Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ5
1.1 Сущность понятия «государственное регулирование экономики»5
1.2 Экономические функции правительства7
1.3 Основные методы государственного регулирования экономики8
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ13
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ17
3.1 Государственное регулирование рыночной экономики17
3.2 Государственное регулирование занятости населения и развитие социального партнерства20
3.3 Государственное регулирование и проблемы темпов экономического роста21
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры29
Выдержка из текста работы
Государство — прежде всего политическая регуляторная организация, имеющая публичную власть и специализированный аппарат регулирования общественных отношений.
В течение XX в. происходило усиление роли государства в экономике. Особенно эти процессы ускорились во второй половине прошлого века, обнаружено в расширении функций государства, развитию новых форм и методов экономической политики, не только уменьшают негативное влияние на рынок, но и способствуют нормальному воспроизводству средств производства, социальной стабильности и поддержке макроэкономического равновесия.
В последние десятилетия в развитых странах под воздействием информационно-технологической революции и развития экономики и глобализации экономических связей происходит расширение и усложнение регуляторных функций государства. Особой проблемой остается переход к сугубо экономических отношений налогоплательщиков и государства с преодолением экономически обоснованного вмешательства государственных ведомств в деятельность предприятий и организаций.
Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и другими функциями осуществляет определенные меры в организации и управлении экономикой, планировании и регулировании соответствующих процессов.
Обращение к историческому и современному опыту государственного регулирования создания условий перехода к рынку — важный аспект в разработке методов и средств его.
В то же время сегодня нет единого теоретического подхода к решению указанных вопросов. Как правило, исследования касаются отдельных направлений, разработок и мероприятий по их решению.
Отсутствие комплексной системы государственного регулирования налоговой сферы приводит к возникновению диспропорций и сбоев в хозяйственном механизме и к торможению развития производства.
Специфика переходного периода, в котором находится страна, нуждается в новых методах указанного регулирования. Опыт показывает, что роль государства в их создании весьма значительна, хотя в начале этого периода главным фактором считали саморегулирования рыночных процессов.
Однако сейчас роль государства в этом процессе очевидна. При падении объемов производства поступления в бюджет все меньше покрывают расходы, как на социальную сферу, так и на поддержку хозяйствующих субъектов [11, С. 91].
Цель курсовой работы — теоретическое обобщение и научно-методическое обоснование экономических интересов хозяйствующих субъектов за стимулирование экономического развития, определения экономической роли государства в экономике страны.
Согласно этой цели в процессе исследования были определены и решены следующие задачи:
установление объективной необходимости, места и роли государственного регулирования развития экономики в условиях формирования рыночных отношений;
обоснование принципа государственного регулирования этого процесса в течение переходного периода;
формулирование основных направлений государственного регулирования экономических интересов хозяйствующих субъектов в переходном периоде.
Данная работа может быть использована в качестве учебного пособия на лекционных и семинарских занятиях по экономической теории.
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики
.1 Эволюция научных взглядов на роль государства в экономике
Практика хозяйствования современных развитых стран убедительно доказывает необходимость сочетания стихийно-рыночного, корпоративного и государственного регулирования в целях обеспечения эффективного функционирования экономики. Дискуссия о социально-экономической роли государства лежит не в плоскости вопрос: «важное государство?», А заключается в решении проблемы: «Насколько важно государство?».
Начиная от первых цивилизаций государство играло ведущую роль в общественно-политической и экономической жизни — от создания разветвленной ирригационной системы и построения мощного бюрократического аппарата управления (в древневосточных деспотиях) до законодательного закрепления права частной собственности и основания демократических основ государственного управления (в античном мире). Во времена средневековья получает распространение тезис о «божественный» характер государственной власти, происходит сращивание верхушки государственного аппарата и религиозно-церковной знати. Эпоха первоначального накопления капитала, всколыхнув Европу от «феодального сна» и вызвав изменение трактовки общественного и индивидуального богатства, привела к усилению роли государства в экономике. Утверждение абсолютизма способствовало формированию системы взглядов относительно государственного регулирования в экономическом учении меркантилизма [18, С. 234].
Экономическая роль государства, согласно теории меркантилизма, такова:
государственное регулирование сферы внешнеэкономических отношений, основанное на протекционистских принципах и предусматривает применение низких таможенных тарифов на импорт сырья и экспорт готовых изделий и высоких — на импорт промышленной продукции и экспорт сырьевых ресурсов;
государственная регламентация внутреннего промышленного производства из-за введения государственного контроля за качеством продукции, численности и квалификации работников, предоставления привилегий и монопольных прав вновь мануфактурам;
активная монополизация внешней торговли частным и государственным капиталом по обязательной государственной поддержки и стимулирования;
контроль денежного обращения и денежной системы, чеканки монет с предварительным их «порчей» для улучшения сальдо торгового и платежного баланса.
Классическая школа экономической науки, придя на смену меркантилизма, предложила новое, ограниченное трактовки экономической роли и задач государства в рыночной экономике. Это было обусловлено успешным развитием капитализма свободной конкуренции, зарождением машинной индустрии на фоне перемещения сферы функционирования капитала по внешней торговле в промышленное производство. Анализируя вклад экономистов-классиков в казну экономической мысли, отметим, что большинство из них придерживалась концепции «минимального государства», предложенной А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».
К основным задачам государства (по А. Смиту) относятся: защита от внешнего насилия (поддержание обороноспособности); защита от внутреннего насилия и несправедливости (обеспечение правопорядка), обеспечение правосудия; предоставление всем членам общества так называемых общественных благ; сбор налогов для выполнения первых трех функций [14, С. 89].
Последний из представителей классической школы Дж. Милль дополнил рассмотрение экономических функций государства, предложив преодолеть индивидуализм и злоупотребления, вытекающие из права частной собственности, и совершенствовать распределение общественного богатства. Вместе с доведением эффективности свободной конкуренции Дж. Милль считал целесообразным осуществление институциональных реформ, активизацию участия государства в решении проблем социально-экономического развития общества (развитие науки, создание производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование профсоюзного и кооперативного движения, ограничение права наследования и т.д.).
Классические представления о механизмах и пределы государственного вмешательства, получили доминирующего влияния, спровоцировали появление альтернативных взглядов в состоянии их идейных противников. Например, экономисты-романтики, которые критиковали капитализм с позиций мелкотоварного производства, выразили отличные от классических и противоречивые между собой взгляды: о полном отказе от государства как социального института, организации безденежного обращения и беспроцентного кредита, следствием такого реформирования будет общество, где «капитал и труд станут тождественными, общество сможет существовать самостоятельно и не будет нуждаться в правительстве »(П. Прудон); о наращивании государственного регулирования экономических отношений, особенно в социальной сфере, поскольку «благосостояние» — это цель государственного вмешательства и объект изучения политической экономии (С. Сисмонди) [19, С. 73].
Немецкая историческая школа иначе реагировала на экономический либерализм классической школы, предоставляя принципиально новое звучание проблемам экономической политики в концепции «воспитательного протекционизма» и доведя необходимость формирования «национального характера» экономической теории и государственного регулирования. Мощная в политическом и экономическом отношении (монархическая) государство, экономический строй которой учитывал бы особенности развития национальной экономики, менталитет, традиции, обычаи, природные и географические условия, — идеал немецкой исторической школы.
Марксистская экономическая теория в вопросе об экономической роли государства была непоследовательной. С одной стороны, государство признавалась аппаратом насилия, средством эксплуатации наемных работников, с другой — надклассовой институтом, которая в условиях перехода к справедливому экономическому устройству осуществит тотальное огосударствление, национализации земли и имущества, ликвидирует право частной собственности (диктатура пролетариата), а затем наладит всеобъемлюще управления экономикой и обеспечит реализацию экономических интересов трудящихся. Марксизм противопоставил рассмотрения отдельных вопросов государственного регулирования теоретический анализ развернутой системы централизованного государственного управления экономикой. Последнее, по К. Марксу, необходимо через эксплуататорскую сущность существующего строя и государства, в частности, действие закона капиталистического накопления, противоречия воспроизводственного процесса и невозможность избежать кризисных явлений в капиталистической экономике.
Маржинализм и неоклассическая школа восприняли основные теоретические выводы классического учения: экономический либерализм, идею государственного невмешательства в производственную и коммерческую деятельность индивидов, тезис о рациональных (выгодные, эффективные) действия экономических субъектов, особенно отметив необходимость государственной поддержки свободного предпринимательства как основного звена рыночной системы и на антимонопольной направленности государственной экономической политики.
Конец XIX — начало ХХ в. ознаменовался переходом к новой стадии развития экономической системы, связанной с возникновением и бурным развитием монопольных образований, концентрацией и централизацией всех видов капитала во всех сферах хозяйства. С конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства. Это привело к усилению экономической роли государства и побудило экономистов к поискам теоретического обоснования этой тенденции по двум основным направлениям:
идея «социального контроля» институционализма (Т. Веблен), которая предусматривала вмешательство государства в экономические процессы с целью ускорения установления индустриальной эпохи; в рамках экономической науки институциональная теория начала изучать формальные и неформальные «институты» и их эволюции, к которым принадлежала и государство;
полномасштабная система государственного регулирования экономики, построенная на новых макроэкономических принципах, предложенная Дж. Кейнсом [5, С. 98-100].
.2 Современные модели государственного регулирования: кейнсианская и неоклассическая
В основе кейнсианского представление об экономической роли государства лежит проблема формирования эффективного спроса, который обеспечит реализацию созданного обществом богатства. Кризисное состояние экономики побудил Дж. Кейнса к решению проблемы реализации богатства с помощью принципиально нового подхода и расширение направлений государственного регулирования, среди которых — бюджетное регулирование с традиционно высоким уровнем перераспределения национального дохода через госбюджет, направленное на обеспечение финансирования государственных инвестиций; осуществления значительных социальных расходов.
Для «запуска» инвестиционного мультипликатора осуществляются:
большие правительственные заказы на производство военной техники и вооружения, стимулирует развитие военно-промышленного комплекса и поддерживает высокий общий уровень экономической конъюнктуры;
кредитно-денежное регулирование, использует ставку процента как основной регулятор инвестиционной активности и допускает денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита и с целью «удешевления» денег. Политика «дешевых денег» обеспечивает снижение предоставления преимуществ ликвидности и, как следствие, стимулирует увеличение расходов всеми экономическими субъектами;
налоговое регулирование, основанное на прогрессивной системе налогообложения с высокими налоговыми ставками для корпораций и лиц со значительными доходами и доходами с целью повышения склонности к потреблению, а следовательно, и инвестиционного мультипликатора;
регулирования социальной сферы, прежде всего решения проблем занятости путем регулирования рынка труда, оказание помощи по безработице, увеличение социальных программ и тому подобное;
внешнеэкономическое регулирование, основанное на применении фиксированных валютных курсов и ориентированное на замкнутую экономику [10, С. 12-13].
Послевоенный период показал возможность применения модифицированного варианта кейнсианской теории при решении проблем экономического роста, опиравшегося на расширенную трактовку экономических функций государства. В это же время появляется рассмотренная выше формула экономических функций государства П. Самуэльсона: «стабильность, эффективность, справедливость». В дальнейшем эти функции приобретали разный смысл в зависимости от того, экономисты какой школы или направления экономической мысли объясняли их содержание.
Современная неоклассическая модель государственной экономической политики, возникшая в 70-х годах ХХ в. в условиях кризиса кейнсианской модели государственного вмешательства и критического пересмотра кейнсианских теоретических рекомендаций, основывается на теориях монетаризма и экономики предложения и предусматривает:
денежно-кредитное (антиинфляционное) регулирования, в основе которого контроль за объемом денежной массы в обращении и недопущения неконтролируемого денежной эмиссии, то есть соблюдения "денежного" правила монетаризма о 3-5-процентный темп ежегодного роста денежной массы;
ограниченное бюджетное регулирование, основная цель которого — сбалансирования доходов и расходов бюджета, во избежание бюджетного дефицита;
дерегулирование экономики за счет ликвидации регламентации цен, заработной платы, рынка рабочей силы, а также либерализации антимонопольного законодательства и приватизации;
ограниченное социальное регулирование (сокращение финансирования социальных программ и социальной инфраструктуры);
внешнеэкономическое регулирование, ориентированное на усиление открытости экономик и участие в мировых интеграционных процессах и основанное на гибких валютных курсах [2, С. 112].
Основные модели государственного регулирования в современных экономических системах приобретают модификаций вследствие таких причин: возрождение тезиса исторического направления экономической мысли о национальной системе государственного регулирования, в связи с чем выделяются модели рыночной экономики и государственного регулирования по национальному признаку (американская, немецкая, японская, корейский и др.); синтезирования и взаимопроникновения многих противоположных теорий, в частности по вопросам экономической роли государства (кейнсианской-неоклассический синтез, левое кейнсианство и марксизм, неоклассическая теория экономического благосостояния и социально-институциональное направление и т.п.); учета в современной экономической науке наряду с устоявшимися неоклассическими и кейнсианскими подходами достижений новой институциональной теории.
В общем, государственное регулирование дополняет и корректирует свободный рыночный механизм. Основная проблема экономического развития сегодня и в будущем — нахождение оптимального соотношения рыночного и государственного регулирования. Взаимодействие этих двух сторон экономического механизма и неустойчивый баланс их отношений свидетельствуют об усилении в отдельные периоды или экономической роли государства, или действия стихийно-рыночных сил [17, С. 164].
.3 Место государства в экономике
Современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются только масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования. Однако кризис капиталистической экономики 1929-1933 гг. Ознаменовала конец «эры» свободного предпринимательства, показала, что рыночная экономика без вмешательства государства развиваться не способна.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж.М.Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946 г.). Данная теория получила применение на практике в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики многих развитых капиталистических стран.
Государственное регулирование рыночной экономики — это влияние государства на воспроизводственные процессы в экономике посредством прямого инвестирования, правовых и экономических рычагов с целью ориентации хозяйственных субъектов и отдельных граждан на достижение целей и приоритетов государственной социально-экономической политики. Государство может выполнять свои функции влияния на экономику прямо (через финансирование развития государственного сектора, науки, культуры, образования, социальной защиты населения) или косвенно (через систему правовых и экономических регуляторов, предоставляя им возможность ориентировать деятельность хозяйственных субъектов и отдельных граждан на достижение целей и приоритетов социально-экономической политики). С помощью правовых регуляторов государство устанавливает «правила игры» на рынке, а через систему экономических регуляторов целенаправленно «настраивает» рыночный механизм, чтобы на его основе стимулировать или сдерживать деловую активность в рациональных рамках [23, С. 295].
О необходимости государственного регулирования экономики говорит весь мировой опыт. Государство через свою особую роль в обществе во все времена в той или иной степени вмешивалась в экономические процессы. Но сначала это вмешательство было обусловлено ее собственным возникновением и необходимостью, вытекающей из этого факта, изъятия в свою пользу определенной части общественного продукта для содержания государственного аппарата: аппарата чиновников, государственной власти, армии, полиции, судов и др. Такое изъятие и перераспределение требовали от государства создания соответствующего законодательства, которое бы стояло на страже государственных интересов и определяло обязанности всех членов общества. Указанные чисто иждивенческие интересы государства определяли ее ограниченную, пассивную роль в регулировании экономики.
В этих условиях активное роль сыграл рыночный механизм. Рыночная конкуренция, влияя на цены и доходы, автоматически и достаточно оперативно приспосабливала разрозненные действия хозяйственных субъектов, постоянно менялась, регулировала равновесие между спросом и предложением, обеспечивала макроэкономическую стабильность. Однако по мере развития товарного производства, его монополизации и осложнения воспроизводственных процессов стали отчетливо проявляться ограничения в регулирующих возможностях рыночного механизма. В экономике стали возникать существенные недостатки: длительные нарушения равновесия между совокупным спросом и предложением, инфляция, безработица. При указанных условиях возникла объективная необходимость активизации роли государства в регулировании экономики.
Вместе с тем следует отметить, что государственное регулирование экономики является «волшебной палочкой», которая автоматически устраняет недостатки рыночного механизма. Очень многое зависит от степени, форм и методов вмешательства государства в экономику, их соответствия условиям конкретной страны. Мировой опыт показывает, что в применении государственного регулирования рыночной экономики не существует мировых стандартов, а слепое копирование чужого опыта может нанести только вред.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики следует из объективно присущих государству экономических функций. Они весьма разнообразны.
Регулирующие функции государства в рыночной экономике сведено к трем основным из них — законодательной, стабилизирующей, распределительной [7, С. 243].
Первая заключается в разработке системы экономических, социальных и организационно-хозяйственных законов и постановлений, которые устанавливают определенные правовые основы рыночной экономики, гарантируя таким образом одинаковые права и возможности всем субъектам любой формы собственности и хозяйствования.
Для развития конкуренции как основного условия и регулятора рыночной экономики государство разрабатывает антимонопольное законодательство. Оно дает возможность субъектам рыночной экономики реализовать свои интересы в согласованных действиях без нарушения объективных законов рынка.
Стабилизирующая функция государства обеспечивает поддержание высокого уровня занятости населения и ценовой равновесия и стимулирует экономическое развитие страны.
Для этого необходимо определить на государственном уровне цели, направления и приоритеты этого развития, предоставить соответствующие ресурсы для их реализации, применяя денежно-кредитные и бюджетно-налоговые средства: обеспечить предложение денег; стабильные уровни занятости населения и цен, проводя соответствующую фискальную и кредитно-денежную политику, направленную на предотвращение инфляции и безработице.
Распределительная функция государства заключается с одной стороны в достижении справедливого распределения доходов в обществе, а с другой — эффективному размещении ресурсов в рыночной экономике.
Для осуществления этой функции, которая способствует исправлению определенных недостатков рыночной системы, государство перераспределяет средства различных групп населения, имеющих высокие доходы, в пользу нетрудоспособных и малообеспеченных, проводя соответствующую фискальную и политику регулирования цен.
Кроме того, государство устанавливает и контролирует минимальный размер заработной платы; берет на себя функцию обеспечения общественными благами, в производстве которых частные и коллективные субъекты не заинтересованы, но без этих благ не возможно существование общества.
Государство играет также важную роль в регулировании внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы и контроле платежных балансов.
Это способствует стабилизации национальной экономики и развитию мирового хозяйства. Выполнение государством регулирующих функций в условиях рыночной экономики обеспечивает достижение баланса экономики на макроуровне, проведение эффективной денежно-кредитной политики, социальная защита малообеспеченных слоев населения.
Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе следующие: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и тому подобное [15, С. 313].
государственное регулирование рыночная экономика
Глава 2. Пути совершенствования государственного регулирования рыночных отношений
.1 Необходимость государственного регулирования рыночных отношений
В рыночной экономике государство вмешивается в рынок лишь настолько, насколько это необходимо для устойчивости и макроэкономического равновесия и для обеспечения деятельности механизма конкуренции. В экономике могут возникнуть ситуации, которые оговариваются:
Неспособностью конкуренции;
Неспособностью рынка обеспечивать людей общественными товарами;
Внешними эффектами или последствий действий, не принимаются во внимание людьми, которые осуществляют (отрицательными — когда действия одного субъекта рынка наносят ущерб другим; положительными — когда действия субъекта рынка дают благо другим). В значительном количестве случаев внешние эффекты малозаметны на уровне частной инициативы и нуждаются в корректировке со стороны государственных и общественных структур. Государство, таким образом, должен выполнять функцию определения внешних эффектов и перераспределения доходов, которую не в состоянии выполнить традиционный рыночный механизм;
Неполнотой рынков (полный рынок обеспечивает потребителей товарами, цены на которые превышают затраты на их производство);
Несовершенством информации;
Экономической нестабильностью.
И при таких обстоятельствах рыночный механизм не обеспечивает оптимального использования ресурсов и тогда создаются недостатки рынка.
Еще одной причиной участия государства в экономическом регулировании является наличие товаров и услуг коллективного пользования или так называемых общественных товаров. К таким услугам можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, государственного управления и т. д. Расходы на все виды деятельности такого рода должен покрывать государство, направляя сюда через бюджет необходимые ресурсы. Граждане же должны платить за них поровну, внося собственные платежи в бюджет в виде налогов [1, С. 97].
Вместе с тем, необходимо учитывать и недостатки государства при реализации социально-экономической политики, выборе методов и средств государственного регулирования экономики. Недостатки государства — это его неспособность обеспечить эффективное воздействие на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики распределения ограниченных ресурсов распространенным в обществе представлениям о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, которые негативно влияют на обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере государственного регулирования экономики.
Это:
. Ограниченность информации. Государственные органы, как и другие субъекты рынка, не обладают абсолютно полной и объективной информации о состоянии экономики. Применение любых инструментов государственного регулирования экономики должна основываться на анализе возможных последствий принятия решений. Поэтому там, где нет объективных данных, что делает невозможным прогнозирование результатов с достаточной достоверностью, следует воздерживаться от чрезмерного государственного вмешательства в экономику. В условиях глобализации и распространения информационных инфраструктур для успешного построения демократического общества необходимо обеспечить возможность широкого общественного диалога вокруг процесса принятия политических решений, и в этом смысле средством обеспечения этого диалога является развитие информационных технологий [6, С. 168].
. Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на ее действия. Не только вмешательство государства в экономику, но и реализация на первый взгляд обоснованных государственных решений могут вызывать негативные побочные последствия.
. Несовершенство политического процесса. Под влиянием избирателей, групп специальных интересов, политических манипуляций государственные органы способны применять неадекватные методы регулирования и тем самым проводить неэффективную политику. Средством преодоления этого недостатка является введение своеобразной технологии, которая называется «публичная политика». Основными чертами публичной политики является работа с группами интересов, рассмотрение альтернатив, публичные обсуждения на всех этапах подготовки решений, внедрение решений через управление изменениями и тому подобное.
. Ограничение контроля над государственным аппаратом. Особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность функционирования экономики, в частности приводить к чрезмерному росту управленческого аппарата и неоправданного увеличения бюджетных расходов.
Итак, для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место и недостатки рынка, и недостатки государственного воздействия. При этом ослабить влияние одних недостатков чаще всего можно только усилением влияния других. Поэтому, принимая экономические решения, следует сопоставлять последствия воздействия недостатков рынка и государства, чтобы определить оптимальную форму и границы государственного регулирования.
Особенно актуально проблема оптимального соотношения между влиянием рынка и государства на управление экономикой для России, которая стала на путь перехода от административно-командной системы управления к цивилизованной рыночной экономики [8, С. 112].
Следует отметить, что рыночная конкуренция, влияя на цены и доходы, длительное время может достаточно эффективно приспосабливать действия хозяйствующих субъектов экономической ситуации, постоянно меняется, регулировать равновесие между спросом и предложением, что обеспечивает макроэкономическую стабильность.
Однако в современных условиях сложных воспроизводственных процессов проявляется ограниченность регуляторных возможностей рыночного механизма. Это проявляется через инфляцию, безработицу, длительное нарушение равновесия между спросом и предложением. В этих условиях есть объективная необходимость в активизации роли государства в регулировании экономики.
Государственное регулирование охватывает все направления общественного производства. Однако первоочередное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования экономики. В то же время, учитывая имеющиеся особые условия реформирования решаются острые экономические и социальные проблемы, в частности структурные преобразования, технологические обновления, преодоления кризисных явлений [21, С. 64].
Цель государственного регулирования экономики — создать такую хозяйственную систему, которая бы ориентировалась на выбор эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности.
Благодаря механизму государственного регулирования экономики необходимо создать условия:
Для эффективного функционирования рыночной среды;
Устранение негативных последствий рыночных процессов;
Защиты интересов на мировом рынке;
Решение проблем, которые рыночный механизм решить не может или решает их плохо.
Таким образом, государственное регулирование рыночных отношений необходимо для достижения двух взаимосвязанных целей — это защита интересов как граждан, так и общества в целом от тех негативных последствий, которые могут для них порождать рыночные отношения и обеспечение реализации отдельных общественных интересов, не может реализовать рынок.
Параметры влияния государства на рыночные события классифицируются по трем группам: регулирование процесса вхождения в рынок; регулирования рыночного ценообразования; регулирования рыночных объемов производства.
Сегодня общепризнанной является объективная необходимость перехода к регулируемому рынку, однако четко не определены формы, принципы и средства государственного регулирования. Поэтому особое значение приобретает установление круга объектов государственного влияния, поскольку именно объект вызывает адекватную ему экономическую форму государственного регулирования. Развитие объекта регулирования обусловливает развитие форм и средств его регулирования [3, С. 23-45].
На современном этапе модель регулирования национальной экономики России можно очертить такими аспектами:
. Она может гармонично сочетать антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование экономики.
. Новые модели экономики должен предусматривать относительно длительное функционирование сильного государственного и частного секторов экономики, причем доля последнего должна ежегодно увеличиваться. Это свидетельствует о необходимости структурной перестройки не только межотраслевых комплексов, но и экономики страны в целом. При этом преобладание в начале государственного сектора экономики не предусматривает каких-либо льгот, преимуществ или исключительных прав, какими бы пользовались предприятия этого сектора. Приобретенный опыт по приватизации предприятий, а также мировой опыт свидетельствует, что за три-четыре года невозможно качественно трансформировать предприятия в сфере современного предпринимательства. Это обусловлено прежде всего несовершенством законодательной и нормативной базы, инерцией мышления руководителей и высших органов управления. Поэтому процесс трансформации государственного сектора в частный будет постепенным и продлится неопределенное время. Это означает, что государство должно использовать кейнсианские принципы макроэкономического регулирования. При этом следует учесть постсоциалистический характер экономики и взять за основу смешанную модель управления рыночной экономикой европейского типа, когда рыночный механизм функционирует под строгим контролем государства. В то же время курс на интенсивное становление частного сектора — это не форсированный и бездумный распределение государственных предприятий, их немедленное передачи в частный сектор. Такие проблемы должны решаться последовательно и с помощью механизмов конкуренции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияния, поглощения и других трансформаций [13, С. 95].
. В ближайшем будущем экономика должна быть только смешанной, одним из критериев управляемости которой будет противоречивое единство сравнительно жесткого государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования. При этом ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно осуществляться только по мере становления и усиления действия механизмов рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.
. Усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере рыночной экономики должно осуществляться одновременно с усилением влияния государства в социальной сфере. Любые попытки перейти к рыночному саморегулированию в сфере распределения в стране с постсоциалистической экономикой губительны [12, С. 43-56].
.2 Государство и рынок: пути партнерства
Экономическая наука давно доказала и практика экономически развитых стран подтвердила целесообразность и необходимость добиваться в социально-экономической политике оптимального сочетания государственного регулирования экономики с рыночной саморегуляцией.
В условиях обострения глобальных проблем роль государства в регулировании социально-экономического развития каждой страны представляется по-своему решающим. При доминировании власти над обществом роль государства всегда была, есть и будет решающим. Так что вполне закономерно, что общество предъявляет высокие требования к государству и механизмов его экономического роста, которые оно само должно в своих же интересах развивать.
С одной стороны, с обеспечением благоприятной экономической конъюнктуры появились серьезные возможности для ускорения экономического роста, а с другой — необходимо обеспечить сбалансированное развитие экономики и не допустить значительного развития инфляции и ухудшения других макроэкономических показателей развития. Существует много вариантов решения проблемы, и все они имеют ряд как преимуществ, так и недостатков. К сожалению, в государственных органах управления единства по данному вопросу нет.
В науке управления такой принцип — точно сформулировать цель и выбрать один из наиболее эффективных путей их достижения, а не заниматься бесконечно их выбору. Проблема нашего государственного управления возможно заключается в том, что последние 15 лет мы не можем сформулировать стратегическое экономическая задача для страны и наметить более или менее осмысленный путь к поставленной цели [16, С. 53].
Следует помнить, что до тех пор, пока действительно рыночные отношения не займут господствующее положение, управления предприятиями и роль в нем государства существенно отличаться, в частности, от западных прототипов. Перспектива заключается в том, чтобы создать механизм, который объединял бы рыночные и государственные рычаги управления. Для этого его формы следует трансформировать так, чтобы указанное сочетание мало непротиворечивый характер.
Игнорирование особенностей пути рыночного развития и навязывание стране некоего «западного» или «восточного» варианта выглядит, с практической точки зрения, как элементарное пренебрежение уроками современной истории. А с теоретической точки зрения, стремление иностранных советников сегодня вмонтировать экономические размышления А. Смита о «невидимой руке», которая управляет рынком, и воспеваемого всеми адептами рыночной экономики (К. Поппер, Ф. Хайеком, М. Фридмена и многими другими) способность рынка к «спонтанному саморегулированию» экономики, на чем настаивают иностранные советники, — не что иное, как стремление достичь космоса на конной тяге. Почему? Потому, что они не допускали и мысли о необходимости сознательного регулирования экономики, вмешательство государства, социальной ориентации рынка и так далее [9, С. 114].
Итак, рынок не всесилен и «без государства ему не обойтись». Необходимое дополнение рынка государственным регулированием, поскольку в плановой экономике инвестиции концентрировались в руках плановых органов и использовались с целью осуществления эффективных проектов. А в настоящее время доходы разворовываются, капиталы вывозятся за границу и в развитии экономики не укладываются. Как следствие — производственные фонды безнадежно устаревают и выходят из строя. В результате закрывается путь к росту экономики и благосостояния населения. Отсюда вывод: нам необходимо принять модель смешанной экономики (нужное хозяйствования различными способами, как рыночными, так и плановыми), в которой государство должно активно влиять на ее развитие.
Различные социально-экономические теории — марксизм, кейнсианство, монетаризм — используются как база для обоснования характера и степени государственного воздействия на экономику. Если руководствоваться Бюджетным кодексом России, то российскую экономику следует представлять в виде совокупности трех секторов: государственного, муниципального и частного. В состав госсектора включаются все юридические лица, управление которыми осуществляется государством через органы исполнительной власти; в муниципальный — юридические лица, которые находятся в подчинении органов местного самоуправления; в частный — юридические и физические лица, которые не входят в состав государственного и муниципального секторов экономики. Однако часто бюджетный процесс отождествляют с управлением только затратной частью бюджета, а управление его доходной частью относят к вопросам налогового регулирования или специфического права взимания неналоговых платежей. Итак, акцент в рамках бюджетного процесса делается на управлении расходной части. Но цели, связанные с управлением экономикой государства, в том числе и бюджетного процессу, не будут достигнуты без прогноза и анализа доходной части бюджета. Таким образом, процедура бюджетного процесса должна быть направлена на обеспечение сбалансированных обязанностей и ресурсов, эффективности доходной и расходной частей бюджета, а также на создание рациональной системы управления государственными финансами [4, С. 51].
Сегодняшнее состояние политической и экономической нестабильности непосредственно связан с характером того политического режима, который обычно устанавливается после экономических или революционных потрясений общества. Его важнейшая черта — постоянное маневрирование власти между социальными группировками с существенно различными социально-экономическими интересами. В результате возникает очень своеобразная система, в которой сама стабильность обеспечивается за счет колебания власти, стремящейся к созданию новых коалиций.
Словом, несмотря на очевидную политическую консолидацию элиты, можно с уверенностью констатировать длительный период нестабильности в нашей стране. Разумеется, это уже нестабильность совершенно другого рода, чем нестабильность революционной эпохи, поскольку теперь в стране в течение определенного периода храниться стабильность и порядок, а существенные политические колебания и взрывы начнут происходить периодически, время от времени, хотя сам факт их возможности создает достаточно неприятный фон для социально-экономического развития страны [20, С. 52-64].
Заключение
Процесс государственного регулирования экономики создавая соответствующие условия становится двигателем экономического развития. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики следует из объективно присущих государству экономических функций. В условиях существования различных форм собственности роль государственного регулирования заключается, с одной стороны, в обеспечении юридического механизма их реализации, а с другой — в направленном воздействии на рыночные параметры, обеспечивающие организацию функционирования экономической системы как целого.
Но в последнее время появляются дискуссионные научные исследования где обосновывается тезис что управление является составной регулирования. Исходя из этого утверждения государственное регулирование экономики рассматривают как систему мероприятий для осуществления поддерживающей, компенсационной, управленческой и др. видов деятельности государства, направленных на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества. Поддерживающая деятельность государства это правовое обеспечение рыночной деятельности, создание рыночной и производственной инфраструктуры, поддержания конкурентной среды и тому подобное.
Компенсационная деятельность государства компенсирует недостатки или негативные последствия функционирования рынка путем проведения антимонопольных и экологических мероприятий, организации системы защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, борьбы с безработицей. Управленческая деятельность государства это управление в сфере экономических и социальных отношений в целях реализации определенных целей.
Государство использует много административных и экономических регуляторов рыночных отношений. Однако ни один из них не идеален, поскольку, обеспечивая положительный эффект в одном направлении приводит к негативным последствиям в другом.
Разные страны применяют неодинаковые методы регулирования общественно-экономического развития. В одних из них предпочитают кредитованию, в других — системе налогов, в третьих решающая роль принадлежит индикативное планирование развития государства.
Между административными и экономическими методами регулирования развития страны нет четкой границы, они дополняют друг друга и оптимального сочетания дают наибольший эффект. В условиях глобализации общественно-экономических процессов особое значение приобретает регулирования внешнеэкономических связей страны.
В условиях обострения глобальных проблем роль государства в регулировании социально-экономического развития каждой страны представляется по-своему решающим. При доминировании власти над обществом роль государства всегда была, есть и будет решающим. Так что вполне закономерно, что общество предъявляет высокие требования к государству и механизмов его экономического роста, которые оно само должно в своих же интересах развиваться.
Исследование существующих проблем в нашей стране приводит к источникам его становления как страны с рыночной экономикой. Трансформация командно-административной экономики коснулась всей системы хозяйствования и привела к необратимым последствиям. Рассмотрение вопроса развития нашего государства, с точки зрения идеологии рыночных отношений, позволил определить степень развития основных экономических процессов и их влияние на практическую деятельность субъектов хозяйствования.
Положительным в настоящее время для России в ситуации кризиса мирового хозяйства является, как бы парадоксально это не звучало, — неразвитость экономики и слабая интеграция в мировые товарный и финансовый рынок. Кроме того, на фоне ухудшения конъюнктуры на мировом рынке и снижения деловой активности в развитых странах, ситуация в развивающемся государстве, для инвесторов, будет более привлекательной. Эти обстоятельства очень слабым утешением для сглаживания негативных факторов, влияющих на экономику, однако это показывает неоднозначность кризисно создающих факторов и как следствие антикризисного управления как одного из методов государственного регулирования рыночной экономикой.
Экономика в целом нестабильна и находится в состоянии депрессии, спад промышленного производства имеет системный характер, глубокие инфляционные процессы протекают рядом с интенсивным ростом всех видов неплатежей, обострились отношения между предприятиями.
Итак, основными принципами создания системы государственного регулирования экономики являются:
разумной достаточности — государству переподчиняются только те экономические функции, которые ни при каких условиях не могут выполнять нижестоящие звенья хозяйственной системы (производители и другие субъекты рыночных отношений) вследствие ограниченной компетентности;
адекватность — система государственных регуляторов экономики и системы их применения должны отражать реально существующее положение социально-экономического развития;
постепенности — командно-административные регуляторы заменяются экономическими по мере того, как для этого создаются объективные условия в виде процессов разгосударствления, демонополизации, приватизации, стабилизации экономики, создания рыночной инфраструктуры.
Список использованной литературы
1.Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. — М.: Логос, 2012. — 248 с.
2.Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории. — Москва: Высшая школа, 2013. — 224с.
.Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МЭ и МО. — 2012. — № 11. — С. 23-45.
4.Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В. М., Волгина Н. А. — М.: ОАО НПО Экономика, 2014. — 125 с.
5.Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. — М.: Логос, 2013. — С. 98-100.
.Иохин В. Я. Экономическая теория. М.: Экономист, 20ё4. — 861 с.
7.История экономики. Учеб. Пособие/ под ред. Кустова Т. Н., Каманина О. В. — М., 2011. — 487 с.
8.Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. М.: «Владос», 2012. — 214 с.
.Камаев В. Д. Экономическая теория. Учебник. М.: «Владос», 2013. — 411 с.
10.Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. / Г. А. Клейнер, Д. В. Петросян, А. С. Беченов. // Вопросы экономики. — 2014. — №4. — С. 12-13.
11.Любимов Л. Л. Основы экономических знаний. / Л. Л. Любимов, Н. А. Раннева. — М.: Вита-Пресс, 2012. — 189 с.
.Мерзляков И. П. О становлении рыночной экономики // Финансы. — 2014. — № 1. — С. 43-56.
.Самуэльсон П. Э. Экономика. М.: НПО Алгон, 2012. — 509 с.
.Самуэльсон П. Э. Экономика. / П. Э. Самуэльсон, Нордхаус В. Д. — М.: Вильямс, 2013. — 498 с.
.США: политическая мысль и история. / под ред. Н.Н. Яковлева. — М.: Наука, 1976. — 619 с.
.Тарасевич Л. С. Макроэкономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. — 305 с.
17.Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. — 3-е изд., — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. — 496 с.
18.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 2010. — 864 с.
.Хан И.Г. Политология. Учебное пособие. К.: Лебедь, 2013. — 337 с.
.Холланд С. Планирование и смешанная экономика // Вопросы экономики. -2013. — №1. — С. 52-64.
.Чепурин М. Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. СПб.: Питер, 2012. — 384 с.
22.Чувилин Е.А. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. / Е. А. Чувилин, В. М. Дмитриева. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 234 с.
23.Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие / Полетаева Н. И., Голубович В.И., Пашкевич Л. Ф. и др. / Под ред. проф. Голубовича В. И. — М.: Экоперспектива, 2013. — 592 с.