Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, виды и принципы
социально-экономических прав граждан
1.1. Понятие и особенности
социально-экономических прав граждан…..………..…………………..5
1.2. Классификация социально-экономических прав граждан…….….9
1.3. Принципы социально-экономических прав граждан.…..……..…15
Глава 2. Краткая характеристика основных
социально-экономических прав граждан………………………………22
Заключение.………………………………………………………………31
Список использованных источников и литературы…………………..32
Выдержка из текста работы
.2 Причины неэффективного функционирования механизма реализации социально-экономических прав и свобод в Российской Федерации и способы их преодоления
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы, посвященной социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина, механизму их реализации, подтверждается следующими обстоятельствами.
Права и свободы человека и гражданина являются неотъемлемым атрибутом правового государства. Затрагивая все аспекты жизни субъекта, права человека обеспечивают ему защиту и возможность для личного развития.
Совершенствование механизма защиты прав и свобод индивида — важная и неотложная задача Российского государства. Размытость, противоречивость, а в некоторых случаях и полное отсутствие юридических правил, обеспечивающих защиту прав граждан, — свидетельство неопределенной правовой ситуации, сложившейся в обществе.
Сегодня в стране очень напряженное социально-экономическое положение: продолжает снижаться уровень реальных денежных доходов населения, усиливается имущественное расслоение, растет количество людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. И потеря доходов — далеко не единственная причина социальной незащищенности. Рост преступности, национальные конфликты, нестабильная политическая обстановка отрицательно влияют на решение социальных проблем.
Указанные факторы привели к тому, что российское общество столкнулось с нарушением прав граждан в экономической, социальной сферах общественной жизни. Причем нарушения происходят как со стороны государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны самих граждан и юридических лиц, что, безусловно, влияет на снижение социально-экономического уровня жизни граждан на территории РФ.
Социально-экономические права и свободы человека и гражданина относятся к той группе конституционно-правовых отношений, которые естественным (а порой, и искусственным) образом устанавливаются между индивидами, выступающими в качестве субъектов экономического и иного социального творчества, с одной стороны, государством в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти, с другой стороны. С каждым днем практика выявляет здесь много относительно новых и вместе с тем коллизионных явлений, которые требуют своего научного осмысления. В условиях существенного возрастания роли рыночных механизмов, аккумуляции резервов предприимчивости как через расширение сферы индивидуального и малого предпринимательства, так и через активное вовлечение работников в интересы предприятий, появляются новые стимулы повышения эффективности и общественного тонуса, уменьшаются зоны иждивенчества и социального паразитизма. Либерализация экономических отношений, опора на личностные силы и творческий потенциал индивида выдвигают на передний план "человека экономического" (предпринимателя, бизнесмена), который в таковом его качестве и выступает одним из основных субъектов развивающегося рынка (труда, товаров, капитала и др.).
При этом исследование института социально-экономических прав граждан представляет интерес не только с точки зрения конструирования данного института как составляющей института прав человека и гражданина и основы социального государства, но также и потому, что именно через предоставление индивидам социально-экономических прав и их гарантированность государство реализует свою социальную ориентацию.
Исходя из вышеизложенного, глубокое теоретическое обоснование соответствующих конституционных положений о социально-экономических правах и свободах человека и гражданина, равно как и выработка действенных рекомендаций по их практическому претворению в жизнь представляются в наши дни актуальнейшими направлениями конституционно-правового исследования.
Данная тема в настоящее время имеет важное значение не только для теории конституционного права, но и для практической реализации социально-экономической политики государства в современных условиях развития страны. Эта мысль была четко сформулирована в речи Президента Российской Федерации В.В. Путина, произнесенной им в 2000 году при представлении ежегодного Послания главы государства парламенту: "…сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека, и только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами". В ежегодных Посланиях Президента Федеральному Собранию неизменно присутствует мысль о необходимости развития инфраструктуры рынка, усиления гарантий и защиты прав собственников и производителей.
Таким образом, рассмотренная в работе проблематика относится к весьма значимой области конституционно-правовых отношений, что обусловливает особую актуальность ее исследования.
Главная цель работы — определение места и роли социально-экономических прав и свобод в комплексе прав человека, в характеристике существующего в России механизма их реализации, выявлении причин неэффективности этого механизма и разработке рекомендаций для их устранения.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрытие с позиций государственно-правовой науки понятия и специфических характеристик социально-экономических прав и свобод;
классификация социально-экономических прав и свобод;
анализ условий и гарантий, обеспечивающих эффективную реализацию указанной группы прав и свобод, характеристика механизма их защиты;
определение причин, препятствующих эффективной реализации социально-экономических прав и свобод и выработка предложений и рекомендаций по созданию действенного механизма полномасштабной реализации социально-экономических прав и свобод в России. Нормативную базу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, акты Конституционного Суда Российской Федерации, доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также Основные законы зарубежных стран.
Теоретическую основу исследования составили труды Ерохиной Ю.Е., исследовавшей особенности социально-экономических прав человека; Комарова С.А., Ростовщикова И.В., Воеводина Л.Д., проанализировавших правовой статус личности в России; труды Мироновой Т.К., Аксеновой Г.П., Копейчикова В.В., посвященные защите и реализации прав и свобод человека и гражданина; труды Амбаяра Ч., Кряжкова В.А и Бондаря Н.С., в которых раскрыты особенности конституционного судопроизводства как способа защиты социально-экономических прав и свобод граждан, а также работа Зорькина В.Д., исследовавшего проблемы реализации социального государства в России.
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД
1.1 Понятие и особенности социально-экономических прав и свобод
В Конституции РФ и международных правовых актах закреплённые основные права и свободы человека и гражданина.
По сферам жизнедеятельности их принятое делить на три группы: 1) личные (гражданские), 2) политические, 3)е социально-экономические.
Понятие «социально-экономические права» охватывают комплексе прав: экономических, социальных, культурных, экологических. Их объединение вполне правомерное по признаку распространения на определенную сферу жизни -е социально-экономическую. Права этой группы касаются таких важных сфере жизни человека, как предпринимательская и иная нее запрещенная законом экономическая деятельность, собственность, труде и отдых, здоровье, образование, окружающая природная среда, культурная деятельность. Система праве человека является открытой, поскольку число ее элементов нее зависите от прав человека как целостного явления. В настоящее время проявляется тенденция расширения перечня праве и толкования тех возможностей которые составляют их содержание.
Таким образом, социально-экономические права завоевали свое место в ряду субъективных праве личности. Считается, что безе них гражданские и политические права вое многом утрачивают свой смысле и предназначение. Социально-экономические права выступают в качестве объекта публично-правового и частноправового регулирования сое стороны разных отраслей права.
Итак, социально-экономические права — это особая группа основных прав человека и гражданина; комплекс прав, охватывающий экономические, экологические, социальные и культурные права, которые призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.
Социально-экономические права граждан закреплены в ст. 34-44 Конституции РФ: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность; право частной собственности, в том числе на землю; свобода труда, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на защиту от безработицы; право на отдых; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.
Ю.Е. Ерохина считает, что от других видов прав человека социально-экономические права отличаются следующими особенностями: распространенность на определенную социально-экономическую область жизни человека; допустимость рекомендательных, нестрогих формулировок базовых положений (например: «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»); зависимость реализации данных прав от состояния экономики и ресурсов.
Т.К. Миронова так же справедливо отмечает, что данная группа прав определяет обязанность государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств для существования, необходимых для поддержания человеческого достоинства.
1.2 Классификация социально-экономических прав и свобод
В обобщенном плане основные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав, как указывает Н. С. Бондарь, можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получивших закрепление в Конституции 1993 г. Она позволяет представить социально-экономические права в виде единства (совокупности) следующих групп прав:
. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности: право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).
. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан: право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 3 ст. 44); право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).
. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилье (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных и медицинских учреждениях здравоохранения (ст. 41).
. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности: право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).
. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе: право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. ст. 13, 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).
В Конституции Российской Федерации 1993 г. перечень социально-экономических прав увеличился.
Л. Д. Воеводин социально-экономические права и свободы разделяет на три группы: права и свободы в сфере экономической жизни и деятельности; в социальной области; в культурной сфере. К первой группе ученый относит право частной собственности (ст. 35); право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
Во вторую группу он включает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). К третьей группе им отнесены: право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни (ч.2 ст. 44); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).