Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ……………………………………..5
1.1 Представления о творческой деятельности. Творчество, творческий потенциал, креативность………………………………………………………….5
1.2 Самостоятельная творческая деятельность учащихся на уроке…………..11
1.3 Условия для организации творческой деятельности учащихся…………..17
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ……………………………………24
2.1 Принципы организации творческой деятельности учащихся на уроке…..24
2.2 Организация творческой деятельности учащихся на уроках литературы………………………………………………………………………..29
2.3 Примеры заданий для организации творческой деятельности учащихся на уроках литературы……………………………………………………………….35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….45
Выдержка из текста работы
Мы живем в мире результатов человеческого творчества, в мире открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Ориентация на формирование творческой личности сегодня приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности, способствующих раскрытию возможностей личности. Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных изменений и создание условий для развития ребенка как подлинного субъекта образовательной деятельности. В условиях формирования нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью ученика начальной школы к успешному решению, как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого потенциала у школьников[1, с 143] .
Актуальность данной работы обусловлена качественными изменениями потребностей общества в подготовке к жизни и труду в нем творчески мыслящих людей. Успешность личности в психологическом, социальном, профессиональном плане в современном мире во многом обусловлена ее способностями активизировать свой творческий потенциал. Важную роль в развитии творчества у детей играет школа. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. И способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Кроме того, мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, мира детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Целью работы является выявление методов и форм организации творческой деятельности в школьном коллективе. Объектом работы выступает творческая деятельность в школьном коллективе, а предметом исследования организация творческой деятельности в школьном коллективе.
Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества.
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают школьникам множество практических навыков.
Глава1. Творческая деятельность. Теоретическая основа.
1.1. Понятие творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность. Признаки творческой деятельности.
Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.п. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др.
К концу прошлого столетия в психологической науке, а также в сопредельных с нею областях знания накопился достаточно большой запас экспериментальных результатов, концепций, которые, по-видимому, уже сейчас дают основания приступить к разработке общей психологической теории поведения человека.
В системе творчества и творческого потенциала можно выделить следующие основные составляющие. Это задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов. Интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов. Любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем. Быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов. Склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора. Проявление общего интеллекта — схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий. Эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д. Настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений. Креативность — умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. Интуитивизм — способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам [2,с.67]. Способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиске выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п.
Выделяют следующие основные типы творческой деятельности:
а) научно-логический,
б) технико-конструктивный,
в) образно-художественный,
г) вербально-поэтический;
д) музыкально-двигательный,
е) практико-технологический,
ж) ситуативный (спонтанный и рассудительный).
Как правило, творчество начинает формироваться с детского возраста. Причем, чаще всего, для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Учащиеся способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. У них отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, одаренные дет……..
Список используемых источников
1. Бершадский М.Е., В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский. — М.: Центр Педагогический поиск, 2003.-265с.
2. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии как объективная потребность / В.С. Кукушкин. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-245с.
3. Кульневич, С.В. Современный урок: учеб. пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Л.М. Оганезова. — Ростов-на-Дону: Учитель, 2006. — 240с.
4. Немова Н.В. Системный анализ урока. Практика административной работы в школе/ Н.В. Немова. -М.: Владос, 2004.-80с.
5. Никодимова Е.А. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения / Е.А. Никодимова.- Вологда: ВИРО, 2004.-56с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед. вузов и системы повышения пед.кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр Академия, 2002.-368с.
7. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. -М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2000.-1632с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина -М.: Издательский центр Академия, 2002.-576с.
9. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской, СПб.: Изд. дом Питер, 2004.-541с.
10. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников / А.В. Хуторской. -М.: Владос, 2000.-320с.
11. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. — М.: Радио и связь,1989.-235с.
12. Якиманская И.С. Личностно — ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская.-М.: Сентябрь, 1993.-96с.
13. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. -СПБ.: Иматон, 2008.-237с.
14. Ячменева, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет: учеб. пособие / В.В. Ячменева. — М: Владос, 2003. — 182с.
15. Ячменева, В.В. Прикладное творчество: метод. пособие / В.В. Ячменева. — Магнитогорск : МаГУ, 2001. — 23с.