Выдержка из текста работы
3. Психология внимания / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. С. 18-29, 507-561 или Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В Я. Романова – М.: АСТ, Астрель, 2011 . С. 18-29, 507-561
4. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии. Учебное пособие.– Ростов-на-Дону, 2007 С.4-14
Дополнительная
1. Найссер У. Познание и реальность – М.: Директ-Медиа, 2008 — С.5-15.
ТЕМА 2.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ И
ПОДХОДЫ К ИХ ИССЛЕДОВАНИЮ
Свойства внимания (объём, распределение, переключение, устойчивость и колебания внимания, концентрация).
Основные подходы к исследованию свойств внимания.
Исследования свойств внимания:
a) зависимость объёма внимания от структуры материала, характера деятельности. Экспериментальные процедуры исследования объёма внимания;
b) зависимость устойчивости внимания от характера материала, видов деятельности и установок личности. Оценки помехоустойчивости;
c) исследование переключения и распределения внимания. Факторы, определяющие способность распределять внимание на разные действия.
Литература
Основная
1. Психология внимания / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. С. 29-34, 41-49, 103-137 или Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В Я. Романова – М.: АСТ, Астрель, 2011 . С. 29-34, 41-49, 103-137
2. Общая психология. В 7 томах / Под ред. Б.С. Братуся – Т.4 Внимание / М.В. Фаликман, 2010.- С.94-108.
Дополнительная
1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.-М., 2003.-С.254-266.
2. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д.Хомской. – М.:МГУ, 1979.-С.128-138, 225-235, 247-249.
3. Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология – М.: Директ-Медиа, 2008.
.-С.312-323, 362-369.
ТЕМА 3.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВНИМАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Проблема избирательности внимания в исследованиях К.Черри.
2. Модель внимания Д.Бродбента.
3. Развитие моделей внимания в работах А.Трейсман, А. и Д.Дейч, Д.Нормана. Модели гибкой и множественной селекции.
4. Особенности подхода У.Найссера к исследованию внимания.
5. Ёмкостная модель внимания Д.Канемана и её развитие в когнитивной психологии..
Литература
Основная
1. Найссер У. Познание и реальность – М.: Директ-Медиа, 2008.- С.23-33, 97-138.
2. Психология внимания / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. С. 573-627, 629-640, 650-670 или Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В Я. Романова – М.: АСТ, Астрель, 2011- С. 573-627, 629-640, 650-670
3. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В Я. Романова – М.: АСТ, Астрель, 2011- С.146-163, 191-228, 344-364, 367-374, 384-387.
4. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2007. С.38-49.
Дополнительная
1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания – М.:МГУ, 1993. С.49-99
2. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2006.- С.115-132
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.:МГУ, 2002.-С.115-183
Планы семинарских (практических) занятий к модулю 2
ТЕМА 4.
ЯВЛЕНИЯ И СВОЙСТВА ПАМЯТИ
1. Общая психологическая характеристика процессов памяти.
2. Классификация видов и типов памяти.
3. Классические методы исследования памяти (заучивания, сбережения, антиципации, узнавания, парных ассоциаций, реконструкций и т.д.).
4. Автобиографическая память: особенности, функции
5. Аномалии памяти.
Литература
Основная
4. Флорес У. Память // Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М., 1998. С. 583-592 (или: Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология – М.: Директ-Медиа, 2008 С. 210-220;).
1. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М., 1998. С. 33-76, 149-165, 200-214, 215-233, 234-242, 304-313, 380-390..
2. Общая психология. В 7томах / Под ред Б.С.Братуся – Т.3. Память / В.В.Нуркова. — М.2011.- С.214-239.
Дополнительная
Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 225-296; Гл. XII.
ТЕМА 5.
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ
1. Влияние характера материала (объёма, степени однородности, привычности и осмысленности) и организации материала субъектом (ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка) на запоминание.
2. Исследование влияния упражнений на запоминание.
3. Роль установок, мотивации, эмоциональных реакций в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.
4. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник.
5. Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г. Эббингауз, Пьерон и др.).
6. Забывание намерений, имен. Стихийное забывание и забывание как действие (летотехника).
Литература
Основная
1. Квавилашвили Л. Д. Вспоминание намерения как особая форма памяти // Вопр. психологии. 1988. № 2. С.142-147.
2. Квавилашвили Л.Д. Факторы, влияющие на вспоминание намерений // Вопр. психологии. 1990. –№ 2.-С.126-131.
3. Общая психология. В 7томах / Под ред Б.С.Братуся – Т.3. Память / В.В.Нуркова. — М.2011.- С.214-239.
4. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: АСТ, 2008 С. 130-149, 292-304, 437-465, 499-508, 592-616.
Дополнительная
1. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. М., 1978. С.108-122.
ТЕМА 6.
ТЕОРЕТИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТИ
1. Структурный и функциональный подход к исследованию памяти в рамках когнитивной психологии. Теория уровневой переработки информации.
2. Сенсорный отпечаток информации как форма её хранения. Особенности ультракороткой (мгновенной, периферической) памяти. Иконическая и эхоическая память.
3. Особенности хранения и переработки информации в кратковременной памяти. Забывание в кратковременной памяти.
4. Особенности хранения и переработки информации в долговременной памяти. Забывание в долговременной памяти.
Литература
Основная
1. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 63-112.
2. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 1998. С. 487-583.
3. Общая психология. В 7томах / Под ред Б.С.Братуся – Т.3 Память / В.В.Нуркова. — М.2006.- С.76-85, 130-139, 141-161,164-174,194-211.
4. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2006.
Дополнительная
1. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология. Пер. с англ. 1964. С.192-225.
2. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. М.: Мир, 1979. С.21-55, 83-129, 160-214.