Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА4
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА4
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА4
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ20
2.1. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА20
2.2. ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
ЛИТЕРАТУРА30
Выдержка из текста работы
Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами. Организация досуга очень важна не только для школьников, но и для детей младшего дошкольного возраста [23, c.20].
Успех социального педагога в большей мере зависит от того, учитывают ли педагоги возрастные и индивидуальные особенности детей, умеют ли завоевать авторитет и доверие у воспитанников и их родителей.
Данная тема рассматривалась, как зарубежными педагогами, так и отечественными, к их числу можно отнести, таких как Бадамаев Б.Ц., Басов Н.В., Борзова В.А., Борзов А.А., Година, Выготский Л.С., Галин А.Л., Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Кудрявцев Т.В., Немов Р.С. и др.
Предмет исследования: деятельность социального педагога по развитию воображения у дошкольников.
Объект исследования: дошкольное образовательное учреждение.
Цель работы: рассмотреть организацию досуга детей младшего дошкольного возраста.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. дать характеристику детям младшего дошкольного возраста;
2. описать организацию досуга с детьми младшего дошкольного возраста;
3. провести исследование по организации досуга детей дошкольного возраста.
Методы исследования: дошкольникам предлагалось ответить на 3 задания, суть которых описана в данной работе.
I. Теоретические и методологические аспекты организации досуга детей младшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст – не менее важный для всестороннего развития ребенка период, чем раннее детство. Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша. У ребенка еще немало общего с детьми второго года, и вместе с тем у него появляются новые возможности в овладении навыками общения, игровой деятельности, в усвоении первичных сведений об окружающем мире. Поэтому жизнь детей с момента поступления в первую младшую группу приобретает новое содержание: они постепенно включаются в систематическую и обязательную обще-групповую учебную деятельность, в выполнение трудовых поручений; у ребенка развиваются и совершенствуются игровые навыки; малыш усваивает новые, более сложные правила, определяющие его поведение, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками………………
Заключение
В данной работе, поставленные цели и задачи были выполнены. Итак, были получены следующие выводы.
1. Необходимо развивать досуговую деятельность детей младшего дошкольного возраста, в виде лепки, рисования.
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на занятиях, помогают ему самостоятельно рисовать, лепить. Содержание детских рисунков, лепки в основном то же, что и на занятиях. Такое повторение полезно, так как дети совершенствуют рисовальные движения, умение ориентироваться на листе бумаги; приобретают уверенность в своих действиях.
Знания и умения, полученные детьми в процессе обучения, закрепляются в свободной конструктивной деятельности, организуемой воспитателем в часы, отведенные для игр. Эта деятельность тесно связана с игрой: малыши строят кроватки, а затем укладывают кукол спать и т. п. Однако процесс создания построек является самостоятельной деятельностью, направленной на получение определенного результата, и с этой точки зрения его нельзя относить к игре.
В свободное от занятий время необходимо развивать конструктивную деятельность детей: умение создавать замысел постройки, целенаправленно отбирать детали, правильно их использовать, возводить постройку в соответствии с образцом. С этой целью педагог организует в групповой комнате строительный уголок, куда помещает знакомый воспитанникам настольный и крупный (полый) строительный материал, разнообразные игрушки (мягкие, резиновые, пластмассовые, изображающие людей, животных, транспортные средства, растения). Строительных наборов должно быть столько, чтобы заниматься конструированием могли одновременно пять-шесть человек. Такое небольшое число детей обусловливается тем, что они не имеют достаточного опыта в конструировании и их деятельность требует индивидуального руководства.
Руководство воспитателя направлено на закрепление знаний и технических умений, полученных детьми на занятиях, на развитие содержания конструктивной деятельности, на формирование у дошкольников умения играть с постройками, а также на установление правильных взаимоотношений в коллективе.
Во второй младшей группе воспитатель чаще всего сам обращается к детям с предложением что-то построить: напоминает, что они делали на занятиях, принимает непосредственное участие в конструировании, в обыгрывании построек. Создавая постройки, он привлекает малышей к активному участию: просит подать ту или иную деталь, спрашивает, как она называется, просит посоветовать, какие детали и какого цвета взять, помогает вспомнить приемы конструирования, освоенные на занятиях (например, как рассчитывать расстояние между кубиками, чтобы получилась ровная скамейка).
Удачные, самостоятельные решения, найденные тем или иным Ребенком, должны стать достоянием всей группы, чтобы обогатить Конструктивный опыт детей.
Педагог обучает воспитанников умению аккуратно разбирать на постройки, начиная сверху, группировать по формам.
2. В качестве примера в данной работе был приведен пример проведения досуга с детьми по развитию воображения.
Было выявлено, что у детей дошкольного возраста еще слабо выражены творческие способности и соответственно уровень воображения. Чтобы повысить их уровень необходимо проводить специальные тренинги, которые указаны в данной работе.
Литература
1. Бадамаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн.1.: Практическое пособие по теории развития, обучения, воспитания — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 – 240 с.
2. Бадамаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн. Кн.2.: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
3. Басов Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 416с.
4. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. — Самара: Самар. дом печати, 1994. — 315 с.
5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста под ред. Годиной — М., 1987.
6. Вудвортс Р. Экспериментальная психология (Этапы творческого мышления). М., 1950 с.255
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, — 1982 – 196 с.
8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.П, Проблемы общей психологии / Под ред. Давыдова В.В.. М., Педагогика, 1982 — 502 с.
9. Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988.
11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
12. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. — М: Просвещение, 1975. — С.260-261.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальных классах: Учебное пособие – М., Просвещение, 1984.
14. Немов Р.С. Психология Т.1 М. 1998.
15. Педагогика / Под редакцией П.И. Пидкасиситого. — М.: методологическое общество России, 1998. – 640 с.
16. Педагогика /Под редакцией С.П. Баранова, А.В Сластенина. — М.: Просвещение, 1986 – 336 с.
17. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Просвещение, 1983. – 189 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. М., 1989.
19. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
20. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов / Под ред. Фельдштейна Д.И. -Изд.2-е, доп. — М.: Ин-т практической психологии, 1996. -. 304с