Содержание
Оглавление
Введение2
Глава 1 Основные теоретические положения А.Смита5
1.1 Становление и развитие экономических взглядов А.Смита5
1.2 Характеристика экономических взглядов А.Смита5
1.3 «Исследование о природе и причинах богатства народов»8
1.4 Принципы налогообложения13
Глава 2 Современная рыночная экономика14
2.1 Специфические черты современной рыночной экономики14
2.1.1 Отношения собственности14
2.1.2 Теневая экономика17
2.2 Механизмы функционирования современной экономики19
Глава 3 Особенности современной экономики России22
3.1 Особенности экономики России22
3.2 Экономический рост и его факторы24
Заключение28
Список использованных источников32
Выдержка из текста работы
Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем Адама Смита (1723 — 1790) — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что именно Смит, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».
Цель данной работы — рассмотреть основные теоретические положения теории А.Смита и современной экономической теории.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок. По определению рынок — это организованная структура, где встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.
I. Основные теоретические положения А.Смита
1. Становление и развитие экономических взглядов А.Смита
Адам Смит родился 5 июня 1723г. в Шотландии неподалеку от ее столицы Эдинбурга, в семье служащего. В возрасте четырнадцати лет поступает в университет г. Глазго по классу нравственной философии. Получил образование в университетах Глазго (1737-1740гг.) и Оксфорда (1740-1746гг.). Уже в тот период у Смита формируются основные идеи экономического либерализма. В 1948 г., начал читать публичные лекции по литературе и природного права в Эдинбурге. В 1751г. руководит кафедрой логики в университете г. Глазго, в 1752 г.- там же‚ кафедрой моральной философии. Первая публикация в 1755г., в этом же году выдвигает в некоторых своих лекциях ряд своих основных экономических идей. Весной 1759г. издает в Лондоне свою книгу «Теория моральных чувств», которая заложила фундамент популярности А.Смита как философа. С 1759 г. по 1763 г. он усиленно изучает право, и получает степень доктора права. Тогда же делает очерки нескольких глав книги «Богатство народов», которая выйдет в свет в 1778 г. — это главный труд его жизни. С 1778 г. — он таможенный комиссар в Эдинбурге, а с 1787 г.- ректор университета в Глазго. Умер Адам Смит в 1790 г. и все его рукописи были сожжены.
Конец восемнадцатого века — становление буржуазной этики: особое внимание уделяется обоснованию концепции естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности. Это подразумевало и свободу человека в сфере экономической деятельности. Человек всегда употребляет свободу на достижение собственных своекорыстных интересов. Не признать это невозможно, однако выводы из данного положения могут быть прямо противоположные. Английские философы семнадцатого века, в частности Т.Гоббс (1588-1679), признавали существование эгоистического интереса, считая его «самой могущественной, самой разрушительной человеческой страстью», делая отсюда вывод о необходимости авторитарного государства, которое должно держать индивидуальный эгоизм человека в узде. У французских же философов-рационалистов, к примеру у Гельвеция (1715-1771), эгоизм был объявлен естественным свойством человеческой личности и фактором общественного прогресса. Смит воспринял идеи последних, приложив их к сфере экономической деятельности.
2 Характеристика экономических взглядов А.Смита
Теория производительности труда
А. Смит признает, что главным мотивом человеческой деятельности является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек, по его мнению, может, только предлагая свои товары и услуги на обмен другим людям. Как пишет Смит «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». И, следовательно, естественное стремление людей улучшить свое положение является столь мощным стимулом, что он сам способен привести общество к благосостоянию. Из концепции своекорыстного интереса вытекала и политика невмешательства, или «естественной свободы». Ведь если экономическая деятельность каждого ведет в конечном счете к благу общества, ее нельзя стеснять. Тем не менее, экономические взгляды А.Смита будут поняты недостаточно полно, если не принять во внимание его первую большую работу «Теория нравственных чувств», которая была опубликована в 1759 году и содержит его социально-философские идеи. Исходя из характерного для философии восемнадцатого века тезиса о существовании «естественных законов», Смит в качестве естественных характеристик человека в своей работе вводит два основных понятия: «чувство симпатии» и «внутренний наблюдатель» (совесть). Оставаясь на позиции существования естественных законов, Смит утверждает, что справедливо то, что естественно, а естественно стремление человека к собственному благу при благожелательном отношении к другим людям. Возможность же согласования эгоизма и симпатии в конечном счете заложена природой (Богом), наделившей человека совестью. Интересно отметить, что тезис о гармонии интересов различных людей у Смита не вывод, следующий из действия «невидимой руки» (объективных экономических законов), а исходная мировоззренческая посылка, основанная на вере в Бога; поэтому и поиск экономических законов опирается у него на веру в естественную, изначальную гармонию. Не случайно в описании действия «невидимой руки» у Смита присутствует не только экономический аспект, который сводится к благотворности для общества непреднамеренных последствий целенаправленных действий людей, но и мировоззренческий — вера в мудрость Провидения, признание ограниченности человеческого разума. Именно в «Теории нравственных чувств» Смит описывает ситуацию, когда направляемый «рукой Провидения» бесчувственный, гордый и жадный (эпитеты А.Смита — прим. автора) богатый собственник без всякого преднамеренного желания служит интересам общества, ибо, заботясь исключительно о собственном богатстве он дает работу, а следовательно и пропитание неимущим. При этом богатый из своих богатств потребляет лишь небольшую часть, столь небольшую, что, по мнению Смита, она сопоставима с уровнем потребления каждого из неимущих. Поэтому только кажется, что Провидение немногим дало все, а других лишило наследства и превратило в наемных рабочих. Кажущееся громадным имущественное неравенство между людьми при внимательном рассмотрении является равенством, причем таким, как если бы земля была распределена поровну между всеми людьми. Намек на Провидение как бы говорит, что все создал Бог. Он же печется и об устройстве общества. С виду устройство кажется несправедливым, но на самом деле стоит только постичь тайный замысел Бога и мир предстанет в ином свете .
А. Смит — автор книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Она состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные системы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообразовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Третья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В четвертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиократов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспекты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», которое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий.
Главным мотивом хозяйственной деятельности человека Смит считал корыстный интерес: каждый стремится наиболее выгодно использовать свой капитал, при этом зачастую не думая об общественной пользе. В одиночку человек не может удовлетворить все свои потребности, поэтому люди вынуждены взаимодействовать, обмениваясь продуктами своего труда. Так развивается разделение труда. Помогая друг другу, люди способствуют развитию общества, преследуя частные интересы, они «невидимой рукой» направляются к общественно полезной цели. «Невидимая рука» — это стихийное действие объективных экономических законов, действующих помимо, а часто и против воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным порядком. Разделение труда ученый считал важнейшим фактором экономического прогресса. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации отдельных рабочих на выполнении одной операции. Мастерская -……..
Список литературы
1. Аникин А. В. Адам Смит. — М.: Мол. гвардия, 1968. — 254 с.
2. Арская Л.П. Ученые прошлого о финансировании чрезвычайных расходов государства //Финансы. — 2007. — № 2. — С.61-64
3. Афанасьев В. Метод экономической двойственности //Вопросы экономики. — 2005. — № 8. — С.4-18.- Вопросы теории
4. Афанасьев В. Структура экономических явлений //Экономист. — 2006. — № 6. — С.47-54
5. Бартенев С. А. История экономических учений учебник М-во торговли РФ, Всерос. акад. внешней торговли. — М.: Юристъ, 2007. — 456 с.
6. Бодриков М. Трудовая теория ценности: проблемные вопросы и историческое значение //Вопросы экономики. — 2008. — № 4. — С.110-129
7. История политических и правовых учений учебник для вузов под общ. ред. В.В. Круглова. — М.: НОРМА, 2008. — 243 с.
8. Капитонов Э. А. История и теория социологии. Социология XIX в. учеб. пособие. — М.: Приор, 2007. — 368 с.
9. Курс экономической теории учебник для вузов МГИМО; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров: АСА, 2004. — 832 с.
10. Миголатьев А. Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия //Соц.-гуманит. знания. — 1999. — № 1. — С.71-83
11. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке //Вопросы экономики. — 2002. — № 1. — С.50-67
12. Самин Д. К. Сто великих ученых. — М.: Вече, 2006. — 592 с.
13. Сорвина Г.Н. История экономической мысли двадцатого столетия Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М.: РАГС, 2007. — 246 с.
14. Ядгаров Я. С. История экономических учений учебник РЭА им. Г. В. Плеханова. — М.: Инфра-М, 2008. — 478 с.