Содержание
Содержание
Введение2
Глава 1.Денежно-кредитная политика, как составная часть кредитной политики государства4
1.1.Сущность и цели денежно-кредитной политики Банка России4
1.2.Основные инструменты денежно-кредитной политики8
Глава 2. Банк России и инструменты денежно-кредитного регулирования на современном этапе13
2.1. Реализация основных инструментов денежно-кредитной политики в 2009 году13
2.2. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование в 2010 году и на период 2011, 2012 годов18
Заключение22
Список использованной литературы24
Выдержка из текста работы
Тема работы актуальна, потому что денежно-кредитная политика важна, особенно в период финансового спада, падения курса национальной валюты, экономической блокады со стороны Западных стран.
Россия слишком медленными темпами выходит из кризиса и здесь важно проводит правильную стимулирующую денежно-кредитную политику. Современная денежно-кредитная политика по мнению аналитиков выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева конъюнктуры.
Целью работы является изучение особенностей современной денежно-кредитной политики экономики России.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность денежно-кредитной политики государства;
2. Определить основные инструменты и механизмы реализации денежно-кредитной политики;
3. Охарактеризовать специфику денежно-кредитной политики России;
4. Изучить особенности мировой денежно-кредитной политики;
5. Выявить перспективы развития отечественной экономики;
6. Проанализировать возможные направления развития денежно-кредитной политики России.
Объектом исследования является кредитно-денежная политика, тенденции изменения и механизм её регулирования.
Предметом – кредитно-денежная политика в России.
В процессе написания работы были применены следующие методы: исторический анализ; синтез; сравнительно-правовой метод и др.
Информационной базой работы являются федеральные законы, монографии, сборники, периодические финансовых издания, журналы и газеты.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются: официальная учетная ставка; обязательные резервы; операции на открытом рынке; надзор; контроль за рынком капиталов; количественные ограничения; валютные инвестиции; установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы; нормы инвестирования в ценные государственные бумаги.
Структура работы включает в себя введение, три раздела, девять подразделов, заключение и список источников литературы.
1 СУЩНОСТЬ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель — регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией .
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы или ставки процента. Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике, их отображающем (рис. 1). Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег Ls В зависимости от угла наклона кривой Ls изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе М (рис. 1,б), либо на процентной ставке r (рис. 1,a)
Рисунок 1 – Варианты денежной политики:
а — относительно жесткая; б — относительно гибкая
Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой спроса на деньги LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS от точки А к точке В) .
Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.
Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:
1) изменение величины реального предложения денег (M/р)S в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;
2) изменение процентной ставки на денежном рынке;
3) реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;
4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.
Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центрального банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, т.е. в итоге — снижение процентной ставки (рис. 2), когда кривая предложения денег сдвинется вправо из положения L1Sв положение L2S
Рисунок 2 – Передаточный механизм денежно-кредитной политики
Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки (рис. 2б,в).
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.
Углубить представление о денежно-кредитной политике можно с помощью модели совокупного спроса — совокупного предложения (модели AD—AS). Денежно-кредитная политика, подобно фискальной, ограничивается факторами, заключенными в кривой предложения. Другими словами, причинно-следственная связь, представленная на рис. 3, исходит из того, что
денежно-кредитная политика воздействует прежде всего на инвестиционные расходы и тем самым на реальный объем производства и уровень цен. Модель AD—AS, и в частности кривая совокупного предложения, объясняет, как изменения в инвестициях распределяются между изменениями в реальном объеме производства и изменениями в уровне цен.
Рисунок 3 – Денежно-кредитная политика и модель AD—AS
Рассмотрим рис. 3…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение обобщим работу и сделаем соответствующие выводы.
Ни денежный рынок, ни рынок ценных бумаг не в состоянии обеспечить доступ предприятий к финансовым ресурсам. На фоне низкой платежеспособности предприятий даже значительное снижение доходности ценных государственных бумаг ставит их в привилегированное положение по сравнению с корпоративными облигациями.
На российском фондовом рынке появились ценные государственные бумаги, которые являются одновременно и высокодоходными, и высоколиквидными, и надежными. Большинство их являются краткосрочными и среднесрочными. Россия накопила в основном отрицательный опыт деятельности различных инвестиционных компаний. Население в свое время доверило свои приватизационные чеки различным инвестиционным фондам в надежде, что последние вложат из в прибыльные предприятия. Однако их надежды не оправдались. Потребуется значительное время, чтобы переубедить обманутых вкладчиков доверять финансовым учреждениям и государству. И в настоящее время сохраняется опасность появления на фондовом рынке некачественных ценных бумаг в целях осуществления финансовых махинаций. Завышенная доходность ценных государственных бумаг может в любое время привести к обвалу.
Что касается международной кредитно-денежной политики, то введение в обиход «плавающих» обменных курсов валют не открыло свободной международной торговле эру всеобщего процветания. Те правительства, которые использовали фиксацию обменных валютных курсов Бреттон-Вудса как оправдание протекционистских мероприятий, нашли иные отговорки. С конца XX века объем международной торговли возрос, однако во многих отраслях — текстильной и сталелитейной промышленности, сель-скохозяйственном производстве — и сейчас применяется протекционизм.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки и трудности, с уверенностью можно утверждать, что корректированные «плавающие» об-менные валютные курсы будут существовать в мировой экономической сис-теме достаточно большой период времени. Те рыночные силы, которые ныне определяют «подвижность» обменных курсов валют и их чувствительность к потокам и перемещениям капитала, превосходят в своем могуществе способ-ности и потенциалы даже самых мощных в экономическом отношении госу-дарств поддерживать курсы своих валют на фиксированных уровнях за счет валютных интервенций на внешних рынках. Более того, сегодня правительственные органы многих стран предпочитают иметь стабильную основу для внешней торговли, нежели абсолютно независимую денежно-кредитную систему внутри страны. В настоящий момент не возникает вопроса о поиске лучшей международной валютно-кредитной системы.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка — рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.
Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.
В дальнейшем развитии банковской системы главную роль получит ее качественное совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях: развитие процессов концентрации в банковском деле. Центральный банк способен сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который, в свою очередь, даст всплеск инвестиционной активности. Крупные российские банки имеют традиционные связи с промышленностью, развитую сеть филиалов в регионах — предпосылки для удовлетворения инвестиционных потребностей производственных структур через долгосрочные кредиты, но без четкой регуляции их деятельности, обеспечения стабильности продуктивная деятельность не возможна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 22.09.2013 N 218-ФЗ).
3 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 23.07.2010).
4 Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2012 N 112-ФЗ).
5 «Положение об обязательных резервах кредитных организаций» (утв. ЦБ РФ 07.08.2009 N 342-П) (ред. от 25.11.2009).
6 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ? М.: ЮНИТИ, 2014. ? 687 с.
7 Банки и банковские операции в России. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.Х. Лапидуса. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 368 с.
8 Банки и банковское дело: Учеб. пособие /Под ред. Балабанова И.Т. — СПб.: Питер, 2010.- 256 с.
9 Банковское дело. Справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: экономика, 2013. – 574 с.
10 Банковское законодательство и проблемы формирования стабильной банковской системы: Материалы Международного российско-германского симпозиума / Под. ред. О.И. Лаврушина, М.Н. Ямпольского. — М.: Финансы и статистика, 2010. С.110–117.
11 Банковское законодательство: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2011. — 303 с.
12 Банковское право Российской Федерации. Особенная часть. В 2 томах.: Учебник / Отв. ред. Г.А. Тосунян. — М.: Юристъ, 2010. — Том 1. — 560 с.
13 Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Цена независимости Банка России. // Право и экономика. — 2012. — № 8. С. 3–7.
14 Белов В.А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: Юридические очерки. — М.: Учебно-консультационный центр “ЮрИнфоР“, 2009. — 395 с.
15 Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк. 2011. — 335 с.
16 Быкова Н.И. Банковская система Российской Федерации: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2013. — 126 с.
17 Быкова Н.И. Центральный банк и его роль в современной банковской системе Российской Федерации. — СПб.: Питер, 2014. – 116 с.
18 Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. — М.: Издательство Московского независимого института международного права, 2013.-208 с.
19 Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования — М.: Финансы и статистика, 2011. — 272 с.
20 Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / Отв. ред. и сост. П.Д. Баренбойм. — М.: Юридический Дом “Юстицинформ“, 2010. — 168 с.
21 Кураков В.Л. Центральный банк и финансово-кредитная система / Под ред. Ильдеменова В.И.; Волго–Вятский региональный центр Ассоциации содействия вузам. — М.: Пресс — Сервис, 2012. — 100 с.
22 Финансы. Денежное обращение, кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др., Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. – 378 с.