Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Международный рынок вооружения, его структура и специфика………….5
1.1. Понятие рынка вооружений: история, уровни, закономерности развития……………………………………………………………………………5
1.2. Контроль и регулирование мирового рынка оружия и военной техники, прогнозы его трансформации…………………………………………………….9
2. Участие России на международном рынке вооружений……………………13
2.1. Россия как экспортер оружия, военной техники и технологий: нормативно-правовой аспект и политические факторы………………………13
2.2. Основные проблемы и новые тенденции развития ВПК России в контексте мировых изменений на рынке вооружений………………………..16
3. Перспективы укрепления позиций российского ВПК на международном рынке оружия и военной техники………………………………………………20
3.1. Военные технологии – база инновационного развития России………….20
3.2. Новые векторы военно-технического сотрудничества РФ………………22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………28
Приложения………………………………………………………………………31
Выдержка из текста работы
Вследствие деидеологизации внешнеэкономической деятельностив современной России экономические инте-ресыхозяйствующих субъектов выступают в качестве решающего фактора, определяющегонаправления развития как экспорта, так и импорта страны, и обеспечиваются путемсоздания адекватных состоянию экономики переходного периода рамочных условийосуществления внешнеторговой деятельности.
В системе внешнеэкономических приоритетов Россиивзаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европыпо-прежнему занимают важное место. В конце 80 — начале 90-х годов как в России,так и в восточ-ноевропейском регионе в целом, какизвестно, произошли стремительные политико-экономические преобразования,направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения всфере экономики, в том числе лик-видацию СЭВ с егоспецифическими и во многом идеологизированнымимеханизмами сотрудничества.
Достижение поставленных целей тесно увязывалось с созданиемнового имиджа России как государства, по-кончившего сидеологизацией своих взаимоотношений и нацеленного наукрепление сотрудничества с другими стра-нами в самыхразличных сферах на основе общепризнанных международных норм и правил.
Понятиемеждународной торговли
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителямиразных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражаетих взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующееопределение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи,осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разныхстранах». Международная торговлявключает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговымбалансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме идинамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран подвлиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производстваусиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизациимеждународной торговли. Международная торговлям опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства.Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мировогопроизводства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самымсоздаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговлепроисходят сбои, замедляется и развитие производствам
Под термином «внешняя торговля» понимается торговлякакой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза(импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется потоварной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами иоборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупныйтоварооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международнаяторговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупныйтоварооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихсястран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например,стран Восточной Европы и т. п.
Мировые цены различаются в зависимости от времени года,места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике вкачестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивыхэкспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировойторговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующихвидов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.)мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарныхбиржах..
Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политикирано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту темуведутся жаркие дискуссии.
В интересах каждой страны специализироваться напроизводстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшуюслабость и для которого относительная выгода является наибольшей.
Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства — трудом, землей,капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (вчастности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размерзанятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждойстраны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислени выражен в виде определенного коэффициента — мультипликатора (множителя).Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции,следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затемпридут в движение вторичные потребительские расходы.
Противоречиясовременной международной торговли и методы борьбы с ними
Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следуетподчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошлозначительное снижение уровня таможенных
пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однакосуществует целый ряд проблем. Одна из основных — нарастание протекционистскихтенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоковстран, во многом противостоящих друг другу. Составы девяти крупнейшихмеждународных региональных торговых блоков представлены ниже:
Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания,Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания,Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общийрынок» являются объединением государств, которые стремятся к политическому иэкономическому единству при частичном отказе от своих национальныхсуверенитетов. Страны — члены «Общего рынка» считают себя ядром будущихСоединенных Штатов Европы.
В «Общий рынок» входят:
— Европейское объединение угля и стали (соответствующийдоговор вступил в силу в 1952 году).
— Европейское экономическое сообщество (договор вступил всилу в 1958 году).
Эти договоры были дополнены и расширены так называемымиЕдиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые ЕвропейскиеАкты являются базой политического сотрудничества стран-членов «Общего рынка».
«Общий рынок» является крупнейшим в мире торговым партнером.Численность населения стран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионовчеловек, т.е. больше чем численность населения США (239 млн. человек) .
С 1967 года Европейские Сообщества имеют следующие общиенаднациональные или межгосударственные органы:
— Совет министров — законодательный орган;
— Комиссия Европейских сообществ — исполнительный орган.Только Комиссия имеет право представлять на утверждение Совета министровпроекты законов;
— Европейский парламент — контрольный орган. Он осуществляетконтроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;
— Суд Европейских сообществ — высший судебный орган;
— Европейский совет, в состав которого входят главыправительств стран-членов;
— Европейское экономическое сотрудничество, комитет, всоставе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один членкомиссии ЕС.
В своей работе Европейский совет и Комиссия Европейскихсообществ находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках «Общегорынка»:
— Экономического и социального совета;
— Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.
Существует организация «Общего рынка», насчитывающая более20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с такназываемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозныхпошлин, особой статьей которых являютсяотчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений отналога на добавленную стоимость, и прочих средств.
Расходует же «Общий рынок» средства на субсидии по сельскомухозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует научныеисследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимсястранам, ну и, естественно, содержит сам себя.
Основой политики Европейских Сообществ является пятьпринципов:
— Свободный торговый обмен (свободная торговля);
— Свободное передвижение граждан стран-членов;
— Свобода выбора места жительства;
— Свобода предоставления услуг;
— Свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот(трансферт капиталов);
Первым шагом в реализации целей «Общего рынка» явилосьсоздание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли безвзаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения другихограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин поотношению к третьим странам (таможенная уния).
Естественно, что это, уже ставшее походить на государство,объединение, не может обойтись без собственной валюты. И она появилась. Первымшагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 годуевропейской валютной единицы — ЭКЮ (ECU). С того момента ЭКЮ используется какрасчетная единица для определения бюджета «Общего рынка» и курсов национальныхвалют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствамиЕС. Она котируется на европейских биржах.
Внешнеторговая политика «Общего рынка» призвана в первую очередь блюсти интересыстран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей отдопинговых цен внешних экспортеров с помощью введения «лимитированной» или«предельной» цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советомминистров Европейских сообществ, «интервенционная» и «лимитированная импортная»цены. Также органы «Общего рынка» борются с нечестной конкуренцией и различнымизлоупотреблениями на рынке, путем введения различных законодательныхограничений.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле(НАФТА) — США, Канада, Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)- Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новаяГвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай,Канада, США, Мексика, Чили.
5. «Меркосур» — Бразилия,Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола,Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд,Танзания, Зимбабве.
7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА)- Кот д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал,Бенин, Мали.
8. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества(СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу,Боливия.
К формированию подобных блоков приводят объективные процессыполитического, экономического, исторического характера. Активизация такихпроцессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (врамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий,свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальнойсистеме мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которыебудут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг сдругом.
Важную роль в регулировании международной торговли, вустранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международныеэкономические организации. Одна из основных организаций такого рода — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ былподписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г.ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговуюорганизацию (ВТО).
ГАТТ — многостороннее международное соглашение, содержащеепринципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулированиявзаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейшихмеждународных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала94% объема мировой торговли.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многостороннихпереговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению среднейтаможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-хгодов — около 4% .
Россия и ГАТТ.
Принимая во внимание, что ГАТТ создавался на временнойоснове и с ограниченной сферой деятельности, вряд ли можно оспаривать теуспехи, которые были достигнут им за 47 лет существования в деле либерализациибольшей части мировой торговли, развитии и закреплении полученных результатов.Так, например, только за счет последова-тельногоснижения тарифов был достигнут стремительный рост мировой торговли впятидесятые и шестидесятые го-ды на уровне примерно 8процентов в год. Тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способ-ствовал тому, что темпы роста торговли стабильноопережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ. Присоединение кГАТТ новых членов в процессе Уругвайского раунда показало, что многосторонняясистема миро-вой торговли, представленная в то время ГАТТ, получила признаниекак государств, которые рассматривали ее, об-разноговоря, как якорь развития и средство реформирования экономики и торговли.
Скромные достижения Токийского раунда, если говорить одругих вопросах помимо снижения тарифов, пред-вещалитрудные времена. Снижение тарифов до очень низкого уровня благодаря усилиямГАТТ, а также серия спадов в экономике в семидесятые и начале восьмидесятыхгодов заставили правительства прибегнуть к новым формам за-щитытех секторов экономики своих стран, которым с новой силой угрожали иностранныеконкуренты. Высокий уро-вень безработицы иучастившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительстваевропейских и севе-роамериканских стран к поискудвусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили ихначать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговлесельскохозяйственной продукцией. Эти изменения в мире подорвали доверие к ГАТТи его эффективность.
Помимо ухудшения обстановки в сфере мировой торговли вначале восьмидесятых годов стало очевидно, что Генеральное соглашение пересталоотражать реальности мировой торговли, как это было в сороковые годы. Во-первых,мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, истала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по путиглобализации, международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами,которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенноговнимания и инте-реса все большего числа стран. Болеетого, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленнымитоварами. В других областях ГАТТ не могпохвастаться своими успехами, например, в сельском хозяйстве, где лазей-ки, существовавшие в системе мировой торговли,использовались странами в полной мере, а потому все усилия по либерализацииторговли не давали желаемых результатов, а также в вопросах торговли текстилеми одеждой, по кото-рым в процессе переговоров былосогласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по между-народной торговле текстилем. Даже организационнаяструктура ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывалисомнения.
Все перечисленные выше факторы и другие обстоятельства способствовалитому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления идальнейшего развития системы международной торговли.
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статуснаблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когдаформально унаследовала данный статус в этой международной организации отбывшего СССР.
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцинвручил А.Дункелю, являвшемуся в то время Ге-неральным директором ГАТТ, официальное заявление ПравительстваРоссии о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника.Данный шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этойвлиятельной международной торговой организации.
В целях координации процесса присоединения в 1993 г. былаобразована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этомпереговорном процессе является МВЭС России.
Сразу после подачи заявки о намерении Российской Федерацииприсоединиться к ГАТТ в соответствии с уста-новленнымиправилами этой организации в июле 1993 г. была создана Рабочая группа поприсоединению России к ГАТТ (с 1995 г. — к ВТО), в рамках которой проходят всеосновные мероприятия и процедуры по оформлению членст-ваРоссии. Председатель Рабочей группы является посол У.Росье(Швейцария).
Россия и ЕС.
С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского союза вводят единуюевропейскую валюту — евро. Образование евро-пейскогоэкономического и валютного союза имеет огромное значение не только длястран-участниц, но и для всего экономического сообщества — как в целом, так и вразрезе отдельных стран, в том числе и для России. Выход на миро-вой рынокновой валюты внесет серьезные изменения в существующую финансовую систему,причем эти изменения будут зависеть от целого ряда факторов, и в первую очередь- от соотношения двух основных валют — доллара и евро — на международномфинансовом рынке. Последнее будет определяться как эффективностью проведения экономиче-ской и бюджетной политики стран-участниц, так иденежной политикой Европейского центрального банка.
Очевидно, что единая валюта союза европейских государствбудет играть значительно более важную роль в системе мировых валют, чемотдельные ее составляющие на сегодняшний день. В пользу сильного евро говоряттакже устойчивые макропоказатели первой половины 1998г. и благоприятные прогнозы в отношении стран евросоюзана 1999 г. Низкая инфляция, рост потребительского спроса, достаточно высокийуровень инвестиционных вложений, а также значительные успехи большинства странна пути стабилизации дают основания ожидать, что объединение ва-лют произойдет успешно, и денежно-кредитная политикаЕвропейского банка не будет слишком жесткой.
Россия, поддерживающая тесные экономические, торговые ифинансовые отношения с ЕС, будет использовать евро в расчетах. На сегодняшнийдень на страны ЕС приходится 1/3 общего объема внешнеторгового оборота России.Фирмы, ведущие торговлю главным образом со странами ЕС, будут, естественно,заинтересованы в том, чтобы вы-ставлять счета иоплачивать их в евро. При широком использовании евро в торговых операциях состранами ЕС рос-сийские экспортеры не будут болеенести курсовые риски или сами страховаться от них. Партнерство со странами,имеющими крепкую денежную единицу и перспективы экономического роста, можетоказать стабилизирующее влия-ние на экономику Россиии способствовать увеличению объемов российского экспорта.
С образованием экономического и валютного союза создаетсявторой по величине в мире финансовый рынок. При этом любая эмиссиягосударственных облигаций стран-участниц будет осуществляться в евро. Посколькув бли-жайшие годы будет постепенно возвращатьсяактивность Российской Федерации на международных финансовых рынках, придетсяосуществлять балансирование между евро, долларом и другими валютами в новыхэмиссиях долго-вых обязательств.
Дальнейший рост привлекательности евро в качествеинвестиционного актива будет зависеть от емкости и лик-видностинового рынка евро в сочетании с проведением Европейским центральным банкомденежно-кредитной и фискальной политики, ориентированной на поддержаниестабильности. Задачей для системы коммерческих банков России станет принятиерешений, связанных с относительной привлекательностью евро как инвестиционнойвалюты, а для населения — решений, связанных с выбором предпочтительной валюты,в которой оно будет держать свои сбе-режения. ВРоссии процессы, связанные с введением евро, будут происходить медленнее, чем врамках ЕС. При этом сыграет свою роль и традиционная для России, еекоммерческих структур и населения приверженность к доллару.
Евро получит развитие и в качестве резервной валюты.Диверсификация резервов в иностранных валютах и пе-реходна евро будут связаны с растущим использованием его как инструмента интервенциина рынках иностранных валют и расчетной валюты в мировой торговле. В основномэто будет зависеть от присущих евро характеристик и его использования вмеждународных финансовых операциях.
Вместе с тем в связи с переходом к евро могут возникнутьвопросы, затрагивающие интересы Российской Фе-дерациии стран — участниц ЕС. Отсутствие во внешнеэкономических операциях России и ЕСправил перехода на но-вую валюту может осложнить нетолько положение российских банков и предприятий, но и деятельность европейскихкомпаний и инвесторов на российском рынке. Возможные резкие перепады спроса наевро в России в условиях нали-чия значительныхобъемов валютных средств, включая население, могут создать дополнительныесложности для Ев-ропейского центрального банка,который обязан поддерживать курс евро и в случае необходимости проводить соот-ветствующие интервенции.
Следует отметить важность сотрудничества России и ЕС врешении таких проблем, как пересчет внешнего дол-га и урегулирование на недискриминационной основе юридических и техническихвопросов ведения российскими хозяйствующими субъектами операций с евро. Вближайшее время необходимо провести официальные консультации с Комиссиейевропейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчетагосударственного внешнего долга, проблематике юридического статуса евро ипрактических аспектах расчетов в евро на территории России.
Появление евро станет одним из важнейших событий в мировойэкономике в конце века. Вполне естественно, что и для экономических партнеровЕС, в том числе России, переход к евро будет означать ряд важных изменений какв области торговли — в первую очередь, так и финансовых потоков. С точки зренияторговли валютное объединение большинства стран ЕС должно привести к усилениюих экономической интеграции и, как следствие, к большим воз-можностямдля партнеров ЕС пользоваться преимуществами, предоставляемыми единымэкономическим пространст-вом.
С практической точки зрения ожидается, что для российскихкомпаний и для компаний из других стран — парт-неровЕС доступ на рынок должен улучшиться за счет снижения издержек и исчезновенияриска по обменным курсам. Помимо того, сам факт дальнейшего экономическогообъединения Европы должен привести к улучшению экономи-ческойконъюнктуры и к дополнительным возможностям для российских предприятийразвивать деловые контакты в странах ЕС. Естественно, необходимо, чтобыроссийские компании готовились к введению евро.
Основными потребителями российского природного газа являютсяевропейские страны. В страны ЕС из России поставляется около трети от общегоэкспорта природного газа, четверть общих объемов поставок российского газаприходится на страны Центральной и Восточной Европы. В последнее времябольшинство европейских стран, стре-мясь снизить своюэнергетическую зависимость от России, предпринимают меры по импорту природногогаза и нефти из других регионов, в частности, увеличивают импорт нефти изВеликобритании, природного газа — из Норвегии, Ни-дерландови Великобритании.
Учитывая роль стран Центральной и Восточной Европы дляРоссии в качестве транзитно-распределительных территорий для российскихэнергоносителей и как сферы приложения капитала, целесообразно строитьотношения России с ними таким образом, чтобы не появилась своеобразнаяэкономическая буферная зона между Россией и Евро-пейскимсоюзом, что было бы невыгодно всем затронутым сторонам и наносило бы уронэкономической ситуации в Европе в целом.
Россия и ВТО.
Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ.Напротив, она полностью заменила собой сво-егопредшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру.Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:
ГАТТ — это был комплекс правил, зафиксированных вмеждународном соглашении, которое не предусматрива-лосоздание какой-либо организационной основы. Деятельность ГАТТ обслуживаласьлишь небольшим секретариа-том, возникшем в результатепопытки создать Международную торговую организацию еще в сороковых годах (см.выше). ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеетсобственный секретариат.
ГАТТ применялся на «временной основе», хотя — после более, чем сорока лет его существования, — правительст-вапредпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие напостоянной основе. Обяза-тельства ВТО носятполномасштабный характер и являются постоянными.
Правила ГАТТ применялись к торговле товарами. Помимотоваров, ВТО охватывает торговлю услугами, а так-жесвязанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.
Хотя ГАТТ и являлся международным инструментом, квосьмидесятым годам к нему добавилось много новых соглашений, заключенных междуограниченным числом стран, которые, соответственно, носили избирательный ха-рактер. Практически все соглашения, которые лежат воснове ВТО, являются многосторонними, и, таким образом, содержащиеся в нихобязательства, являются обязательствами всех членов организации.
Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров оперативнее; она действует почти автоматиче-ски,а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем пристарой системе ГАТТ. Исполне-ние решений, принимаемыхдля урегулирования споров, будет легче реализовывать на практике.
«ГАТТ 1947 года» продолжал действовать до конца1995 г., что дало всем членам ГАТТ время для присоедине-нияк ВТО и позволило продублировать деятельность в некоторых областях, например, всфере урегулирования спо-ров. Более того, ГАТТпродолжает свою жизнь как «ГАТТ 1994 года», который представляетсобой дополненный ва-риант ГАТТ 1947 года, отвечающийтребованиям сегодняшнего дня. «ГАТТ 1994 года» является неотъемлемойчастью Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевыеположения международной торговли то-варами.
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницейдействовавшего с 1947 года Генерального со-глашения потарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года.Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
Цели и принципы. ВТО призвана регулироватьторгово-политические отношения участников организации в сфере международнойторговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многостороннихторговых переговоров (1986-1994 гг.).
Соглашение об учреждении Всемирной торговой организациипредусматривает создание постоянно действую-щегофорума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на ихмногосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля дляреализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раун-да.ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляетконтроль за более широким спек-тром торговыхсоглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованиемряда процедур при-нятия решений.
Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговлипутем ее регулирования преимущественно та-рифнымиметодами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а такжеустранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и другихпрепятствий в международном обмене товарами и услу-гами.
Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются:предоставление режима наибольшего благо-приятствованияв торговле на недискриминационной основе; взаимноепредоставление национального режима това-рам иуслугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественнотарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговыхспоров путем консультаций и переговоров и т.д.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнениюпорядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенныхтермином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом,ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений),нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарамии услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50многосторонних соглашений и других право-выхдокументов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО иприлагаемые к нему МТС:
I. Многосторонние соглашения по торговле товарами, такие,как:
— Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.(ГАТТ-94);
— Соглашение по сельскому хозяйству;
— Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
— Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
— Соглашение по техническим барьерам в торговле;
— Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей(ТРИМс);
— Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94(Антидемпинговые процедуры);
— Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценкатаможенной стоимости товаров);
II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальнойсобственности (ТРИПс).
IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующихразрешение споров;
V. Механизм обзора торговой политики.
VI.Плюрилатеральные соглашения (сограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО): Со-глашение по торговле гражданской авиатехникой;Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также т.н. секторальныетарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговлихимическими товарами», «ин-формационные технологии»), в которыхна добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.
Структура и функции. Высшим органом ВТО являетсяМинистерская конференция, объединяющая представи-телейвсех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного разав два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам,связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конфе-ренциясостоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая — в мае 1998 г. в Женеве, гдеподводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. ВМинистерской декларации по итогам этой конференции сформулиро-ванопоручение Генеральному Совету подготовить решение по срокам проведения,повестке дня и параметрам нового раунда многосторонних торговых переговоров(«раунд тысячелетия»).
Следующий форум ВТО пройдет в конце 1999 г. и будет посвященобсуждению выполнения странами-членами организации действующих соглашенийУругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП: начало перегово-ров по «встроенной повестке дня»(сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по ТРИПс),подготовка рекоменда-ций по перспективам деятельностиорганизации с учетом решений Сингапурской конференции, т. е. возможномувключению в будущие переговоры принципиально новых сфер — конкуренции,экологии, трудовых стандартов, а так-же тарифов напромышленные товары.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле иразвитию, Комитет по ограничениям в це-ляхобеспечения равновесия платежного баланса. Комитет по бюджету, финансам иадминистрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.
Министерская конференция назначает Генерального директораВТО. В настоящее время Гендиректором ВТО является РенатоРуджеро (Италия). Гендиректор назначает сотрудниковподразделений Секретариата ВТО и опреде-ляет ихобязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями,принятыми Министерской кон-ференцией.
Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) длярешения текущих и процедурных вопросов созы-ваетсяГенеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Крометого, Генсовет администриру-ет деятельность Органа поурегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсо-вета работают Совет по торговле товарами. Совет поторговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллек-туальнойсобственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговлетоварам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы.Членство в советах и комитет