Содержание
1. Введение__________________________________________3
2. Глава 1.
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма._____________________________________________4
3. Глава 2.
Государственная политика по развитию внутреннего туризма в России. Ее применение______________________10
4. Глава 3.
Практические результаты применения государственной политики по развитию внутреннего туризма в России____19
5. Заключение_______________________________________28
Выдержка из текста работы
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта ГОУВПО «Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения»
Кафедра «Социально – культурный сервис и туризм»
Е. Полякова
студентка группы 726
Культурно–исторические центры России во внутреннем туризме
Курсовая работа
По дисциплине «Основы туристской деятельности»
Руководитель канд. экон. наук, доцент Ковынева Л.В.
Хабаровск
2009
Содержание
Введение 3
Глава 1. КУЛЬТУРНО–ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ И ИХ МЕСТО В КУЛЬТУРНОМ ТУРИЗМЕ. 5
1.1. Культурно–исторические центры, как основа культурного туризма 5
1.2 Культурное наследие как культурно-исторический центр . 7
Глава 2. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 10
2.1 Культурные ценности и мир искусства в Петербурге 10
2.2 Исторические музеи в Санкт-Петербурге 17
Заключение 22
Список используемых источников 25
Введение
В современном мире туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. На сферу туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций [11]. Поэтому на протяжении многих лет туризм рассматривается как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения страны.
Потребность в изучении и развитии сферы культурного туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом — культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (гл. II, ст.4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального туризма и самодеятельного. В этой связи приобретает особое значение развитие культурного туризма в Российской Федерации, в частности, в регионах [10].
Актуальность изучения влияния культурного туризма на развитие регионов объясняется тем, что, несмотря на все трудности, современный период является периодом развития новых тенденций в культурной жизни, возрождаются ранее забытые имена, памятники и события, по — новому оценивается историческое наследие. И поэтому для большинства российских регионов ориентация на культурный туризм становится одной из реальных возможностей экономического, социального и культурного подъёма.
Целью данной работы является рассмотрение и оценка культурно–исторических центров и их влияния на развитие внутреннего туризма России.
На основе поставленной цели определены следующие задачи работы:
- раскрыть цели культурного туризма;
- раскрыть влияние культурно-исторических центров на население региона;
- описать туристско-экскурсионный потенциал, Санкт — Петербурга;
Объектом исследования выступает внутренний туризм как разновидность путешествий людей с целью удовлетворения культурных потребностей, ознакомления с историко-культурными достопримечательностями, которые являются неотъемлемой частью социокультурной сферы современного общества.
Глава 1. КУЛЬТУРНО–ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РОССИИ И ИХ МЕСТО В КУЛЬТУРНОМ ТУРИЗМЕ
1.1. Культурно–исторические центры как основа культурного туризма
Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем, объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.
В России термин «туризм» определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью» [10].
Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны. Поэтому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на въездной (предоставление туристских услуг иностранным и иногородним туристам на территории какой — либо страны) и выездной (путешествия лиц, постоянно проживающих в другой стране).
Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Культурный туризм — это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.
Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности [16, с.58]. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
* памятники археологии;
* культовую и гражданскую архитектуру;
* памятники ландшафтной архитектуры;
* малые и большие исторические города;
* сельские поселения;
* музеи, театры, выставочные залы и др.;
* социокультурную инфраструктуру;
* объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
* технические комплексы и сооружения.
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.
Культурно–исторические центры, наилучший способ знакомства с другой культурой и историей. Гуманитарное значение культурно-исторического центра заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа — одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека [16, с.140].
Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.
Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса [7].
Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.
Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.
1.2 Культурное наследие как культурно-исторический центр
Каждый регион обладает уникальным наследием. Культурное наследие — совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти [6].
Культурное наследие составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи.
Выделяют четыре цели культурного туризма:
1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.
Культурный туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма [16, с.127].
Успешное развитие туризма, а, следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса — путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.
При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.
Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса [7].
Культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке.
Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности культурного национального наследия.
Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-творческий прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.
Глава 2. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
2.1 Культурные ценности и мир искусства в Петербурге
Санкт-Петербург — это не только музей под открытым небом, но и воплощение последних трехсот лет российской истории. Город сам по себе является великолепным туристическим проектом [13].
Начиная с XVIII века – со времен Петра Великого – все лучшее в России доставалось Санкт-Петербургу. Именно здесь строились самые роскошные дворцы и соборы. Здесь работают богатейшие музеи страны – Эрмитаж и Русский музей, здесь находится всемирно известный Мариинский театр. Суровая северная природа ежегодно представляет петербуржцам и гостям города уникальную природную особенность: в конце весны наступает удивительная пора белых ночей, манящая людей со всего мира. Это удивительное время с мая по июль, когда даже в полночь на улице довольно светло и город почти не спит [15, с.141].
Город на Неве многословен и многолик. Среди многочисленных поэтических имен, присвоенных Санкт-Петербургу, самое популярное «Северная Венеция» и » Северная Пальмира». Город сравнивается с «Венецией», потому что, подобно знаменитому итальянскому городу, который объединил множество островов Венецианской лагуны Адриатического моря, Санкт-Петербург расположен на 150 островах, образованных рекой Невой, Фонтанкой и другими искусственными реками и каналами. [12]
В любое время года, в любое время дня и ночи Санкт-Петербург неизменно демонстрирует свое великолепие перед своими гостями.
Побывав в Санкт-Петербурге, вы можете разнообразить свое путешествие, посетив такие уникальные места, как древнейший российский город — Великий Новгород. Так же рядом сказочно красивая Карелия с разнообразием предложений по активному отдыху. Если вы ограничены по времени и возможностям передвижения, то Ленинградская область — это то, что нужно. Природные условия Ленинградской области, развитая рекреационная сеть представляют разнообразные возможности для спокойного и активного отдыха, а также для познавательных путешествий.
Художественные музеи Санкт-Петербурга представляют своим посетителям выставки, связанные с историей мирового и российского искусства. Экспонаты этих выставок отражают путь истории искусства от ее истоков до наших дней, дают возможность увидеть гениальные творения мировых мастеров. Среди экспонатов множество картин, изделий декоративно-прикладного искусства. Шедевры мировой и российской живописи [5, с.93].
Выставочные залы и галереи Санкт-Петербурга представляют полный спектр современного искусства. Выставки петербургских художников и фотографов, частные собрания произведений искусства. Выставляются работы не только русских, но и иностранных деятелей искусства и культуры. В залах и галереях проходят творческие вечера, встречи с поэтами и писателями.
В Петербурге находятся всемирно известные музеи, такие как Эрмитаж и Русский музей. Эрмитаж – один из старейших и крупнейших музеев мира. Собрание насчитывает более 2 695 000 единиц хранения. Среди них великолепные произведения первобытного, египетского, античного, средневекового и современного искусства.
Другие художественные музеи, дворцы и выставочные залы знакомят гостей Санкт-Петербурга с великолепными образцами предметов искусства разных веков, направлений и жанров [8, с.58].
Государственный музей Эрмитаж
Государственный музей Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII-XIX веках, занимает Зимний дворец — резиденция русских царей, построенная в 1754-1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли. В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище. [9]
Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий, музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. «Галерея драгоценностей: Золотая кладовая».
Если Вы хотите поближе познакомиться с Эрмитажем, с историей его создания, больше узнать о шедеврах коллекций — специальные программы, которые мы Вам предлагаем — это то, что Вам нужно. В живой непринужденной обстановке с музеем Вас познакомят научные сотрудники Эрмитажа. Их увлекательный рассказ будет интересен как знатокам искусства, так и тем, кто только начинает постигать этот волнующий мир. Тщательно продуманные и организованные с учетом Ваших пожеланий, специальные программы сделают Ваше путешествие в мир искусства незабываемым.
Предлагаемая программа расчитана на 1 день.
Во время посещения музея Вам будет предложена обзорная экскурсия, а так же посещение Галереи драгоценностей: Золотая кладовая.
Галерея драгоценностей — интереснейшее собрание музея, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке, состоит из двух разделов.
Первая экспозиция «Золотая кладовая. (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)» представляет около полутора тысяч золотых изделий (c VII в. до н.э. по XIX в.).
Основная идея второй экспозиции — «Бриллиантовой кладовой» заключается в показе развития ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества — от III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия.
Дворцово-парковый ансамбль Павловск
Выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX вв., летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Один из самых крупных в Европе пейзажных парков — его площадь 600 га. Ансамбль дворца и парка создавался в течение 50 лет на берегах извилистой реки Славянка. Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский.
Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы.
В музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным.
Екатерининский дворец — Янтарная комната
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее авторство приписывали А. Шлютеру, который, как считалось, задумал ее для Берлинского дворца. Если бы Янтарная комната не исчезла во время Второй мировой войны, то в 2001 году мы отмечали бы 300-летие ее истории.
Музейная жизнь Янтарной комнаты вызывает неизменный интерес тысяч туристов, ежедневно посещающих Царское Село. Окажется ли она копией, максимально приближенной к оригиналу, станет ли репликой былого шедевра или будет восприниматься как новое произведение изящного искусства? Безусловно, восприятие Янтарной комнаты не может быть однозначным. Но одно неоспоримо: воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца – одно из самых значительных достижений в истории мировой реставрации.
Екатерининский дворец в Пушкине
Экспозиция Екатерининского (до 1910 года Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает историю почти 300-летнего существования выдающегося памятника и знакомит посетителей с творчеством архитекторов, участвовавших в его строительстве и отделке в XVIII — XIX веках, а также с современным состоянием уникального ансамбля, с работами реставраторов, возродивших дворец после Второй мировой войны. Ныне из 57 залов Екатерининского дворца, разрушенных в годы Второй мировой войны, воссоздано 29.
Своими размерами, мощной пространственной динамикой и живописностью декора дворец, возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление. Широкая лазоревая лента дворца с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо-позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений пошло 100 килограммов червонного золота.
Кунсткамера — Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого
Кунсткамера (в переводе с немецкого означает кабинет редкостей или музей) была основана Петром I. Это первый в России публичный музей, где с начала 18 века собирались этнографические, антропологические и археологические коллекции. Каждому школьнику известно, что в Кунсткамере есть заспиртованные анатомические препараты: мертворожденные младенцы с отклонениями в развитии и уродливые животные. Здесь вы познакомитесь с культурой и бытом народов Старого и Нового Света. Музей Антропологии и Этнографии хранит более одного миллиона экспонатов и является научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук [9].
Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской Академии Наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.
Музей театрального и музыкального искусства
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, основанный в 1918 году, — один из крупнейших театральных музеев мира. Это собрание почти не имеет аналогов по историческому охвату, разнообразию и ценности экспонатов.
Более 450 000 реликвий рассказывают о драматическом, оперном и балетном искусстве за всю историю существования театра в России. В музейной коллекции, представленной всемирно известными именами, театральные эскизы Льва Бакста, Александра Бенуа, Александра Головина, Константина Коровина, Казимира Малевича соседствуют с подлинными костюмами, сшитыми в мастерских Императорских театров, а мемории Петра Чайковского, Федора Шаляпина, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Георгия Товстоногова — со сценическими аксессуарами Анны Павловой, Галины Улановой, Натальи Макаровой.
Среди ключевых фигур собрания — Михаил Глинка и Николай Римский-Корсаков, Всеволод Мейерхольд и Вера Комиссаржевская, Мариус Петипа и Вацлав Нижинский — подлинные звезды театральной и музыкальной культуры, продолжающие дарить нам свой свет спустя многие десятилетия.
Особое место среди экспонатов музея занимают: уникальная коллекция музыкальных инструментов, насчитывающая более 3000 предметов и стоящая в одном ряду с собраниями Метрополитен в Нью-Йорке и Музея музыки в Париже, и коллекция сценических костюмов (более 3000) — бывший гардероб Императорских театров России. Музей является не только хранилищем театрального и музыкального наследия, но и сценической площадкой для выступлений известных российских и зарубежных исполнителей.
Таким образом, Музей становится связующей нитью между прошлым и настоящим российского театра. Ведь настоящее не может существовать без прошлого так же, как невозможно представить себе современный культурный ландшафт Петербурга без Музея театрального и музыкального искусства.
Петергоф (Петродворец)
Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа представляют собой выдающийся памятник русской художественной культуры XVIII — XIX веков. Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I, неподалеку от новой северной столицы — Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией.
Главная заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся архитекторов, художников и неизвестных простых ремесленников. Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, выдающиеся собрания скульптуры живописи и произведений декоративного искусства — все это делает Петергоф уникальным и бесценным достоянием мировой культуры.
После 1917-го года исторический ансамбль Петергофа стал государственной собственностью и был превращен в архитектурный и художественный музей. Сегодня, благодаря незабываемой красоте своих фонтанов, парков и дворцов, Петергоф стал наиболее привлекательным пригородным дворцовым ансамблем Северной Столицы России.
Спас на крови — Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) возводился как общенародный историко-мемориальный комплекс. Собор увековечил память императора Александра II, его реформаторский курс преобразований, и выразил покаяние народа России.Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства. Мозаичные орнаменты храма гармонично переходят в мозаичные иконы, и в обрамлении цветного поделочного камня стен, иконостаса и киотов, а также мозаичного мраморного пола представляют собой редкое по красоте, незабываемое зрелище.
Юсуповский Дворец
Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера. Сегодня Юсуповский дворец — один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев. Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.
2.2 Исторические музеи в Санкт-Петербурге
Уникальный, величественный облик Санкт-Петербурга определяют архитектурные ансамбли города, строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, знаменитые реки и каналы Петербурга, гранитные набережные, разводные мосты, узорчатые кованые ограды, монументальные и декоративные скульптуры. Санкт-Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира и культурной столицей России. В этом сможет убедиться каждый гость нашего города [2].
Петербург привлекает туристов не только архитектурными творениями, но и культурно-историческим богатством. Город предлагает жителям и гостям Санкт-Петербурга более 200 музеев различной тематики и направленности. Исторические и краеведческие музеи Петербурга знакомят посетителей с историей возникновения разных народов, с предметами быта людей, проживавших на территории русского севера и северо-запада России много веков назад. Также в экспонатах этих музеев представлена история России и Петербурга. Военно-исторические музеи в полной мере дают ощутить мощь русского оружия. Среди их экспонатов уникальные образцы военного дела разных веков. Эти музеи знакомят не только с историей развития оружейного дела, но и с историей войн в целом [5, с.95].
Самый известный исторический музей города – Петропавловская крепость. Помимо фортификационных сооружений, в крепости можно посетить Петропавловский собор, Великокняжескую усыпальницу, осмотреть музей тюрьмы Трубецкого бастиона, экспозиции «История Санкт-Петербурга», «История Санкт-Петербургского монетного двора», «Печатня».
Александровский дворец
На территории архитектурного ансамбля Царского Села, в северной части Александровского парка, среди живописных пейзажей стоит замечательный дворец с двухвековой историей. Это Александровский, или Новый, Царскосельский дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II и приподнесен в дар к бракосочетанию её первого и любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной (1779-1826). В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена. 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехал в Новый дворец.
Государственный Русский музей
Русский Музей размещается в зданиях, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Это Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея – Михайловский дворец с корпусом Бенуа.
Прогулка по Русскому музею – классическое путешествие по русской истории и искусству. Здесь можно увидеть такие работы как: иконы Андрея Рублева, ‘Бурлаки на Волге’ Ильи Репина, ‘Витязь на распутье’ Виктора Васнецова, ‘Шестикрылый серафим’ Михаила Врубеля, ‘Последний день Помпеи’ Карла Брюллова, ‘Трапеза в монастыре’ Василия Перова, а также работы Серова, Сурикова, Айвазовского, Левитана. Государственный Русский музей–крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства [9].
Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век. Ежегодно в стенах музея проходит около 30 временных выставок, ко многим из них издаются каталоги, альбомы, буклеты.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры первой половины XIX столетия, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма.
Здесь находятся редчайшие собрания русской академической монументальной живописи, скульптуры, мозаики, цветного и поделочного камня.
Изначально храм Св. Исаакия Далматского был кафедральным храмом Санкт-Петербурга и считался главным православным собором Российской империи. Он не имеет аналогов в мировой и отечественной архитектуре и искусстве.
Сегодня его посетители могут полюбоваться восхитительной панорамой «белых ночей» с колоннады собора, посетить концерты духовной хоровой музыки.
Казанский собор
Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города.
Казанский собор — выдающийся памятник русской архитектуры. Его главной святыней является «чудотворная» икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых.
В настоящее время это действующий храм. В 1991 году, первую после многолетнего перерыва Божественную литургию в соборе совершил священник Князь-Владимирского собора Григорий Красноцветов. В 1994 году купол собора вновь увенчали крестом, восстановили главный иконостас собора. С конца 1999 г. указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II собору возвращается статус кафедрального. А летом 2001 года на своё законное историческое место в главном иконостасе Казанского собора возвратили икону Казанской Божьей Матери.
Крейсер «Аврора»
У Петроградской набережной Санкт-Петербурга высится, уже ставший привычным, силуэт военного корабля — это легендарный крейсер 1-го ранга «Аврора». Крейсер был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое-Адмирал-тейство» 23 мая 1897 года, спущен на воду 11 мая 1900 года и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 года.
В 1956 году на «Авроре» был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея, представители более 160 стран мира были его гостями. [9]
Летний сад и Летний Дворец Петра I
Летний сад — одно из любимых мест отдыха жителей и гостей Санкт-Петербурга. Летний сад расположен на набережной Кутузова и занимает почти 12 га. Сад был создан в 1704 году по замыслу Петра I в честь победы русского оружия в Северной войне со Швецией и стал парадной резиденцией и лучшим украшением города. В годы Великой Отечественной войны Летний сад пострадал от бомб и снарядов. Чтобы вернуть Летнему саду прежний, нарядный облик потребовались реставрационные работы.
Большая часть скульптуры, украшающей Летний сад, исполнена известными итальянскими мастерами конца XVII – начала XVIII веков такими как Д. Бонацца, А. Тарсиа, Д. Зорзони, П. Варатта и доставлена в Петербург вскоре после основания Летнего сада. Скульптура в Летнем саду являлась одним из важнейших элементов его художественного оформления. Сад стал своеобразным музеем декоративной садовой скульптуры XVIII века. Украшением всего ансамбля Летнего сада явяляется знаменитая на весь мир дивная ограда Летнего сада — со стороны набережной Невы ограду Летнего сада сравнивают с тончайшим кружевом.
Расположившийся в живописном ансамбле Летнего сада, Летний дворец Петра I является одним из самых ранних памятников Санкт-Петербурга. Постройка первого деревянного домика относится к 1703 году. В настоящее время в экспозиции дворца представлены подлинные мебель начала XVIII века, предметы быта, костюмы и личные вещи Петра I и Екатерины I. Особо красиво отделан и обставлен второй этаж, на котором располагались комнаты жены Петра, Екатерины. Представлен купленный Петром в Голландии уникальный ветровой прибор, связанный с флюгером на крыше и показывающий скорость и направление ветра. Дворец камерный и очень уютный [9].
Петропавловская Крепость
Петропавловская Крепость — крепость, которая обеспечила России победу в борьбе за выход к Балтийскому морю, названная в честь святых Петра и Павла, ныне является крупнейшим историческим музеем в стране. Здесь вы сможете узнать о зарождении, взлетах и падениях Великой империи.
Как известно, Петропавловская крепость с конца XVIII века и до начала революции 1917 года была политической тюрьмой для «вольнодумцев». Здесь в заточении находились министры времен дворцовых переворотов, декабристы, участники кружка петрашевцев и многие другие. С историей и тюремным бытом узников можно ознакомиться на экскурсии по Трубецкому бастиону.
Сампсониевский собор
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге – один из немногих памятников культовой архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней.
Первая деревянная Сампсониевская церковь начала строиться по повелению императора Петра I в конце ноября 1709 года, в память одного из важнейших сражений петровской эпохи – Полтавской баталии, и была освящена в 1710 году [9].
‘Жемчужиной’ собора является его резной деревянный иконостас. В 1711 году при соборе было открыто первое городское кладбище, где похоронены выдающиеся представители XVIII столетия: архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, скульптор К.Б. Растрелли. На сегодняшний день сохранилась лишь небольшая часть надгробий.
Заключение
Итак, мы ещё раз убедились в том, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. Потребность в изучении и развитии сферы культурного — исторического туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом — культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму. Необходимо всегда помнить, что основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социо – культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
Таким образом, раскрыты основные цели культурного туризма:
1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
2) разработка программы развития туризма на основе использования культурно-исторических центров.
3) реализации культурных потребностей человека в познании культуры, истории, религии, традиций.
Влияние Культурно-исторических центров не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами.
Рассматривая культурно–исторические центры нашей страны, я не случайно выделила Санкт – Петербург. На основании такого обилия культурно-исторических ценностей город Санкт-Петербург, который всегда славился огромным потоком туристов был, есть и будет самым посещаемым городом нашей страны. Ведь именно Санкт-Петербург – это не только музей под открытым небом, но и воплощение последних трехсот лет российской истории. Что само по себе является великолепным туристическим проектом.
Список используемых источников
- Зорин, И. В. Энциклопедия туризма [Текст] : Справ. / Зорин И.В., Квартальнов В.А. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 368 с.
- Исторические музеи в Санкт – Петербурге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nwrussia.ru/region/spb/museums
- Квартальнов, В.А. Туризм [Текст] : Учеб. для образ. учрежд. туристского профиля / Квартальнов В.А. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
- Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма [Текст] : Учеб. / Квартальнов В.А. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
- Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.Б. Косолапов. – М. : КноРус, 2008. – 272 с.
- Культурное наследие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_scH3.cgi?RKzr;yzwtul!tgxrlkol
- Культурный или познавательный туризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kmvline.ru/lib/turizm/33.php
- Маннергейм в Петербурге [Текст] : метод. Пособие по проведению экскурсии / А.А. Жуков. – СПб. : Д.А.Р.К., 2007. – 112 с.
- Музеи Санкт – Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/mus/location.asp?map=ru®ion=3
- Об основах туристской деятельности: Федер. Закон: [принят гос. думой 4 октября 1996 № 132 — ФЗ] // Справочно — правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант – сервис». – Полед. Обновление: 28 июня 2009 № 123 – ФЗ.
- Развитие отрасли туризма: темпы и факторы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/bogolubov1.htm
- Санкт – Петербург [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rostur.ru/russia/sankt_peterburg
- Санкт – Петербург [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nwrussia.ru/region/spb
- Сенин, В.С. Туризм [Текст] : мини-словарь / В.С. Сенин. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 64 с.
- Туристский путеводитель по Ленинградской области [Текст] : / под ред. М.Б. Биржакова. – М. ; СПб. : Герда, 2003. – 352 с.
- Ягодынская, Н.В. Культурно – исторические центры России [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н.В. Ягодынская, С.А. Малышкин. – М. : Академия, 2005. – 272 с.