Выдержка из текста работы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Для успешного обучения и вхождения вчерашнего дошкольника в школьную жизнь необходимо дошкольное образование с акцентом на предшкольную подготовку. Основная цель дошкольного образования – дать возможность каждому ребенку проявить свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в формировании определенных навыков и умений.
Анализ причин трудностей, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания и использования специальных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, формирующих социально уверенную личность.
Задача социализации личности дошкольника в ДОУ решается путем приобщения дошкольников к социальному миру, введение в педагогический процесс игр и упражнений по социализации и формированию социальных навыков у дошкольников.
Кроме того, происходящие в обществе и образовании новации предъявляют и новые требования, подходы к характеру отношений дошкольных образовательных учреждений и семьи. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители – первые педагоги своих детей, задача же дошкольных заключается в помощи родителям, что требует совершенно других взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения, а именно сотрудничества взаимодействия.
Анализ психолого – педагогической и методической литературы позволяет выделить различные подходы к проблеме социализации дошкольника.
Благодаря исследованиям педагогов и психологов (А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в ДОУ обеспечивается решением воспитательно – образовательных задач в процессе социализации дошкольника. Исследованиями проблемы социализации личности занимались многие видные философы (Э.Дюркгейм, И.Кант, и др.), педагоги (С.Т.Шацкий, К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, П.М.Саморуков и др.).
В трудах В.В.Абраменковой, И.С.Кона, А.В.Мудрика и др. освещены вопросы влияния семьи и ДОУ на развитие личности ребенка, а также раскрываются сущность и структура процесса его социализации.
В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в психологии и педагогике сложилось предпосылки для решения проблемы успешной социализации ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Но проблема информационного вакуума о разработанных методиках и методах, применяемых в новом свете требований к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи, все еще имеет место быть.
Целью исследования стало выявление методик, способствующих успешности социализации дошкольника.
Задачи:
— выявить сущность и содержание процесса социализации дошкольника;
— рассмотреть особенности процесса социализации детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах;
Объект исследования: процесс социализации дошкольника.
Предмет исследования: особенности социализации детей дошкольного возраста.
Глава I. Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие и сущность социализации.
Социализация — самое обширное понятие из числа процессов, характеризующих образование личности. Она представляет не лишь ответственное усвоение ребенком готовых форм и методов социальной жизни, приемов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) личного общественного опыта, ценностных ориентаций, собственного стиля жизни.
По воззрению Ф. А. Мустаевой социализация — это процесс становления человека в содействии его с находящимся вокруг миром.
Л. В. Мардахаев описывает социализацию как процесс развития личности, усвоения индивидуумом языка, общественных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения) , культуры, свойственных этому сообществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им общественных связей и социального опыта.
Рассматривая дилемму социализации и ее соответствие с воспитанием, А. В. Мудрик характеризует ее как становление и самореализацию человека в течение всей жизни в ходе усвоения и воспроизводства культуры общества.
В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и итог усвоения и энергичного воссоздания индивидуумом общественного опыта, системы социальных связей и взаимоотношений в его личном опыте.[12, c.5]
М. А. Галагузова описывает процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» малыша в сообщество, приобретения им конкретного общественного опыта (в форме познаний, ценностей, инструкций поведения) . Социализация ребенка — процесс долгий и чрезвычайно трудный. С одной стороны, любое сообщество, сначала само заинтересовано в том, чтоб каждый ребенок, приняв и усвоив систему общественных и моральных ценностей, эталоны, нормы и правила поведения, сумел жить в данном сообществе, быть его полноправным членом. С другой стороны, на составление персоны малыша грандиозное действие оказывают и разнородные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в находящейся вокруг жизни.[13.c.69]
А. В. Мудрик рассматривает процесс социализации как совокупность четырех составляющих:
— стихийная социализация человека во содействии и под воздействием справедливых событий жизни, сообщества, содержания, характер и итоги которой ориентируются социально-экологическими и социокультурными реалиями;
— сравнительно направляемая социализация, когда правительство решает конкретные финансовые, законодательные, организационные меры для решения собственных задач, что справедливо оказывают большое влияние на изменение вероятностей и нрава становления, на жизненный путь тех или же других возрастных групп (определяя неотъемлемый минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);
— сравнительно социально контролируемая социализация – планомерного творения сообществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для становления человека (воспитания) ;
— более или же меньше ответственное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или же антисоциальный вектор (самостроительство, сомосовершенствование, саморазрушение) , согласно с личными ресурсами и в соответствии либо напротив беспристрастным условиям жизни.[12, c.7]
Содержание процесса социализации, по мнению А. В. Мудрика, зависит от успешного овладения людьми полоролевой социализацией, их желания участвовать в социальной и экономической жизни, создать семью, быть законопослушными гражданами….
Заключение.
Таким образом, процесс социализации дошкольников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.
В процессе социализации детей отличаются последующие особенности:
1. В отличие от совершеннолетних, которые готовы к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, что закрепляются на уровне эмоционально-ценностных взаимоотношений в ходе вхождения в социум.
2. Взрослые готовы расценивать общественные нормы. Критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация несовершеннолетних строится на повиновении взрослым, исполнении конкретных инструкций и требований.
4. Социализация взрослых нацелена на овладение явными навыками; у несовершеннолетних основная роль принадлежит мотивации поведения.
Эта специфика социализации ребенка потребует специальной организации работы взрослых – комплексного сопровождения общественного развития ребенка в ходе его воспитания, образования и развития.
Тема социализации детей дошкольного возраста в современном сообществе имеет главное значение, так как заложенные в детстве предпосылки оказывают очень большое воздействие на становление конкретного индивида, как члена сообщества, его отношений и взаимодействия с окружающими, а в итоге – на становление сообщества в целом.
Во взаимосвязи с этим работа с ребятами в этом направлении потребует последующих подходов:
• Тесная взаимосвязь дошкольной образовательной организации с семьями
воспитанников, учреждениями дополнительного образования, культурно-
досуговыми центрами, а помимо прочего организациями, обеспечивающими правовую защиту не достигших совершеннолетия граждан.
• Учёт воздействия разных институтов социализации на каждого ребёнка в
зависимости от его личных особенностей и условий жизни в семье.
• Построение взаимоотношений с детьми на принципах равноправия, партнёрства.
• Признание ребёнка субъектом отношений и взаимодействий.
• Знакомство детей с правами человека и потребностью исполнять права
находящихся вокруг людей, а помимо прочего с обязанностями и ответственностью, как
нужными спутниками прав.
• Создание условий для креативных проявлений каждого ребёнка.
Успешность социализации ребёнка в современном мире находится в зависимости от умения воспитателя и родителей с новой точки зрения посмотреть на подрастающего члена сообщества и наши с ним отношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: Методическое пособие / Под общ. ред. Е.О. Смирновой. — М.: АРКТИ, 2013.
2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ Под общ. ред. М.Е. Верховкиной , А.Н. Атаровой — СПб.: КАРО, 2014.
3. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Авт.-сост. Т.В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
4. Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребёнка-дошкольника.// Ярославский педагогический вестник, 2012 № 4. С. 48-52.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2000г.
6. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я, 2004 № 5. С. 8-28.
7. Бодалев А.А. Личность и общество. Избранные психологические труды. – М., 1995.
8. Мардахаев И.B.. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики,2005. — 269 с.
9. >10. www.maam.ru.
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. – 200 c.
13. Социальная педагогика: курс лекций. Авторы: Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416 с.
14. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Издательство: Речь, 2005 г. — Стр. 320.
15. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М. Просвещение, 1991. 288 с.
16. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
17. Статья Особенности социализации ребёнка дошкольного возраста. Н.В. Серебрякова. старший преподаватель ГАОУ ДПО «ИРО», г. Екатеринбург.
18. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций; учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. — 4-е изд., стер. — М.: Academia, 2004. — 440 с.