира, общества, мышления.
Уметь:
· характеризовать основные направления западной философии XX столетия, дать нравственную оценку их влияния на развитие исторических процессов.
Особенности XX столетия – века социальных катастроф. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Леонтьев – пророки будущих катастроф. Сущность иррационализма. Ф. Ницше о воли к власти, идея сверхчеловека, А. Бергсон об интуитивизме, З. Фрейд о сознательном и бессознательном в поведении человека. Позитивизм и неопозитивизм. Ж. Сартр, К. Ясперс об экзистенциализме. Тенденции и перспективы развития современной философии.
Вопросы для самоконтроля
1.Назовите наиболее характерные особенности современной западной философии.
2. Назовите философские течения постклассической европейской философии и их представителей.
3.Охарактеризуйте основные концепции современного позитивизма.
4. Раскройте содержание экзистенциализма как философии существования человека.
5. В какой степени вы принимаете прославление Ницше сверхчеловека?
6. Прочитайте афоризмы Ницше, выберите наиболее заинтересовавшие вас.
Развитие философии в России. Проблема всеединства, богочеловечества.
Студент должен
Иметь представление:
- о русской религиозной философии XIX-XX в.в;
- о размышлениях русских философов о судьбах России: от теории «Третьего Рима» до концепции «евразийства»;
- о взглядах западников и славянофилов;
- о русском космизме;
- об осмыслении мировой и русской философии на современном этапе.
Знать:
· о зарождении русской философии, ее корнях и особенностях;
· о важнейших течениях в философии XIX-XX в.в;
· основные идеи философии советского периода и современного этапа.
Уметь:
· работать с философскими источниками (отрывками из произведений русских философов);
· высказывать суждения о христианской ценности идей русской религиозной философии для обновления и очищения сознания современного человека.
Специфика русской философии, ее основные формы и исторические этапы. Славянофилы и западники о путях развития России. Л.Н Толстой и Ф.М. Достоевский о философии непротивления и философии свободы. Н. Бердяев: философия свободы и творчества. Идеи И. Ильина, П. Флоренского, А. Солженицына, И. Глазунова о судьбах России. Философия советского периода (1917-1991). Философия русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский).
Вопросы для самоконтроля
1. В чем отличие русской философии от философии европейской?
2. Назовите основные этапы развития русской философии, их особенности, представителей.
3.Раскройте философско-политический смысл доктрины «Москва-третий Рим».
4.В чем заключаются духовные предпосылки появления славянофильства и западничества как течений общественной мысли в России?
5. Раскройте своеобразие философских воззрений славянофилов.
6.Охарактеризуйте основные направления российского западничества.
7.Раскройте содержание философии русского почвенничества.
8.Каковы отличительные черты русского консерватизма?
9.Дайте характеристику основных идей философии русского космизма.
10.В чем заключается сущность философии всеединства.
11.Назовите основные направления и представителей русской религиозно-идеалистической философии первой половины 20 в., дайте характеристику их идейных истоков.
12.Как решаются проблемы религии, человека и судеб России в русской религиозно-идеалистической философии первой половины 20 в.
13. Какой вклад внесла русская философия в общемировую?
Виды самостоятельной работы студентов: подготовка рефератов, составление таблиц, работа со словарем, конспектирование текста учебника.
Философия как учение о мире и бытии.
Философское осмысление бытия (онтология).
Студент должен
Иметь представление:
· О проблемах бытия в истории философии;
· о проблемах материи в истории философии:
· о проблемах субстанции в философии.
Знать:
· понятие «бытие», его смысл и познавательное значение;
· понятие материи;
· понятие движения;
· пространство и время;
· уровни организации материи.
Уметь:
· анализировать и приводить примеры различных категорий бытия;
· приводить примеры уровней организации материи.
Бытие как смысл существующего. Бытие и существование, единичное и множественное, целое и часть, порядок и хаос, закономерность, случайность, причинность и необходимость, содержание и форма, количество и качество. Основополагающие категории человеческого бытия: свобода, творчество, любовь, добро. Развитие представлений о материи. Строение материи (вещество и поле). Структурные уровни материи (вещество и поле). Движение материи. Ф. Энгельс о формах движения материи. Современная наука о формах движения материи. Пространство и время. Многомерность пространства и времени.
Вопросы для самоконтроля
1. Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?
2.Охарактеризуйте виды бытия и приведите примеры.
3.Раскройте смысл основополагающих категорий человеческого бытия.
4. Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»?
5. Вспомните, как шло формирование научного философского понятия материи?
6. Назовите основные формы движения материи. В чем состоит их качественная специфика и взаимосвязь?
7.Движение материи несотворимо и неуничтожимо? А какова Ваша точка зрения на этот тезис? Сможете ли Вы убедить своих оппонентов в истинности собственной точки зрения, насколько она философски доказательна?
8. Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга? Покажите, что движение материи невозможно без относительного покоя и временных состояния равновесия?
2.2.Сознание человека – высшая ступень развития жизни.
Студент должен
Иметь представление:
· об истории развития представлений о сознании
Знать:
· сущность сознания;
· Формы проявления сознания.
Уметь:
· объяснять взаимосвязь между сознанием, мышлением и языком, приводить примеры проявления различных форм сознания в обществе.
Сознание, природные предпосылки, возникновение, основные черты и характеристики, сознания. Сознание как функция головного мозга. Сознание и язык. Язык и мышление. Формы проявления сознания (политическое, правовое, обыденное, духовное, научное). Функции сознания. З.Фрейд о сознательном и бессознательном.
Вопросы для самоконтроля
1 Перечислить формы отражения в неорганической природе и биологические формы отражения.
2. Перечислите основные характеристики сознания.
3. В чем состоит роль труда при становлении специфически человеческой формы отражения — сознания.
4. Значение языка в становлении и функционировании сознания.
5. Как связаны сознание и мозг.
6. В чем состоит сущность основных идей З. Фрейда?
7. В чем суть проблем «диалога» человека и компьютерных систем?
Учение о познании (гносеология).
Студент должен
Иметь представление:
· о проблеме познаваемости мира.
Знать:
· структуру, формы и методы познания.
Уметь:
· сравнивать различные точки зрения на познаваемость мира, аргументировать позиции их авторов, приводить примеры многообразия форм человеческого знания.
Проблемы природы познания и его возможностей. Субъект и объект познания. Структура и формы познания: чувственное познание и его формы; рациональное познание и его формы. Рационализм, иррационализм. Роль практики в процессе познания. Проблемы познаваемости в философии. Герменевтика и аксиология в процессе познания. Научное познание и его методы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое гносеология и какие проблемы она изучает?
2. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?
3.Назовите виды познания. Как соотносятся между собой чувственное, эмпирическое и теоретическое.
4. Что такое истина? Виды истины.
5.Какова роль практики в процессе познания?
6. В чем различие между заблуждением и ложью?
7. Перечислите формы научного познания.
Виды самостоятельной работы студентов: работа со словарем и справочниками, составление таблиц, написание рефератов, подготовка сообщений.
Человек как главная философская проблема.
Понятие человека в истории философии.
Студент должен
Иметь представление:
· о месте человека в истории философии;
· о наборе социальных ролей.
Знать:
· о происхождении человека;
· специфику философского понимания человека;
· понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
Уметь:
· Объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Биологическая специфика человека. Биологическая специфика человека. Внешний мир и социальная среда в формировании человека как биологического вида. Понятие человека в истории философии: человек в системе конфуцианства, человек как мера всех вещей в софистике; нравственность как определяющая характеристика человека в учении Сократа; идея сверхчеловека в системе Ницше, Богочеловек в учении Соловьева, представление о человеке в экзистенционализме. Индивид, личность, индивидуальность.
Вопросы для самоконтроля
1.Охарактеризуйте концепции человека в истории философии (Древний мир, Средневековье, Новое время, 20 век).
2. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?
3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу социобиологов или же против нее?
4.Раскройте смысл понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
3.2.Основополагающие категории человеческого бытия.
Студент должен
Иметь представление:
· о взаимосвязи и взаимозависимости категорий человеческого бытия;
· о свободе личности, ее ответственности за сохранение жизни.
Должен знать:
· основополагающие категории человеческого бытия;
· философское понимание свободы;
· об отношении философии к поискам смысла жизни.
Уметь:
· объяснять философский смысл основополагающих категории человеческого бытия, приводить примеры их форм проявления в реальной жизни.
Свобода. Внешняя и внутренняя свобода. Свобода и ответственность. Свобода воли и проблема зла. Свобода и творчество. Закон и свобода. Творчество. Многообразие форм творчества. Гениальность как целостное качество человеческой личности. Таланты и гении. Любовь как путь реализации личности. Счастье как состояние внутренней удовлетворенности условиями бытия, полнотой и осмысленностью жизни.
Вопросы для самоконтроля
1.Перечислите основополагающие категории человеческого бытия.
2.Каковы главные ценности в практической, чувственно-эстетической и научной сферах жизнедеятельности человека?
3. Назовите свой вариант из пяти добродетелей.
4.Как понимал свободу Н.А. Бердяев? Как понимаете ее вы?
5.Как менялись представления об идеалах добра в различные исторические эпохи?
6.Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?
7. Чем отличается гений от таланта, а талант от рядового человека? Приведите конкретные примеры на этот счет.
3.3. Человек и история. Философия истории.
Студент должен
Иметь представление:
· изменении взглядов на проблему человека на протяжении истории.
· Знать:
· современные концепции исторического развития;
· понятие цивилизации;
· понятие формации.
Уметь:
· объяснять сущность цивилизационного и формационного подходов к изучению общества, выделять их отличительные черты;
· высказывать и аргументировать свою точку зрения на проблему общественного прогресса и место человека в нем.
Историко-философские теории человечества. Исторический процесс. Закономерность, случайность, судьба в историческом процессе. Проблема социального эксперимента. Эволюция и революция в истории. Концепции исторического развития. Концепция однолинейного развития (К. Маркс, У. Ростоу), многолинейного развития (М. Вебер, К. Ясперс), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби). Законы истории и сознательно свободная деятельность людей.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое общественно-исторический процесс?
2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное сознательное в истории?
3. Что такое фатализм и волюнтаризм?
4. Что такое прогресс в истории?
5.Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития на истории человечества, цивилизаций, этносов.
6.Что такое цивилизация? Перечислите известные вам цивилизации.
7.Дайте сравнительную характеристику формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.
8.Как была выработана линейная концепция развития общества?
9. Каковы характерные особенности нелинейной концепции развития общества?
10. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей, истории и не обращают внимание на роль в ней каждой личности из ста?
Человек и общество.
Студент должен
Иметь представление:
· о развитии философских взглядов на общество.
Знать:
· Понятие общества его признаки и особенности;
· Сферы общества.
Уметь:
· давать характеристику каждой из сфер жизни общества.
Общество как совокупность общественных отношений. Учение об обществе в работах О. Конта, М. Вебера, Н. Данилевского, П. Сорокина. Общество как система. Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Основные формы общности человека (семья род, племя, этнонациональные общности, сословия, касты, классы, государство) и их роль в формировании, проявлении и развитии сущностных сил человеческого бытия.
Вопросы для самоконтроля
1.Как изменялись представления об обществе на различных этапах развития философской мысли?
2.Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе.
3. Выделите основные сферы общества? Какими науками они изучаются?
4.Как соотносятся друг с другом человек и общество?
5.Каковы критерии прогресса в различных сферах жизни общества? Существует ли единственный критерий прогресса?
Человек и культура.
Студент должен
Иметь представление:
· о проблемах развития духовной культуры в современной России;
· об истории возникновения вопроса о нравственности, патриотизме.
Знать:
· понятие культуры, социальных функций культуры;
· о роли науки и образования в жизни общества;
· нравственные нормы человеческого бытия.
Уметь:
Характеризовать многообразие форм культурной жизни, высказывать и обосновывать собственную позицию на развитие молодежной культуры в России и за рубежом.
Понятие культуры. Роль и смысл культуры в истории философии. Культура и цивилизация. Восток и Запад как цивилизационные типы.
Внутренняя и внешняя культура. Массовая и элитарная культура.
Материальная и духовная культура. Функции культуры. Основные виды духовной культуры. Искусство, его основные виды и функции. Наука как особая сфера культуры.
Вопросы для самоконтроля
1 Что такое культура?
2.Дайте характеристику основным типам и видам культуры.
3. Назовите основное отличие культуры от цивилизации.
4 Чем отличается биологическое наследование от социального?
5 Чем отличается свобода от произвола?
6. Какова структура творческой деятельности?
7 Чем отличается практика от опыта?
8 Что такое духовность?
9 Может ли быть творчество в условиях несвободы?
10.Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы.
11.В чем видят исследователи особенность российской культуры и цивилизации?
Человек и религия.
Студент должен
Иметь представление:
· о формировании основ религиозного мировоззрения, трех мировых религий.
Знать:
· основные черты буддизма, христианства, ислама.
Уметь:
· понимать взаимосвязь религии и нравственности, высказывать собственную позицию по вопросу о свободе совести в современном мире.
Религия как феномен человеческой культуры. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм, теизм, деизм, пантеизм, атеизм. Роль религии и церкви в истории. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Религия и церковь. Философия и религия: смирение и бунт. Религия как форма духовного единства.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие функции выполняет религия в обществе?
2. Какие этапы прошла в своем развитии религия?
3.Перечислите современные мировые религии.
4.Выделите общие черты мировых религий.
5.Как вы понимаете свободу совести?
Философские проблемы современной цивилизации. Роль философии в решении глобальных проблем
Студент должен
Иметь представление:
· о позициях западной и русской философии по проблеме кризиса человека и общества и путях выхода из него.
Знать:
· глобальные проблемы современности.
Уметь:
· высказывать и аргументировать свою позицию по глобальным проблемам современности и путям их решения в современном мире.
Западная философия о конфликте между человеком и обществом. З, Фрейд об агрессивности. Э. Фромм о «злокачественной агрессии», разрушении мира. Ясперс о кризисе природного человека. Глобальные проблемы современности: ядерного разоружения, недопущения насилия и войн, экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая. Роль философии в решении глобальных проблем.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие исследования проводились Римским клубом?
2. Перечислите глобальные проблемы современности. Как они связаны между собой?
3.Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему?
4. Какие проблемы современного мира являются предметом философского анализа?
5. Какое место принадлежит философии в личностном развитии человека?
6.Какие экологические ценности необходимы обществу для формирования экологической культуры?
Виды самостоятельной работы студентов: конспектирование учебника, работа со словарем и справочниками, подготовка рефератов и сообщений, составление таблиц.
Задания на контрольную работу
Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице вариантов контрольной работы.
Таблица вариантов контрольной работы
Номер варианта | Последние цифры шифра | Последние Цифры Шифра |
26 76 | 01 51 | |
27 77 | 02 52 | |
28 78 | 03 53 | |
29 79 | 04 54 | |
30 80 | 05 55 | |
31 81 | 06 56 | |
32 82 | 07 57 | |
33 83 | 08 58 | |
34 84 | 09 59 | |
35 85 | 10 60 | |
36 86 | 11 61 | |
37 87 | 12 62 | |
38 88 | 13 63 | |
39 89 | 14 64 | |
40 90 | 15 65 | |
41 91 | 16 66 | |
42 92 | 17 67 | |
43 93 | 18 68 | |
44 94 | 19 69 | |
45 95 | 20 70 | |
46 96 | 21 71 | |
47 97 | 22 72 | |
48 98 | 23 73 | |
49 99 | 24 74 | |
50 100 | 25 75 |
Вопросы контрольной работы
Вариант 1
1. Взаимосвязь философии и науки.
2. Античная натурфилософия (характеристика основных школ, представителей, их идей)
Литература
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах, М.: «Высшая школа», 2004.
2. Алексеев П.В. Социальная философия, М.: «Проспект», 2004.
3. Алексеев П.В. Философия, М.: «Проспект», 2003.
4. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия, М.: «МГУ», 1993.
5. Волков Г.В. У колыбели науки, М.:»Молодая гвардия», 1971.
6. Киссиди Ф.Х. От мифа к логосу, М.: «Мысль», 1972.
7. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
Вариант 2
1. Функции философии, их специфика.
2. Идеи Богочеловечества и «всеединства» в философии В.С. Соловьева.
Литература
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах, М.: «Высшая школа», 2004.
2. Алексеев П.В. Социальная философия, М.: «Проспект», 2004.
3. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
4. История русской философии. Учебник для вузов, под ред. Маслина М.А., М.: «Республика», 2001.
5. Лосский Н.О. История русской философии. М.: ??????????????????
6. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия, М.: «Культура и спорт», 1998.
7. Невлева И.М. Русская философия, М.: «РДЛ», 2000.
8. Янин И. Из русской мысли о России, Калининград ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.
Вариант 3
1.Мировоззрение, его сущность, структура, типы.
2.. Античная философия периода эллинизма. (киники, скептики, стоики, эпикурейцы, неоплатонизм).
Литература
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах, М.: «Высшая школа», 2004.
2. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
3. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
4. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах, М.: «Высшая школа», 2004.
5. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия, М.: «МГУ», 1993.
6. Волков Г.В. У колыбели науки, М.:»Молодая гвардия», 1971.
7. Киссиди Ф.Х. От мифа к логосу, М.: «Мысль», 1972.
8. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
9. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
Вариант 4
1.Смысл и предназначение философской категории «бытие». Виды бытия.
2. Конфуций и его мировоззрение.
Литература
1. Философия. Справочник студента, под ред. Кириленко, М.: «АСТ», 2002.
2. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах, М.: «Высшая школа», 2004.
3. Алексеев П.В. Философия, М.: «Проспект», 2003.
4. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005.
5. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
6. Нилс Гильс, Гуннар Скирбекк История философии. Учебное пособие. М.: «Владос», 2003.
7. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
Вариант 5
1. Способы умственной деятельности человека. Рассудок, разум, ум, мудрость.
2. Формационная теория развития общества К. Маркса.
Литература
1. Войтов А.Г. Самоучитель мышления, М.: «Маркетинг», 1999.
2. Гриненко Г.В. История философии, М.: 2005.
3. Нилс Гильс, Гуннар Скирбекк История философии. Учебное пособие. М.: «Владос», 2003.
4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия, М.: «Культура и спорт», 1998.
5. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
6. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы, Мн.: «ТетраСистемс», 2001.
Вариант 6
1. Материя, ее всеобщее свойство и способы существования.
2. Прагматизм (сущность, характеристика взглядов одного из представителей )
Литература
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах, М.: «Высшая школа», 2004.
2. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия, М.: «Политическая литература», 1977.
3. Гриненко Г.В. История философии, М.: 2005
4. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
5. Философия: Справочник студента, под ред. Кириленко, М.: «Слово»,2002.
Вариант 7
1. Сущность Основного вопроса философии.
2. Буддизм и его нравственные ценности.
Литература
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах, М.: «Высшая школа», 2004.
2. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
3. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005.
4. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
Вариант 8
1. Соотношение биологического и социального в человеке.
2. Позитивизм (сущность, характеристика взглядов одного из представителей).
Литература
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах, М.: «Высшая школа», 2004.
2. Богомолов А.С. «Современная буржуазная философия и религия, М.: «Политическая литература», 1977.
3. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005.
4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия, М.: «Культура и спорт», 1998.
5. Это человек: Антология, под ред. Гуревича П.С., М.: «Высшая школа», 1995.
6. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
Вариант 9
1. 1.Развитие представлений о человеке в истории философии.
2. 2.В чем особенности понимания цивилизации в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А.Тойнби?
Литература
1. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
2. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия, М.: «Культура и спорт», 1998.
3. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
4. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы, Мн.: «ТетраСистемс», 2001.
5. Это человек: Антология, под ред. Гуревича П.С., М.: «Высшая школа», 1995.
Вариант 10
1.Роль прогресса в развитии общества, личности и свободы.
2.Размышления о судьбах России:: Философско-политический смысл доктрины «Москва – третий Рим» и ее современное значение .
Литература
1. Алексеев П.В. Социальная философия, М.: «Проспект», 2004.
2. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы, Мн.: «ТетраСистемс», 2001.
3. История русской философии. Учебник для вузов, под ред. Маслина М.А., М.: «Республика», 2001
4. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
5. Невлева И.М. Русская философия: Учебное пособие. М.: «РДЛ», 2000.
Вариант 11
1. Научное познание мира, его структура, формы и методы.
2. Платон и Аристотель – систематизаторы античной философии.
Литература
1. Волков Г.В. У колыбели науки, М.:»Молодая гвардия», 1971.
2. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005.
3. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия, М.: «МГУ», 1993
4. Радугин. Философия,. Курс лекций; М.: «Владос», 1995.
5. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
6. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
Вариант 12
1. Взаимосвязь философии и религии.
2. Философия о глобальных проблемах современности и путях их решения.
Литература
1. Алексеев П.В. Социальная философия, М.: «Проспект», 2004.
2. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
3. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
4. Философия: Справочник студента, под ред. Кириленко, М.: «Слово»,2002.
5. Философия: Конспект лекций, под ред. Трушкова В.В., М: «Былина», 2001.
Вариант 13
1. Основополагающие категории человеческого бытия: свобода, творчество, любовь, добро.
2. Западничество и славянофильство – направления русской философской мысли.
Литература
1. Балашов Л.Е. Практическая философия, М.: « МЗ Пресс», 2001.
2. Философия: Энциклопедический словарь, М.: «Гардарики», 2004.
3. История русской философии. Учебник для вузов, под ред. Маслина М.А., М.: «Республика», 2001.
4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: ??????????????????????
5. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия, М.: «Культура и спорт», 1998.
6. Невлева И.М. Русская философия, М.: «РДЛ», 2000.
7. Янин И. Из русской мысли о России, Калининград ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.
8. Радугин. Философия,. Курс лекций; М.: «Владос», 1995.
Вариант 14
1. В чем заключается суть принципа всеобщей связи?
2. Соотношение сознательного и бессознательного в поведении человека. Психоанализ 3. Фрейда.
Литература
1. Балашов Л.Е. Практическая философия, М.: « МЗ Пресс», 2001.
2. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005.
3. Нилс Гильс, Гуннар Скирбекк История философии. Учебное пособие. М.: «Владос», 2003
4. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
5. Радугин. Философия,. Курс лекций; М.: «Владос», 1995.
6. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия, М.: «Культура и спорт», 1998.
7. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы, Мн.: «Тетра Системс», 2001.
Вариант 15
1. Природа как объект философского анализа.
2. Проблема свободы в философии Н.А. Бердяева.
Литература
1. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
2. Философия: Справочник студента, под ред. Кириленко, М.: «Слово»,2002.
3. История русской философии. Учебник для вузов, под ред. Маслина М.А., М.: «Республика», 2001.
4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: ??????????????????????
5. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия, М.: «Культура и спорт», 1998.
6. Невлева И.М. Русская философия, М.: «РДЛ», 2000.
7. Янин И. Из русской мысли о России, Калининград ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.
Вариант 16
1.Диалектика как система теоретического знания. Законы диалектики Гегеля.
2.Философия Ф. Ницше.
Литература
1. Дворцов А.Т. Гегель, М.:»Наука», 1972.
2. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Учебник. М.: «Высшая школа», 2003.
4. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы, Мн.: «Тетра Системс», 2001.
5. Радугин. Философия,. Курс лекций; М.: «Владос», 1995.
Вариант 17
1. Закономерное, случайное и стихийное в истории.
2.Система объективного идеализма Г. В. Ф. Гегеля.
Литература
1. Войтов А.Г. Самоучитель мышления, М.: «Маркетинг», 1999.
2. Дворцов А.Т. Гегель, М.:»Наука», 1972.
3. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Учебник. М.: «Высшая школа», 2003.
5. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
6. Философия: Энциклопедический словарь, М.: «Гардарики», 2004.
Вариант 18
1. Философия о сущности и признаках общества. Типы обществ.
2. Проблема соотношения веры и разума в философии Ф. Аквинского и А. Блаженного.
Литература
1. Алексеев П.В. Социальная философия, М.: «Проспект», 2004.
2. Алексеев П.В. Философия, М.: «Проспект», 2003.
3. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
4. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
5. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
6. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
Вариант 19
1. Различия цивилизационных типов Востока и Запада.
2. И. Кант. Учение о чувствах, рассудке и разуме. Нравственные основы поведения человека.
Литература
1. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Учебник. М.: «Высшая школа», 2003.
3. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы, Мн.: «Тетра Системс», 2001.
4. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
5. Философия: Конспект лекций, под ред. Трушкова В.В., М: «Былина», 2001.
6. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
Вариант 20
1. Роль практики в процессе познания мира.
2. Сущность индуктивного метода Ф. Бекона и дедуктивного метода Р. Декарта.
Литература
1. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
2. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
3. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
4. Балашов Л.Е. Практическая философия, М.: « МЗ Пресс», 2001.
5. Философия: Справочник студента, под ред. Кириленко, М.: «Слово»,2002.
Вариант 21
1. Основные категории философии. (единичное и общее, причина, и следствие, необходимость и случайность, форма, содержание, возможность и действительность)
2. Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка.
Литература
1. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
2. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
3. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы, Мн.: «Тетра Системс», 2001.
4. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
5. Философия: Энциклопедический словарь, М.: «Гардарики», 2004.
Вариант 22
1. Учение о познании. Проблема познаваемости мира.
2. Теория общественного договора Ж.Ж. Руссо и общественно-правовой идеал Просвещения.
Литература
1. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
2. Нилс Гильс, Гуннар Скирбекк История философии. Учебное пособие. М.: «Владос», 2003.
3. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
4. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
5. Философия: Энциклопедический словарь, М.: «Гардарики», 2004.
Вариант 23
1. В чем смысл философского понимания сознания?
2. Философия русского космизма (Н.Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А.Чижевский.)
Литература
1. Войтов А.Г. Самоучитель мышления, М.: «Маркетинг», 1999.
2. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
3. Невлева И.М. Русская философия, М.: «РДЛ», 2000.
4. История русской философии. Учебник для вузов, под ред. Маслина М.А., М.: «Республика», 2001.
5. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
6. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
Вариант 24
1. Классификация ценностей в философии. Духовные ценности человека.
2. Понятие веры и поиск «смысла жизни» в философии Л.Н. Толстого.
Литература
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах. М.: «Высшая школа», 2004.
2. Алексеев П.В. Социальная философия, М.: «Проспект», 2004.
3. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999
4. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
5. История русской философии. Учебник для вузов, под ред. Маслина М.А., М.: «Республика», 2001.
Вариант 25
1. Философия культуры. Как связаны между собой понятия «культура» и «цивилизация»?
2. Экзистенциализм. (сущность, характеристика взглядов одного из представителей).
Литература
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах. М.: «Высшая школа», 2004.
2. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия, М.: «Политическая литература», 1977.
3. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
4. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
5. Нилс Гильс, Гуннар Скирбекк История философии. Учебное пособие. М.: «Владос», 2003.
6. Философия: Справочник студента, под ред. Кириленко, М.: «Слово»,2002.
Методические указания по выполнению
Контрольной работы
Контрольная работа выполняется студентом-заочником в межсессионный период.
Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов. Содержание охватывает материал 3 основных разделов курса : «Великие философы мира», «Философия как учение о мире и бытии», «Человек – как главная философская проблема».
При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующую последовательность:
1.Ознакомиться с заданием, найти соответствующий раздел в содержании учебной дисциплины, лекционных материалах.
8. Изучить предлагаемый преподавателем список литературы, которая содержится в библиотеке техникума. Студент может не ограничиваться данным списком, а использовать разнообразную литературу по данной теме: монографии, сборники, справочные и периодические издания.
9. Составить и представить сложный план ответа на каждый вопрос контрольной работы.
10. Качество выполнения контрольной работы оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно раскрыто содержание. Изложение должно быть творческим. Студент должен пытаться делать собственные обобщения и выводы. Для иллюстрации теоретических вопросов можно использовать схемы, таблицы, портреты, иллюстрации.
11. Контрольная работа должна быть написана в отдельной тетради или в компьютерном варианте и сдана в установленный срок.
12. В конце контрольной работы необходимо указать использованные источники и литературу, дату написания, поставить подпись. В случае, если контрольная работа не будет зачтена, студент должен сделать работу над ошибками с учетом сделанных рецензентом замечаний и представить ее вновь.
13. Студенты, не написавшие контрольную работу или имеющие «не зачет» по результатам ее проверки, к экзамену не допускаются.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
1. Философия, ее структура и роль в обществе.
2. Мировоззрение, его сущность, структура, формы, типы, функции.
3. Философское мировоззрение, история возникновения философии, ее функции.
4. Философия и религия.
5. Античная» философия, гармония мира человека и разума. Космоцентризм.
6. Проблемы человека, общества, морали в античной
философии (Сократ — Платон — Аристотель).
7 Идеи диалектики в философии Гераклита, Демокрита.
8. Средневековая философия. Проблемы соотношения разума и веры.
9. От философии Средних веков до философии Нового времени (краткий обзор).
10. И. Кант. Учение о чувствах, рассудке и разуме. Нравственные основы поведения человека.
11. Г.В.Ф. Гегель. Диалектика и принцип системности в гегелевской философии.
12. Характерные черты и особенности марксистской философии.
13. Основные исторические этапы развития русской философии 9-19 в.в.
14 Развитие русской философии в 19 в., славянофилы и западники.
15. Русская религиозная философия 19-20 веков (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).
16. Философия в советский период.
17. Современная западная философия (неотомизм, неопозитивизм, экзистенциализм, философия жизни — на выбор студента).
18. Бытие как исходное понятие философии.
19. Материя, ее всеобщие свойства и способы существования.
20. Современная наука о строении и свойствах материи. ’21. Движение — способ существования материи. Основные типы и формы движения, принципы их классификации.
22. Сознание человека — высшая ступень развития жизни.
23. Природа сознания. Соотношение природного и социального, материального и идеального, объективного и субъективного.
24. Сознание и язык, сознание и мышление.
25. Формы проявления сознания, функции сознания.
26. Сознательное и бессознательное в поведении человека (3. Фрейд о психоанализе).
27. Развитие представлений о сознании. Факторы, способствующие развитию сознания.
28. Философская картина мира. Роль науки в познании мира. Проблема познаваемости мира.
29. Структура и формы познания.
30. Взаимосвязь познания и творчества.
31. Роль практики и логики в процессе проверки истинного знания.
32. Уровни научного познания.
33. Знание и его 4 формы.
34. Философское осмысление природы. Живая и неживая природа.
35. Философская теория развития мира. Понятие диалектики в истории философии. Диалектика и метафизика.
36. Законы диалектики.
37 Категории философии как отражение универсальных связей бытия.
38. О биологическом и социальном; телесном и духовном началах в человеке.
39. Понятие человека в истории философии.
40. Человек, личность, индивид, индивидуальность,
41. Человек и Космос. Человек и Бог.
42. Основополагающие категории человеческого бытия:
свобода, творчество, любовь, счастье, смерть, смысл жизни ( на выбор студента).
43. Общество как объект философии, как система.
44. Типология общества.
45. История развития общества.
46. Глобальные проблемы современности, роль философии в решении этих проблем.
47. Культура, ее строение и социальные функции.
48. Проблемы охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте.
49. Нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе.
50. Роль философии в жизни человека.
Литература
Основная учебная литература
1. Спиркин А.Г. Философия, М.: «Гардарики»,1999.
2. Канке В.А. Философия, М.: «Логос», 2001.
Дополнительная учебная литература
1. Алексеев П.В. Социальная философия, М.: «Проспект», 2004.
2. Алексеев П.В. Философия, М.: «Проспект», 2003.
3. Гриненко Г.В. История философии , М.: 2005
4. Ермакова Е.Ф. Философия, М.: «Высшая школа», 2000.
5. История русской философии. Учебник для вузов, под ред. Маслина М.А., М.: «Республика», 2001.
6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Учебник. М.: «Высшая школа», 2003.
7. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия, М.: «Культура и спорт», 1998.
8. Митрошенков О.А. Философия, М.: «Гардарики», 2004.
Учебные и справочные пособия
1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах. М.: «Высшая школа», 2004.
2. Невлева И.М. Русская философия: Учебное пособие. М.: «РДЛ», 2000.
3. Нилс Гильс, Гуннар Скирбекк История философии. Учебное пособие. М.: «Владос», 2003.
4. Краткий философский словарь, под ред. Алексеева, М.: «Владос», 2001.
5. Философский словарь, под ред. Фролова И.Т., М.: «Политическая литература»,1986.
6. Философия: Справочник студента, под ред. Кириленко, М.: «Слово»,2002.
7. Философия: Энциклопедический словарь, М.: «Гардарики», 2004.
Учебно-методическая литература
1. Балашов Л.Е. Практическая философия, М.: « МЗ Пресс», 2001.
2. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия, М.: «Политическая литература», 1977.
3. Войтов А.Г. Самоучитель мышления, М.: «Маркетинг», 1999.
4. Дворцов А.Т. Гегель, М.:»Наука», 1972.
5. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы, Мн.: «Тетра Системс», 2001.
6. Философия: Конспект лекций, под ред. Трушкова В.В., М: «Былина», 2001.
7. Радугин. Философия,. Курс лекций; М.: «Владос», 1995.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..3
Содержание учебной дисциплины………………………………………………6
Задания на контрольную работу………………………………………………..28
Методические указания к выполнению контрольной работы………………….41
Вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену………………………42
Литература……………………………………………………………………….44