Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
2.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В АПТЕКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ. НОРМАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ …………………..4
2.2. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В ИССЛЕДУЕМОЙ АПТЕКЕ……………………………………………………11
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ В АПТЕКУ ОТ ПОСТАВЩИКОВ. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. РАБОТА С ПРОДУКЦИЕЙ НЕ ПРИГОДНОЙ К МЕДИЦИНСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ…………………….14
2.4 . ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ НЕДОБРОКАЧЕСВЕННЫХ ЛС В РФ…………………………………………………………………………19
3.ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… ……….25
Выдержка из текста работы
Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества. Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.
В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий.
Актуальность темы обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, парламенту, к проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая, ибо в Конституции РФ указано, что источник власти народ России и никто иной).
Объектом исследования в курсовой работе является демократия как политико-историческое и правовое явление.
Целью исследования в курсовой работе является выявление сущности демократии как основы современного государственного устройства и как важнейшего фактора динамики современного общества в условиях глобализации, создающего гарантии защиты личных прав и реализации индивидуальных возможностей личности и оказывающего противодействие нарушению гражданских прав граждан со стороны государства. Показать, что в современной России существуют перспективы развития демократических основ государства, реализуются различные формы демократии и действуют демократические институты, без наличия которых невозможно строить подлинно демократические отношения.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи исследования:
рассмотреть историко-философские и политические представления о демократии и на основе изучения и сопоставления различных трудов ученых политологов и правоведов дать определение демократии как формы государственного устройства;
осмыслить и дать анализ современных концепций и теорий демократии;
выявить особенности определения демократии как политического режима;
рассмотреть формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством;
изучить виды демократических политических режимов;
проанализировать современный демократический процесс в Российской Федерации.
В процессе создания данной работы, был исследован довольно большой объём различных учебных пособий, но использованы только самые общепризнанные и доступные, например таких известных авторов как, Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В. и др.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы курсовой работы, характеризуется степень научной изученности темы, ставятся цели и задачи курсовой работы. Основная часть курсовой работы состоит из двух глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы. В заключении делаются общие выводы о проделанном в курсовой работе исследовании. К курсовой работе прилагается список использованной литературы.
1. Понятие, функции, формы и модели демократии
1.1 Демократия: понятие, функции и принципы
Слово "демократия" греческого происхождения и образовано от слов "demos" — народ и "kratos" — власть и буквально означает "власть народа", "народовластие". Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V-IV вв. до н.э.), где демос — крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства — полиса через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц.
Демократию следует отличать от охлократии (греч. — "власть толпы"). Охлократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности, произвола. При охлократии толпа выступает хозяином положения, устраивает мятежи, погромы, беспорядки.
Термин "демократия" используется с различными смысловыми оттенками и может обозначать:
а) особую форму организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);
б) форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству;
в) мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;
г) социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демократии.
Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с таким явлением, как власть. Демократия есть способ (один из способов) организации власти. Демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллектива в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, государстве, общественной организации и т.п.) власти.
Рассмотрим основные признаки демократии.
Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в участии народом в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.
Демократия имеет политический характер: предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений — партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач.
Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан — экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно — и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).
Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу — ко всем субъектам политической системы (они же — и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам — учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.
Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности.
Функции демократии — основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.
К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:
. Организационно-политическая — организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;
. Регулятивно-компромиссная — обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;
. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;
. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);
. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);
. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.
Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.
Принципы демократии — непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.
Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.
Основными принципами демократии являются:
) политическая свобода — свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение — на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;
) равноправие граждан — означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;
) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения — предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;
) разделение властей — означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;
) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства — означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве — этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;
) плюрализм — означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм — множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.
1.2 Основные формы и институты демократии
Функции демократии реализуются через ее формы и институты. Форма демократии — это ее внешнее выражение.
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют непосредственную, плебисцитарную и представительную демократию.
Главный признак непосредственной демократии — сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на принципах представительного правления и народного суверенитета.
Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.
Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Субъекты непосредственной демократии — это не просто граждане и организации, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. В данном случае акцент делается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуются только в политической сфере.
Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивид или коллектив), который путем непосредственного властного изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть.
Плебисцитарная демократия является другим способом ворожения воли народа. Практика плебисцитарной демократии берет в античных полисах, где важнейшие решения по вопросам государственной и общественной жизни принимались на народных собраниях голосованием всех граждан. В Европе ХХ в. плебисциты неоднократно использовались для решения вопросов территориального размежевания (например, отделение Норвегии от Швеции).
Оценивая теорию и практику плебисцитарной демократии, современная политическая наука отмечает, что эта система может более или менее успешно функционировать лишь при определенных условиях.
Первое из них — общественная стабильность. В обстановке высокой социальной напряженности, а тем более глубоких политических и экономических кризисов, немногие граждане способны сохранить здравый смысл и делать свой выбор осознанно.
Второе условие — развитие демократической традиции. Только лидер, который, впитал уважение к Закону и правам граждан, получив на выборах большую власть, будет воздерживаться от того, чтобы узурпировать ее целиком. Только граждане, воспитанные в тех же традициях, не позволят избранному ими лидеру это сделать.
Третье условие — сильная политическая оппозиция, имеющая доступ к средствам массовой информации. В противном случае общественное мнение зачастую удается обработать в направлении, выгодном для власти.
В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. У представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы с решениями, могут использовать экспертов для оценок этих решений.
Итак, представительная демократия — это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Формы демократии находят проявление в ее институтах. Институты демократии — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление и признание общественностью; предпосылкой легальности — его юридическое оформление, узаконение.
По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:
) Структурные — сессии парламентов, депутатские комиссии, народные контролеры и т.п.
) Функциональные — депутатские запросы, наказы избирателей, общественное мнение и т.п.
По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:
) Императивные — имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.
) Консультативные — имеют совещательное, консультативное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги; анкетирование и др.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам. Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава. Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и требует установления гарантий против давления на него.
Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.
Референдум — способ решения путём голосования кардинальных проблем общенационального и местного значения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в них изменений, а также других решений по важнейшим вопросам). Референдум является одним из важных институтов непосредственной демократии, проводится с целью обеспечения народовластия — непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами.
Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения непосредственной и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. современные ее формы не являются идеальными.
1.3 Теоретические модели демократии
Существуют различные способы классификации моделей и концепций демократии. В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии.
Идентитарные теории (от лат. identitas — тождество, "идентичность") исходят из того, что существует единая воля народа, которая должна быть выражена без опосредованных звеньев. Принцип представительства отрицается, а основной акцент переносится на прямую демократию. Суверенитет понимается как осуществление общей воли. Это направление берет начало в теории демократии Ж.Ж. Руссо, нашло продолжение в марксизме и реализовано в социалистической практике (социалистические тоталитарные режимы). Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации).
Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.
В зависимости от того, как понимается участие индивида в политике выделяют либеральные (индивидуалистические), плюралистические и коллективистские теории демократии.
Либеральные теории опираются на следующие идеи:
автономность личности и ее первичность по отношению к народу;
политический порядок должен обеспечить саморазвитие индивида;
главной ценностью признается свобода индивида, корни которой лежат вне политики — в частной жизни, в предпринимательстве;
основная функция государства заключается в ограничении внешнего давления на индивидуальную свободу, что дает максимальную возможность для саморазвития;
индивидуальные свободы требуют закрепления в конституции;
вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей;
народный суверенитет — это формирование власти с согласия народа и право каждого гражданина участвовать в управлении.
Слабыми сторонами либеральной модели является абсолютизация возможностей участия всех граждан в управлении, в то время как оправдание имущественной поляризации населения делает эту возможность трудноосуществимой для низшего класса общества.
Плюралистические теории включают в себя следующие идеи:
главным субъектами политики являются группы;
индивид может выразить свою волю только через группу;
в обществе существуют самые разнообразные центры власти (фирмы, университеты, партии и др.);
политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;
государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов.
Уязвимым местом плюралистических теорий является представление о том, что решения принимаются с учетом интересов всех групп; что отдельные группы лишены возможности доминирования при принятии решений; абсолютизируется нейтральность государства; игнорируется тот факт, что экономически сильные группы интересов лучше организованы, более активны и имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.
Коллективистские теории демократии совпадают по содержанию с идентитарными теориями. С 60-х гг. среди идеологов левых партий и движений особой популярностью пользуется теория партисипаторной демократии (демократия участия). Ее идеологи настаивают на достижении политического равенства через расширение политического участия всех слоев общества и особенно для низших слоев. Основные положения теории: вовлечение масс в политический процесс от принятия решений до их осуществления; распространение принципа участия на неполитические сферы: семья, образование, экономика (самоуправление и рабочий контроль на производстве);
децентрализация принятия решений (по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии); упрощение процедуры выборов.
Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания.
В теории плебисцитарной демократии Вебера демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Формы политического участия масс — лишь участие в выборах. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Шумпетер: демократия — это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Шумпетеровская теория получила дальнейшее развитие и была дополнена чертами либерализма. Наибольшую известность среди "доработанных" трактовок получила теория "полиархии" американского политолога Р. Даля. По мысли автора, то, что называют демократическими режимами, являются полиархиями (с греч. arhe — суверенитет, начало, poly — много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия — это идеал, к которому следует стремиться, но который полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия как политический режим включает в себя политическую конкуренцию и участие, политический плюрализм, политические свободы, право оппозиции оспаривать решения правительства, свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.
1.4 Демократическое государство. Демократия в России. Понятие и сущность демократического государства
Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство, главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
демократия модель демократическое государство
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на "содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов". Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это, прежде всего демократический политический режим и политико-правовая культура.
Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.
Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.
Демократическое государство в России, его основные институты Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении.
В Конституции Российской Федерации указывается (ст.3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — "демократия" в переводе с древнегреческого). Для Российской Федерации как государства присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других критериев.
В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.
Разделение властей — один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст.10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.
Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.
В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. делами.
Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия. Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции. Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения.
Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Конституция определяет формы осуществления местного самоуправления в РФ. К ним относятся: референдумы местного значения, участие в выборах в органы местного самоуправления (непосредственная демократия), осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления (представительная демократия), другие формы прямого волеизъявления (ч.2 ст.130 Конституции РФ).
К субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации.
Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы — это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них — выражение воли народа. Субъектный состав — граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.
Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.
Рассмотрим одну из форм народного участия в управлении делами Российского государства — референдум.
Институт референдума в России был известен и Конституции РСФСР 1978 года, однако стал применяться недавно. Надо отметить то, что он имеет достаточно древние российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси — символом государственной самобытности Новгородской земли и ее основой было вече. На федеральном уровне было проведено три российских референдума.17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о введении поста Президента Российской Федерации, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза.25 апреля 1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту Российской Федерации и социально-экономической политике Президента и Правительства Российской Федерации, о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. проводился референдум о принятии новой Конституции Российской Федерации.
Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного и местного значения.
Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст.92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.
Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Такое участие является свободным и добровольным.
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума.
На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
На референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:
изменения статуса субъектов Российской Федерации;
досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;
принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
амнистии и помилования;
Референдум Российской Федерации проводится по инициативе: не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Федерации проживает не более 10 процентов из них; Конституционного Собрания, если им будет принято решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование.
Подготовку и проведение референдума осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, которая действует в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые действуют в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума; территориальные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по проведению референдума. Комиссии действуют на основе коллегиальности, открытости, гласности.
Для проведения голосования и подсчета голосов образуются участки референдума, составляются списки граждан. По вопросам, вынесенным на референдум, проводится агитация: через средства массовой информации; путем проведения собраний, встреч с гражданами, публичных дебатов, дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, путем выпуска и распространения печатных и иных агитационных материалов и в иных не запрещенных законом формах. Референдум Российской Федерации признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым на референдуме, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Рассмотрим вторую не маловажную форму народного участия в управлении делами Российского государства — выборы.
В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.
Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.
Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Правовой основой выборов являются федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основополагающие начала для проведения выборов всех уровней установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Полная свобода воли в избирательной кампании является правовой основой демократических выборов, непременным условием правомерности депутатских мандатов, занятия теми или иными гражданами выборных должностей. Отсюда и задача федерального закона — закрепить основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Многолетняя практика по формированию представительных органов государства показывает, что там, где нет реальных гарантий избирательных прав граждан, там неизбежны формализм, фальсификация выборов, пассивность избирателей.
Заключение
В ходе написания курсовой работы было дано определение понятия и выявление сущности демократии как основы современного государственного устройства и как важнейшего фактора динамики современного общества в условиях глобализации. А также были рассмотрены основные формы реализации демократии и их взаимосвязь с народовластием и народным представительством.
Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.
Проведённое исследование позволяет нам сделать некоторые выводы в отношении Российской демократии и таких её основных институтов, как — референдум и выборы. Прежде всего, надо отметить то, что, на наш взгляд, демократический режим для Российского общества является самым оптимальным в нынешних условиях, и это обусловлено в первую очередь многонациональностью населения страны. Народ действительно должен принимать реальное участие в управлении государством, поскольку, как мы помним ещё из истории древней Руси, нередко важные государственные вопросы решались всенародным голосованием на вечевых собраниях, поэтому теперь, в нашем развитом обществе народовластие должно быть непременным атрибутом Российского государства, вместе с основными формами его реализации: референдумом и выборами.
Конечно, существующая в Российской федерации система демократии не идеальна, но в дальнейшем, на наш взгляд, если, например, представительство народа станет более эффективным, то многие недостатки системы исчезнут, и гораздо меньшее количество нареканий со стороны народа будет высказываться в адрес его представителей.
Библиографический список
Нормативные правовые акты
.Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237; 1996 № 7; 1996 № 31; 2001. № 111.
2.ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.) // РГ. 2002.15 июня; СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253.
Монографии, учебные пособия
.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. — М.: НОРМА, 2006.650 с.
4.Григонис В.П., Григонис Э.П. Конституционное право России: Курс лекций. — СПб.: Питер, 2004.350 с.
.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2008.283 с.
.Коваленко А.И. Конституционное право России: Учебник. — М.: Право и закон, 2007.174 с.
.Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. — М.: Феникс, 2007.228 с.
.Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. — М.: Юристъ, 2007.689 с.
.Малько А.В., Колесников Е.В. Конституционное право РФ: Учебно-методическое пособие. — М.: НОРМА, 2006.340 с.
Научные статьи
.Казанцев А.А. Суверенная демократия: противоречия и концепции // Политический журнал. 2007 № 7-8. С.150-151
11.Международный опрос: Принципы демократического правления. Пресс-выпуск Лаванда-Центра от 25.09.2009
12.Что важнее, демократия или порядок? Пресс-выпуск № 1469 ВЦИОМ от 12.04.2010