Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ5
§ 1.1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА5
§ 1.2. ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ6
§ 1.3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ10
§ 1.3.1. Тенденции оформления древнейших представлений о процессе помощи11
§ 1.3.2. Оформление христианских представлений о помощи ближнему14
§ 1.3.3. Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе16
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ20
§ 2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД20
§ 2.2. ДИАЛЕКТИКО-КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД21
§ 2.3. ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ (МАРКСИСТСКИЙ) ПОДХОД22
ГЛАВА 3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ24
§ 3.1. ТЕНДЕНЦИИ ДРЕВНЕЙШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОЦЕССЕ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ24
§ 3.2. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБЩЕСТВЕННОМУ И ЧАСТНОМУ ПРИЗРЕНИЮ26
§ 3.3. НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
ЛИТЕРАТУРА32
Выдержка из текста работы
В современных трудах мало уделяют внимания истории социальной работы в России, и, как правило, они носят «статейный» характер. Может возникнуть предубеждение, что социальная работа появилась только с учреждением этой специальности. Так в публикациях встречается утверждение, что начальной вехой в ее истории следует считать конец 1990 г., когда Россию посетил президент Международной ассоциации социальных работников [13, с. 26].
Но с этим согласиться нельзя, т.к. история зарождения элементов социальной защиты своими корнями уходит в глубокую древность. Интеллектуальное развитие цивилизации, так или иначе, сопровождалось развитием социально-экономических отношений. Переход от рабовладельческого к феодальному строю, безусловно, повысил уровень социальной защищенности огромного количества людей — рабов. В развитии социальной сферы заложен огромный созидательный потенциал, способный даже к смене общественно-экономических формаций.
Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки для развития социальной работы. Человек не может жить вне социума, потому он всегда сталкивался и сталкивается с различными проявлениями социальной деятельности, с развитием общества происходят качественные изменения в социальной работе, совершенствуется ее структура, возрастает значимость. Нельзя недооценивать и важнейшие исторические события, которые в значительной степени повлияли на развитие тех или иных форм социальной помощи.
Нормальная «жизнеспособность» государства возможна лишь при условии социальной стабильности общества. Поэтому проблемы социальной защиты были актуальны для всех периодов развития общества. Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Проблемы социальной помощи и защиты слабых, неимущих, обездоленных принимали различный характер не только в зависимости от экономического состояния производительных сил и производственных отношений, но и от уровня развития общества как главной помогающей силы.
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «История социальной работы в России».
Объект нашего исследования — история социальной работы.
Предмет нашего исследования — история социальной работы в России.
Цель исследования — дать характеристику основным историческим развитиям социальной работы в России.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть понятие социальная работа.
3. Определить основные этапы развития социальной работы в России.
4. Дать характеристику основным историческим этапам социальной работы в России.
1 Социальная работа определение понятия
Социальная работа — это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Категории людей, нуждающихся в помощи: ребенок, пожилой человек, больной, инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т. п. Спектр оказания помощи: человек — человеку; община — человеку; взрослый — ребенку, сироте; здоровый — больному; служба социальной помощи — безработному, пенсионеру, многодетной семье и т. д.
Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц [22].
Цель социальной работы сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.
Социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, но и несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Социальная работа выполняет роль общественного амортизатора.
Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом ментальности конкретной территории (Россия, западные страны).
В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом (по М.В. Фирсову) [17, с. 27]:
1) Архаический период — родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.;
2) Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности
XII-XIII вв.;
3) Период церковно-государственной помощи — с XIV в. по вторую
половину XVII в.;
4) Период государственного призрения — со второй половины XVII в.
по вторую половину XIX в.;
5) Период общественного и частного призрения — с конца XIX в. До
начала ХХ в.;
6) Период государственного обеспечения — с 1917 по 1991 гг.;
7) Период социальной работы — с начала 90-х годов по настоящее
время.
В русском языке в отношении социальной помощи возник специальный термин — призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то».
Следует различать объект и субъект социальной помощи. Объектом помощи выступает ее получатель, нуждающийся в поддержке, под субъектом же понимается источник помощи. В зависимости от характера субъекта социальной помощи выделяется ряд основных типов призрения: частный (индивидуальный); групповой; общественный (в том числе общинный и церковный); государственный [17, с. 42].
Исторически сложились две основные системы призрения: «открытая» и «закрытая». Открытая система призрения — это нерегламентированная, хаотическая помощь нуждающимся, в основе которой лежит личное участие и желание (например, подаяние). Закрытая система призрения — это специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные дома, работные дома и т. п.).
Узнав побольше о понятии «социальная работа» далее в нашей курсовой мы разберемся, какие же основные этапы развития социальной работы в России и выясним чем характеризуется каждый из них.
2 Периодизация истории социальной работы в России
2.1 Архаический период
Важнейшей особенностью архаического периода в истории социальной работы является отсутствие каких-либо письменных источников (до конца III — начала II тыс. до н. э.), что не позволяет правдоподобно судить о реальном состоянии взаимной помощи и благотворительности в период архаики.
Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Восточные славяне — язычники — поклонялись различным явлениям природы, культу предков. Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не частью, а неким единством, заключавшим в себе космическое пространство, и одновременно являясь его продолжением. Философия холизма, целостности закрепляла помимо принципов существования и архетипические страхи, выступавшие «регуляторами» нормированного поведения. Одним из таких страхов, дошедших до нашего времени, был и остается страх одиночества — ощущение человеком своей единичности, оторванности от сообщества [22].
На Руси социогенетический механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через аграрные культы, семейно-родовые обряды, что не могло не войти в противоречие с христианскими нормами, которые впоследствии стали знамением общественно-экономической жизни.
Античными писателями некогда выделялось «доброе и мягкое» отношение восточных славян к пленным. Причинами отсутствия постоянного рабства у восточных славян были, с одной стороны, неразвитость хозяйственных отношений, с другой — то, что воинственность не была господствующей чертою славянского народного характера и в этих условиях рабы не могли иметь большой ценности и зачастую оказывались обузой. Тогда же, скорее всего, зарождаются и стихийные представления о милосердии, помощи убогим, старцам, калекам. Такая стихийная благотворительность не могла быть отражена в письменных источниках, но наложила глубокий отпечаток на сознание и быт русского народа в дальнейшем, на сохранявшиеся в течение длительного времени (вплоть до начала XX века) у русских крестьян общинные формы помощи и взаимопомощи.
Древние славяне жили родовыми общинами. Родовая общинная организация стала первой формой социальной взаимопомощи. Род выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты. При характеристике архаического периода благотворительности (то есть до создания первых государственных образований), соответствующего времени первобытнообщинного строя, обычно (например, М.В. Фирсов) выделяют три основные формы ……..
Список используемой литературы
1 Агапов Е.П. История социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Е.П. Агапов, К.В. Волощукова. — Ростов-на-Дону, 2008. — 256с.
2 Анищенко В.С. История социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов ф-та полит. и соц. наук (напр. подготовки 040400.62 Социальная работа, квалиф. «бакалавр») / В.С. Анищенко. — Петрозаводск: Изд-во ПетргУ, 2012. — 55 с.
3 Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР [Текст]: учебник для вузов / В.С. Андреев. — Москва, 1987 — 304с.
4 Бадя Л.В. История и организация социальной работы в России [Текст]: библиографический указатель / Л.В. Бадя, Н.В. Ефимова. — М.: Институт социальной работы, 1996. — 144 с.
5 Буторина Е.В. История социальной работы [Текст]: конспект лекций / Е.В. Буторина, Г.М. Малеева, В.А. Филатов. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. — 64 с.
6 Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России [Текст]: книга / П.В. Власов. — М.: Центрполиграф, 2001. — 443 с.
7 Волович-Григорьева З.И. История социальной работы [Текст]: учебно-методический комплекс / З.И. Волович-Григорьева. — Мн.: БГУ, 2002. — 96 с.
8 Григорьев А.Д. История социальной работы. Часть 1. До начала XX века [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х частях / А.Д. Григорьев. — Мн. ТетраСистем, 2006. — 464 с.
9 Костина Е.Ю. История социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю. Костина. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. — 110с.
10 Лозовская Е.Г. История социальной работы в России [Текст]: учеб. -метод. пособие для студентов по специальности «Социальная работа» / Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак, В.Г. Краснова. — Волгоград, 2001. — 72 с.
11 Мантурова С.Ч. История социальной работы в России [Текст]: учеб. — метод. пособие / С.Ч. Мантурова. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. — 44 с.
12 Мельников В.П. История социальной работы в России [Текст]: учеб. пособие / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. — М.: Дашков и К, 2004. — 344 с.
13 Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст]: учебник для вузов / П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 368 с.
14 Право социального обеспечения [Текст]: учебник под ред. К.Н. Гусова / М.О. Буянова, К.Н. Гусов, С.И. Кобзева, 3.А. Кондратьева, В.К. Миронов, В. Н. Толкунова. — М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. — 328с.
15 Ромм Т.А. История социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Ромм. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — Ч. I. — 156 с.
16 Тетерский С.В. Введение в социальную работу [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.В. Тетерский. — М.: Академический проект, 2006. — 496 с.
17 Фирсов М.В. История социальной работы в России [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов. — М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
18 Фирсов М.В. История социальной работы [Текст]: учеб. пособие для высшей школы. — 2-е изд. / М.В. Фирсов. — М.: Академический Проект; Константа, 2007. — 608 с.
19 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / П.Я. Циткилов. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2006. — 448 с.
20 Чумаков В.И. История социальной работы [Текст]: учеб. — метод. пособие / В.И. Чумаков. — Волгоград: Изд-во ВГМУ, 2010. — 79 с.
21 Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения [Текст]: учеб. записки / А.С. Щеглова. — 2001 — №5 — 115 с.
Ссылки на интернет источники:
22 История социальной работы в России. Краткие теоретические и учебно-методические материалы для семинарских занятий [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.02.2016).
23 История социальной работы в России основные этапы становления и развития [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.02.2016).
24 Басов Н.Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, Кравченко А.Н. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007 — 256 с. [Электронный ресурс] (дата обращения 15.02.2016).
25 Исторические этапы становления социальной работы в России [Электронный ресурс] (дата обращения 15.02.2016).
26 История возникновения и развития социальной работы [Электронный ресурс] (дата обращения 15.02.2016).
27 История социальной работы в России [Электронный ресурс] (дата обращения 15.02.2016).