Содержание
Содержание
Введение2
І. Эволюция правопонимания3
1.1. Понятие правопонимания3
1.2. Эволюция правопонимания4
II. Основные теории права7
2.1. Психологическая теория права7
2.2.Естественная онцепція права9
2.3. Социологическая теория права11
2.4 Нормативистская теория права16
2.5. Марксистская теория права18
2.6. Сравнительный анализ концепций права20
Заключение25
Список литературы26
Выдержка из текста работы
Теориям возникновения государства всегда уделялось особое внимание. Попытки ответить на вопрос о происхождении государства осуществлялись с глубокой античности, они не прекращались в эпоху Средневековья и получили дальнейшее развитие на современном этапе. И если первые попытки носили характер предположений и гипотез, то сейчас они базируются на исследовании конкретных исторических, археологических и этнографических фактов.
Появление государства, как и рождение ребенка, состоялось, скорее всего, не по воле людей. Именно с его возникновением люди связывали решение тех проблем, которые они не в состоянии были решить самостоятельно, без государства. Это дает основания утверждать, что если сторонники той или иной концепции происхождения государства связывают возникновение государства с определенными обстоятельствами, то, как раз именно для их решения государство и было создано. Иными словами, зная, что привело к возникновению государства, можно понять, какие задачи, в первую очередь, оно может решать, какова его сущность, для чего оно, в конце концов, существует. /5/
Поняв причины возникновения государства можно понять, чего от него следует требовать и ожидать, кому и чем оно обязано возникновению, чьи соответствующие интересы оно исповедует и защищает, что оно может обеспечить тем гражданам, которые способствовали его образованию – то есть благодаря исследованию теории возникновения государства можно глубже понять его суть и задачи как определенного социального и политического института. А поскольку из всего арсенала средств воздействия на общество государство наделено, прежде всего, властно-правовыми полномочиями, то зная цель и задачи государства как определенного правового субъекта, можно понять цели и правомерность государственного воздействия на общественные отношения. А знание этого в свою очередь является важным не только для теории государства и права, но и для всех социальных наук.
Именно сейчас, в третьем тысячелетии, когда государство выступает самостоятельным, полноправным субъектом права, носителем собственных интересов (которые иногда не совпадают с интересами общества) следует вернуться к прошлому и вспомнить, из-за чего возник этот институт и к чему он, в конце концов, имеет тенденцию стремиться. Кроме того, несмотря на ряд конкретных исторических исследований этого процесса, пока не создана общая теория формирования государства, не говоря уже об отдельных моделях развития в различных историко-географических регионах. Иными словами, отсутствует общая теория такого процесса, без которой невозможно и научное осмысление его отдельных форм, причин и механизма становления государства тех или иных народов. И именно поэтому тема данной курсовой работы приобретает сегодня особую актуальность.
Объектом исследования в данной работе станут основные теории происхождения государства и права.
Предметом исследования – социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.
Цель работы – изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.
Задачи — достижение понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства и права.
1 Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории
1.1 Теологическая теория
Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога: ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога. Ибо «священные учения есть… знание, которым обладает бог, а также те, кто удостоен блаженства». /2/
На этом основании многие авторы учебников и пособий по теории государства и права на теологической теории специально не останавливаются. Однако теологическая теория (от гр. theos — бог и logos — учение, то есть богословие, учение о боге) не только предшествовала иным теориям во времени, но так или иначе, хотя бы и в результате противоборства с нею, сказывалась на их формировании и развитии.
Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии (гр. mesos — средний) или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и др.
Колыбелью многих ранних философских, религиозных и иных теорий принято считать Древнюю Грецию. Древнегреческий философ, основатель диалектики и ярый противник демократии — Сократ (469-399 до н.э.) — был казнен (из уважения к закону предпочел побегу чашу с ядом) за «введение новых божеств» и развращение тем самым юношества. Его ученик, потомок знаменитого законодателя Солона, — Аристокл, известный больше под прозвищем Платон (от греч. «широкий»; 427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского — Аристотель (384-322 до н.э.) — также утверждал божественное происхождение государства и права.
Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и «во всем строе мироздания». Оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и нерешенным, не умея естественным путем объяснить их происхождение в них начали усматривать «божественное установление». Вместе с тем, в рассуждениях тех же древних философов находим истоки теории естественного права, поскольку, по мнению Аристотеля, законы, не зависящие от воли людей, не только божественны по своему происхождению, но по своей природе составляют и естественное право людей. Более того, Аристотель само рабство считал естественным состоянием предназначенных для этого людей. /6/
Своего расцвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей».
Основной смысл ее состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога». Два меча получили основатели церкви от Всевышнего. Один вложили в ножны и оставили при себе. Другой вручили государям — вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать подданными и является слугой церкви. Политическая окраска этой концепции очевидна.
Примерно в тот же период средневековья в русле теологической теории получило распространение учение богослова Фомы (Thomas) Аквинского (1225-1274), в более позднее время именуемое томизмом. Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога, в свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх — помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет и безусловную обязательность. /2/ Не случайно поэтому в XVI-XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха. В первой половине XIX века заметным представителем этой теории выступал видный французский политический деятель и католический философ граф Ж. Местр (1753-1821), посланник сардинского короля в Петербурге в 1802-1817 г.г..
Официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Такая позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к быстро меняющейся политической реальности нашего времени.
1.2 Патриархальная теория
Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Он полагал, что из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство. В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642), «Патриарх» (1680). Так происхождение государства и теория «божественного права королей» выводились из изначального патриархата.
Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха — отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), на Западе — английского историка права Г. Мэна и других.
В современной науке не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя вместе с государством.
1.3 Договорная и естественно-правовая теории
Наиболее емкими и развитыми из теорий, не связанных с материалистическим пониманием истории, по мнению большинства исследователей, являются договорная и естественно-правовая теории (ряд авторов выделяет договорную теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права). Объединяемая указанными понятиями эта теория чрезвычайно многоаспектна, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Изложим вначале суть ее принципиального подхода к объяснению возникновения государства и права, а затем, по возможности, — ее эволюцию.
Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях.
1) Возникновению государства предшествует естественное состояние людей.
2) Государство возникло и покоится на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей или бога). Решив выйти из»естественного» (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях: они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод, а государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аристотель. Афинская полития. – В кн.: Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996
2. Аквинский Ф.: Антология мировой философии в 4-х тт., т. 1, ч, 2. -М., 1969, с. 827.
3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2004. – 608 с.
4. Витфогель, К. Восточный деспотизм / К. Витфогель. – М. : Норма, 1992. – 352 с. 24.
5. Гайворонская, Я.В. Теория государства и права : учебное пособие / Я.В. Гайворонская, Т.М. Самусенко.– Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2007.–228
6. Доватур А.И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. С. 38–52.
7. Зарубинский Е.А.. Конспект лекций по теории государства и права / Е.А. Зарубинский — М., 1945
8. Комаров, С. А. Теория государства и права : учебно-методическое пособие / С. А. Комаров, А. В. Малько. – М.: НОРМА, 2003.– 442с.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров Изд-во Мордовского ун-та, 1994
10. Кузьмин В.П. Теория государства и права: учеб. пособие / В.П. Кузьмин. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. Ун-та, 2005. – 243 с.
11. Кузьмин В. П. Вопросы теории государства и права : учеб. пособие / В. П. Кузьмин. – Хабаровск : Изд — во Тихоок. Гос. ун-та, 2013– 384 с.
12. Кутафин О.Е. Основы государства и права / О.Е. Кутафин. — М., 1994
13. Коркунов,Н.М. Лекции по общей теории права Н.М. Коркунов.–СПб., 1914. – 264
14. Ленин, В.И. О государстве / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.–Т.39
15. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник / В. В. Лазарев — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2010. — С. 40.
16. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право / В.В. Маклаков — М., 1996, с. 76-78
17. Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 768 с.
18. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М.: Велби: Проспект, 2005. – 648 с.
19. Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права. История и современность / B.C. Нерсесянц — М., 1974, с. 64-65.
20. Петражицкий ,Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий. – СПб. : Юристъ, – 2000.– 32 8 с. 92.
21. Перевалов, В.Д. Теория государства и права : Учебник для вузов / В.Д. Перевалов: Норма, 2007.– 496 с. 115.
22. Радько ,Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2009. – 752
23. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Н. Хропанюк, В.Г. Стрекозов – М., 1993
24. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч.– Т.21