Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Концептуальные основы организации медицинской помощи..8
ГЛАВА 2. Территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав
граждан на получение медицинской помощи …………………………………………..12
ГЛАВА 3. Организация обязательного медицинского страхования ……….14-16
3.1. Роль системы обязательного медицинского страхования в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ………………………………………………………….14
3.2. Страховые медицинские организации в системе . обязательного медицинского страхования…………………………15
ГЛАВА 4. Механизмы государственного управления региональными системами здравоохранения……………………………………………………………..17-29
4.1.Механизмысогласованияполитикирегиональных
органов управления здравоохранением и территориальных фондов. обязательного медицинского страхования…………………17
4.2. Механизмы согласования региональной и муниципальной
политики ………………..20
4.3. Применение информационных технологий в управлении здравоохранением ……..24
4.4. Механизмы регулирования лекарственного обеспечения……………..27
ГЛАВА 5. Новые формы управления и финансирования в сфере здравоохранения РФ на 2007 год…………..30
Заключение……………………………………………………………………………………….38
Список литература….43
Выдержка из текста работы
Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Актуальность темы обусловлена тем, что под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных ,юридических гарантий и прав социальных учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Одна из основных задач социальной работы в настоящее время — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Цель работы — изучение развития системы социальной защиты населения. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Задачи:
.Изучение теоретических основ развития системы социальной защиты населения, изучить понятие "социальная защита" и "социальное обеспечение населения".
.Изучить федеральное и областное законодательство, муниципальные и государственные нормативные акты, регулирующие отношения в развитии социальной защиты населения.
.Исследовать практику деятельности муниципальных образований Свердловской области по решению вопросов развития социальной защиты населения.
.Проанализировать достижения и недостатки муниципального управления по развитию социальной защиты населения.
.Сформировать выводы и разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию развития системы социальной защиты населения в городе Нижнем Тагиле.
Предмет исследования — изучение социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях.
Объект исследования — Свердловская область город Нижний Тагил.
Комплексная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и источников, а также приложений.
При подготовке курсовой работы использовались труды такие как: Государственное и муниципальное управление. Справочник / Под ред. Н.И. Глазуновой, Ю.М. Забродина, А.Г. Поршнева; Право и социальная защита населения (социальное обеспечение) — Лепихов М.И.: Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой; Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Зотова; Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия»; Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др; Функции и полномочия муниципального управления: Учеб.-метод. материалы / Сост. Д.В. Осинцев; Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Учебное пособие для студентов ВУЗов и т.д. более подробный список литературы и источников показан на последних страницах курсовой работы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития системы социальной защиты населения, понятие "социальная защита" и "социальное обеспечение населения"
социальный защита муниципальный
1.1 Основные понятия, сущность и значение развития системы социальной защиты населения
Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально — экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения — безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т.д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой[21].
В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.1993г., Российская Федерация (РФ) провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. Социальная политика — это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан[23] Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная защита населения в — это совокупность социально — экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, утеря кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. [18]
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
социальное обеспечение;
социальное страхование;
социальную поддержку (помощь).
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности[20]. Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;
) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.[18] Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико — социальная, социально — экономическая, социально — бытовая, социально — психологическая, социально — педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).[15] Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.
Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).[16] Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.[13]
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно — курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:
) пенсионное страхование;
) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;
) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
) медицинское страхование; [17]
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности — проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления — органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения (СЗН) — совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Основные уровни органов социальной работы:
федеральный уровень (республика);
регион;
трудовой коллектив;
негосударственные (благотворительные) общественные организации;
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.
. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.
. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
. Социально — реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. [17]
Первое направление социальной защиты — это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
Второе направление социальной защиты — это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся». Труд, его вознаграждение и, как результат, денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации — болезнь, временный период безработицы либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране есть все условия.
Третье направление социальной защиты — это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.
Четвертое направление социальной защиты — социальная защита семьи. Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.
Организация осуществления названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно — правовыми основами социальной защиты населения в РФ.[20]
.2 Основные принципы предъявляемые к муниципальному управлению в сфере развития социальной защиты населения
Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика — это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.
Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
Муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.
При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.
Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.
На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:
комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
детские дома;
центры психолого — педагогической помощи населению и так далее.
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров[19].
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности — соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого — человек, его права и свободы.
Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, много — аспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.
Становление местного самоуправления — задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.
Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.[22]
Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение[1].
Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально — экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп — классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.
В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.
Задача местного самоуправления — обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства о создании достойного уровня жизни человека.
Именно в этом социальный смысл и предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.
ГЛАВА 2 Федеральное и областное законодательство, муниципальные и государственные нормативные акты, регулирующие отношения в развитии социальной защиты населения
.1 Полномочия в сфере социальной защиты населения
Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, закрепленных юридическими документами. Если определение предметов ведения органа дает ответ на вопрос, в каких сферах местной жизни он компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа той или иной области муниципальных отношений в данный период времени.
Впервые понятие «полномочия органов местного самоуправления» упоминается в ст.12 Конституции РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями.[1]
Полномочия местного самоуправления — это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для решения задач и реализации функции местного самоуправления в конкретных сферах жизнедеятельности и на территории муниципальных образований.
В компетенции органов местного самоуправления находятся вопросы обеспечения социальной поддержки населения. Местные органы вправе устанавливать доплаты к пенсиям, пособиям за счет собственных средств.
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[3] определяет права органов местного самоуправления по созданию муниципального сектора социального обслуживания. В него входят местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.(приложение 1)
Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль над соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.
Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания, а также выделяют площади для создания специализированных производств, для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.[23]
Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные центры социального обслуживания на подведомственных территориях. Муниципальные центры социального обслуживания организуют практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 36 утверждено Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с ним этот центр является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения. Он осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории муниципального образования. Центры создаются, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъектов Федерации или местного самоуправления на подведомственной территории.[5]
Муниципальные центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально — консультативную помощь[5].
.2 Законодательство Свердловской области в сфере социальной защиты населения
Социальная помощь — это "система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими средний доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральных выдач и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др., с целью обеспечения им прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей".
Социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. [16]
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» социальная поддержка входит в предмет ведения местного самоуправления.
В Свердловской области принят ряд законов, в которых устанавливаются полномочия органов местного самоуправления в области социального обеспечения населения. Областной закон «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам». в редакции от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ (с изменениями на 4 февраля 2013 года) где на органы местного самоуправления возлагается практическая работа по сбору информации для областного банка данных о нуждающихся в социальной помощи. Эта работа должна осуществляться в соответствии с методическими указаниями, утвержденными администрацией области. Социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области;[8](приложение 2)
Совершенствование законодательного регулирования механизма реализации полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты будет способствовать повышению роли местного самоуправления в осуществлении социальной политики российского государства.
.3 Муниципальные нормативные акты о полномочиях функциях задачах министерства Свердловской области в сфере социальной защиты населения
Одним из основных нормативных документов в сфере социальной защиты населения является «положение о министерстве социальной политики свердловской области» от 12 мая 2012 г. N 485-ПП. В общем положении постановления говорится о том что Министерство социальной политики Свердловской области (далее — Министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, участвующим в проведении единой государственной политики в сфере социального обеспечения и осуществляющим полномочия и функции по оказанию государственных услуг и управлению в социальной сфере в пределах своей компетенции, а также координирующим в этой сфере в пределах своей компетенции деятельность иных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.
Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
В своей деятельности Министерство подотчетно и подконтрольно Губернатору Свердловской области и Правительству Свердловской области, а по вопросам исполнения законов Свердловской области — Законодательному Собранию Свердловской области.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией <consultantplus://offline/ref=53DE61297C0B4077A57C29E940533E2846CE0647F42A9E8B01EBF21FY9G> Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом <consultantplus://offline/ref=53DE61297C0B4077A57C37E4563F602245CD5F4FFE7CC1D809E3FAABD30322FC3612Y4G> и законами Свердловской области, нормативными правовыми актами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
В положении прописано так же , что Министерство:
организует социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальную поддержку ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан и других категорий граждан в соответствии с действующим законодательством;
осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, переданного им государственного полномочия по предоставлению компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в форме проверок, в том числе выборочных, сведений, необходимых для расчета объема субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, соблюдения порядка предоставления этих компенсаций, в том числе проверок, проводимых в связи с обращениями граждан или организаций, порядка расходования субвенций;
— и разрабатывает с участием областных исполнительных органов государственной власти Свердловской области предложения по основным направлениям и приоритетам государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки социально незащищенным категориям граждан на основе анализа социально-экономического развития Свердловской области;
организует сбор, анализ, обобщение информационно-аналитических материалов и формирование базы данных по социально незащищенным категориям граждан, а также лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с действующим законодательством;
— осуществляет организационно — методическое руководство управлениями социальной защиты населения и подведомственными учреждениями социального обслуживания, обеспечивает проведение мероприятий по развитию их сети и укреплению материально — технической базы; и т.д. [6]
ГЛАВА 3. Развитие системы социальной защиты населения в Свердловской области город Нижний Тагил
3.1 Областная целевая программа «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы
Согласно с постановлению Свердловской области от 30 декабря 2011 г. № 1858-ПП об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 — 2015 годы:
Целью Программы является формирование условий для развития системы социальной защиты и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Свердловской области. Основной целью социально — экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы является повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики Свердловской области.
В Свердловской области по состоянию на 01 января 2010 года 346 039 человек (7,2 % населения) имеют статус инвалида. Показатель полной реабилитации инвалидов в возрасте старше 18 лет составляет 5,45 %, частичной реабилитации — 15,7 %.
По-прежнему остаются стабильно высокими численность вновь выявляемых детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2008 год — 3947 человек, 2009 год — 3884 человека), и доля социальных сирот в общем числе детей, оставшихся без попечения родителей (2008 год — 87,4%, 2009 год — 89 %).
По данным Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области, ежегодно освобождаются из мест лишения свободы 10 — 12 тыс. человек, из них до 30 процентов лиц без определенного места жительства.
В Свердловской области насчитывается более 5000 граждан, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы.
Социальная поддержка ветеранов всегда была одним из приоритетных направлений в деятельности Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области.
В настоящее время в Свердловской области сложилась напряженная обстановка в вопросах стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, страдающих хроническими психическими заболеваниями, которые являются частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном постороннем уходе, по условиям их размещения в областных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Благотворительность является важнейшим инструментом социальной политики.
Благодаря благотворительной деятельности:
государство получает дополнительные ресурсы для проведения эффективной социальной политики;
организации и граждане не только решают волнующие их социальные проблемы, но и получают новые возможности для самореализации и активного участия в жизни сообщества;
Внедрение современных автоматизированных процессов в системе социальной защиты населения области требует обновления значительной части устаревшего физически и морально компьютерного парка, так как имеющееся оборудование не позволяет работать с современными программными системами в силу своих слабых технических характеристик и вести информационный обмен данными, в том числе в электронном виде. Кроме того, обмен персональными данными, являющийся неотъемлемой частью деятельности системы социальной защиты населения, требует создания защищенных каналов связи и обеспечения их надежного функционирования.
По состоянию на 01 января 2011 года в учреждениях Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ГУФСИН) содержалось более 35 тыс. человек, из них привлечено к оплачиваемому труду только 15 процентов спецконтингента.
В 9 подразделениях ГУФСИН нет учреждений начального профессионального образования, что ограничивает возможность осужденных на получение профессии. Из мест лишения свободы Свердловской области без профессии ежегодно освобождается около 1000 человек.
Для решения вышеперечисленных проблем используется программно — целевой метод как способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.
Программно — целевой метод относится к категории проблемно — ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных, долговременных проблем.
Целесообразность решения проблем программно — целевым методом объясняется следующими причинами:
) масштабность, высокая экономическая значимость.
В ее решении заинтересованы инвалиды, другие маломобильные группы населения, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, и лица без определенного места жительства и занятий, дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие категории граждан;
) комплексность проблем.
Требуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного, инвестиционного характера;
) длительность решения проблем.
Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям проектов, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.
Основные риски, связанные с программно — целевым методом решения проблем, заключаются в следующем:
) неэффективное управление Программой может привести к не достижению целей и невыполнению задач Программы;
Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:
) мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;
) широкое привлечение общественности к реализации и оценке результатов реализации Программы;
) публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию. С учетом происходящего улучшения экономической ситуации в России и Свердловской области экономические риски можно считать умеренными.[9](приложение 3)
3.2 Система социальной защиты населения в городе Нижний Тагил
Социальная защита в Нижнем Тагиле, как и во всем мире, представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение и поддержку населения. У каждого человека своя судьба, и в жизни каждого могут случиться определенного рода проблемы, которые как раз способна решить социальная защита населения.
В Нижнем Тагиле есть ряд специальных отделов, оказывающих различную поддержку горожанам. Прежде всего, это отдел выплаты и назначения социальных пособий и компенсаций в Нижнем Тагиле. Социальная защита населения в данном случае специализируется на предоставлении материальной помощи, например, беременным женщинам. Выплата социальных пособий и компенсаций входит в обязательные мероприятия по оказанию помощи нуждающимся и имеющим на это право гражданам.
Отдел опеки и попечительства в Нижнем Тагиле решает вопросы, связанные с приемом в семью неродного ребенка, который, как говорится, «может стать родным». Социальная защита в данном случае распространяется как на опекунов, так и на самого несовершеннолетнего гражданина, над которым опека устанавливается.
Отдел семейной политики также играет важную роль в соцзащите Нижнего Тагила. Семья в нашей стране рассматривается как основная ячейка общества, поэтому для государства крайне важно оказывать помощь и поддержку семьям. Социальная защита в рамках семейной политики в Нижнем Тагиле реализует мероприятия по улучшению условий и повышению качества жизни.
Все вышеперечисленные отделы составляют Управление социальной защиты в Нижнем Тагиле.
В настоящий период на территории города проживают 361881 граждан, из них около 80 тысяч — люди пенсионного возраста (около 60 тыс.- женщины с 55 лет и старше, около 20 тыс. мужчины с 60 лет и старше); 25406 граждан имеют различную группу инвалидности, из них 1510 — дети в возрасте от 0 до 18 лет; 34937 жителей имеют звание «Ветеран труда»; 6730 граждан имеют удостоверения «Труженика тыла»; 2300 реабилитированные.
На территории города проживают 1005 многодетных семей, в которых воспитываются 3271 ребенок. Категорию одиноких матерей составляют 3914 женщин, которые воспитывают 4464 ребенка.
Работа двух муниципальных учреждений — «Оздоровительный Центр (санаторий — профилакторий) «Сосновый бор», «Центр по работе с ветеранами», направлена на оказание социальных услуг для жителей муниципального образования. [27]
В настоящий период разработаны и реализуются муниципальные целевые программы:
·«Старшее поколение» (2012-2014 годы);
Мероприятия по обеспечению населения социальными услугами с 2006 года — это часть мер государственной социальной политики, основной фактор социального развития, влияющий на улучшение социального здоровья общественной жизни, а также способствующий предупреждению риска бедности пожилых людей. Обязательным условием, способствующим эффективному решению задач формирования социальной инфраструктуры, является согласованная деятельность государственных, общественных институтов и граждан, действующих в пределах своих полномочий и возможностей.
Законом <consultantplus://offline/ref=B919F9EC82E704247F2FF57ADA8854D2DDE1BB7A30D455483AD288A348F6B3F262v2X7H> Свердловской области от 15.06.2011 N 36-ОЗ "О программе социально — экономического развития Свердловской области на 2011 — 2015 годы" определено, что целью повышения качества жизни граждан старшего поколения является создание условий для повышения их качества жизни.
В реализации приоритетного направления развития города Нижний Тагил в целях повышения эффективности управления социальными процессами определяется прежде всего общественная потребность в развитии мер дополнительной к государственной поддержки уязвимых групп населения, для которых данная помощь жизненно необходима.
Комплексные меры по минимизации проблем пожилого населения города с 2009 года решаются с использованием программно — целевого метода — Решением <consultantplus://offline/ref=B919F9EC82E704247F2FF57ADA8854D2DDE1BB7A35DD504F35D9D5A940AFBFF0v6X5H> Нижнетагильской городской Думы от 18.12.2008 N 78 была принята муниципальная целевая программа <consultantplus://offline/ref=B919F9EC82E704247F2FF57ADA8854D2DDE1BB7A35DD504F35D9D5A940AFBFF065286D6F8BA2E7632DF68FvCX6H> "Старшее поколение" (2009 — 2011 годы)".
Социальная значимость Программы <consultantplus://offline/ref=B919F9EC82E704247F2FF57ADA8854D2DDE1BB7A35DD504F35D9D5A940AFBFF065286D6F8BA2E7632DF68FvCX6H> поддержки пожилых людей в Нижнем Тагиле послужила основанием для принятия Правительством Свердловской области решения об утверждении аналогичной программы на 2011 — 2013 годы.
Принимая во внимание, что содержание и приоритетность мер поддержки граждан старшего поколения находятся в прямой связи с системой стратегических целей Свердловской области, признавая, что проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер, требуют изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов — формирование идеологического, правового и экономического механизмов деятельности по поддержке пожилых людей, активизации их социального участия в общественной жизни на период до 2014 года предполагается в рамках настоящей Программы.[11](приложение 4)
·Комплексная программа демографического развития города Нижний Тагил на период до 2015 года «Тагильская семья». (приложение 5)
Принятая на муниципальном уровне "Концепция <consultantplus://offline/ref=EF9154090F5626D17B43573457836A652646387F669222463E15E6DBBBFE4E673490CA1201867073700C4AM7r8J> улучшения демографической ситуации в городе Нижний Тагил до 2015 года" определяет основные стратегические направления деятельности местной власти по реализации целей, поставленных на федеральном и региональном уровне.
На уровне муниципалитета сегодня существует несколько концепций развития отраслей социальной сферы, принят и реализуется ряд муниципальных целевых программ, касающихся проблем семьи, материнства, здравоохранения, развития физической культуры и спорта, молодежи, образования, культуры, непосредственным образом связанных с проблемами демографии. В то же время, в принятых федеральных и областных документах поставлена задача коренного изменения основ демографической политики с целью улучшения демографической ситуации и, в целом, повышения качества жизни населения, сбережения населения. Поэтому актуально, своевременно и необходимо связать воедино существующий массив концепций и планов в свете поставленной цели.
В Программе учитываются положения Программы <consultantplus://offline/ref=EF9154090F5626D17B43573457836A652646387F6D9B2A473E15E6DBBBFE4E673490CA1201867073700C49M7r4J> демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья").[10]
Заключение
В заключение курсовой работы необходимо отметить, что значимость развития системы социальной защиты населения трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. Социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально — экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста. Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально — экономических потрясений в обществе.
Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности
Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения в городе Нижний Тагил необходимо:
улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Эффективность выполнения местными администрациями своих функций, может быть оценена через конечный результат деятельности администрации — повышение качества жизни населения. На эффективность деятельности администрации большое влияние оказывает человеческий фактор, в первую очередь, личность главы администрации. При самой совершенной организационной структуре и недостаточно квалифицированном главе администрации, она будет работать неэффективно и, наоборот, грамотный глава администрации способен существенно улучшить ее работу при любой организационной структуре. Но, совершенствование деятельности администрации лишь создает предпосылки, и само по себе не гарантирует повышения качества муниципальных услуг, так как и здесь большую роль будут играть исходное состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, а также личные качества организаторов и конкретных исполнителей услуг.
Список использованных источников и литературы
Источники
1.Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008).
.Федеральный закон «об основах социального обслуживания населения в российской федерации». ФЗ от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) .
.Федеральный закон. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011).
4.Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений».
.Постановление от 08 Июля 1997 г. N 36 «Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
.Постановление Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области» (ред. от 05.07.2013).
.Устав Свердловской области от 23.12.2010 г.
.Областной закон «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам». в редакции от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ (с изменениями на 4 февраля 2013 года)
9.Постановление правительства свердловской области от 11.10.2010 г. №1469-ПП Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015годы (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 18.09.2013 № 1147-ПП <#»justify»>Литература
12.Государственное и муниципальное управление. Справочник / Под ред. Н.И. Глазуновой, Ю.М. Забродина, А.Г. Поршнева. — М.: Магистр, 2008. — 345 с.
.Организация работы органов социального обеспечения. Савинов А.Н. Учебник — М: ИНФРА-М, 2009.
.Основы государственного и муниципального управления: системный подход. сост. Радченко А.И. Учебник. — Ростов-на-Дону: АООТ "Ростиздат", 2007. — 458 с.
.Право и социальная защита населения (социальное обеспечение) — Лепихов М.И. — М: ИНФРА-М, 2007.
.Право социального обеспечения. Сулейманова Г.В. Учебное пособие для ВУЗов. — Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2009.
. Право социального обеспечения: Гусов К.Н. Учебное пособие -М;ИНФРА-М,2009, 4-ое издание.
.Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2008. — 424 с
.Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Зотова — СПб.: Лидер, 2010. — 493 с.
.Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
.Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. — М: Болыи. Рос. Энц-я, 2000. ( стр. 345),
.Функции и полномочия муниципального управления: Учеб.-метод. материалы / Сост. Д.В. Осинцев. — Екатеринбург: УрАГС, 2010. — 40 с.
.Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Учебное пособие для студентов ВУЗов — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2009.(стр.315).
.Российская газета.
.Областная газета.
Ресурсы интернета
26. Официальный сайт «Министерства социальной политики Свердловской области».
.Официальный сайт города Нижний Тагил.
.Официальный сайт администрации города Екатеринбурга.