Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ5
1.1. Особенности итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ5
1.2. Основные приемы решения типовых заданий в ЕГЭ по математике12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ20
2.1. Особенности процесса подготовки старшеклассников к ЕГЭ
по математике20
2.2. Методические средства подготовки старшеклассников к ЕГЭ
по математике на уроках24
2.3. Методическое обеспечение подготовки старшеклассников к ЕГЭ
на факультативных занятиях по математике28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ36
ПРИЛОЖЕНИЯ38
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. В современную эпоху существенно возрастает роль математики, математическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо предоставить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике — разные формы внеклассной работы.
Необходимость всемерного развития внеклассной работы подчеркивалась в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Важно охватить всех учащихся, — отмечалось в этом документе, — разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеурочное время».
Принципиальные основы организации и проведения внеклассной работы по математике были заложены в 30-е гг. Б.Н.Делоне предложил стройную продуманную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне. Основным звеном этой системы стали математические кружки, которые позволяли вести систематическую работу в течение всего учебного года. Самое активное участие в работе со школьниками принимали математики П.С.Александров, А.Н.Колмогоров, Л.А.Люстерник, В.А.Тартаровский.
За истекшие годы школа накопила значительный опыт проведения внеклассной работы с учащимися по математике. Наряду с кружками, математическими олимпиадами развились такие формы внеклассной работы, как командные соревнования, математические вечера, КВН, экскурсии и др.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творчества в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития творчества и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Особенности внеклассной работы по математике в целях формирования творческих способностей учащихся также раскрываются в исследованиях Н.И. Виноградовой, Ф.Н. Гусейновой, Т.Е. Демидовой. Период начального обучения в школе особо значимый этап в формировании духовности человека, здесь закладываются основы многогранных интересов личности. Приобретаемые знания, умения, навыки должны становиться важным средством развития личности ребенка в 6 — 10 лет. Совершенствование педагогической работы в этом русле должно исходить из понимания познавательного интереса не только как значимого мотива учения, а более широкого — как интегрального личностного образования. Эта точка зрения все более утверждается в современной педагогике.
Опираясь на различные теории, мы попытались показать, как могут влиять уроки математики на развитие творчества.
Объект исследования: внеклассная работа по математике в начальных классах.
Предмет исследования: материалы внеклассных занятий по математике, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Цель: изучить особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в начальных классах.
Задачи курсовой работы:
1) анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) изучить основы организации внеклассной работы по математике в начальных классах;
3) выявить влияние внеклассных занятий по математике на развитие творческой активности младших школьников.
Методы: анализ литературных источников, метод наблюдения, эксперимент.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
внеклассный занятие творческий активность
1.1 Роль и место внеклассной работы в процессе обучения математике
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков.
По мнению авторов методического пособия по внеклассной работе по математике в 4-5 классах, ”в младших и средних классах преждевременное проведение факультативных занятий или дополнительное, углубленное изучение каких-либо учебных дисциплин было бы совершенно неоправданным” [1, c.25]. Они указывают, что наиболее естественной и проверенной формой дофакультативной подготовки в этот период, соответствующей возрастным особенностям и возможностям детей, является внеклассная работа.
Действительно, проводить внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. Поэтому основными целями внеклассной работы должны стать развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе. К сожалению, пока еще нет достаточно обобщенного опыта организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками; почти нет современных пособий, адресованных учителям начальной школы, которые учитывали бы изменения в учебном плане, а имеющиеся не внедряются в школьные программы.
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны, на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа[2, c.61].
Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.
Следует различать два вида внеклассной работы по математике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла термина)[3, c.18].
Математические школы и факультативные занятия по математике призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах, владеющих математикой, сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в начальной школе.
На уроке математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель уроков все же состоит в обучении определенному комплексу процедур математического характера; занимательность изложения подчинена этой цели; развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.
Дополнительные возможности для развития способности учащихся и привития им интереса к математике и ее приложениям предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся легкости математики [4, c.59].
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться, первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математический класс и т. д.
Занятия с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
4. Воспитание высокой культуры математического мышления.
5. Развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении математики в технике и практике.
7. Расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли математической школы в мировой науке.
8. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
9. Установление более тесных деловых контактов между учителем и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников [5, c.81].
Предлагается, реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида.
Вместе с тем «Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к занятиям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия» [6, c.46].
Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у человека интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математики — это основное, но не единственное средство развития математической инициативы. Активно содействует математическому развитию и в не учебные средства (сюда можно отнести массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского и более высоких уровней, пропаганда математических знаний по телевидению), основным из которых является внеклассная работа по математике в школе [7, c.64].
Таким образом, внеклассная работа по математике имеют следующее значение:
• Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
• Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых игр.
• Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.
• Внеклассная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи.
• В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.
• Главное же значение внеклассной работы по математике в том, что она содействует развитию математических способностей школьников.
1.2 Содержание внеклассной работы
Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами.
За последние десятилетия в математике возникли новые направления, имеющие не только большое практическое значение, но и большой познавательный интерес.
Обновление содержания основного курса математики привело к возникновению тенденции обновления содержания внеклассных занятий по математике, однако, это означает, что следует полностью отказаться от тех или иных традиционных вопросов, которые составляли до сих пор содержание внеклассных занятий и вызывают у учащихся неизменный интерес.
Обстановка на внеклассных занятиях, когда учитель предоставляет возможность размышлять над фактами, самостоятельно искать ответ на возникшие вопросы, отстаивать свою точку зрения в споре с товарищами, способствует развитию ценных личностных качеств: пытливости, критичности. Нередко можно слышать о классе, что ребята относятся к учению равнодушно, бесстрастно. По своей же натуре младшие школьники очень любознательны. Писатель Л. Кассиль пишет, что нельзя себе представить ребёнка, который не интересовался бы вулканами, машинами, тиграми, кораблями, планетами. Дети ждут не дождутся услышать обо всём этом [8, c.46].
Проведение внеклассных занятий по математике в начальных классах связано с необходимостью пробудить активность детей, непосредственную заинтересованность математикой. Создание во внеклассной работе обстановки радости познания, радости открытий, удовлетворение учащихся от работы коллективной мысли — необходимые условия благотворного воздействия на развитие математических способностей у младших школьников.
Внеклассная работа проводится учителем со своими учениками. Может быть использована одна или несколько конкретных форм: математический кружок; неделя или месячник математики; математические вечера, утренники; различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, командные соревнования; школьные олимпиады по математике; школьная и классная математическая печать; клубы веселых математиков; математические экскурсии и кино-экскурсии; внеклассное чтение научно-популярной математической литературы; школьные научные конференции; подготовка учащимися докладов, рефератов и сочинений по математике; изготовление математических моделей и др.
Формы внеклассной работы:
o олимпиады;
o конкурсы;
o интеллектуальные игры;
o беседы «Из истории математики»;
o открытый чемпионат по решению задач;
o математические кружки.
Математический кружок
Одним из видов внеклассной работы по математике кружок «Занимательная математика». Разумная занимательность с детьми имеет большую педагогическую ценность. Для младших школьников присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. А математический кружок — это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.
Работа кружка:
• отдельные вопросы математики, которые школьная программа или вовсе не касается, или не охватывает с достаточной широтой;
• вопросы истории математики, к которым учащиеся относятся с исключительным интересом;
• область занимательной математики: загадки, шарады, математические фокусы.
Математический кружок в процессе работы помогает расширению кругозора учащихся в различных областях элементарной математики. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных, умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли [9, c. 39].
Методы проведения занятий в кружке следующие: короткие сообщения членов кружка или изложение в форме инсценировки, упражнения в решении занимательных задач, ребусов, загадок, задач повышенной трудности, решение логических упражнений, экскурсии, изготовление наглядных пособий, выпуск газет, дидактические игры
Учитель должен вовлекать не только самых способных и подготовленных учеников, стараясь вызвать интерес к кружковой работе по математике и со стороны средних и слабых ребят, так как в процессе воспитания трудно с уверенностью, раз и навсегда определить, кто к чему способен. Помочь ученику найти себя как можно раньше — одна из важных задач учителя.
Состязание «Конкурс знатоков»
Младшие школьники с интересом смотрят телепередачу «Что? Где? Когда?» Многие мечтают стать участниками подобной игры, но игры их уровня. Состязания знатоков в форме викторины можно провести на одном из занятий математического кружка. Эти конкурсы интересны и полезны. Дети стремятся оправдать доверие товарищей, мобилизуя внутренние силы, смекалку, сообразительность. А после конкурса они ещё очень долго снова и снова возвращаются к предлагаемым вопросам, осмысливая открытое. Формируется готовность ребёнка действовать в экстремальных ситуациях, развивается находчивость и быстрота реакции. В случае же неудачи ребёнок анализирует линию своего поведения, допущенные ошибки, что тоже полезно [10, c.54].
Состязание «Конкурс знатоков» проводится обычно в два этапа — отборочный и заключительный. На отборочном этапе выявляются знатоки, из которых составляются команды для участия в заключительном этапе. Состязание проводится следующим образом: капитан раскручивает рулетку. Стрелка указывает на I конверт. Ведущий вскрывает его, читает вопрос и команда отвечает. На обдумывание каждого вопроса даётся 2 минуты. Капитан или член команды (кто — они решают сами) отвечает на вопрос. Если ответ неверный, ведущий просит помощи зрителей.
Жребий помогает выяснить, какая команда начинает первой отвечать на вопрос, который показала рулетка. На следующие вопросы команды отвечают поочерёдно. В случае неверного ответа даётся возможность дать ответ другой команде.
Соревнование состоит не более чем из 9 раундов. Выигравшей считается та команда, которая первой наберёт 5 очков. В каждом раунде можно разыгрывается подарок — интересная книга, математическая игра. В течение соревнования делается небольшая пауза — ребята прослушивают музыкальную запись. Пауза объявляется ведущим или по требованию одной из команд. В конце встречи ведущий объявляет общий итог и отмечает команду-победительницу. Ей торжественно вручается приз.
Система вопросов продумывается заранее. Вопросы весьма разнообразны, не только математического характера, но и физического, астрономического, исторического содержания, а иногда просто на смекалку. И в то же время вопросы нетрудные.
Внеклассное занятие
Организованные занятия школьников во внеурочное время по материалу, связанному с программой, основанные на принципе добровольности, называются внеклассными занятиями. Они преследуют несколько целей:
· повысить уровень математического развития детей и расширить их кругозор;
· развивать у школьников интерес к занятиям математикой;
· углубить представления учеников об использовании сведений из математики на практике;
· дать некоторые навыки самостоятельной работы;
· воспитывать у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели [9, c. 57].
Учитель проводит занятия 1-2 раза в месяц, учитывая при этом, чтобы каждое занятие содержало игру или соревнование. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. Так, например я наблюдала занятие по теме «Турнир смекалистых», в котором дети активно участвовали, проявляли инициативу при ответе.
Внеклассные занятия приносят большую пользу и самому учителю. Старинная латинская пословица гласит: «Уча других, мы учимся сами». Подготовка к таким занятиям заставляет учителя «рыться» в литературе и таким образом освежать, углублять свои познания в области математики, её истории, в результате повышается качество его классной работы.
Такие занятия вызывают интерес у детей, их творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряжённой мыслительной деятельности.
Математические олимпиады
Эффективной формой внеклассной работы по математике является олимпиада, которая в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности благотворно действуют на развитие ребёнка, стимулируют интерес не только к математике, но и к другим наукам [11, c.84].
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
Учитель должен показать детям, что он верит в их силы, вместе с ними радуется успеху каждого. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.
Основным материалом для олимпиад являются задачи. Разумеется, задачи не должны дублировать материал учебника, а во многих случаях они носят нестандартный характер и могут соответствовать принципу опережающего обучения. Главное, чтобы ребёнок смог проявить смекалку. Эффектны простые задачи, требующие неожиданного поворота мысли [12, c.74].
Учитель подбирает задания, которые являются посильными для детей данного класса. Обязательно должны быть задания, нетрудные для большинства учеников, а также и задания потрудней. Расчёт такой: чтобы каждый ученик выступил успешно, т.е. решил как можно больше заданий. Вместе с тем, должно быть лишь несколько абсолютных победителей, т.е. детей, решивших все задачи.
Задачи должны быть разнообразными и интересными. Целесообразно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, а иногда к сказочным сюжетам. Не надо пренебрегать и игровыми ситуациями. Можно предложить практические задания или задачи отвлечённого характера. Очень важно, чтобы они увлекли детей, поставили перед ними вопросы, полезные для дальнейшего умственного развития.
Школьный тур проводится в два этапа: сначала в каждом классе, а потом — сетевая олимпиада.
Подготовка учащихся к олимпиадам проводится, как во время проведения уроков, так и во внеурочное время. Это целенаправленная, систематическая работа, которую учитель начинает с детьми с первого класса.
Указанные формы внеклассной работы часто пересекаются, и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы в основном по какой-либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т.д.
ГЛАВА 2. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Сущность понятия «творческая активность»
Качества творческой личности развиваются непосредственно в творческой активности. Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Если говорить об активности вообще, то, кроме биологической и социальной, выделяют элементарную активность, т. е. активность в неживой природе. Я.А. Пономарев, например, отмечает, что «творчество свойственно и неживой природе, и живой — до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество — необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [14, с.16].
Рассматривая понятие «творческая активность» сугубо с педагогических позиций, считаем возможным сформулировать определение следующим образом.
Творческая активность — мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в данную деятельность, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию ребенка. Другими словами, творческая активность — это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество, а также в учебной деятельности [13, c.41].
2.2 Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы
Для реализации принципов личностно-ориентированного развивающего обучения необходимо дифференцировать содержание учебных занятий (по уровню творчества; по уровню трудности; по объему), использовать различные приемы организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданию является единым, а работа дифференцируется по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру оказываемой им помощи, по характеру учебных действий.
Для стимуляции творческой активности используются различные методы и приемы, а именно:
• Метод образного сравнения (аналогии), когда какой — то сложный процесс или явление сравниваются с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц, детского литературного творчества.
• Метод «мозгового штурма», это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.
• Метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов).
Раскрывая структуру внеурочного занятия, нужно учитывать, что:
— развитие творческой активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, товарищей, родителей, а также личного опыта самого ученика;
— источниками творческой активности могут быть:
• содержание учебного материала;
• процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся;
• резервы личности ученика и учителя;
— формами проявления творческой активности во внеурочной деятельности являются:
• самостоятельность;
• индивидуальное творчество;
— условиями формирования творческой активности являются:
• максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
• ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
• эмоциональную атмосферу обучения, положительный эмоциональный тонус занятий [14, c.72].
Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации учащихся.
Большое значение для развития творческой активности учащихся является использование следующих приемов:
o создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, используя приобретенные знания и опыт;
o создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять неясное;
o оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного;
o выполнение заданий-максимумов, рассчитанных на дополнительную поисковую деятельность;
o побуждение к поиску различных способов решения задачи, рассмотрение вопроса с различных точек зрения;
o создание ситуаций обмена информацией между учащимися;
o создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений.
Во внеклассной работе по математике продолжается формирование основных политехнических умений (измерительных, вычислительных, чертёжных). Это целесообразно делать с использованием межпредметных связей, что необходимо для подготовки детей к жизни и дальнейшему обучению, для действенности их знаний, выполнения ими практических задач, имеющих несколько решений, требующих, например, измерений, определённых знаний о размерах сторон прямоугольников при заданном его периметре и площади, требующих ответы на вопросы: “Хватит ли?”, ”Можно ли?”, и пр., развивающих инструментальные измерительные умения и глазомер, имеющих политехническое знание, влияющих на повышение познавательной и творческой активности учащихся.
Внеклассную работу можно рассмотреть как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности и активности, эстетического, нравственного воспитания школьников. В основном, необходимый набор качеств знаний непосредственно через содержание знаний. Задания должны подбираться учителем с учётом умственного развития учащихся — переходить от менее сложного к более сложному.
2.3 Влияние внеклассной работы по математике на развитие творческой активности младших школьников
Цель наблюдения: выявление уровня активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
База экспериментальной работы: Государственное учреждение образования общеобразовательная средняя школа №7 г. Барановичи. Исследование проводилось в 4 «В» классе.
Для проведения исследования использовались методы: наблюдение, эксперимент.
Для выполнения поставленных нами соответствующих задач была проведена экспериментальная работа, которая проходила в 3 этапа:
o констатирующий эксперимент;
o формирующий эксперимент;
o итоговый эксперимент.
На начальном этапе исследования использовался констатирующий эксперимент. Данный метод позволил получить данные об особенностях ученического коллектива, а также определить уровень интереса учащихся к математике. На констатирующем эксперименте нами использовался такой метод исследования как наблюдение.
Нами проводилось наблюдение за активизацией творческой деятельности учащихся на уроке математики. Оценивание активности проводилось по следующим критериям:
Высокий уровень:
• Активная ориентация в новом материале;
• Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;
• Инициатива, нахождение нетабличных решений.
Низкий уровень:
· Учебные действия не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;
· Отсутствие понимания смысла учебной задачи;
· Слабая активность, отсутствие инициативы
Наблюдения за учащимися предоставлены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 — Наблюдения за учащимися на начальном этапе
Фамилия имя ученика |
Активная ориентация в новом материале |
Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы |
Инициатива, нахождение нетабличных решений |
Учебные действия не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность |
Отсутствие понимания смысла учеб ной задачи |
Слабая активность, отсутствие инициативы |
|
Аношко А. |
+ |
||||||
Богданов А. |
+ |
||||||
Буйко А. |
+ |
||||||
Буцкевич М. |
+ |
||||||
Волчек К. |
+ |
||||||
Гордых С. |
+ |
||||||
Ждан К. |
+ |
||||||
Иванова В. |
+ |
||||||
Колоденко Е. |
+ |
||||||
Кочурко В. |
+ |
||||||
Минченко К. |
+ |
||||||
Петрашевич И. |
+ |
||||||
Пивоварчик Т. |
+ |
||||||
Писарчик А. |
+ |
||||||
Резанович Д. |
+ |
||||||
Романчук А. |
+ |
||||||
Телющен- ко П. |
+ |
||||||
Филонюк П. |
+ |
||||||
Хилевич Д. |
+ |
||||||
Чорная К. |
+ |
||||||
Янюк М. |
+ |
По результатам наблюдения у учащихся 4 класса наблюдаются следующие показатели уровня активности на уроках математики:
§ высокий уровень — 13 человек;
§ низкий уровень — 8 человек.
Процентное соотношение представлено на диаграмме 2.3.1.
Диаграмма 2.3.1 — Уровень активизации творческой деятельности на начальном этапе
Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент, который проводился в течение практики.
Цель формирующего эксперимента: формирование творческого интереса на уроках математики.
На этом этапе были использованы материалы для внеклассных мероприятий по математике рассмотренны в пункте 1.2.
Одним из таких мероприятий было внеклассное занятие «Сосчитай-ка, угадай-ка» (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Целю данного занятия было создать условия для развития логического мышления, а также для развития интереса учащихся к математике. Двум командам было предложено совершить заочное путешествие по разным станциям. При этом использовались занимательные задания, что активизировало детей к работе. Также этому способствовало и то, что за каждый конкурс команда получала звезды.
Третий этап исследования: итоговый эксперимент. На этом этапе были подведены результаты наблюдения, которые мы представили в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2 — Наблюдение за учащимися на заключительном этапе
Фамилия имя ученика |
Активная ориентация в новом материале |
Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы |
Инициатива, нахождение нетабличных решений |
Учебные действия не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность |
Отсутствие понимания смысла учеб ной задачи |
Слабая активность, отсутствие инициативы |
|
Аношко А. |
+ |
||||||
Богданов А. |
+ |
||||||
Буйко А. |
+ |
||||||
Буцкевич М. |
+ |
||||||
Волчек К. |
+ |
||||||
Гордых С. |
+ |
||||||
Ждан К. |
+ |
||||||
Иванова В. |
+ |
||||||
Колоденко Е. |
+ |
||||||
Кочурко В. |
+ |
||||||
Минченко К. |
+ |
||||||
Петрашевич И. |
+ |
||||||
Пивоварчик Т. |
+ |
||||||
Писарчик А. |
+ |
||||||
Резанович Д. |
+ |
||||||
Романчук А. |
+ |
||||||
Телющенко П. |
+ |
||||||
Филонюк П. |
+ |
||||||
Хилевич Д. |
+ |
||||||
Чорная К. |
+ |
||||||
Янюк М. |
+ |
Процентное соотношение представлено в диаграмме 2.3.2.
Диаграмма 2.3.2 — Уровень активизации творческой деятельности на заключительном этапе
Сравнив диаграммы на начальном этапе и на заключительном, стоит отметить явную динамику в повышении уровня активности учащихся (на 19%). По результатам наблюдения четко наблюдалось повышение уровня активности учащихся. Дети стали проявлять инициативу при ответе на уроках.
На основе проведенного исследования хотелось бы дать несколько рекомендаций:
*проводить внеклассные мероприятия, посвященные математической деятельности;
*использовать формы и методы проведения, повышающие интерес и уровень знаний к математике;
*учитель должен выступать примером носителя и проводника познавательного интереса к математике.
Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе формирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному повышению познавательного интереса младших школьников к математике.
В процессе внеклассной работы повысился интерес учащихся к изучению математики. Учащиеся получили элементарные навыки использования дополнительной литературой для поиска задач на смекалку, кроссвордов, ребусов и т.д.
Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся класса до эксперимента наблюдался средний уровень творческой активности на уроках математики. После проведения внеклассных мероприятий по математике с использованием занимательного материала уровень активизации познавательной деятельности повысился.
Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий способствует повышению познавательного интереса к математике, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы влияния материала внеклассных занятий по математике на развитие творческой активности младших школьников.
Внеклассные занятия по математике, несмотря на свою необязательность для школьника, заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.
Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Одна из основных причин не всегда высокой сравнительной успеваемости по математике — недостаточный интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются ученики увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, решать более трудные задачи.
Внеклассные занятия в начальных классах должны быть связаны с классными. Добиваясь единства урочной и внеклассной работы в начальных классах, учителя совершенствуют математические знания учащихся, развивают их познавательный интерес, расширяют кругозор.
Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для активизации творческой деятельности младших школьников на уроках математики, углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки. Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Исследование показало, что внеклассные занятия активизируют познавательную деятельность и творческую активность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение математики в начальных классах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балк, М.Б. Математика после уроков: Пособие для учителя/ Балк М.Б. и Балк Г.Д — М.: Просвещение, 1971. — 214 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения/ Подласый И.П — М.: ВЛАДОС, 1999. — 285 с.
3. Труднев, В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе/ В. П. Труднев. — М. : Просвещение. — 1995 — 175 с.
4. Гончарова, Л.В.. Предметные недели в школе/ Л.В. Гончарова. — Волгоград: Учитель, 2001. — 115 с.
5. Житомирский, В. Г. Некоторые приёмы организации внеклассной работы по математике/ В.Г. Житомирский // Начальная школа. — 1989. — №6.
6. Столяр, А.А. Практикум по педагогике математики/ А.А. Столяр. Минск: Высш. школа, 1978. — 207 с.
7. Королева, К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П. Королева. — Свердловск: СГПИ, 1987. — 147 с.
8. Минхаирова, О. И. В математическом кружке. // Начальная школа. — 1993. — №68.
9. 11. Шустеф, Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике / Ф.М.Шустеф. — Минск: Нар.асвета, 1989. — 157с.
10. Спивак, А.В. Математический кружок / А.В. Спивак. — М.: Посев, 2003. — 124 с.
11. Рубинштеин, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштеин. — СПб.: Питер, 2000. — 241 с.
12. Волина, В. Праздник числа. Занимательная математика для детей/ В. Волина. — М.: Знание, 1993. 139 с.
13. Сластенин, В.А. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и внеучебной деятельности / В.А.Сластенин. — М.: МПГИ, 1980. — 196 с.
14. Сефибеков, С.Г. Внеклассная работа по математике / С.Г.Сефибеков. — М.: Просвешение, 1988. — 135 с.
15. Труднев, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П.Труднев. — М.: Просвещение, 1975. — 234 с.
16. Фарков, А.В. Математические кружки в школе / А.В. Фарков. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 176 с.
Размещено на