Содержание
Введение 3
Глава 1Теоретические основы организации работы сестринского персонала педиатрических отделений детских городских поликлиник7
1.1Повышение квалификации и аттестация сестринского персонала9
1.2Штатное расписание педиатрических отделений11
1.3Должностная инструкция медсестры участковой13
1.4Медицинская документация, заполняемая участковой медицинской сестрой17
1.5Организация рабочего места участковой медсестры19
1.6Планирование рабочего времени участковой медсестры21
Глава 2. Практическое исследование работы сестринского персонала 1-го и 2-го педиатрических отделений ДГП № 5522
2.1Анализ анкетирования участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 5523
2.2Фотография рабочего времени участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 5525
2.3Разработка рекомендаций по улучшению организации работы сестринского персонала27
Заключение
28
Список литературы 29
Приложения
Выдержка из текста работы
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.
Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.
Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.
Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране:
1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения;
2) социальные и экономические показатели;
3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью;
4) показатели состояния здоровья населения.
Цель государственной политики — улучшение состояния здоровья населения, в первую очередь — снижение детской смертности и смертности в трудоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости на основе развития профилактики болезней и повышения качества и доступности медицинской помощи.
Достижение этой цели требует сохранения стратегии приоритетного развития здравоохранения.
К числу наиболее важных задач государственной политики в сфере здравоохранения относятся:
1. Повышение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
2. Развитие современных медицинских технологий и расширение их доступности
3. Улучшение финансового обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
4. Сглаживание неравенства в доступности медицинской помощи для различных групп населения.
5. Расширение возможностей граждан влиять на систему здравоохранения.
6. Преодоление структурных диспропорций в системе оказания медицинской помощи.
7. Создание конкурентного рынка медицинских услуг и расширение возможностей выбора медицинской организации и врача.
8. Усиление профессиональной и экономической мотивации медицинских работников к повышению качества и эффективности медицинской помощи.
9. Усиление позитивного влияния медицинского страхования на показатели деятельности здравоохранения.
10. Развитие государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения.
Немалую роль в выполнении и реализации задач государственной политики в сфере здравоохранения принадлежит амбулаторно-поликлинической деятельности. Это самый массовый и доступный вид медицинской помощи, обеспечивающий высококвалифицированное медицинское обслуживание населения.
Важнейшими современными характеристиками амбулаторно-поликлинической службы наряду с массовостью и доступностью являются ее универсальность и экономичность. С точки зрения социальной значимости и потребности в медицинской помощи все заболевания могут быть разделены на 3 основные группы:
- заболевания, которые являются основными причинами смертности населения;
- заболевания, приводящие к различным жизненным ограничениям, включая инвалидность;
- заболевания, вызывающие кратковременные расстройства здоровья, и ввиду массовости случаев наносящие значительный экономический ущерб.
В условиях амбулаторно-поликлинических организаций комплексно решаются проблемы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации всех 3-х групп заболеваний. До 80% обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают медицинское лечение в данных медицинских организациях. При этом затраты на оказание амбулаторно-поликлинической помощи (при такой ее масштабности) в несколько раз уступают затратам на оказание стационарной медицинской помощи населению. В этой связи эффективность происходящих реформ здравоохранения связывают с тем, насколько рационально произойдет перераспределение видов и объемов оказываемой медицинской помощи со стационара на амбулаторный этап.
Поэтому в системе медицинского обеспечения населения нашей республики развитие амбулаторно-поликлинической помощи всегда было и остается в числе важнейших приоритетов.
1. организация работы поликлиники
1.1 Общие принципы организации работы поликлиники
К основным задачам, решаемым амбулаторно-поликлиническими организациями, относятся:
накопление и анализ информации о состоянии здоровья обслуживаемого населения (заболеваемости, инвалидности, смертности);
проведение широких профилактических мероприятий и работы по формированию здорового образа жизни;
раннее выявление больных;
проведение диспансерных мероприятий среди здоровых и больных;
оказание квалифицированной, в т.ч. и специализированной, медицинской помощи;
развитие ресурсосберегающих, в т.ч. стационар замещающих технологий.
От того, в какой мере и насколько качественно решаются данные задачи, зависит объем работы других медицинских организаций, а также многие показатели, характеризующие деятельность системы здравоохранения в целом.
Основным принципом организации работы поликлиники является участковый принцип оказания медицинской помощи, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки, исходя из численности населения на участке. К каждому участку прикрепляются определенный врач-терапевт и медицинская сестра, которые признаны оказывать лечебно-профилактическую помощь жителям своего участка. Н.А. Семашко писал, что участковый принцип дает возможность лечащему врачу лучше знать свой участок, условия труда и быта своего населения, выявлять часто и длительно болеющих, знать своих пациентов, проводить не только лечебные, но и профилактические мероприятия, лучше бороться с возникновением и распространением заразных болезней. Участковый врач делается, таким образом, «домашним» врачом, другом семьи. Знание своего участка и жителей его дает возможность лучше распознать и лечить больных.
Соблюдение участкового принципа повышает ответственность врача за судьбу больных и, в конечном счете, определяет эффективность работы поликлиники. В современных условиях ежегодной диспансеризации всего населения вопросы организации работы поликлиники по участковому
Постарение населения, рост числа хронических заболеваний, дифференциация и специализация медицинской помощи вызвали необходимость распространить участковый принцип на работу и врачей других специальностей. Каждому терапевтическому отделению придаются врачи: хирург, невропатолог, отоларинголог и окулист, а при наличии стоматологического отделения — и врачи-стоматологи.
Этот метод получил название бригадного, когда указанные специалисты стали обслуживать больных в поликлинике и на дому с определенных терапевтических участков. Все члены бригады оперативно подчинены заведующему терапевтическим отделением.
1.2 Структура поликлиники
Поликлиника — это многопрофильное, специализированное, учебно-профилактическое учреждение, предназначенное оказывать медицинскую помощь на амбулаторном приеме и на дому, а также осуществлять комплекс профилактических мероприятий.
По номенклатуре поликлиники делятся:
По профилю:
общие (территориальные);
детские;
стоматологические;
физиотерапевтические;
курортные;
консультативно-диагностические (специализированные).
По территориальному признаку:
городские;
сельские.
По организационному признаку:
объединенные;
самостоятельные
Мощность поликлиники определяется числом посещений. Категорийность определяется числом врачебных должностей. Сеть и кадровое обеспечение поликлиники планируется исходя из основных планово-нормативных показателей (потребность взрослого городского населения в амбулаторной помощи — 13.4 посещений на жителя в год). Важно отметить, что 40% населения могут не посещать ее ни разу в год.
Финансирование учреждений осуществляется из средств госбюджета, поэтому медицинская помощь является для населения бесплатной. Утвержден перечень дополнительных (платных) медицинских услуг, однако их доля в общем объеме амбулаторной помощи мала.
Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены:
— норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта);
— норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 — при обслуживании пациентов на дому терапевтом);
— штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей взрослого населения).
Главный врач поликлиники имеет право изменять эти показатели в зависимости от местных условий. Например, может увеличить или уменьшить численность участка и нагрузку врачей.
Основными направлениями деятельности учреждений первичной медико-социальной помощи являются:
— профилактическая работа, диспансеризация, гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни;
— лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности);
— организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.);
— организационно-массовая работа.
Особое место в работе врачей, обеспечивающих население первичной медицинской помощью, занимает диспансеризация (активное раннее выявление, динамическое наблюдение и лечение, комплексное оздоровление).
Оценка организации диспансеризации проводится с помощью таких показателей, как:
1) качество диспансеризации (охват диспансерным наблюдением не наблюдавшихся в течение года, охват различными социально-оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями — санаторно-курортное лечение, диетпитание, рациональное трудоустройство и др.);
2) эффективность диспансеризации (динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ — для работающих; общей заболеваемости — по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов — выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение).
Поликлиника возглавляется главным врачом. В структуру поликлиники входят: регистратура, отделение профилактики, лечебно-профилактические отделения и кабинеты, лечебно-диагностические подразделения, административно-хозяйственная часть, отделения восстановительного лечения и др.
Регистратура является основным структурным подразделением по организации приема больных. В функции регистратуры входит:
— регистрация первичных пациентов;
— организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;
— обеспечение регулирования интенсивности потока пациентов с целью создания равномерной загрузки врачей и распределения пациентов по видам оказываемой помощи.
Основным медицинским документом, отражающим состояние больного и эффективность медицинского обслуживания, является медицинская карта амбулаторного больного, которая хранится в регистратуре поликлиники. Все пациенты поступают в онкологический диспансер с направлением местного лечебно-профилактического учреждения. На первичных больных заводится медицинская карта амбулаторного больного (МКАБ), на повторных больных МКАБ отыскивается в картотеке регистратуры. Направление вклеивается в медицинскую карту. Работник регистратуры передает МКАБ врачу-специалисту в соответствии с заболеванием пациента. После осмотра больного врач выписывает направление на обследование, которое выдается на руки больному. МКАБ передается врачу соответствующего лабораторно-диагностического подразделения. Результаты обследования поступают в регистратуру. Медсестра забирает результаты обследования и раскладывает их по картам, хранящимся у врача-специалиста. Врач-специалист изучает результаты обследования и принимает решение о ходе дальнейшего лечения пациента. Здесь возможно несколько вариантов:
а) специальное лечение (хирургическое, лучевое, химиотерапевтическое, дневной стационар);
б) направление на лечение в другое лечебно-профилактическое учреждение (в случае выявления заболевания неонкологического профиля);
в) направление в поликлинику по месту жительства (в случае отказа пациента от предложенного лечения);
г) направление в поликлинику по месту жительства для симптоматического лечения (в случае выявления запущенного онкологического заболевания, лечение которого невозможно).
В функции регистратуры входит также оформление и учет больничных листов, справок, направлений и других документов, регистрация и учет рецептурных бланков. По каждому виду документа ведется журнал регистрации. Врачи консультативно-диагностического отделения решают задачу по оказанию квалифицированной медицинской помощи населению в амбулаторных условиях и на дому. Врач, обследуя больного и проводя лечение, заполняет его медицинскую карту, выписывает направления на анализы, на дополнительные обследования и процедуры, направление на госпитализацию, рецепты на лекарства. Учет работы врачей ведется организационно-методическим кабинетом (ОМК) диспансера на основании статистических талонов для регистрации уточненных диагнозов, которые выписываются при уточнении диагноза заболевания. ОМК осуществляет также формирование отчетных документов, характеризующих состояние здоровья населения и эффективность работы медперсонала.
2. Анализ деятельности поликлиники
2.1 Основные показатели деятельности поликлиники
При амбулаторно-поликлинической помощи используются такие виды оперативно-учетной документации, как талон на прием к врачу, дневник работы врача, индивидуальная медицинская карта, статистический талон для записи заключительных (уточненных) диагнозов, экстренное извещение об инфекционной заболеваемости, извещение о больном с впервые установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования.
При оценке деятельности поликлиники обычно анализируются: общие данные о поликлинике; информация об организации работы поликлиники (прием пациентов, помощь на дому, нагрузка врачей); проведение профилактической работы и ее результаты (медицинские осмотры, диспансеризация); качество врачебной диагностики и лечения больных; преемственность работы поликлиники и стационара. Среди общих данных оцениваются среднее число населения, прикрепленного к участку, укомплектованность штатов и др. Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим:
— динамику посещений (отношение числа посещений поликлиники в данном году к числу посещений в прошлом году, умноженное на 100);
— структуру посещений — по поводу заболеваний или с профилактической целью (отношение числа посещений по поводу заболеваний или с профилактической целью к числу всех посещений, умноженное на 100);
— нагрузку на врачебную должность (отношение числа посещений всех врачей к числу занятых врачебных должностей);
— активность посещения врачами пациентов на дому (отношение числа активных посещений на дому к числу всех посещений на дому, умноженное на 100).
Профилактическая работа поликлиники оценивается:
— полнотой охвата медицинскими осмотрами (отношение числа осмотренных к числу населения, подлежащего осмотру, умноженное на 100);
— процентом населения, осмотренного с целью выявления заболевания (отношение числа осмотренных к численности населения);
— частотой выявленных заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний к числу осмотренных);
— показателями диспансеризации (полнота охвата, своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансеризуемых на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации).
Качество врачебной диагностики определяется на основе сравнения диагнозов, поставленных больным при направлении на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре. Преемственность работы поликлиники и стационара оценивается числом пациентов, подготовленных к плановой госпитализации, и обменом документацией до и после лечения их в стационаре.
2.2 Перспективное и текущее планирование амбулаторно-поликлинической деятельности
Планирование можно считать одним из принципов организации медицинской помощи. Оно является важнейшей функцией управления здравоохранением. В условиях перехода на новые экономические принципы хозяйствования планирование теряет свои обязательные централизованные функции, приобретает рекомендательный характер, сводится к прогнозированию, составлению различного рода программ по охране здоровья населения и окружающей среды. Планирование должно быть сосредоточено на рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это означает, что следует учитывать объем, характер и потребности населения в медицинской помощи, возможности их удовлетворения, использовать рациональные экономические формы медицинской помощи. Планирование включает: составление плана, организацию его исполнения и контроль, проверку исполнения. Любой план должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения. План — это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности. В здравоохранении планируются: потребность в кадрах, развитие материально-технической деятельности, перспективы финансирования. Планы бывают перспективные (на длительный период) и текущие (оперативные, месячные и годовые). Кроме того, составляются планы деятельности учреждений и планы развития (строительство, ремонт, реконструкция). Наиболее действенными являются комплексные планы, планы-задания на объект и др. Рациональное планирование отвечает таким требованиям, как четкое определение целей и задач, реальность и конкретность планируемых мероприятий, выделение ведущих задач, сравнимость и сопоставимость показателей, конкретизация сроков исполнения и исполнителей. Среди методов планирования наиболее часто применяются: аналитический (анализ исходных планов), нормативный (для определения потребности в нормативных показателях), экспериментальный (расчет показателей на основе предыдущего эксперимента) и другие специальные методы (балансовый, соотношений, пропорций и др.). При планировании необходимо руководствоваться программно-целевым методом, который обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет выделить цели и задачи и направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определенной цели. Это требует изменения технологии планирования (определение целей и задач, поэтапное выполнение мероприятий, согласование с исполнителями, комплексирование, расчет ожидаемой эффективности и др.). Планирование деятельности специалистов медицинских учреждений предусматривает определение функции врачебной должности (в соответствии с конкретными показателями и измерителями).
При планировании амбулаторной помощи сначала формируют кадры врачей, а затем сеть амбулаторных учреждений. Нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники на одного жителя в год. Зная число жителей, можно определить общее число предстоящих посещений пациентами терапевта. Для определения функции врачебной должности (нагрузка на врача в течение года) учитывают нагрузку на терапевта за час приема (в поликлинике 5, на дому 2), число часов приема в день, число рабочих дней в году.
План работы поликлиники должен содержать следующие данные: мощность поликлиники; объем деятельности поликлиники; кадровый состав и показатели деятельности врачебной должности; объем необходимых для содержания поликлиники финансовых средств. Перспективные направления развития здравоохранения, оздоровления окружающей среды, производственных условий, оптимизации образа жизни и укрепления здоровья населения предусматриваются в целевых региональных и местных программах «Здоровье», в планах экономического и социального развития. При их составлении используются методы программно-целевого планирования, моделирования и прогнозирования.
Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период. Составляется план-график деятельности, командировок, научно-практической работы и т. п. При этом необходимо учитывать задачи годового плана учреждения (отдела); эффективность выполненных мероприятий за предыдущий год; изменение плановых нормативов, режима работы; реконструкцию, ремонт и т. п. Индивидуальный план позволяет повысить ответственность и заинтересованность врача в результате своей работы, улучшить дисциплину, контроль. При его составлении необходимо руководствоваться положением о враче-специалисте, должностной инструкцией, годовым планом и показателями работы учреждения и другими исходными данными, характеризующими конечные результаты. В плане указываются мероприятия, рабочие дни месяца, выполнение мероприятий (плановых, внеплановых), сроки их исполнения и исполнители. Мероприятия и сроки их исполнения должны быть конкретными. Утверждает и контролирует план руководитель учреждения. В индивидуальных планах и графиках работы должны соблюдаться принципы приоритетности и выделения ведущих задач. Показатели качества и эффективности работы необходимы для оценки деятельности специалиста; они должны быть заранее оговорены и утверждены в соответствующих официальных документах, должны носить обязательный характер (в должностных инструкциях, в стандартах качества и др.). Их можно разделить на следующие 2 группы.
1. Общие показатели эффективности, которые зависят от работы не только специалиста, но и всего медицинского учреждения, а также от санитарно-эпидемических условий, экологических факторов внешней среды и др. В первую очередь к ним можно отнести показатели заболеваемости населения и санитарно-демографические данные.
2. Специальные, или частные, показатели качества специфичны и конкретны для каждой специальности. Однако есть и общие для всех врачей показатели, которые должны отражать качество диагностики, лечения и профилактики заболеваний, частоту осложнений и рецидивов заболеваний, средние сроки лечения и др. Для оценки конечных результатов деятельности врача служат также данные о частоте жалоб или благодарностей пациентов за оказанную медицинскую помощь, об интенсивности и плотности нагрузки, использовании медицинского оборудования и аппаратуры, исходах лечения и эффективности оздоровительных мероприятий.
амбулаторный поликлинический профилактика беларусь
3. Перспективы развития центральной районной поликлиники в Республике Беларусь
3.1 Проблемы организации медицинской помощи населению, предоставляемой в поликлиниках
Повышение удовлетворенности населения возможностью получения и качеством медицинской помощи — важная задача реформирования отрасли. В условиях поиска новых подходов к повышению доступности, качества и культуры оказания медицинской помощи на фоне ограниченных экономических возможностей здравоохранения и совершенствования финансовых отношений мнение пациентов может быть одним из критериев оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений. В силу этого все больший вес в принятии решений приобретает социологическая информация, основанная на изучении общественного мнения.
Результаты социологических исследований достаточно точно отражают позитивные и негативные тенденции развития и реформирования здравоохранения, позволяют выявить факторы, снижающие удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием. При этом многие проблемы негативного восприятия здравоохранения могут быть решены без значительных финансовых затрат.
Неудовлетворенность людей в первую очередь обусловлена работой поликлиник. Качество лечения в поликлинике в целом оценивается как более низкое, чем в больницах. Свою неудовлетворенность выразили 71,5% опрошенных из числа тех, кто обращался в поликлиники, и 56,4% пациентов больниц. Основные претензии, которые предъявляются гражданами к медицинскому обслуживанию, связаны с общим низким уровнем лечебного процесса, недоступностью высокоэффективных лекарственных препаратов, дефицитом врачей ряда специальностей, недостаточным оснащением больниц современным оборудованием. Данные о распространении неофициальной формы оплаты лечения свидетельствуют о постепенном превращении отечественного здравоохранения из бесплатного в платное. Оказалось, что из числа тех, кто обращался за соответствующими медицинскими услугами, за диагностику платили 41,1%, лечащему врачу — 38,4%, за госпитализацию — 21,3%, за операцию — 31,8%. Одновременно более половины опрошенных приобретали за собственные средства медикаменты, перевязочные материалы и т.п.
Только 62,8% респондентов cмогли попасть на прием к врачу-специалисту в день обращения в поликлинику, 14,3% — на следующий день, 16,4% —на 2—7-й день, 3,0% — через неделю, 3,5% опрошенных вообще не попали на прием к нужному специалисту. Лишь 27,4% респондентов считают, что обследования в поликлинике соответствуют современному уровню. К услугам скорой медицинской помощи за последние 12 месяцев обращались 60,3% опрошенных, из них 26,5% дали «скорой» хорошую оценку, 45,1% — удовлетворительную, 19,2% — плохую. Только 26,9% взрослого населения оценили состояние своего здоровья как хорошее, 55,8% — как удовлетворительное, 17,3% — как плохое или очень плохое.
Организацией амбулаторной врачебной помощи полностью удовлетворены только 31,9% сельских жителей. Врачебную амбулаторную помощь считали доступной 40,5% опрошенных, причем доступность определяется возможностью пациентов попасть на прием к врачу.
Изучение мнения пациентов крупных многопрофильных показало, что 23,1% опрошенных высказались за улучшение финансирования, 6,7% — улучшение организации медицинской помощи, 2,9% — увеличение численности медперсонала, 5,8% — улучшение работы хозяйственных служб, 9,6% — увеличение зарплаты медперсонала. Более половины (51,2%) опрошенных условия пребывания и лечения в больницах оценили как хорошие. Большинство пациентов были ограничены в финансовых возможностях для оплаты медицинских услуг. Только 24,9% ответивших на этот вопрос могли позволить себе услуги за любую цену. Аналогичные данные получены и другими авторами.
Большинство опрошенных жителей (59,5%) считали стационарную помощь доступной, 25% — не совсем доступной, 10% — труднодоступной [2] .
Отличаются данные анкетирования пациентов, обращавшихся за медицинской помощью в коммерческую многопрофильную клинику: 72,5% опрошенных высказали положительное отношение к платным медицинским услугам, 9,9% — отрицательное, 5,5% — безразличное и 12,1% затруднились ответить. Среди основных причин обращения за платной медицинской помощью 30,4% опрошенных выделили факт наличия заболевания, 27,5% — невозможность получить лечение бесплатно, 20,3% — экономию времени, 13,0% — качество медицинской помощи, 8,7 % — доверие к платной медицине .
Целью выполненного нами исследования было изучение мнения и отношения населения к существующей системе оказания медицинской помощи в Беларуси, оценка степени доступности медицинской помощи — амбулаторной, стационарной и скорой, отношение к переходу на страховую и платную медицину.
Было проведено анонимное анкетирование жителей базовых сельских районов (Верхнедвинский, Миорский, Клецкий, Смолевичский, Кореличский, Осиповичский, Костюковичский, Наровлянский, Гомельский, Пружанский) и жителей г. Минска.
Проведено цензурирование ответов — взаимоисключающие ответы откорректированы без изменения мнения авторов по сути вопроса.
Обобщены 394 анкеты: 174 — жителей г. Минска и 220 — жителей базовых районов. Ответивших на анкету мужчин было 107 (27,2%), женщин — 287 (72,8%). В возрасте 16—30 лет было 133 (33,8%) человека, от 31 года до пенсионного возраста — 203 (51,5%), пенсионного — 58 (14,7%).
Следует отметить осторожность пациентов при заполнении анкет.
Из общего числа ответивших на анкету 60,9% страдают хроническими заболеваниями (практически одинаково и мужчины, и женщины), из них основные: болезни системы кровообращения — 23,9%, органов пищеварения — 23,1%, костно-мышечной системы — 14,5%, нервной системы — 13,7%. У каждого из страдающих хроническими заболеваниями диагностировано в среднем две болезни.
Состояние своего здоровья считают хорошим 15,0% опрошенных (в основном молодые люди), чаще мужчины, чем женщины; удовлетворительным — 70,1%, плохим — 12,2%; 2,7% на этот вопрос не ответили.
Данные по числу обращений в поликлинику: чаще обращаются 1—2 раза в год; в среднем на одного ответившего на этот вопрос пришлось по 4 обращения (3,4 — у мужчин и 4,2 — у женщин; 4,6 — у жителей г. Минска и 3,4 — у жителей сельских районов); в расчете на 1000 жителей — в среднем 3847,7, в том числе 3243,0 — мужчины и 3870,9 — женщины; 4505,7 — жители г. Минска и 3327,3 — сельских районов.
Организация работы поликлиники удовлетворяет 69,3% граждан (86,9% мужчин и 62,7% женщин), не удовлетворяет — 12,9% (отмечены случаи грубости и равнодушия медперсонала, не всегда доступная помощь врачей-специалистов, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние медучреждений, неудобные графики работы врачей и служб). Затруднились с ответом 16,8% респондентов.
Прием к специалистам был доступным в 62,7% случаев в день обращения, в 16,5% — на следующий день, через 2 и более дней — в 14,7%. 6,0% опрошенных отметили невозможность попасть к ним на прием. Доступность специалистов была выше в поликлиниках сельских районов (в первый день обращения в сельских районах — 76,8%, в Минске — 44,8%).
Доверие квалификации врачей поликлиники выразили 68,5% ответивших, недоверие — 3,6%, затруднились с ответом 22,1%. Уровень обследования в поликлинике, по мнению 41,1% респондентов, соответствует современному, по мнению 26,1% — не соответствует, затруднились с ответом 27,2%.
Лечение у своего участкового врача удовлетворяло пациентов в 67,8%, не удовлетворяло — в 8,1% случаев, затруднились с ответом 15% опрошенных.
Обращались к услугам скорой медицинской помощи (СМП) в течение года 43,9% респондентов, при этом среднее число обращений на одного обратившегося составило 1,5 в год, в расчете на 1000 жителей, исходя из числа ответивших на анкету, — 467. Обращаемость женщин была на 23% выше, чем мужчин. Хорошую и удовлетворительную работу СМП отметили 92,8% опрошенных, плохую — 5,6%.
Доступность бесплатной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи отметили 63,7% респондентов, недоступность — 10,7%, затруднились с ответом 19,0%, не ответили 6,6%; стационарной — соответственно 40,4%, 18,0%, 24,9% и 26,7%; СМП — соответственно 54,8%, 6,1%, 28,2% и 10,9%.
Положительно относятся к системе оказания медицинской помощи 35,0% опрошенных, отрицательно — 25,4%, затруднились ответить 29,9%; 9,7% респондентов не дали ответа. Ответы практически не отличались у городских и сельских жителей.
Пользовались стационарным лечением в последние 12 месяцев 42,9% ответивших (чаще один раз). Жители сельских районов пользовались стационарным лечением в два раза чаще, чем жители Минска. Из числа получивших стационарное лечение 84,6% доверяют квалификации врачей, 5,9% — не доверяют, 9,5% затруднились с ответом; 34,9% считают, что уровень обследования соответствует современным требованиям, 37,9% — не соответствует, 16,6% затруднились его оценить.
Организацию работы стационара оценили как удовлетворительную 55,6% лечившихся, как неудовлетворительную — 18,9%; 14,8% затруднились с оценкой. Причинами неудовлетворительной оценки были в основном внешний вид и санитарно-гигиеническое состояние, работа врачей, вспомогательных служб, случаи нетактичного, грубого, равнодушного отношения медперсонала.
Личные расходы пациентов на стационарное лечение имели место в 59,2% случаев, из них на лекарства — в 85%, на неофициальную оплату — в 6%, на другое — в 24%. Считают нужным введение обязательного медицинского страхования (ОМС) 58,6% респондентов, не считают — 8,4%, затруднились с ответом или не ответили на вопрос 33%. Считают целесообразным введение ОМС достоверно чаще жители г. Минска, нежели сельских районов. О том, что в Беларуси имеется возможность добровольного медицинского страхования, информированы 42,4% респондентов, не информированы — 35%, 22,6% затруднились с ответом или не ответили на вопрос.
Наиболее приемлемой формой медицинского обслуживания считают стационарную 36,3% респондентов, амбулаторно-поликлиническую — 28,7%, дневной стационар — 24,6%, стационар на дому — 21,6%. При этом 11,1% отметили по две приемлемые формы медицинской помощи.
Введение в лечебных учреждениях платных медицинских услуг одобряют 51,1% ответивших на анкету, скорее не одобряют — 47,7%; 1,1% не ответили на этот вопрос.
Положительное отношение к введению врача общей практики выразили 59,1%, отрицательное — 6,6%, затруднились с ответом или не ответили на вопрос 34,3% респондентов.
Свои права достаточно защищенными считают 24,9% пациентов, недостаточно — 51,8%, вообще незащищенными — 13,7%, затруднились ответить или не ответили 9,6%.
Доступными для себя цены на платные медицинские услуги считают 25,6% респондентов, недоступными — 46,4%, затруднились с ответом или не ответили 28%.
Следует подчеркнуть, что в анкетах имели место указания на трудности с выпиской льготных рецептов (32 случая), на случаи отказа в обследовании и лечении в поликлинике (11) и отказа в направлении на стационарное лечение (14). Такие случаи отмечались с одинаковой частотой в ответах как жителей г. Минска, так и жителей сельских районов.
По многим из перечисленных вопросов частота тех или иных ответов в г. Минске и сельских районах была практически одинаковой. Однако количество посещений поликлиники жителями Минска больше, чем в сельских районах, что в определенной степени может свидетельствовать о недостаточной доступности амбулаторно-поликлинической помощи на селе (транспортная проблема). Но вероятность попасть на прием к врачам-специалистам у жителей сельских районов в день обращения выше, чем в г. Минске. Сельские жители чаще, чем минчане, отмечают, что обследование в поликлинике и стационаре не соответствует современному уровню (34,5% и 15,5%; 43,1% и 23,9% соответственно). Доступность стационарной помощи выше в сельских районах. Отрицательное отношение к введению платных медицинских услуг чаще высказывали жители сельских районов, нежели г. Минска (54,1% против 39,7%).
Неудовлетворенность в ряде случаев доступностью и качеством медицинского обслуживания, с одной стороны, диктует необходимость совершенствования работы медицинских организаций, с другой — требует пересмотра отношений врач—пациент, повышения деонтологической грамотности и профессионализма медицинского персонала.
3.2 Перспективы развития центральной районной поликлиники в Республике Беларусь
Амбулаторно-поликлиническая помощь населению Беларуси в 2008 г. оказывалась в 1983 лечебно-профилактических организациях (ЛПО), из которых 1461 относятся к системе Министерства здравоохранения.
Из числа амбулаторно-поликлинических организаций системы Минздрава медицинская помощь населению оказывалась в 796 самостоятельных (необъединенных) поликлиниках и амбулаториях, 456 поликлинических отделениях больниц и роддомов, 53 врачебных здравпунктах, 67 стоматологических поликлиниках и 91 диспансере.
Медицинская помощь городскому населению оказывалась в 173 самостоятельных поликлиниках и 243 поликлинических отделениях в составе больниц и роддомов. В сельской местности насчитывались 623 врачебные амбулатории и 221 поликлиническое отделение участковых больниц.
С 1994 г. число самостоятельных поликлиник и амбулаторий в системе Минздрава увеличилось с 511 до 717, а число поликлинических отделений сократилось с 738 до 511.
В 90-е гг. в связи с уменьшением численности населения происходило уменьшение количества врачебных участков. С 1994 по 2008 г. число городских терапевтических участков увеличилось с 3025 до 3400. В настоящее время нагрузка на участкового врача-терапевта составляет 1748 человек (2003 г. — 1618), на педиатра — 581 ребенок (2003 г. — 534).
Потребность в амбулаторно-поликлинической помощи оценивается по числу посещений врачей (включая зубных) на одного человека в год. В 2004 г. каждый житель в среднем 12,4 раза посетил врачей (2002 г. — 11,7). Среднее число посещений врачей на одного жителя за этот период увеличилось во всех областях, кроме г. Минска, где в 2004 году оно составило 14,9, а в 2008 — 12,9 на одного жителя.
Таким образом, в течение 90-х гг. общее количество амбулаторно-поликлинических организаций в Беларуси в целом увеличилось. При этом возросло число самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций и сократилось число поликлинических отделений ЛПО.
В настоящее время в Беларуси проводится активная работа по реформированию системы здравоохранения. Одним из направлений является реструктуризация ЛПО и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи. Усиление амбулаторно-поликлинического звена происходит за счет внедрения новых технологий, применявшихся ранее только в стационарах, развития перспективных догоспитальных форм медицинской помощи — дневных стационаров и стационаров на дому, перераспределения ресурсов и функций между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью в пользу первой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество и эффективность деятельности медицинских учреждений принадлежит к числу наиболее актуальных проблем в управлении здравоохранением любой страны, в том числе и Республики Беларусь.
Любая система здравоохранения учитывает национальные особенности, но принимает во внимание состояние экономического развития, здоровье популяции и потребности здравоохранения.
Любая система работает превосходно на результаты, которых она достигает. В системе здравоохранения: для пациентов (клиентов) это качество; для медицинских профессионалов — это степень профессионализма; для финансовых организаций — качество для определения стратегии покупок услуг здравоохранения; низкие цены на услуги и высокие цены для их поставщиков; для политиков — социальный консенсус и стабильность в обществе; а в целом — достижение win-win (беспроигрышной) ситуации в системе здравоохранения. Медики напрямую участвуют в процессе, медики лучше понимают процессы, медики определяют правила лучшей медицинской практики, медики могут оценивать свою собственную работу согласно клятвы Гиппократа.
Почему страны всего мира проявляют заинтересованность к основным проблемам системы здравоохранения? В первую очередь, это потребность населения, во-вторых, необходимость более пристального внимания к эффективности и конечным результатам, в-третьих, необходимость новых подходов к управлению качеством (доказательная медицина, методы управления качеством) и, в-четвертых, это потребность в повышении эффективности здравоохранения.
Основные принципы системы здравоохранения в условиях Республики Беларусь должны быть основаны на этических ценностях, нацелены на улучшение здоровья, направлены на удовлетворения нужд населения, основаны на надежности системы финансирования, ориентированы на первичную медико-санитарную помощь и нацелены на улучшение качества медицинской помощи.
Здравоохранение сегодня может многое сделать в плане восстановления нарушенного здоровья. Однако оно одно не может нести ответственность за сохранение здоровья населения. Это под силу всем общественным институтам — семье, учреждениям образования, культуры, науки, спорта, и, главное, — каждому отдельному человеку. Свою часть ответственности здравоохранение реализует в повседневной работе, совершенствуя формы и методы предоставления медицинских услуг, инициируя медицинскую активность всех слоев населения.
Список литературы и использованных источников
1. Гриненко А.Я., Тришин В.М. // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. — №3. — С. 51—52.
2. Гриненко А.Я., Тришин В.М. // Проблемы управления здравоохранением. — 2003. — №3. — С. 38—40.
3. Заборовская И.Г. // Вопр. организации и информатизации здравоохранения. — 2003. — №4. — С. 39—43.
4. Калиновская И.А., Лученок А.И., Шумейко О.Л. Совершенствование системы финансирования здравоохранения города Минска. — Мн., 2002.
5. Котова Г.Н. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2001. — №4. — С. 22—27 .
6. Максименко Л.Л., Курьянов А.К. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2003. — №1. — С. 20—22.
7. Петрова Н.Г. и др. // Экономика здравоохранения. — 2003. — №4. — С. 52—55.
8. Петрова Н.Г., Железняк Б.С., Блохина С.А. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2003. — №3. — С. 20—23.
9. Татарников М.А. // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. — №1. — С. 7—11.
10. Чернова Т.В. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1998. — №1. — С. 28—29.
11. Щепин О.П. и др. // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2003. — №4. — С. 25—27.
12. Бушуева Г.А. и др. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений // Экономика здравоохранения, 2000, №7.-С.39-44.
13. Вахрушина М.Н. Вопросы эффективности управленческих решений // Экономика здравоохранения, 2000, №1/42.-С.28-35.
14. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. Учеб. пособие / Под ред. А.И. Вялкова. — М., 2002.
15. Кузьмина Н.Б. и др. Оценка экономической эффективности здравоохранения // Экономика здравоохранения, 2000, №1/42.-С.23-27.
16. Кульпанович О.А. Экономика труда медико-социальной сферы. Учеб.-метод. пособие Минск: БГУ, 2003.- 100 с.
17. Методы экономической оценки программ и проектов в сфере здравоохранения / Под ред. Н.Б. Окушко. — Кемерово, 2000.
18. Директива Президента Республики Беларусь №3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», 14.06.2007.
19. Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», 2003.
20. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 № 363-3.
21. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2006 №1116 «Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы».
22. Васнецова О.А. Маркетинг в фармации. — М., 2000.
23. Вахрушина М.Н. Вопросы эффективности управленческих решений // Экономика здравоохранения. — 2000, №1. — С. 28-29.
24. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие / Под ред. А.И. Вялкова. — М., 2002.
25. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. — СПб., 1998.
26. Каплан М.З., Бутова В.Г. Методы продвижения платных стоматологических услуг к их потенциальным потребителям // Экономика здравоохранения, 1999, №11,12/41.-С.18-19.
27. Кучеренко В.З., Семенов В.Ю., Сырцова Л.Ю. и др. Основы медицинского маркетинга. — М., 1998
28. Методы экономической оценки программ и проектов в сфере здравоохранения / Под ред. Н.Б. Окушко. — Кемерово, 2000.
29. Шамшурина Н.Г. Практическая экономика здравоохранения России. — М., 2001.
30. Шеенко Ю.А., Воропаева И.М. Прогрессивные экономические механизмы финансового менеджмента в ЛПУ // Современные технологии управления в практическом здравоохранении в рыночных условиях. — Курск, 2000.
Размещено на