Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО5
2.УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ25
Выдержка из текста работы
Повышение уровня жизни — социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни — это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.
В разработке политики доходов и заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения по регионам, сельской и городской местности с использованием для измерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных).
Исходя из актуальности проблемы повышения уровня жизни населения, целью моей курсовой работы является комплексное изучение обеспечения занятости, усиления социальной защищенности населения, борьба с бедностью. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие. Социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность — это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой — нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, другой проводит свое свободное время у телевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют возможность покупать лишь отечественные автомашины, другие приобретать иномарки. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).
Рост уровня жизни создаст возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.
Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов — интегральных и частных, натуральных и стоимостных.
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.
К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.
Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.
Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.
Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.
Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.
Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.
Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.
Для разработки и решения текущих и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамики и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам и социально-демографическим группам населения, делать международные сопоставления.
В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
Реальные доходы населения (Др) определяются путем деления общей суммы денежных доходов (Дд) на индекс потребительских цен (I).
При этом различаются реальные доходы населения без учета и с учетом услуг. Первая разновидность этих доходов — часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальным и культурных потребностей; вторая — часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.
Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются для всего населения, а также в разрезе социальных групп и субъектов РФ. Для обеспечения сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).
Реальная заработная плата работников (ЗПр) — составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы (ЗПн) на индекс потребительских цен на товары и услуги (I):
В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняя позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны.
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:
·распределение населения по уровню среднедушевых доходов — показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
·распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения — показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;
·децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
·коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РФ соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах РФ;
·коэффициент дифференциации заработной платы РФ — соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).
К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов относятся также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца (см. рис1), позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.
Прямая ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20% доходов, 40% людей — 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.
Рис.1
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения — соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.
В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных — 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболее обеспеченных граждан характерно для Словакии — 12% к 31%, Чехии — 10% к 37%, Венгрии — 9% к 37%. В ряде развивающихся стран это соотношение намного меньше: в ЮАР — 3% к 63%, Чили — 3% к 61%, в Мексике — 4% к 58%.
Коэффициент Джини в России составляет 38%, что ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Словакии (19%), Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.
Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.
Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, — например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.
1.2 Задачи изучения уровня жизни. Пирамида потребностей по Маслоу
Важнейшая задача статистики уровня жизни — выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.
К задачам изучения уровня жизни относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.
Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory). Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality).
Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России. В большей степени её используют менеджеры и маркетологи.
Рисунок в виде пирамиды придумали американские маркетологи уже после смерти Маслоу, в начале 1980-х. Работа по изучению человеческих потребностей, которой он посвятил почти половину жизни, уложилась благодаря их стараниям в простой, схематичный рисунок. Тогда как сам Маслоу посвятил описанию потребностей не одну работу.
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,- стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,- разъяснял Маслоу.- Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
1.Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2.Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
.Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
.Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
.Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
.(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т.д.
2.Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
.Потребность в принадлежности и любви.
.Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
.Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
.Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
.(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972).
Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50-ти у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру.
Главная проблема при проверке теории иерархии — как измерять потребности. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательность. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены.
Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований неясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований.
ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДА
2.1 Демографические тенденции и рынок труда
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года население Волгограда на 01 января 2011 г. составило 1020862 человека. Основной проблемой в демографии является рождаемость, которая, взаимодействуя со смертностью, образует воспроизводство населения. В 2010 году в Волгограде родилось 10589 человек — это чуть меньше, чем в 2009 году (на 157 человек), но больше, чем в 2005-2008 годах. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Такие уровень и характер рождаемости не могут сохранить демографический потенциал как Волгограда, так и страны в целом.
Депопуляция в Волгограде обусловливается не только низкой рождаемостью, но и высокой смертностью населения. За минувший год число смертей в Волгограде достигло 14533 человека и превысило число рождений в 1,37 раз. Более 86% смертей приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований и травм. Особое место в структуре смертности занимают неестественные причины: транспортные травмы, убийства, самоубийства. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения Волгограда, которая в настоящее время составляет 69,5 лет. При этом наблюдается колоссальный разрыв в продолжительности жизни мужчин (63,6 года) и женщин (75,4 года) — 11,8 лет. Это является свидетельством не только демографического, но и социального неблагополучия.
На 01 января 2011 г. численность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в Волгограде в возрасте до 16 лет на 112 тыс. человек. В 2010 году доля населения моложе 16 лет составила 15,8%, а доля населения старше трудоспособного возраста — 26,8%. Для примера: в 1989 году доля населения в возрасте моложе 16 лет составляла 23,1%, а населения старше трудоспособного возраста — 19,4% (то есть практически наоборот).
Количество лиц пенсионного возраста ежегодно увеличивается. Показатель общей демографической нагрузки в 2010 году составил 574 человека на 1 тыс. чел. трудоспособного населения. Это свидетельствует об увеличении иждивенческой нагрузки на трудовые ресурсы Волгограда, а также об увеличении бюджетных затрат на социальное обеспечение граждан детского и пенсионного возраста.
Основой прогнозной оценки основных тенденций развития демографической ситуации в Волгограде на перспективу является предположение о необратимости происшедших изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже — двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран. Численность населения Волгограда в ближайшие годы будет снижаться. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. В то же время успешная реализация демографических программ по стимулированию рождаемости позволит увеличить общий коэффициент рождаемости с 10,4 в 2010 году до 11,1 в 2014 году, а консолидация ресурсов приоритетного национального проекта «Здоровье», программных и внепрограммных мероприятий позволит сократить общий коэффициент смертности населения с 14,3 в 2010 году до 13,7 в 2014 году.
В 2012-2014 годах продолжится реализация мер, направленных на усиление государственной поддержки семей, имеющих детей. Правительство Российской Федерации гарантирует на 2012 год индексацию социальных выплат населению страны, включенных в демографический пакет социальной помощи женщинам и детям.
В прогнозный период ожидается некоторое улучшение ситуации на рынке труда, на формирование которого будет оказывать влияние такие факторы, как демографические ограничения (сокращение среднегодовой численности населения в трудоспособном возрасте) и темпы восстановления экономики Волгограда, а также эффективность реализации принятых и планируемых посткризисных мер по поддержанию занятости населения. С учетом вышеперечисленных факторов численность трудовых ресурсов за прогнозируемый период 2012-2014 годов снизится с 618413 человек в 2012 году до 616559 человек в 2014 году. В то же время в связи с ростом производства увеличится спрос на труд. Численность занятых в экономике будет постепенно восстанавливаться и к 2014 году составит 486 тыс. человек (по сравнению с 2011 годом увеличится почти на 3 тыс. человек). В том числе численность занятых в материальном производстве к 2014 году в сравнении с 2012 годом увеличится на 1478 человек. В 2012 году будет рост в сравнении с 2011 годом и составит 485 человек, 2013 году — 1189 человек, 2014 году — 289 человек.
В связи с положительными тенденциями в экономике и ростом выпуска товаров и услуг продолжит постепенно снижаться напряженность на рынке труда. В 2013 году восстановится тенденция роста занятости в прогрессивных отраслях экономики (производство, обрабатывающая промышленность), продолжится рост занятости в сфере услуг. Общая численность безработных снизится и произойдет изменение ее характера: станет меньше безработных специалистов и больше незанятых малоквалифицированных рабочих. Численность официально зарегистрированных безработных с каждым годом будет снижаться и составит в 2012 году 6,9 тыс. человек, в 2013 году 6,7 тыс. человек, в 2014 году 6,6 тыс. человек.
2.2 Доходы и расходы населения
В 2012-2014 годы прогнозируются умеренные темпы роста доходов населения, которые в этот период ежегодно будут увеличиваться на 13,3-14,7%. Рост реальных располагаемых денежных доходов ускорится начиная с 2012 года на фоне снижения уровня инфляции, индексации оплаты труда бюджетников и вследствие проведения реформы довольствия военнослужащих. В 2012-2014 годах реальные располагаемые доходы населения будут ежегодно расти на 4-5%.
Основные меры по снижению уровня бедности населения в среднесрочной перспективе будут направлены государством на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь, на основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и усилению мер социальной поддержки семей с детьми.
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция к росту величины прожиточного минимума. С 2013 года расчет величины прожиточного минимума будет рассчитываться с учетом предстоящего перехода на нормативно-статистический метод расчета, в соответствии с которым продукты питания включены в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги — по их доле в общих потребительских расходах. По оценке, использование новой методики расчета приведет к увеличению величины прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения в среднем на 4%, что в свою очередь может отразиться на изменении тренда численности малоимущего населения. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2014 году прогнозируется на уровне 8378 рублей с ростом к 2010 году на 47,3%.
уровень жизнь население
2.3 Развитие жилищно-коммунального хозяйства
Основным направлением политики Волгограда в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства является улучшение состояния жилищного фонда Волгограда, активизация деятельности городских жилищно-коммунальных служб и населения в вопросах благоустройства.
В целях улучшения состояния дворовых территорий, наведения чистоты и порядка на территории Волгограда ежегодно организовываются и проводятся конкурсы по благоустройству дворовых территорий Волгограда, производится установка детских и спортивных площадок во дворах жилых домов за счет средств собственников жилых помещений МКД или при выделении целевого финансирования, ежегодно в апреле проводится месячник по благоустройству дворовых территорий.
В части улучшения состояния жилищного фонда в Волгограде продолжает действовать муниципальная целевая программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Волгограда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году», утвержденная постановлением администрации Волгограда от 18 мая 2011 г. № 1193 «О муниципальной адресной программе «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Волгограда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году».
Одним из направлений деятельности администрации Волгограда является проведение политики энергосбережения и энергоэффективности во исполнение требований Федерального закона от 23ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ). Администрация Волгограда ведет активную работу по организации приборного учета в каждом жилом доме с целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры, сокращения потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры, снижения оплаты за коммунальные услуги для населения.
Одним из направлений политики администрации Волгограда в рамках исполнения требований жилищного законодательства является реализация прав собственников жилых помещений в выборе способа управления многоквартирными домами. Так, в 2011 году на территории Волгограда в 1162 МКД созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ), в 3907 МКД собственниками помещений в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, в 82 МКД — непосредственное управление собственниками. Предполагается, что собственники МКД реализуют свои права по выбору способа управления до конца 2011 года в полном объеме.
В целях привлечения средств вышестоящих бюджетов администрацией Волгограда разработан проект долгосрочной муниципальной целевой программы «Реконструкция трубопроводов горячего водоснабжения с восстановлением циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения к жилым домам, расположенным на территории Волгограда на 2012-2019 годы». Также МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» сформирован пакет документов и подана заявка в Государственное учреждение «Волгоградский центр энергоэффективности» на софинансирование из областного и федерального бюджетов мероприятий программы по реконструкции существующих тепловых сетей с применением современных технологий строительства (аналогичные работы были ранее выполнены в Краснооктябрьском районе по проекту Международного банка реконструкции и развития, что позволило сократить затраты на транспортировку теплоносителя и повысить качество и надежность теплоснабжения потребителей).
Одним из основных направлений развития коммунального хозяйства Волгограда является разработка проекта схемы теплоснабжения Волгограда, суть которого заключается в рационализации городской системы теплоснабжения, а именно в использовании вторичного тепла и закрытии значительного количества нерентабельных котельных. В рамках данного проекта планируется ликвидировать 38 котельных, что выразится в экономии бюджетных средств в размере 252 млн. рублей в год. Оставшиеся котельные подлежат модернизации за счет установки на них газотурбинного оборудования. Реализация проекта позволит сократить потребление энергоресурсов, значительно снизит потери тепла при транспортировке и предоставит возможность для снижения тарифов на теплоснабжение для жителей Волгограда.
2.4 Развитие городского хозяйства
Основными направлениями развития городского хозяйства Волгограда в среднесрочной перспективе являются повышение качества обслуживания населения; содержание объектов внешнего благоустройства и улично-дорожной сети Волгограда путем внедрения новых технологий, высокопроизводительной техники, энергосберегающих программ, обеспечивающих снижение затрат на предоставляемые услуги и выполняемые виды работ; создание условий для развития конкуренции в области содержания и ремонта объектов внешнего благоустройства, улично-дорожной сети Волгограда; обеспечение подготовки и бесперебойной работы объектов городского хозяйства Волгограда.
Дорожная деятельность в среднесрочной перспективе будет осуществляться по видам работ: текущее содержание объектов улично-дорожной сети и искусственных сооружений; ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений; реконструкция и строительство автомобильных дорог (включая разработку проектно-сметной документации) и искусственных сооружений; строительство и ремонт тротуаров и пешеходных дорожек; устройство дорожного покрытия переходного типа (в щебне); мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (включая разработку проектно-сметной документации); содержание и ремонт ливневой и дренажной системы улично-дорожной сети Волгограда.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети Волгограда разработан проект ведомственной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети Волгограда на 2012-2014 годы, главной целью которого является предупреждение дорожно-транспортных происшествий.
Система искусственного наружного освещения, являясь неотъемлемой частью городского дизайна, обеспечивает жизнедеятельность городских пространств, безопасность движения на городских магистралях и транспортных узлах, а также жилой застройки в вечернее время. В 2012 году в случае принятия проекта ведомственной целевой программы развития наружного освещения Волгограда «Светлый город» на 2012-2014 годы и выделения бюджетных средств будут проведены работы по капитальному ремонту, восстановлению и строительству линий наружного освещения.
В среднесрочной перспективе администрация Волгограда также будет уделять внимание развитию городского хозяйства по направлениям:
·организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, строительство новых мест захоронения;
·ремонт и строительство ливневой и дренажной канализации (в случае принятия проекта ведомственной целевой программы по обследованию, ремонту и строительству ливневой и дренажной канализации на территории Волгограда на 2012-2014 годы);
·текущее содержание объектов улично-дорожной сети Волгограда;
·ремонт памятников братских могил, расположенных на муниципальных кладбищах Волгограда.
2.5 Развитие системы здравоохранения
Основными направлениями политики развития Волгограда в сфере здравоохранения в среднесрочной перспективе являются повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению, обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, создание системы мотивации населения к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, реализация мероприятий, направленных на сохранение здоровья женщин и детей.
В среднесрочной перспективе продолжится процесс реорганизации сети медицинских учреждений, направленный на эффективность системы здравоохранения. Так, в 2011 году реорганизовано муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ) «Женская консультация № 4» в форме присоединения к МУЗ «Родильный дом № 4», до конца 2011 года планируется закончить процесс реорганизации МУЗ «Родильный дом № 1» и МУЗ «Женская консультация № 1» в форме присоединения к МУЗ «Родильный дом № 1». В дальнейшем планируется продолжить процесс объединения отдельных женских консультаций с родильными домами.
Несмотря на модернизацию системы здравоохранения, в Волгограде наблюдается сложная медико-демографическая ситуация; смертность населения Волгограда по-прежнему остается на высоком уровне. В предстоящие три года прогнозируется сокращение уровня младенческой и детской смертности. Снижение данных показателей в динамике связано с внедрением программы модернизации системы здравоохранения в 2011-2012 годах в муниципальных учреждениях здравоохранения. Снижение материнской смертности возможно за счет использования высокотехнологичного оборудования и обучения медицинского персонала в рамках реализации программы модернизации системы здравоохранения, внедрения протоколов ведения родов при различных осложнениях, оказания помощи беременным, роженицам и родильницам с высокой степенью риска. Снижение смертности в трудоспособном возрасте планируется достигнуть за счет реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения на территории Волгоградской области, внедрения порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях по кардиологической и онкологической патологиям, проведения ежегодной диспансеризации населения.
Основной задачей в сфере здравоохранения является развитие скорой медицинской помощи и муниципальной аптечной сети. МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» объединяет 8 районных подстанций, оперативный отдел «03» и отдел госпитализации. На шести подстанциях скорой медицинской помощи в ближайшие годы необходимо проведение капитального и текущего ремонта (стоимость финансовых затрат на данные мероприятия составляет около 65,0 млн. рублей на 2012-2014 годы). Особого внимания требует проблема обеспечения МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» качественной продублированной связью: необходимо дальнейшее внедрение навигационных систем автотранспорта. Совершенствование работы по преемственности службы скорой медицинской помощи и поликлиник поможет облегчить переходный этап передачи функций оказания неотложной помощи поликлиникам, для чего требуется закупка нового медицинского оборудования (стоимость финансовых затрат для приобретения медицинского оборудование составляет 25,4 млн. рублей на 2012-2014 годы).
В настоящее время в рамках реализации национального проекта «Здоровье» проходят мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Волгограда. С этой целью создаются травматические центры первого уровня на базе МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25» и МУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи № 7». Кроме того, планируется закупка пяти единиц санитарного транспорта класса «С» для станции скорой медицинской помощи в рамках этого же проекта.
В среднесрочной перспективе продолжится внедрение современных информационных систем в здравоохранении для перехода на заполнение листков временной нетрудоспособности, посыльных листов в бюро медико-социальной экспертизы, ведение медицинских карт пациентов в электронном виде, запись пациентов на прием к врачу через сеть Интернет.
В среднесрочный период на территории Волгограда предполагается действие следующих целевых программ:
·ведомственной целевой программы «Здоровое поколение Волгограда» на 2011-2013 годы», утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Волгограда от 25 августа 2010 г. № 765 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Здоровое поколение Волгограда» на 2011-2013 годы».
·ведомственной целевой программы «Бесплатное лекарственное обеспечение жителей Волгограда» на 2011-2013 годы», утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Волгограда от 12 августа 2011 г. № 648 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Бесплатное лекарственное обеспечение жителей Волгограда» на 2011-2013 годы».
·ведомственной целевой программы «Приобретение дорогостоящего оборудования для муниципальных учреждений Волгограда» на 2011-2013 годы», утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Волгограда от 26 августа 2010 г. № 770 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Приобретение дорогостоящего медицинского оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения Волгограда» на 2011-2013 годы».
Также в среднесрочной перспективе при условии выделения финансирования планируется действие вновь разработанных ведомственных целевых программ:
·проекта ведомственной целевой программы «Безопасность муниципальных учреждений здравоохранения Волгограда»;
·проекта ведомственной целевой программы «Профилактика стоматологических заболеваний у детей»;
·проекта ведомственной целевой программы «Целевая диспансеризация мужского населения Волгограда по выявлению заболеваний предстательной железы»;
·проекта целевой программы «Приобретение санитарного автотранспорта», которая предполагает приобретение 120 автомобилей скорой медицинской помощи.
2.6 Обеспечение потребности в образовании
Основными направлениями развития системы образования на среднесрочный период являются обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования; повышение качества общего, дошкольного и дополнительного образования; повышение эффективности кадрового обеспечения образования; информатизация образовательного пространства; создание безопасного образовательного пространства; повышение эффективности управления образованием.
В среднесрочной перспективе продолжится работа по оптимизации и реорганизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений (МОУ): присоединение малочисленных МОУ к более крупным и передача учреждений дополнительного образования (детско-юношеских школ), осуществляющих подготовку олимпийского резерва в ведение комитета по физической культуре и спорта администрации Волгограда.
Администрация Волгограда продолжит принимать меры по решению проблемы укомплектованности педагогическими кадрами МОУ. В настоящее время потребность в квалифицированных кадрах испытывают 110 МОУ. В качестве мер социальной поддержки работников образования производится выплата муниципальной надбавки 25% работникам муниципальной системы образования, а также выплата ежемесячной надбавки педагогическим работникам МОУ, отнесенным к категории молодых специалистов.
В связи с ростом рождаемости увеличивается количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). В настоящее время общий охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием составляет всего 62%. В целях решения проблемы обеспечения общедоступного дошкольного образования разработан комплекс мер по увеличению количества мест в ДОУ.
Разработан проект муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Волгограде на 2012-2018 годы», целью которого является ликвидация очередности в возрастной группе детей от 1,5 до 6,5 лет. В рамках программных мероприятий планируется завершение капитального строительства двух зданий ДОУ в Советском и Кировском районах Волгограда; начало строительства трех зданий ДОУ, подготовка проектно-сметной документации (для строительства семи зданий ДОУ в 2013 году); капитальный ремонт семи зданий бывших ДОУ в Тракторозаводском, Дзержинском, Краснооктябрьском, Советском районах Волгограда; ремонт и оборудование 12 дополнительных групп в ДОУ и 48 групп в общеобразовательных школах; принятие в муниципальную собственность двух зданий ведомственных ДОУ в Советском районе Волгограда.
Планируется увеличение сети ДОУ на 2,3-2,4 тыс. мест, строительство 17 новых зданий ДОУ на 3,3 тыс. мест, строительство трех пристроек к существующим зданиям ДОУ на 120 мест, капитальный ремонт отдельных зданий МОУ общеобразовательных учреждений Красноармейского и Краснооктябрьского районов Волгограда, капитальный ремонт здания бывшего ДОУ № 268 Краснооктябрьского района Волгограда после возврата его в муниципальную собственность.
В среднесрочной перспективе продолжится реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части мероприятий по модернизации сферы образования, внедрению инновационных образовательных программ и современных образовательных технологий, укреплению материально-технической базы образовательного процесса, повышению престижа педагогов, поддержке одаренных детей и развитию их творческих способностей.
2.7 Обеспечение населения услугами культуры
Основными направлениями политики развития сферы культуры в среднесрочной перспективе являются создание полноценных условий для художественного творчества, появления высокохудожественных произведений и иных культурных ценностей, охрана объектов историко-культурного наследия местного (муниципального) значения, сохранение и развитие традиций образования в сфере искусства у детей, укрепление материально-технической базы учреждений, ремонт зданий, занимаемых муниципальными учреждениями культуры, приведение помещений в надлежащее состояние, повышение квалификационного уровня кадрового состава муниципальных учреждений культуры (МУК).
Развитие театрального искусства в Волгограде в ближайшие годы планируется осуществлять посредством оптимизации и повышения качества работы со зрителями с целью увеличения посещаемости театров жителями и гостями Волгограда, развития деятельности театров (увеличение количества постановок в МУК «Волгоградский музыкальный театр», ориентированных на молодежь и с участием молодежи (студентов МОУ высшего профессионального образования «Волгоградский институт искусств им. П.А.Серебрякова»), увеличения количества малобюджетных постановок, укрепления материально-технического состояния театров, завершенияремонтных работ в МУК «Волгоградский молодежный театр».
Сохранение сети муниципальных библиотек является актуальной задачей на сегодняшний день. Комплектование библиотечных фондов осуществляется в основном за счет средств бюджета Волгограда, трансфертов из федерального бюджета и спонсорских средств, однако это не позволяет полностью преодолеть тенденцию к сокращению объема фондов централизованных систем библиотек. В целях обновления библиотечного фонда, дополнительного привлечения читателей в библиотеки и поддержания интереса к чтению возрастает необходимость планирования и принятия целевых программ обновления библиотечного фонда и компьютеризации муниципальных библиотек, а также системного решения указанных вопросов.
Развитие муниципальных домов культуры, парков, кинотеатров также является основной задачей администрации Волгограда. Развитие муниципальных домов культуры Волгограда будет осуществляться посредством организации досуга и массового отдыха населения, поддержки художественного любительского творчества и другой социальной активности горожан, патриотического воспитаниядетей и молодежи. Для сохранения деятельности муниципальных парков планируется обновление аттракционов, обновление форм работы с жителями (выездные мероприятия), благоустройство территорий парковых зон, укрепление материально-технической базы учреждений для реализации поставленных задач. Приоритетными в деятельности муниципальных кинотеатров остаются предоставление услуг для различных категорий населения (в том числе социально незащищенной категории граждан), максимальный охват детского населения, развитие платных дополнительных услуг.
Для обеспечения текущей деятельности подведомственных учреждений сферы культуры и искусства, создания полноценных условий для удовлетворения потребностей населения Волгограда в сфере культуры и искусства разработан проект ведомственной целевой программы «Обеспечение жителей города-героя Волгоград услугами в сфере культуры и искусства в 2011-2012 годах».
2.8 Развитие массовой физической культуры и спорта
Основными направлениями развития физической культуры и спорта в Волгограде в среднесрочной перспективе являются строительство новых объектов физической культуры и спорта (плоскостных сооружений для массовых занятий, физкультурно-оздоровительных комплексов с универсальными спортивными залами и плавательными бассейнами); ремонт и реконструкция существующих сооружений для занятий физической культурой и спортом; организация и проведение официальных массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории Волгограда; формирование здорового образа жизни населения и достойного выступления волгоградских спортсменов в соревнованиях всех рангов; организация массовой оздоровительной работы с детьми и молодежью.
Инфраструктура физической культуры и спорта Волгограда представлена 11 стадионами с трибунами, 480 плоскостными спортивными сооружениями, 252 спортивными залами, 2 дворцами спорта, футбольно-легкоатлетическим манежем, 23 плавательными бассейнами, 24 стрелковыми тирами, 2 гребными базами, 226 другими спортивными сооружениями. Средний показатель обеспеченности спортивными залами, плавательными бассейнами и плоскостными спортивными сооружениями в Волгограде составляет 25,84% от социальных нормативов, что является одной из главных причин, не позволяющих более успешно решать задачу оздоровления населения средствами физической культуры и спорта.
С целью обеспечения условий для развития на территории Волгограда физической культуры и массового спорта администрацией Волгограда в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области» на 2010-2013 годы», утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 11 октября 2010 г. № 493-п «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области» на 2010-2013 годы», в 2012 году планируется открытие физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул. Молодежной в Кировском районе Волгограда. Кроме того, в случае получения положительного решения на заявку на привлечение средств софинансирования из вышестоящих бюджетов по участию в программе в среднесрочной перспективе планируется строительство следующих объектов:
·физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном на земельном участке по ул. Новоремесленной, на пересечении с ул. Таращанцев в Краснооктябрьском районе Волгограда;
·физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном по ул. им. Довженко в Красноармейском районе Волгограда;
·универсального спортивного зала на земельном участке по ул. им. Лавочкина, 6/2 в Ворошиловском районе Волгограда.
В среднесрочной перспективе планируется проведение мероприятий:
·чемпионатов и первенств Волгограда и Волгоградской области, спартакиад, лично-командных первенств Волгограда среди лиц с ограниченными физическими возможностями, участие команд Волгограда во всероссийских соревнованиях, открытых кубков Волгограда по видам спорта, посвященных памятным и торжественным датам, полуфинальных и финальных первенств России;
·городского культурно-спортивного фестиваля среди молодежи национальных общественных объединений «Волгоград — город дружбы», городских спортивных игр школьников Волгограда «Президентские спортивные игры», женского легкоатлетического пробега «Золотая осень»;
·кубка Главы Администрации Волгоградской области по легкой атлетике, чемпионате России по тхэквондо, всероссийском турнире по дзюдо среди мужчин.
Администрация Волгограда реализует долгосрочную муниципальную целевую программу «Формирование культуры здорового образа жизни, противодействия наркотизации населения Волгограда на 2011-2013 годы», утвержденную постановлением администрации Волгограда от 15 августа 2011 г. № 2207 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Формирование культуры здорового образа жизни, противодействие наркотизации населения Волгограда на 2011-2013 годы», в рамках которой проводится организация «мастер-классов здоровья» и «уроков здоровья» с участием известных волгоградских спортсменов. Спортивно-массовые мероприятия проводятся с использованием технологий антинаркотической профилактики.
В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году в Волгограде планируется развитие спортивной инфраструктуры на мировом уровне, включающее в себя строительство (реконструкцию) крупных спортивных объектов с самой современной инфраструктурой. Для непосредственного проведения матчей по футболу в Волгограде запланировано строительство нового стадиона, отвечающего последним требованиям международных организаций по проведению официальных матчей. Новый стадион вместит 40 тыс. болельщиков, его трибуны будут разделены на отдельные секторы, чтобы зрители не имели возможности свободно передвигаться по стадиону во время матча. Перед стадионом будет построена новая большая парковка, а также изолированные стоянки для автобусов команд и машин судей. На новом стадионе будут построены ложа для прессы на главной трибуне, платформы для телекамер на главной трибуне и на трибунах за воротами. В целях обеспечения участников чемпионата по футболу в 2018 году тренировочными площадками в Волгограде будут построены новые спортивные объекты с подъездными путями и развитой инфраструктурой.
Эти объекты позволят создать современные, экономически полноценные условия для развития футбольной отрасли в Волгограде. Вновь возведенные спортивные сооружения будут работать на формирование здорового образа жизни горожан десятилетиями, что приведет к снижению роста преступности и развития наркомании, а также будут способствовать привлечению к подготовке сборных команд лучших специалистов, работающих в сфере футбола, и предоставят горожанам возможность для занятий футболом.
2.9 Развитие молодежной политики
Основными направлениями молодежной политики Волгограда являются поддержка инновационной активности молодежи в социально-экономической, общественно-политической и творческой сферах, использование потенциала молодежи в интересах инновационного развития Волгограда; создание условий для развития системы гражданско-патриотического воспитания; формирование у молодежи Волгограда устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни, осознанному отказу от злоупотребления психоактивными веществами; создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а также поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений; организация комплексной информационной, консультационной, физкультурно-оздоровительной и социально-досуговой работы по месту жительства с детьми и молодежью на базе подростково-молодежных клубов и центров; совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливой молодежи, обеспечения условий для их личностной самореализации; создание условий для организации качественного отдыха и оздоровления детей и молодежи на базе муниципальных оздоровительных центров.
В среднесрочной перспективе планируется реализация следующих долгосрочных муниципальных целевых программ:
·долгосрочной муниципальной целевой программы «Формирование культуры здорового образа жизни, противодействие наркотизации населения Волгограда на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 15 августа 2011 г. № 2207 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Формирование культуры здорового образа жизни, противодействие наркотизации населения Волгограда» на 2011-2013 годы». Реализация программы позволит повысить уровень информированности молодежи в возрасте от 14 до 29 лет по проблемам употребления психоактивных веществ до 70%; увеличить долю молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, вовлеченной в мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, на 25% по сравнению с 2010 годом; повысить уровень квалификации и качества работы специалистов, основная деятельность которых заключается в проведении профилактической и реабилитационной работы.
·проекта долгосрочной муниципальной целевой программы «Патриотическое воспитание подростков и молодежи в Волгограде на 2012-2015 годы». Реализация указанного проекта долгосрочной муниципальной целевой программы позволит повысить уровень квалификации и качества работы специалистов, основная деятельность которых заключается в проведении патриотической работы; увеличить процент подростков и молодежи, посещающих центры, клубы, объединения военно-патриотической направленности, а также процент молодых людей, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству проживающих в Волгограде подростков и молодежи.
2.10 Социальная поддержка населения
Основным направлением развития социальной политики на территории Волгограда является последовательное повышение уровня качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступностью основных социальных услуг и социального обслуживания. На сегодняшний день приоритеты предоставления мер социальной поддержки в Волгограде носят стимулирующий характер и поощряют достойный труд, заслуги жителей Волгограда в той или иной области, повышают социальную значимость института семьи.
Администрация Волгограда в среднесрочной перспективе продолжит в рамках предоставленных муниципалитету полномочий развивать систему муниципальной социальной политики и повышать качество жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. За счет средств бюджета Волгограда в прогнозируемый период будут предоставляться следующие меры социальной поддержки:
·выплата ежемесячного денежного содержания гражданам, удостоенным государственных наград СССР, РСФСР, РФ, в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 07 июня 2006 г. № 32/708 «О порядке установления дополнительного ежемесячного денежного содержания лицам, удостоенным государственных наград СССР, РСФСР и РФ». В 2012 году планируется предоставить выплату 1 тыс. 400 гражданам на сумму 13,6 млн. рублей, в 2013-2014 годах — 1 тыс. 446 гражданам на сумму 14,0 млн. рублей ежегодно;
·меры социальной поддержки лицам, имеющим звание «Ветеран труда города-героя Волгограда» в соответствии с разделом 5 Положения о звании «Ветеран труда города-героя Волгограда», принятого постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 15 февраля 2000 г. № 9/77 «Об учреждении звания «Ветеран труда города-героя Волгограда». С 2012 года планируется увеличить ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда города-героя Волгограда до 700 рублей, которые будут предоставлены 11880 ветеранам ежегодно на сумму 100,800 млн. рублей;
·выплата доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда, в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 06 февраля 2008 г. № 57/1441 «Об утверждении Положения о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Волгограда и должности муниципальных служащих муниципальной службы Волгограда». В 2012 году планируется выплачивать такие выплаты 742 пенсионерам на сумму 102,3 млн. рублей, в 2013 году — 792 пенсионерам на сумму 102,3 млн. рублей, в 2014 году — 842 пенсионерам на сумму 102,3 млн. рублей;
·выплата ежемесячного денежного содержания и единовременного вознаграждения спортсменам-инвалидам, чемпионам России, Европы, мира и Параолимпийских игр в соответствии с решениями Волгоградской городской Думы от 06 июля 2006 г. № 33/726 «Об утверждении Положения о порядке установления дополнительного ежемесячного денежного содержания спортсменам-инвалидам Волгограда», Волгоградской городской Думы от 13 декабря 2006 г. № 39/912 «О принятии Положения о порядке и условиях выплаты единовременного вознаграждения спортсменам-инвалидам Волгограда». На 2012 год запланирована выплата ежемесячного денежного содержания 50 спортсменам на сумму 2,7 млн. рублей, единовременного вознаграждения 45 спортсменам на сумму 1,8 млн. рублей. В 2013-2014 годах выплата ежемесячного денежного содержания составит 3,1 млн. рублей в год для 57 спортсменов, единовременного вознаграждения — 1,8 млн. рублей в год для 45 спортсменов;
·единовременная материальная помощь жителям Волгограда, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в соответствии с Положением об оказании единовременной материальной помощи жителям Волгограда, утвержденным постановлением главы Волгограда от 02 апреля 2008 г. № 695 «Об утверждении Положения об оказании единовременной материальной помощи жителям Волгограда»;
·целевая материальная помощь на зубопротезирование малоимущим пенсионерам и многодетным матерям в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 25 мая 2011 г. № 46/1426 «Об утверждении Временного положения об оказании целевой материальной помощи на зубопротезирование малообеспеченным гражданам Волгограда: мужчинам, достигшим возраста 60 лет, женщинам, достигшим возраста 55 лет, и многодетным матерям, родившим и воспитавшим (воспитывающим) троих и более детей». В 2011-2013 годах планируется оказать материальную помощь на зубопротезирование 650 малоимущим гражданам на сумму 5,0 млн. рублей ежегодно;
·целевая материальная помощь малообеспеченным жителям на газификацию жилых домов (в рамках ежегодно утверждаемого Положения об оказании целевой адресной материальной помощи на газификацию жилых домов и квартир семьям и одиноко проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим по месту жительства на территории Волгограда). В 2011 году в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 01 февраля 2011 г. № 267 «Об утверждении Положения об оказании целевой адресной материальной помощи на газификацию жилых домов и квартир семьям и одиноко проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим по месту жительства на территории Волгограда» уровень среднедушевого дохода семей, которым может быть оказана материальная помощь на газификацию, был поднят до 1,5 величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, действующего на момент обращения. Это позволило расширить круг семей для получения данного вида социальной поддержки. В 2012-2014 годах на оказание материальной помощи на газификацию планируется предусмотреть в бюджете Волгограда по 2,5 млн. рублей ежегодно;
·муниципальная компенсация части платы родителей (законных представителей) за содержание детей в МОУ Волгограда, право на получение которой имеют многодетные, малообеспеченные семьи, семьи военнослужащих срочной службы в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 10 февраля 2010 г. № 29/876 «О внесении изменений в постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 25 января 2006 г. № 27/531 «Об упорядочении платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» (в редакции на 18.06.2009)». Муниципальная компенсация выплачивается в следующем размере: 100% разницы между суммой внесенной платы родителей (законных представителей) за содержание третьего и последующих детей в МОУ Волгограда и суммой компенсации части платы родителей (законных представителей), выплачиваемой родителям (законным представителям); 50% разницы между суммой внесенной платы родителей (законных представителей) за содержание детей в МОУ Волгограда и суммой компенсации части платы родителей (законных представителей), выплачиваемой родителям (законным представителям);
·награждение почетными знаками города-героя Волгограда за заслуги в воспитании детей. В целях признания заслуг многодетных родителей, воспитывающих своих детей достойными гражданами, учреждены Почетные знаки города-героя Волгограда «Материнская слава Волгограда» (в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 26 мая 2010 г. № 33/983 «Об учреждении Почетного знака города-героя Волгограда «Материнская слава Волгограда») и «Родительская слава Волгограда» (в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 26 мая 2010 г. № 33/984 «Об учреждении Почетного знака города-героя Волгограда «Родительская слава Волгограда»). В 2012-2014 годах планируется награждать ежегодно Почетным знаком «Материнская слава Волгограда» около 30 женщин с выплатой единовременного материального вознаграждения в размере 30 тыс. рублей и около 50 родителей (усыновителей) Почетным знаком «Родительская слава Волгограда»;
В 2012-2014 году администрация Волгограда продолжит осуществлять государственные полномочия, исполнение которых передано органам местного самоуправления и финансирование которых осуществляется из вышестоящих бюджетов:
·предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малообеспеченным семьям. Предоставление этой формы социальной поддержки осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». По итогам I полугодия 2011 года максимальная величина размера субсидии составила 7 тыс. 948 рублей 60 копеек. Самые большие суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малообеспеченным семьям назначены многодетным семьям, расходы которых на коммунальные платежи достаточно высоки. Планируется, что в 2012-2014 годах субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ежегодно будут предоставляться 43 тыс. малообеспеченным семьям;
·компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении. Назначение и выплата производятся в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 15 марта 2010 г. № 57-п «Об утверждении Порядка расходования и учета субвенций из областного фонда компенсаций на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Порядка назначения и выплаты компенсации родителям (законным представителям) части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и Порядка определения ежемесячного среднего размера родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях Волгоградской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Компенсация на детей, посещающих МОУ, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплачивается в размере: 20% размера внесенной родительской платы на первого ребенка; 50% размера внесенной родительской платы на второго ребенка; 70% размера внесенной родительской платы на третьего ребенка и последующих детей. В 2012-2014 годах предполагается выплачивать компенсацию на 34 тыс. детей на сумму 88,3 млн. рублей в год.
Достижение стратегических целей устойчивого развития Волгограда в среднесрочной перспективе отражено в приложении 1 к настоящему прогнозу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы, как статистическая оценка уровня жизни населения, социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни, современный уровень жизни населения, социальная защищенность и борьба с бедностью, а также был составлен прогноз уровня жизни населения в 2001-2010 гг.. По первому вопросу можно сделать следующие выводы. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Важнейшая задача статистики уровня жизни — выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. Повышение уровня жизни — это не только результат экономического роста, но и его условие. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью. Для большей части населения прогноз уровня жизни населения на предстоящие десять лет пессимистический. Хотя снижение жизненного уровня населения — неизбежное следствие столь масштабных преобразований, однако глубина падения — процесс регулируемый.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Maslow A.H Motovation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
2.Анализ экономики под ред. В.Е. Рыбалкина, гл.7
.Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета.// Человек и труд. — М., 2001, №8, стр 55.
.Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2001.
.Емельянов A. Продовольственная бедность населения РФ // Экономист 2003 №10 (Ежемесячный научно-практический журнал)М.
.Загородникова Т. Об уровне жизни населения //Вопросы статистики -1998-№6
.Курс социально — экономической статистики: Учебник/Под ред. М.Г. Назарова. — М.: ОМЕГА-Л, 2007.
.Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ.- ООО "Питер Пресс"; научн.ред. проф. Е.П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007.
9.Официальный информационно-справочный портал Волгограда (электронная версия, код доступа: <#»justify»>ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА В 2011 ГОДУ
1. Продукты питанияНаименованиеЕдиница измеренияОбъем потребления (в среднем на одного человека в год)Трудоспособное населениепенсионерыДетиХлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)Кг133,7103,784,0КартофельКг107,680,0107,4Овощи и бахчевыеКг97,092,0108,7Фрукты свежиеКг23,022,051,9Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахарКг22,221,225,2МясопродуктыКг37,231,533,7РыбопродуктыКг16,015,014,0Молоко и молокопродукты в пересчете на молокоКг238,2218,9325,2ЯйцаКг200,0180,0193,0Масло растительное, маргарин и другие жирыКг13,811,010,0Прочие продукты (соль, чай, специи)Кг4,94,23,6
В набор потребительской корзины входят также непродовольственные товары:
2. Непродовольственные товарыНаименованиеЕдиница измерения/срок износаОбъем потребления (в среднем на одного человека в год)Трудоспособное населениепенсионерыдетиВерхняя пальтовая группаштук/лет3/7,63/8,73/2,6Верхняя костюмно-платьевая группаштук/лет8/4,28/5,011/2,0Бельештук/лет9/2,410/2,911/1,8Чулочно-носочные изделияпар/лет7/1,44/1,96/1,3Головные уборы и галантерейные изделияштук/лет5/5,04/5,64/2,8Обувьпар/лет6/3,26/3,57/1,8Школьно-письменные товарыштук/лет3/1,03/1,027/1,0Постельное бельештук/лет14/7,014/7,014/7,0Товары культурно-бытового и хозяйственного назначенияштук/лет19/10,519/10,519/10,5Предметы первой необходимости, санитарии и лекарствапроцентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц101512
Потребительская корзина включает также возможность получения услуг:
3. УслугиНаименованиеЕдиница измеренияОбъем потребления (в среднем на одного человека в год)Трудоспособное населениепенсионерыДетиЖильекв. м общей площади181818Центральное отоплениеГкал в год6,76,76,7Холодное и горячее водоснабжение и водоотведениел в сутки285285285Газоснабжениекуб. м в месяц101010ЭлектроэнергиякВт.ч в месяц505050Транспортные услугипоездок в год619150396Услуги культурыпроцентов от общей величины расходов на услуги в месяц555Другие виды услугпроцентов от общей величины расходов на услуги в месяц151515