Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Сущность и основные понятия системы стратегического менеджмента5
1.1. Определение стратегий5
1.2. Правила, процедура и факторы формирования стратегии7
1.3. Классификация стратегий9
Глава 2. Правила и процедуры разработки стратегий17
2.1. Характеристики стратегий17
2.2. Требования к эффективной стратегии18
2.3. Основные элементы и этапы стратегического менеджмента19
Заключение23
Список использованной литературы24
Введение
Стратегия представляет собой обобщенную модель долгосрочных действий организации, необходимых для достижения поставленных целей
Переход от внутрифирменного управления развитием к долгосрочному, а затем и стратегическому позволяет обеспечить выживание организации
Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новой роли менеджмента, новых подходах к стратегическому планированию и управлению.
Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, позволяет объяснить, почему, при одних и тех же действиях ряд организаций процветает, а другие влачат жалкое существование, либо гибнут.
Стратегический менеджмент как научная дисциплина постоянно развивается. До сегодняшнего дня нет однозначного толкования этого понятия и единого взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна. Большинство работ по стратегическому менеджменту российских авторов являются интерпретацией работ своих зарубежных коллег.
В настоящее время только 17% руководителей имеют экономическое образование, а среди них только 25% — специальное управленческое.
Именно поэтому при выполнении курсовой работы была поставлена задача, дать ясное представление о сущности стратегического менеджмента. Показать, что наличие стратегии является основным условием выживания компании в долгосрочной перспективе.
В работе были рассмотрены сущность и основные понятия стратегического менеджмента, классификация стратегий, а также основные элементы и этапы стратегического менеджмента.
При рассмотрении указанных проблем были использованы различные литературные источники: книги отечественных и зарубежных авторов, а также статьи, посвященные стратегическому менеджменту.
Выдержка из текста работы
В настоящее время бурно протекает процесс совершенствования форм и методов работы предприятий разных форм собственности. Как показывает практика, руководство в новых для России рыночных условиях остро нуждается в методической помощи для решения ежедневно возникающих практических вопросов. Одним из таких вопросов является составление бизнес-планов, необходимых для определения перспектив развития предприятий.
Важнейшей задачей разработки бизнес-планов является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов, в том числе зарубежных, необходимых для осуществления проектов (предложений) технического перевооружения или реконструкции предприятий. Бизнес-план выступает как основной инструмент, дающий возможность выбора того или иного варианта инвестирования основной деятельности, подтверждающий гарантированность возврата средств на основе их эффективного использования.
Несмотря на актуальность, вопросы формирования и осуществления бизнес-планов остаются недостаточно разработанными. Это и предопределило выбор темы нашего курсового исследования.
Целью курсовой работы является исследование структуры бизнес-плана как элемента стратегического менеджмента, а также рассмотрение теоретических аспектов бизнес-плана.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования;
Исследовать структуру бизнес-плана;
В работе рассмотрены как теоретические, так и методические вопросы разработки бизнес — проектов.
В качестве объекта исследования выступает бизнес-план, используемый в стратегическом планировании.
Предметом исследования является процесс составления бизнес-плана.
Теоретической основой работы является теория стратегического менеджмента.
Информационной базой исследования выступают литературные источники и ресурсы Интернет.
При написании работы использовались труды следующих авторов: Л. М. Макаревич, Н. А. Колесникова, В. З. Черняк и других.
Для решения поставленных задач был использован такой метод, как анализ научной литературы.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Цели и задачи бизнес-планирования
Бизнес-планирование является решающим фактором предпринимательского успеха. Для реализации появившейся идеи необходимо чётко представить, какой нужен стартовый капитал, какие расходы можно себе позволить и что, в результате, нужно заработать для того, чтобы не прогореть. Не только не разориться, а наоборот — систематически получать прибыль. Бизнес-планирование позволяет, прежде всего, самому предпринимателю определить, какая последовательность действий является оптимальной и какие затраты необходимы для того, чтобы получить планируемые доходы.
Бизнес-планирование для разных идей и различных проектов заметно отличается. Скажем, бизнес-планирование создания предприятия, или оказания услуг, или проведения консультаций, или рекламная и PR-деятельность. Всё это имеет свою специфику, однако, независимо от того, какое выбрано направление бизнеса, имеется нечто общее, характерное вообще для планирования предпринимательской деятельности [6, с. 3].
Грамотный бизнес требует использования достаточно широкого комплекса знаний, поэтому планирование бизнеса не может вестись методами собственного разумения, а должно использовать тот богатейший опыт, который накоплен в течение XX столетия людьми, создававшими малые предприятия, постепенно выросшие в крупные производства или промышленные объединения [9, с. 21].
Системный подход в бизнес-планировании диктуется рядом соображений.
Во-первых, в самом процессе организации, становления и развития малого предприятия заложен очень высокий элемент неопределённости [9, с. 22].
Во-вторых, наличие конкурентов требует особо внимательного и тщательного отслеживания их особенностей: методов ведения процесса, организации сбыта, качества продукции [9, с. 22].
В-третьих, у начинающего предпринимателя отсутствует собственный опыт — деловой, профессиональный, а также соответствующие связи с поставщиками и потребителями. Это вынуждает его искать помощь в планировании развития своего предприятия и в определении той ниши, в которой будет функционировать его производство [9, с. 22].
В-четвёртых, бизнес-планирование с периодической коррекцией, поправками, дополнениями и изменениями в процессе развития предприятия помогает предпринимателю формировать собственное стратегическое мышление, помогает развивать интуицию, творческие способности, видение будущего и его реализации [9, с. 22].
В-пятых, бизнес-план помогает максимально предусмотреть все события, как положительные, так и отрицательные, которые могут повлиять на ход организуемого бизнеса [9, с. 22].
В-шестых, бизнес-план описывает будущее дело, бизнес, коммерцию на языке, понятном для инвесторов, то есть именно тех, кто будет финансировать этот проект. Не напрасно очень часто бизнес-план называют так же заявкой на получение кредита или инвестиционным проектом. Таким образом, независимо от названия, бизнес-план, как готовый финансовый документ позволяет обратиться за финансированием к инвесторам или банкам-кредиторам. Главное, чтобы в изложении бизнес-плана хорошо просматривалась глубина и всесторонность стратегии развития задуманного дела. С тем, чтобы кредитор или инвестор были уверены, что вложенные деньги не пропадут и будут своевременно возвращены банку, а инвестор получит те выгоды, которые он хотел бы иметь от использования финансовых средств [9, с. 22-23].
Бизнес-план должен быть нацелен на максимально быстрое и эффективное выполнение задуманного дела. Иначе говоря, важно не только разработать эффективный план, но и сделать всё возможное для его реального осуществления. С точки зрения использования бизнес-план в течение определённого отрезка времени, он является основным документом для создания предприятия, его развития и принятия основных управленческих решений по руководству им.
Подготовив бизнес-план, имеет смысл проанализировать его, чтобы найти допущенные ошибки и исправить их на бумаге. То есть появляется возможность избежать ошибок в реальной жизни и не погубить начатое дело. Таким образом, тщательное бизнес-планирование позволяет повысить шансы на успех реализации задуманного дела [1, с. 235].
Численность работающих на большинстве малых и сверхмалых предприятий не превышает 20 человек. Однако они создают основные рабочие места, выполняют существенную долю научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по мере своего развития обрастают многочисленными дочерними фирмами и являются в последующем фундаментом создания крупных производств [7, с. 44]. Малые предприятия помогают владельцам создавать собственную финансовую независимость. Они позволяют разрабатывать и внедрять новые идеи, новые технологии и новые способы производства. Их прибыль финансирует развитие этих предприятий.
Прибыть — это сигнал того, что предприниматель делает что-то полезное, нужное обществу, и выполняет это эффективно. Хорошо составленный бизнес-план является залогом привлечения более мощной финансовой поддержки на рынке капитала. Он свидетельствует о грамотности, прозорливости и таланте руководителя предприятия. Он обоснованно доказывает, что программа развития и фундамент принятия стратегических решений являются достаточно убедительными. Успех является закономерным результатом тщательно продуманного и хорошо составленного бизнес-плана.
Разработка бизнес-плана пр……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бизнес-планирование: Учебник/Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 672 с.: ил.
2. Бизнес-план. Методические материалы. — 3-е изд., доп./Под ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 256 с.: ил.
3. Вест, Алан Бизнес-план: Учеб.-практ. пособие/Пер. с англ. Н. И. Алмазовой и И. Ю. Булиной. — М.: Изд-во Проспект, 2009. — 232с.
4. Виханский, О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2011. — 296 с.: ил.
5. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.»/А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 464 с.: ил., табл. — (Высшая школа менеджмента).
6. Горемыкин, В. А., Богомолов А. Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: «Ось-89», 2009. — 864 с.
7. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров/А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 375 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
8. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров/Б. Г. Литвак. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 507 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
9. Макаревич, Л. М. Бизнес-планирование для малого предприятия. — М.: ООО «Вершина», 2010. — 176 с. — («Бухгалтерская панорама»)
10. Маркова, В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2010. — 288 с. — (Серия «Высшее образование»).
11. Павлова, О. В. Стратегический менеджмент: учеб.-метод. пособие/О. В. Павлова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. — 115 с.
12. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент: учебник/В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 496 с.
13. Черняк, В. З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 470 с.