Содержание
Введение…..……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Конституционно-правовые основы системы органов исполнительной власти в Российской Федерации………………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие и правовое положение органов исполнительной власти…………………………..6
1.2 Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти…..14
Глава 2. Виды органов исполнительной власти в Российской Федерации………………..25
2.1 Правительство РФ……………………………………………………………………………25
2.2 Федеральные органы исполнительной власти……….………………………………………34
2.3 Органы исполнительной власти субъектов РФ……………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………………………….63
Библиографический список
Выдержка из текста работы
1.3Система исполнительной власти в Российской Федерации 17
2Правительство РФ 19
2.1Понятие и состав Правительства РФ 19
2.1.1 СоставПравительства РФ 2004 году под
председателем Фрадкова М.Е. 22
2.2Организация деятельности ПравительстваРФ 25
2.3 Механизм формирования Правительства РФ 28
2.4 ПолномочияПравительства РФ 31
2.5 Отрешение отдолжности Правительства РФ 43
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения 49
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и, несомненно,значимой проблеме о значении Правительства РФ в системе исполнительной власти.На сегодняшний день состав и структура Правительства еще не полностьюсформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться. Правительство РФявляется главным звеном в системе исполнительной власти.
Вопрос обисполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки.Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственностив данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективыгосударственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Исполнительная власть является одной из самостоятельных инезависимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлениюгосударственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования,полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлениюразличного рода административного контроля, а также иногда и законодательныеполномочия, и систему государственных органов, которые осуществляютвышеперечисленные полномочия. Проблемаопределения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи сформированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
Однозначного пониманиясистемы исполнительной власти в практике и в законодательстве РоссийскойФедерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвьвласти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.
Она внесла существенные изменения в легитимную основуисполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г.Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвьгосударственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти,существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход копределению полномочий Правительства, четко сформировала понятие и составПравительства, и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органовисполнительной власти.
Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, чтоПравительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны вцелом. В настоящее время с приходом нового Правительства РФ, оно находится встадии преобразований и изменений в сторону улучшения качества работыминистерств и ведомств. Президент РФ – В.В.Путин поставил конкретные требованияновому Правительству, с которым он будет работать свой второй срок. <span Times New Roman",«serif»;font-weight:normal; mso-bidi-font-weight:bold">
В отечественной литературе изучением проблемы исполнительнойвласти РФ занимались такие авторы, как Габричидзе Б.Н. (2000), Елисеев Б.Г.(2001), Алехин А.П. (2000), Кармолицкий А.А. (2001), Козлов Ю.М. (2001),Ноздрачев А.Ф. (1997), доктор юридических наук Бачило И.Л. (1999).
Из зарубежных авторов следует отметить Брэбан Г. (1988). Блондель Ж. (1992).
Цель исследования состоит враскрытии темы выпускной квалификационной работы, анализе различных аспектовпроблемы, раскрытии системы исполнительной власти, определить рольПравительства РФ в структуре исполнительной власти, изучить механизм формирования ПравительстваРФ, его полномочия.
Задачами, с помощью которых будет происходить реализация целиисследования являются:
1. определение понятий исполнительной власти и Правительства РФ;
2. рассмотрение механизма исполнительной власти;
3. исследование системы исполнительной власти РФ;
4. изучение состава, полномочий и деятельности Правительства РФ;
5. исследование механизма формирования и отрешение от должностиПравительства РФ.
Исходя из цели и поставленных задач, определяются основныевопросы, к которым относятся:
— какой статус Правительства РФ в системе исполнительной власти?
— как происходит формирование Правительства РФ?
— какой состав нынешнего Правительства РФ?
— при каких обстоятельствах происходит отставка Правительства РФ?
— какими полномочиями наделено Правительство РФ?
и другие.
Объектом исследования являются исполнительная власть РФ исущность работы Правительства РФ. Соответственно предметом исследованияявляется законодательство и Конституция РФ 1993 года.
В настоящей выпускнойквалификационной работе применяется комплексный метод исследования, которыйподразумевает многоаспектный анализ и как следствие – выводы.
Значимость работы вкачестве теоретической базы очевидна: производится систематизированная подборкаматериала из последних данных по данной тематике, а также путем проведенияобоснованных рассуждений выражается мнение автора работы, которое находит своеотражение в заключении и выводах. Также проведенное теоретически и практическиобоснованное исследование позволяет дать наиболее точное, полное и доступноепонятие Правительства РФ и системы исполнительной власти. Такие сведения,представленные при наиболее оптимальном соотношении объема работы и качества,глубины раскрытия темы.
В работе приводятся данные новогоПравительства РФ под председательством ФрадковаМихаила Ефимовича в 2004 году, а также последние преобразования в системеисполнительной власти.
Данная работа опираетсяглавным образом на статьи Конституции Российской Федерации 1993 года (главы110-117), Федеральным конституционным законом от 17декабря 1997 г. N 2-Ф «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г.), на указ Президента РФ (от 17 мая 2000г. сизменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительнойвласти», и от 16 октября 2001г.
Выпускная квалификационная работа состоит извведения, из двух основных глав, заключения, списка использованных источников.
1 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, функции и особенностиисполнительной власти
Всоответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительнаявласть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ееосновное назначение — организация практического исполнения Конституции изаконов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности,направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов инужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властныхполномочий методами и средствами публичного, преимущественно административногоправа.
Содержаниеисполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность понепосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизнигосударства. Эта деятельность является подзаконной: она должнаосуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов,исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия пособственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретныхситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннеговластного волеизъявления к совершению определенных действий и применятьадминистративное принуждение. Отсюда исполнительнаявласть — это власть, которая не только исполняет законы, но ираспоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основнымиформами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
Исполнительнаявласть способна оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение,а также право и возможность подчинять своей воле других. Отличительнымпризнаком этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении, какк коллективным, так и индивидуальным элементам государственно-организованногообщества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфическойгосударственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, посколькураскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничитьисполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованнойячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).
Будучиветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественнавиду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности — несама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительнаявласть не тождественна исполнительной деятельности: власть — сущностноевыражение этой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, то естькатегория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественнагосударственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом властнойгосударственной деятельности.
Принципиальноекачество и назначение исполнительной власти выражаются в особом видегосударственной деятельности, в правоприменительной ее сути. Причем в отличиеот правоприменительной судебной власти (где исполнение требований законаосуществляется преимущественно в негативных случаях) для исполнительной властихарактерно в основном правоприменение позитивного характера, то есть прямое исполнениетребований законодательства в целях нормальной и эффективной работы находящихсяпод ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.
Исполнительнаявласть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительнойкомпетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органамиисполнительной власти. Через деятельность государственных органов — субъектовисполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества.Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерацииобразуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таковычетко определенные конституционные границы, необходимые для пониманиясубъектной характеристики исполнительной власти. Однако ст. 110 Конституции РФсводит всю исполнительную власть исключительно к деятельности ПравительстваРоссийской Федерации, что вызывает определенные сомнения.
Всоответствии с Конституцией РФ исполнительная власть организуется иосуществляется на началах федерализма, то есть законодательным путем проводитсяразграничение предметов ведения и полномочий между федеральными иисполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Ведущаяроль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам оразграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).
Эторазграничение проводится суммарно, то есть применительно к законодательным иисполнительным органам государственной власти (ст. 71-72). Конкретизация этогоразграничения между соответствующими субъектами исполнительной властиосуществляется при оформлении организационно-правового статуса тех или иныхсубъектов.
Следуетособо подчеркнуть неправомерность отождествления исполнительной иадминистративной власти. Административная власть связана с реализациейполномочий внесудебного, то есть административного принуждения, котороеявляется лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительнойдеятельностью. Но содержание исполнительной власти не исчерпывается применениемв необходимых случаях чисто принудительных мер. Большинство юридически властныхполномочий, которыми наделены все субъекты исполнительной власти, реализуетсяименно во внесудебном порядке. В подобном же порядке реализуются полномочияорганов законодательной власти, но это не означает, что они осуществляютадминистративную власть.
Враспоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболеесущественные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинскиеформирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовыеучреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п. Несмотря на то, чтов Конституции Российской Федерации нет упоминаний о государственном управлении,тем не менее, оно — реальность, без которой не может работатьгосударственно-властный механизм. Но Конституция и действующее законодательствоРоссийской Федерации не предложили синонима государственному управлению, в нихничего не говорится об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельностиналицо, а характер ее не определен. Однако система разделения властей исходитиз того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется вдеятельности их субъектов. Поэтому государственное управление по своемуназначению представляет собой не что иное, как вид государственнойдеятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Государственноеуправление осуществляется и в рамках системы государственной власти, основаннойна началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единойгосударственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особыхзвеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, являющимися органами государственногоуправления. В этом смысле государственное управление понимается какисполнительно-распорядительная деятельность и не противопоставляется реализацииисполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.
Необходимоподчеркнуть, что понятие «государственное управление» более широкое посравнению с исполнительной властью. В известном смысле последняя производна отгосударственного управления. Она призвана определить объем и характергосударственно-властных полномочий, реализуемых в процессегосударственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственноеуправление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическуюреализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельностипо государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную(исполнительную) направленность.
Сейчаспроисходят процессы, свидетельствующие об уменьшении удельного весагосударственного управления некоторыми областями жизни, прежде всегоэкономикой. Это не умаляет роли исполнительной власти игосударственно-управленческой деятельности в целом. Наоборот все настойчивейзвучит тезис о необходимости сильной исполнительной власти, способнойобеспечить должный уровень управляемости общественных отношений во всем ихмногообразии.
Исполнительнаявласть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере«отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного дляусловий безраздельного господства государственной собственности, то есть почтиполного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденциястановления системы государственного регулирования, что особенно заметно вэкономической области. Главные ориентиры управляющего воздействия связываются ссамостоятельностью тех или иных структур, с их известным обособлением.
Внастоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:
1. Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственныхпрограммах общефедерального и регионального масштабов (например,демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная ит.д.).
2. Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационныхоснов хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех формсобственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана правпотребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защитаправ собственника и т.п.).
3. Управление учреждениями и предприятиями государственногосектора.
4. Регулирование функционирования различных объектов негосударственногосектора.
5. Координация функционирования национализированного и денационализированногосекторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политическогостроительства.
6. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридическихлиц в сфере государственного управления.
7. Осуществление государственного контроля и надзора за работойуправляемой и регулируемой сфер.
Общественные отношения,возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственногоуправления, то есть в связи с организацией и функционированием системыгосударственной власти на всех национально-государственных и территориальныхуровнях Российской Федерации регулируются административным правом.Административное право, осуществляя регулятивную функцию, используетопределенную совокупность правовых средств или способов регулирующеговоздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.
1.2 Механизм исполнительной власти
В связи с тем, что вместотермина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительнаявласть», в механизмегосударственной властибыл осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующиепризнаки:
1.<span Times New Roman""> Исполнительная
2.<span Times New Roman""> Исполнительна
3.<span Times New Roman"">
4.<span Times New Roman""> Исполнительная власть
5.<span Times New Roman"">
6.<span Times New Roman""> Исполнительная
7.<span Times New Roman"">
Концепцияисполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993г. принципиально отличается отположений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. Сутьвведенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее время, будучиглавой государства, не является главой исполнительной власти и высшимдолжностным лицом. По идее, как это сделано, например, во Франции, в этом случае Правительство и все другиеорганы исполнительной власти должны обладать большой степенью самостоятельностив осуществлении государствеино-управленческой деятельности, независимости отПрезидента. Однако особенность Российской Федерации заключается в том,что, формально закрепляясамостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которыепозволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти.Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственноподчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можноговорить лишь с большой долей условности.
Органыисполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на:
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
Система федеральных органов исполнительной властиопределяется УказомПрезидента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти” и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственныхкомитетов РФ, федеральных служб России и федеральные агентства.
Можновыделить систему(аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупностьгосударственныхорганов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизмее реализации.
Постоянно действующим организационнымфактором механизмаисполнительнойвласти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системынепостоянны, видоизменяемы (например,министерства, государственные комитеты и пр.). Они могут в ряде случаеввообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов,не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В таком же аспекте можноквалифицировать роль,например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, ихтерриториальных звеньев, атакже должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования.Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также о<a n